В чем заключается сущность экономического Сингапурского чуда

Статистика инновационного лидера

В 1999 году The Intelligent Community Forum (ICF) назвал Сингапур лучшим «Интеллектуальным сообществом года» за программу массового внедрения высокоскоростного интернета, которую город-государство запустил в 1998-м. Распространение интернета поддерживалось на национальном уровне, и к 2003 году 65% домов и рабочих мест были подключены к сети, а 74% жителей острова владели ПК.

В нулевых Сингапур сконцентрировался на IT-технологиях, сделав ставку на привлечение международного инновационного бизнеса и развитие собственного. Государственная поддержка и лучшие в мире условия для бизнеса (на регистрацию компании через онлайн-сервис уйдет 15 минут) сделали свое дело: с 2005 по 2014 год число стартапов в стране увеличилось с 24 тысяч до 55 тысяч.

Уровень коррупции в Сингапуре — отдельная гордость страны. Государство стабильно входит в десятку стран мира с самым низким ее уровнем. По рейтингу Transparency International, в 2015 году Сингапур занял 8-е место, а его соседи — Малайзия и Индонезия — 54-е и 88-е соответственно. К слову, Россия в рейтинге находится на 119-м месте.

Сингапур вообще неплохо выглядит в мировых рейтингах, особенно экономических и связанных с IT: первый в рейтинге World Bank по условиям для ведения бизнеса (девятый год подряд), Ookla назвала Сингапур нацией самого высокоскоростного интернета, Университет Тафтса — самой быстроменяющейся цифровой экономикой в мире.

Такая бизнес-атмосфера и концентрация IT-инициатив не могли не сказаться на городском развитии. Но если до 2014 года это были отдельные, пусть и большие проекты, то в 2014 году внедрение умных технологий в Сингапуре приобрело масштаб национальной программы. И это больше чем популистское заявление: последние полвека показали, что государство умеет достигать поставленных целей.

Мнение эксперта -экономическое чудо в России возможно!

Причинами японского и сингапурского экономического чуда стали реформы, выполненные при значительном влиянии развитых стран Запада. В Японии реформы инициировала оккупационная администрация США. Реформы, проводимые в Сингапуре премьер-министром Ли Куан Ю получили мощную политическую и экономическую поддержку Великобритании.

Эти страны ликвидировали господство в экономике семейных клановых монополий и ввели законы, защищающие частную собственность и свободу предпринимательства. Для защиты новых принципов деловой активности обе страны позаботились о формировании честного и независимого правосудия. Для чего на должности судей назначались авторитетные юристы с безупречной репутацией.

Полный список санкций США 2018 против РФ: список лиц, падение акций компаний России

Властные полномочия после капитуляции полностью перешли к оккупационным американским властям. И были переданы японским гражданским властям только после завершения наиболее трудного и неустойчивого периода экономических и политических реформ лишь когда население Японии почувствовало благоприятные плоды преобразований. Отдельного упоминания заслуживает жёсткое пресечение коррупции в Сингапуре.

Первоначально требования Ли Куан Ю о прекращении коррупции чиновники восприняли как обычную кампанейщину и не обратили на них внимания. Но когда премьер отдал под суд и отправил в тюрьму за коррупционные преступления трёх своих друзей, госаппарат страны осознал серьёзность намерений премьера победить коррупцию. А дальше правоохранительные органы и независимый суд довели начатое до конца.

К сожалению, приходится констатировать полное отсутствие в современной России возможностей для реализации того сценария реформ, который позволил Японии и Сингапуру создать экономическое чудо. Наша страна живёт не в реальном современном мире, а в выдуманном ей же самой пространстве. Она одержима идеей реализации внешнеполитической доктрины позапрошлых веков, основанной на имперском сознании и контроле территории с помощью силы.

Во внутренней политике, ориентированной на реализацию внешнеполитической доктрины, господствует принцип имитации каких-либо действий. Все институты только имитируют решение важных для общества задач, на самом деле реально служат только цели сохранения и поддержания существующей системы. Вертикаль власти скреплена коррупцией (см.

