Как вести электронный классный журнал

Как вести электронный классный журнал

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием. Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ. Право организации на выбор информационных систем и ответственность за правильную обработку данных отражено в 152-ФЗ «О персональных данных», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 149-ФЗ «Об информации…».

https://www.youtube.com/watch?v=s8LwYbs94iM

Вот ответ Минобрнауки РФ с комментариями автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.

Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.

Несмотря на весьма сомнительное соблюдение упомянутых законов при реализации подобных систем, вышестоящие органы власти и надзора за региональными органами власти не реагируют на жалобы, что мешает продуктивному развитию электронного журнала и позитивному отношению к ним учителей, вынужденных своим временем и силами компенсировать все возникающие издержки.

Открытое обращение в Рособрнадзор в отношении Департамента образования Москвы.

Ответственное отношение органов власти к эффективному внедрению электронного журнала потребовало бы:

  • пересмотра устаревшей и запутанной нормативной базы ведения документооборота с учётом стремительного роста доли электронной документации;

  • выработки внятных требований к статистической отчётности в целях мониторинга из различных возможных электронных журналов;

  • помощи каждой образовательной организации в выборе наиболее адекватного варианта электронного журнала;

  • помощи в организации эксплуатации электронного журнала, мониторинге и защите персональных данных;

  • разработки платформы сбора информации из разных информационных систем, используемых в подотчётных образовательных организациях на основе современных технологий обмена данными (вот, например, прототип подобного протокола обмена данными).

Реальность: Единственная проблема защиты персональных данных, которая решается «в облаках» — технические меры по защите. Кроме технических мер, имеется длинный список организационных и нормативных действий, которые в случае «облачного» электронного журнала даже более насыщенные.

Специально для таких «блондинок» было выпущено письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2014 №АК-3358/08. Оно не несло ничего принципиально нового — это выжимка из закона 152-ФЗ «О персональных данных» с перечислением тех мер, которые нужно выполнить. Оно обращает внимание на то, что за снятие проблем технической защиты персональных данных внешним электронным журналом надо расплачиваться дополнительными организационными мероприятиями, которых можно избежать при ведении локального электронного журнала.

Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.

Предлагаем ознакомиться:  С какого дня считается срок беременности

По этой причине очень сложно сравнивать функциональность разных электронных журналов, ибо каждый производитель норовит включить в перечень те функции, которые к задачам электронного журнала имеют косвенное отношение. Строго говоря, сравнивать электронные журналы нужно исключительно по журнальным и административным функциям, по интерфейсным удобствам.

как вести электронный классный журнал

Но тогда практически у всех сравниваемых начнут проявляться заметные недостатки, которые они или сами не знают, или стараются маскировать другими достоинствами. Для простых систем оценивания и формального отношения к ведению учёта в журнале это большого значения не имеет. Для тех школ, которые используют журнал как важный инструмент управления образовательным процессом, журнальные возможности имеют существенное значение.

Важно иметь в виду, что электронный журнал должен уметь вести учёт в той системе оценивания, которая принята в организации, отражать те административные регламенты работы с журналом, которые предусмотрены образовательной программой. Подавляющее большинство школ работает в традиционной советской пятибалльной системе.

Чем выше требования к журналу, тем с меньшей вероятностью они реализованы в комплексном продукте, который должен поддерживать актуальные требования по всем своим функциям.

Отдельная спорная тема — нужно ли стремиться к комплексному решению всех задач построения информационной образовательной среды одним продуктом? Сегодня информационные технологии развиваются настолько стремительно, что никогда нельзя знать, что появится и что исчезнет завтра. Приобретение комплексного продукта в таких условиях, учитывая медленное освоение ИТ в образовании в силу высокой занятости и заметной инертности учителей, влечёт за собой неэффективную трату средств и риск отставания от новейших технологий.

Комплексный продукт накладывает дополнительные ограничения на условия эксплуатации, требует более мощных ресурсов для установки, более сложного обучения, администрирования. Такие продукты, действительно, часто логичнее устанавливать «в облаках». Но не из-за электронного журнала, а из-за всего комплекса задач.

Главное преимущество комплексных систем в том, что они изначально согласованы по всем функциям или по большинству из них, и все они поддерживаются одним разработчиком. Недостаток — в неповоротливости, медленном развитии, плохой совместимости с другими системами.

Главное преимущество специализированных небольших систем — легкость, гибкость и неплохая совместимость с другими системами, возможность сравнительно легко заменить одну такую систему на другую без ущерба для других задач, решаемых иными системами. Недостаток — в необходимости совмещать их с другими системами и обращаться за поддержкой к разным разработчикам.

