Виды творчества Какие существуют виды творчества

Виды и функции творчества

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему.

Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий.

При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».[1]

Кто считается творческим человеком?

Это не только личность, имеющая непосредственное отношение к искусству (художник, актёр, скульптор, певец, дизайнер). Таким человеком является каждый, кто использует нестандартный подход в своей деятельности. Творческой личностью может быть педагог, спортсмен, журналист, повар, строитель и даже обычная домохозяйка. Главное — делать свою работу с любовью, вкладывая в неё частичку души, тогда и результат превысит все ожидания.

Психологи уверены, что способности к созиданию есть в каждом ребёнке, и их необходимо правильно развивать. Чем раньше это начать делать, тем больше шансов, что из малыша вырастет неординарный творческий человек.

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Предлагаем ознакомиться:  Почему у женщин растут волосы на подбородке и что делать?

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Творчество как способность

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Если следовать этим простым рекомендациям, можно легко развить свои творческие способности и добиться большего в выбранном виде деятельности.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

Понятие художественного творчества

Такой вид отождествляется со всем, что связано с миром искусства. Художественное творчество имеет несколько определений. В общем понимании к нему относятся различные виды деятельности человека, результатом которых является выражение чувств и мыслей созидателя (живопись, театр, литература, танец, музыка, архитектура и т. д.).

Художественное творчество тесно переплетается со свободой. Благодаря ей творцу удаётся полностью избавиться от каких-либо ограничений, связанных с установленными порядками. Свобода творчества — это главное условие, позволяющее человеку выразить свои мысли, ощущения и мировоззрение. Неразрывна связь между творчеством и личностью, ведь в процессе создания своего шедевра мастер производит нечто новое, чего до этих пор не существовало.

Творчество и личность

Творческая личность — это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Предлагаем ознакомиться:  Какие виды информации существуют

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…»[10]. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном[11], производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека[12][13]. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Прикладное искусство

В отличие от художественного прикладное творчество представлено предметами, предназначенными не только для удовлетворения эстетических нужд, но и для практического использования. Таковыми являются ювелирные украшения, изделия из керамики, глины и дерева, ковры, гобелены, вышитые, вязанные и плетёные вещи и многое другое.

Самыми популярными сегодня видами такого искусства являются резьба по дереву, роспись по стеклу, декупаж, бисероплетение, вышивка и другое. Освоить их можно самостоятельно или под руководством педагога. Примечательно, что такое творчество доступно любому желающему. Каждый человек может изготовить своими руками вещи, которые будут нести в себе практическую ценность и станут настоящим украшением жилища. Занятия подобной творческой деятельностью помогают человеку избавиться от внутреннего напряжения, наполнить жизнь смыслом.

Примечания

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
  2. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
  3. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
  4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
  5. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
  6. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
  7. Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
  8. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
  9. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  10. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
  12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  13. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  14. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
  15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
  16. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  17. Юнг К. Г. Психологические типы.
  18. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
  19. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.

Для малышей

Сегодня во всех образовательных учреждениях большое внимание уделяется развитию детского творчества, ведь в процессе создания своими руками уникальных вещей ребёнок учится саморазвиваться и выражать собственную индивидуальность. Для малышей рисование, лепка, конструирование, разучивание песен и танцев — это увлекательнейшие игры, которые позволяют воспитать у них эстетический вкус, привить чувство прекрасного.

Предлагаем ознакомиться:  День летнего солнцестояния: гадания, приметы, ритуалы

Значение фольклора

В процессе изучения различных видов искусства нельзя обойти вниманием народное творчество (фольклор), где отображаются уклад жизни, традиции, труд, вера, мировоззрение, стремления и идеалы людей в былые времена. Фольклорные произведения относятся к коллективному искусству, они создавались сообща и в большинстве своём не имеют автора.

Что такое творчество? Это дар, который дан людям свыше, дабы сделать окружающий мир лучше. Любой его вид должен нести красоту, добро и любовь ко всему, что окружает человека. Необязательно обладать великим талантом, чтобы создавать шедевры. Понятно, что писать, как Лев Толстой, или рисовать, словно Пабло Пикассо, дано единицам.

Загрузка ...
Adblock detector