Экономическое чудо в Сингапуре

Такая система крайне ресурсоёмка. Она потребляет огромное количество ресурсов. Ещё больше ресурсов выводит за рубеж на оффшорные счета коррупционеров. Любые реформы, направленные на борьбу с коррупцией и повышение эффективности в любых сферах деловой и социальной жизни остаются лишь имитацией, гораздо чаще усугубляющей ситуацию, нежели дающей позитивные сдвиги.

А внутри страны вся государственная и частная деловая среда неумолимо деградирует. Из-за недостатка ресурсов и крайне низкой эффективности разваливается медицина, образование наука, социальное обеспечение, транспорт, ЖКХ… Бизнес, не связанный напрямую с государством, не видит в стране перспективы для своего развития, сворачивает активность и выводит капитал.

В целом ситуация во многом напоминает ту, которая сложилась в Японии и Сингапуре к моменту начала реформ. Но в этих небольших странах, лишённых ресурсов, у населения не были столь развиты иждивенческие и неэффективные паттерны поведения. Имперский проект в Японии был насильно прерван. В Сингапуре — не существовал вовсе. Поэтому и Япония, и Сингапур смогли принять и эффективно распорядиться помощью своих Западных партнёров.

Наше государство больше озабочено сохранением себя самого в прежнем качестве, нежели реформами, меняющими социальную структуру общества и его поведенческие паттерны. Управлять страной в том виде, в каком она находится сейчас, это государство научилось. Что делать со страной, если та поменяется, наше государство пока не знает. А общество в целом пассивно, поддерживает систему ценностей государства и не хочет изменений.

Предлагаем ознакомиться:  На какой срок заключается коллективный договор и когда вступает в силу

Архитектура в Сингапуре

Поэтому даже искренние попытки спасительных реформ сверху почти наверняка обернутся лишь новой имитацией преобразований. Пока что-то не изменится качественно в общественном сознании, пока люди не поймут, что их естественные права и свободы – это не пустой звук, а единственно возможный путь к уважению их чувства собственного достоинства и к устойчивой, обеспеченной жизни, никакое экономическое чудо нам не грозит. Нужно ли, сделав такой вывод, смириться с существующим положением дел? Нет. Осознание проблемы – есть ключ к её решению.

Эмиль Мартиросян, доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.

Я абсолютно убежден, что изменения в экономике страны по примеру японского экономического чуда возможны. А для этого у нас три составляющие для такого прорыва, о котором говорил президент.

  • Во-первых, это технологическая база, которая уже на протяжении нескольких десятков лет создавалась и создана по сути.
  • Второе — это наличие ресурсов, которое на сегодняшний день у страны есть для перехода на, так называемый, интонационно-технологичную экономику.
  • Третье — это человек. Я думаю, что большая часть людей, особенно в больших городах, в 22, 27, 28 лет абсолютно готовы к разработке и реализации новых инновационных проектов и воплощению экономического чуда.

Поэтому на мой взгляд, это абсолютно возможно по примеру Сингапура и Японии, которые также, особенно после Второй мировой войны, находясь в режиме жестких ограничений, в том числе и санкций, построили абсолютно инновационную экономику на основе технологий, ресурсов и знаний человека. Поэтому мне кажется, что в ближайший коридор в 10-15 лет мы могли бы этот прорыв сделать.

Начало умной нации

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон считает, что сегодня умные города стоит делить на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 действует без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и стремится свести вместе как можно больше источников информации.

Проект Smart Nation

в Сингапуре живут 5,7 миллиона человек, то есть примерно 8 тысяч на один квадратный километр. Это в 200 раз больше, чем в США (для той же площади), и в тысячу раз больше, чем в России. Сингапур выделил для себя пять основных направлений программы: снижение эффекта от перенаселенности, старение страны, медицинское обслуживание, устойчивая энергетика и транспорт. По каждому из направлений проект Smart Nation предлагает свои решения.

Создание системы образования для развития экономики

Следующей важной частью реформ в Японии и Сингапуре стало создание современной по тем временам системы образования, давшей молодёжи знания, необходимые для модернизации своих стран, и сформировавшей открытый взгляд на окружающий мир, цивилизованную систему ценностей. При этом не отрицая, а поддерживая и развивая лучшие национальные культурные традиции.