Классный руководитель регулярно заполняет электронный журнал. Он вносит данные об учениках и следит за их достоверностью. В случае отсутствия ученика по болезни он отмечает пропуски уроков буквой «б», по неуважительной причине – «н». Вместе с учителями-предметниками классный руководитель делит класс на группы в начале каждого года.

Предлагаем ознакомиться:  Как вести себя в первую брачную ночь

Классный журнал – это государственный документ. Его ведение регламентируется нормативными документами и входит в должностные обязанности классного руководителя и учителей — предметников. Школьный журнал рассчитан на один год. Администрация школы осуществляет контроль за правильностью ведения, заполнения и хранения журнала.

Развитие информационных технологий дает новые возможности для организации учебного процесса в современной школе и эффективного взаимодействия всех его участников: администрации школы, учителей, учеников и родителей. Одним из инструментов такого взаимодействия является создание и ведение электронных школьных дневников и электронных школьных журналов.

Классный журнал — документ, форма которого установлена государством. Он дает возможность объективно оценить труд учителя по нескольким критериям. Среди них: · соблюдение графика проведения самостоятельных, проверочных, контрольных работ, уроков-экскурсий, лабораторных и практических занятий и т. д.;

            Принято    на заседаниипедагогического совета школы06.12.2012,    протокол №3. Утвержденоприказом по школе     № 115/п от 19.12.2012Директор МБОУ      «Вечерняя (сменная) общеобразовательная №1»______________   Т.И. Сычева

Классный журнал является одним из основных документов школы. Электронный классный журнал системы «NetSchool» является аналогом обычного бумажного классного журнала, но более удобным в использовании, благодаря чему прост в восприятии даже неопытному пользователю.

Сегодня существует несколько электронных журналов успеваемости и электронных дневников учащегося. Наиболее известные – Дневник.ру, АВЕРС: Электронный классный журнал, АСУ «Виртуальная школа». Каждое из этого ПО создавалось с целью облегчения труда учителя, а также доступности и усиления контроля со стороны родителей по отношению к своим детям.

Миф 2. Советский: Журнал — финансовый документ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация.

С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.

Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах. Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.

Мифы и реальности электронных школьных журналов

Непонимание существенной доли родителей, учителей, администраторов школ и даже творцов регламентов государственных услуг, что журнал — это инструмент школы, а не услуга, что дневник и журнал — не одно и то же, хотя обе сущности тесно связаны. Это различение чётко проведено в упомянутом выше письме Минобрнауки АП-147/07.

Советник «Лиги образования» Михаил Кушнир рассказывает о заблуждениях, связанных с введением электронного документооборота в школе. С фактами, ссылками на законы и рекомендациями. На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в комментариях появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.

Миф 4. Новый: Электронный журнал нужно распечатывать

Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать рецензию на работу 🚩 рецензия на работу образец 🚩 Работа на дому

По закону ведение учёта находится в компетенции образовательной организации (см. выше). Должна быть локальная нормативная база, описывающая порядок ведения учёта. Единственный риск попасть под требование предъявить бумажный документ из журнала — «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» из письма Минобразования РФ от 20.12.

Если аккуратно подходить к «Перечню», то он требует соблюдать указанные в нем сроки хранения тех документов, которые ведутся в организации. Если документ не ведётся, то и требования его хранить нет. Состав документов, которые должны вестись, определяют региональные органы власти. Поскольку указанные ведомости являются составной частью бумажных журналов, вряд ли они отдельно указаны в списке обязательных к ведению документов.

Раз так, организации, отказавшиеся полностью от бумажных журналов, оказываются в ситуации, когда хранить эти ведомости нет необходимости. Остается доказать это проверяющим. Возможно, кто-то из администраторов пойдёт на этот риск. Конечно, было бы лучше, если бы сами органы власти подтвердили такой порядок своим методическим письмом.

Подробнее об архивном хранении.

В современных условиях логичнее, удобнее и надёжнее хранить прошлогодние электронные журналы в независимом от электронного журнала, пригодном для чтения электронном формате, подтверждённом электронной подписью.

Как вести электронный классный журнал

1.1. Электронным классным журналом и электронным дневником называется комплекс программных средств, включающий базу данных и средства доступа к ней; — Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07«О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» — Письмо Минобрнауки ‘Об уточнениях в методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в эл.виде’ от 21.11.2014

Что нужно для того, чтобы заказать электронный журнал успеваемости? На самом деле все очень просто. Предлагаем проделать для этого простые шаги. По желанию вы можете провести пробное внедрение школьного электронного журнала (электронного дневника) в нескольких классах, провести анкетирование родителей, собрать мнения

Загрузка ...
Adblock detector