Защитить авторское право на идею || Как защитить свою идею

Неудавшиеся попытки защитить идею

Motorola не смогла защитить свою идею – форм-фактор телефона. В 1994 году компания Motorola обратилась в патентное бюро, чтобы зарегистрировать идею формфактора сотового телефона-раскладушки. Годом позже она выиграла суд у фирмы Haltof Product Design Inc., которая еще в 1993 году выпустила телефон Flip Clip, но не зарегистрировала товарный знак.

В 1997 году компания Qualcomm выпустила модель телефона Q, практически неотличимую по дизайну от модели Motorola StarTAC. Motorola подала в суд и проиграла дело. В заключении суда говорилось, что компания не может монополизировать форм-фактор раскладушки, поскольку это не техническое инновационное изобретение, а идея.

Как себя вести если возникла интересная идея: как защитить авторство до момента регистрации патента на идею

Согласно патентному праву РФ, зарегистрировать саму первоидею нельзя. Тем не менее если сделать ее подробное описание, рассказать как она будет работать и возможно ли ее реализовать как изобретение, то тогда на нее распространяется авторство. В таком случае регистрировать авторское право на идею необходимо по принципу полезной модели, научного изобретения, или промышленного образца.

Процедура регистрации авторство на идею: сроки, госпошлина на авторство идеи, общие траты на регистрацию патента на идею

Наиболее эффективным способом защиты авторства идеи считается оформление патента на описание или проект, в котором выражается полезная мысль изобретателя. Согласно действующему закону – авторство это и есть интеллектуальное право на проект, изобретение в науке, искусстве или культуре. Имея патент на идею, ее владелец также владеет:

  1. Исключительным правом собственности на проект
  2. Именем автора
  3. Авторством
  4. Публикациями и правом обнародованием произведения
  5. Правом на неприкосновенность проекта.

Срок патентования идеи, изобретение около 1 года, но для полезных научных моделей до 2 месяцев. Конкретный период отработки заявления на оформление интеллектуальной идеи зависит от объекта патентования и объема процедур в процессе регистрации.

При оформлении авторского права на идею вас также ожидают сопутствующие расходы:

  • Для того чтобы зарегистрировать заявку в Российском патенте, необходимо приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 850 рублей.
  • Расходы на проведение экспертизы изобретений или промышленных образцов, включая составление резюме по результатам проверки, составят не менее 1650 рублей. Сумма может индексироваться.
  • Добавление в общий реестр нового патента и его выдача – 3250 рублей.
Предлагаем ознакомиться:  Как вытащить клеща у человека В какую сторону выкручивать клеща

Самым действенным способом сохранить свое право и продукт интеллектуальной собственности является умолчание. В настоящее время современные компании уделяют особое внимание защите информации в области проведения разработок вплоть до момента, когда конечный продукт не попадет в массовое пользование под торговой маркой предприятия.

История знает немало случаев, когда человек, озвучивший творческую идею, автоматически терял свое право на ее реализацию.

Как защитить идею, чтобы конкуренты не реализовали ее первыми 

Совет 1. Анонсируйте новое изделие в узком тематическом сообществе. Мы рассказали о своей задумке в ЖЖ-сообществе, посвященном промышленному дизайну, а также в некоторых других блогах. Готовая мышь была представлена на выставке «Design Act – 2009». На Западе о нашем изделии узнали после публикации информации о проекте на сайте www.behance.

Спустя год я узнал о том, что две компании решили выпускать похожие продукты. У одной из них солидная материальная база, но, по моим предположениям, в ближайший год она все-таки не выведет товар на рынок; другая же фирма от нее прилично отстает. Возможно, у конкурентов разработка технологии займет меньше времени, чем у нас, но в любом случае быстро скопировать нашу идею у них не выйдет. А пионерами в этом сегменте все равно навсегда останемся мы.

Совет 2. Объявляйте о скором выходе другого продукта, чтобы отвлечь внимание от важной новинки. Затем мы вывели на рынок устройство – это док-станция в одном корпусе с широкоформатным монитором. В отличие от мыши, оно презентовалось непосредственно целевой аудитории. Внимание конкурентов от работы над этим продуктом мы отвлекали тем, что весь последний год анонсировали в моем блоге http://alestrukov.livejournal.

Совет 3. Контролируйте информацию, исходящую от сотрудников. Ограничьте перечень тем, допустимых для обсуждения вне компании. В промышленном шпионаже основную массу сведений получают из открытых источников. Помните, что самые преданные читатели сайта Вашей компании, а также блогов и страниц в соцсетях Ваших сотрудников – конкуренты.

Заключите с каждым из сотрудников соглашение о конфиденциальности. Все наши работники при трудоустройстве подписывают такой документ. В нем перечислены категории сведений, составляющих коммерческую тайну и не подлежащих разглашению, – это, например, информация об устройствах, находящихся в разработке.

Совет 4. Размещайте заказы на выпуск разных деталей у различных производителей. Хорошо, если у Вас есть собственное производство и разработан оригинальный технологический процесс, позволяющий выпускать уникальный продукт. Но такой расклад – редкость. Если же Вы производите товар в России (а тем более в Китае) на предприятии партнера, не удивляйтесь, узнав, что с соседнего конвейера сходит продукция конкурента.