Небоскребы Синдзюку. Токио, Япония

Транспорт

В Сингапуре около миллиона автомобилей, а дороги занимают 12% всей территории. Для сравнения: жилье занимает почти столько же — 14% площади города-государства. Снижение транспортных нагрузок принципиально важно для Сингапура и реализуется несколькими способами.

В городе отлично развита система общественного транспорта. Mass Rapid Transit (MRT) — городское метро, большая часть которого полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем, распространена система каршеринга.

В 2010 году в Сингапуре запустили программу бесконтактной оплаты проезда с помощью специальных карт во всем общественном транспорте. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты.

Предлагаем ознакомиться:  Надутый живот причины Вздутие живота методы лечения

Сокращения единиц транспорта в городе планируется добиться внедрением общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе проходят испытания таких авто, разработанных в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Экономический эффект от сокращения пробок оценивается более чем в $40 млн.

Parking Guidance System (PGS) найдет свободное место на парковке, а система Electronic Road Pricing (ERP) сама спишет деньги за нее. ERP работает от встроенных в авто устройств (In-Vehicle Unit, IU) и также снимает деньги со счета автолюбителя за пользование дорогами и проезд в определенных зонах города.

Если автомобиль не оборудован IU, городская система определит это по камерам и вышлет владельцу счет. Один день езды по дорогам города обойдется в пять сингапурских долларов (около $3,5). Эта система позволила добиться снижения трафика в пиковые часы на 15% и повышения средней скорости на 20%. В 2015 году был разработан план развития транспортной системы города Smart Mobile 2030 на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Еще один эффективный способ сокращения транспортного потока — запредельная стоимость личного автомобиля. Из-за высокого ввозного налога стоимость небольшого автомобиля составляет $50 000. Кроме того, для пользования им нужно приобрести лицензию, которая, в зависимости от размеров машины, обойдется от $77 000 до $93 000 и будет действительна только 10 лет.

На онлайн-карте Сингапура можно получить информацию о происходящем на улице в эту минуту — от количества людей или трафика до уровня паводков или вида на город с высоты птичьего полета.

На фоне мегаполисов — своих ближайших соседей Сингапур выглядит интеллигентом, оказавшимся в сомнительной компании: в Пномпене (Камбоджа) пока нет не только метро, но и светофоров, дорожных знаков и, трудно поверить, городской автобусной системы, в малайзийском Куала-Лумпуре транспортную ситуацию кроме как ночным кошмаром и не назовешь, а в Хошимине (Вьетнам) такое количество мототранспорта, что попытка перейти дорогу почти равнозначна самоубийству.

Забота о жителях

Современная система здравоохранения и улучшение условий жизни повышают средний возраст жителей развитых стран. У этой хорошей информации есть и обратная сторона — растет нагрузка на трудоспособное население и социальные службы. По информации World Health Organization, к 2025 году 10% населения Земли будет старше 65 лет.

В Сингапуре к 2030 году каждому пятому жителю будет 65 лет и больше. Кроме множества программ социальной и финансовой поддержки, в Сингапуре для помощи пенсионерам используют и технологии. Например, в домах у пожилых людей устанавливают сенсоры, которые, если перестают фиксировать движение, отправляют сиделке или родственникам текстовое сообщение. Сейчас этот сервис тестируется бесплатно.

Другая возможность — предоставление медицинского обслуживания дистанционно. В нескольких городских больницах испытывают системы диагностики, в которых информация передается по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Развитие проекта на государственном уровне даст возможность интегрировать телесвязь с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также привлечь различные сообщества для оказания людям эмоциональной и социальной поддержки.

Сингапур ищет таланты

Практически полное отсутствие природных ресурсов, в том числе питьевой воды, делает вопросы экологии, возобновляемой энергии и устойчивого развития особенно актуальными в Сингапуре. И страна ими серьезно занимается: в исследовании 2011 года Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку экологического положения среди городов Азии.

Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре системы управления водными ресурсами, которая включает сбор дождевой воды, очистку и повторное использование отработанной и разработку новой технологии опреснения соленых вод, которая должна стать на 50% эффективнее существующей. Это отнимает немало сил и ресурсов у города, но и дивиденды свои приносит: Сингапур продает экспертизу по управлению водными ресурсами в другие части Азии.

Планы экоразвития Сингапура на ближайшие 15 лет

В сфере устойчивого развития у азиатского мини-государства тоже неслабые амбиции. Утилизировать 70% своих отходов, улучшить показатели расходов энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертифицировать 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, поднять долю передвижений по городу на общественном транспорте до 75% — это только небольшая часть программы устойчивого развития Сингапура, которую планируется реализовать к 2030 году. Подробнее познакомиться с ее деталями и цифрами можно на сайте.

Гигантские деревья в саду Сингапура — не только знаменитая достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, на вершине каждого из 18 сооружений расположены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать доступ по локальной сети

В городе существует автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics.

Разумеется, Сингапур планирует неплохо заработать на экспорте своих идей и технологий и занимается этим уже сегодня. Одна из таких площадок для адаптации собственных изобретений — экогород Тяньцзинь в Китае. На очищенной от тяжелого химического загрязнения территории бывшей промзоны возводится экогород, который обещает стать примером нового городского планирования для китайских поселений, отличающихся высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Сингапур инвестирует в проект пополам с Китаем. Город должен быть готов к середине 2020-х годов и станет домом для 350 тысяч жителей.

Еще один интересный пример высокотехнологических разработок Сингапура — умные обои. Чудеса современных технологий позволяют вживлять микрофоны, сенсоры и динамики в бумагу и через тянущиеся по всей плоскости, но невидимые глазу микросхемы интегрировать их с компьютером, который расположен в другой комнате или даже здании.

На основе собираемой в городе информации уже запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале.

Сингапурское правительство инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев — для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города. Если есть опыт работы с IT и современными технологиями, на сайте проекта можно подать заявку.

Особую любовь Сингапур испытывает к стартапам. Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии — в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек.

В 2011 году в промышленной зоне Ayer Rajah Industrial Estate здание «Блок 71» (Blk71) вместо запланированного сноса было реконструировано и превратилось в технологический хаб. Очень быстро он стал домом для 250 стартапов, инвесторов и бизнес-инкубаторов. The Economist назвал его «самой плотной бизнес-экосистемой в мире».

Новая приватность

По закону Сингапура любое решение об использовании собранных Smart Nation данных не требует разрешения суда или мнения граждан. Считается, что государство лучше понимает, какую информацию должны предоставлять его жители. Например, с 2011 года абсолютно все дороги, даже проулки в Сингапуре находятся под постоянным видеонаблюдением.

С одной стороны, это исключает безнаказанное нарушение ПДД, а с другой — никто не гарантирует, что личные карты маршрутов отдельных жителей не лягут кому-то на стол. Датчики на авто, кроме контроля трафика и удобной системы дорожных сборов, позволяют отслеживать все перемещения жителей города-государства.

Широко известен случай, ставший уже почти анекдотом, когда человека, выбросившего из окна окурок, зафиксировали камеры видеонаблюдения и в итоге он заплатил штраф в $14 000. Такое ущемление конфиденциальности вряд ли можно назвать обратной стороной эффективных городских проектов Сингапура — скорее побочным эффектом.

Несмотря на подобные ограничения, проект Smart Nation популярен среди населения — во многом из-за высокого доверия правительству. Жители готовы платить эту цену за улучшение качества жизни и мировое технологическое лидерство. В Сингапуре принимают однопартийную политическую систему и сильные ограничения свободы слова, которые жители расценивают как плату за рост благосостояния.

Умные технологии — самое очевидное развитие городов в ближайшем будущем. Вне зависимости от того, нравятся эти решения или вызывают скепсис, внедряться в привычную нам городскую среду они будут, и с каждым годом все быстрее. Когда город будет знать практически все про своих жителей, приватность в ее сегодняшнем представлении исчезнет.

Но как открытые профили соцсетей стали привычными для нас, так же, скорее всего, не будет смущать и то, что вся наша жизнь 24 часа в сутки будет записываться на видео, а стены — прислушиваться к разговорам. Жизнь сильно изменится оттого, что мы сблизимся с технологиями еще сильнее, а на глобальном рынке появятся гиганты-производители умных решений.

Загрузка ...
Adblock detector