Предлагаем ознакомиться:  Позвонить в Москву - как звонить с мобильного, домашнего телефона

Конечно, юридическая защита технологий обеспечивается при подписании договора с подрядчиком, но как застраховаться от утечки информации через рабочих, которые могут быть лично знакомы с сотрудниками конкурирующей фирмы и без задней мысли, «по дружбе», сообщать им Ваши производственные секреты? Для этого стоит по возможности подразделить производственный процесс, который Вы бы хотели сохранить в тайне от конкурентов, на ряд более мелких этапов, каждый из которых не позволит получить представления о технологии в целом, и разместить заказы на выполнение отдельных операций у разных производителей. Вероятность утечки информации одновременно отовсюду очень низка.

Совет 5. Формируйте фокус-группы из самых преданных клиентов. Если Вы хотите выяснить мнение клиентов относительно Ваших планов до того, как эти планы воплощены, соберите небольшую группу экспертов. Желательно, чтобы их с Вами связывали личные отношения: тогда удержать информацию в узком кругу окажется значительно легче.

Возможно, опросы такой группы не будут достаточно релевантными, но некоторое представление о том, какую реакцию со стороны целевой аудитории встретят Ваши идеи после их реализации, Вы получите. Помните известное высказывание: «Пока Генри Форд не предложил автомобиль, потребители просили более быструю и выносливую лошадь».

Экспертное мнение

Алексей Макаров, Руководитель проектов агентства «Маркетинг Революшен», Пенза

Своевременная и юридически грамотная регистрация торгового знака, авторского права и изобретения надежно защитит Ваши права от посягательств. А вот защитить идею с помощью механизмов правового регулирования можно не всегда. Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Примеры таких не подлежащих юридической защите идей – планы будущих рекламных кампаний, схемы предполагаемого оборота товаров и услуг, предоставления скидок и т. д. Что делать, если Вам нужно обнародовать идею, не защищаемую законом, но Вы опасаетесь, что конкуренты используют эту информацию в собственных интересах? В такой ситуации можно действовать двумя способами.

  • анонсируйте реализацию идеи в срок более поздний, чем запланировано на деле. Воплотив свою идею раньше объявленного срока, Вы сможете преподнести такое «опережение» как свой серьезный успех. Потребители возражать не станут, а конкуренты, задумавшие контрмеры, окажутся не готовы противопоставить свою новинку Вашей;
  • реализуйте идею с намеренным опозданием. Заявите о выпуске нового продукта в ближайшее время, но фактически планируйте представить его позже. Это поможет подогреть интерес клиентов к новинке и заставит конкурентов поспешить с разработкой аналога. Из-за нехватки времени они допустят ошибки, которые Вы обязательно заметите и используете впоследствии при продвижении собственного продукта.
Предлагаем ознакомиться:  Как прищипывать бальзамин - Дача

1. Получить патент. Это один из самых действенных способов защитить бизнес-идею и застраховаться от промышленного шпионажа, хотя в России практика применения норм, защищающих авторские права, пока еще не столь богата, как на Западе, где постоянно идут патентные войны. Патенты на изобретения, промышленные образцы и полезные модели регистрируются Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом). Анализ заявок выполняет Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).

2. Зарегистрировать продукт. Регистрация производится по иной схеме, но тоже в Роспатенте. Считается, что этот метод не очень эффективный, однако в некоторых случаях он хорош. Поясню. Есть такое понятие, как схема деления изделия на составные части (модули). Допустим, один из этих модулей – Ваш продукт.

Сборка всех составных частей воедино происходит на финальном этапе работы. Заказчику готовый товар сдается, например, как опытный образец. Опробовав этот образец, потребитель закупает партию изделия. Если Вы главный исполнитель работ, то изделие поставляете целиком, продавая лицензию на использование.

Если же Вы производите лишь часть работ, то изделие сбывает заказчику главный исполнитель, а Вы лицензируете только собственный модуль. В этом смысле быть главным исполнителем по контракту с заказчиком всегда намного сложнее, чем соисполнителем: риски гораздо выше. Вот почему часто разумнее регистрировать не все изделие, а лишь его часть – ядро или иной модуль.

Тогда любые действия покупателя, выполняемые с изделием в целом (установка, модернизация и пр.), влияют и на составную часть товара, так что заказчик вынужден обращаться к производителю. В нашей практике такое встречается постоянно – например, для масштабирования государственной автоматизированной системы «Правосудие» заказчик (судебный департамент при Верховном суде РФ) планомерно закупает наше ПО для оснащения судов общей юрисдикции.

Справка

Алексей Струков окончил математический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова и Шотландский сельскохозяйственный колледж (Эдинбург) по специальности «маркетинг». Работал директором по маркетингу в фармацевтической, FMCG- и оптовой компаниях.

«Маркетинг Революшен»

Сфера деятельности:маркетинговые исследованияФорма организации: ОООМесторасположение: ПензаЧисленность персонала: в штате – 6, вне штата – 9Годовой оборот: 860 тыс. руб. Основные клиенты: Пензенская кондитерская фабрика, сеть ювелирных магазинов «585», торговый дом «Авитрон», компании «Дымшиц и партнеры», «Ландшафт

Загрузка ...
Adblock detector