Как правильно вести учет в магазине таблица

Бухгалтерский учет товаров в торговле 

Бухучет торгового предприятия сегодня ведется на основе сочетания методов синтетического и аналитического учетов. В ранее действовавшем ФЗ о бухгалтерском учете от 21.11.1996 г. № 129 синтетический учет определялся как обобщение данных, отраженных в бухгалтерских документах результатов торговых операций, которое должно вестись на синтетических счетах бухучета.

Аналитический учет осуществляется на счетах бухучета, отражающих детальную информацию о каждом товаре и операциях с ним в рамках синтетических счетов. На практике взаимодействие таких методов учета реализуется в обобщении с использованием регистра синтетического учета данных, полученных из аналитических счетов.

Синтетические счета распределяют остатки на аналитических счетах, составляя бухгалтерскую отчетность с общими показателями торговой деятельности продуктового магазина. Отмена в 2011 г. старого закона «О бухгалтерии» не отменила сам принцип взаимодействия синтетического и аналитического учетов в бухгалтерии.

Продовольственный магазин относится к розничной торговле, в которой реализация продуктов питания осуществляется непосредственно потребителю для удовлетворения личных нужд. Продажи в магазине, являющемся стационарной торговой точкой, оформляются при помощи выдачи кассового чека на покупку, в котором отражается сумма покупки.

Современная бухгалтерия в продуктовом магазине должна вестись на основе правильного сочетания синтетического и аналитического учета. Ведение синтетического учета должно осуществляться на счете 90 «Продажи». В графе «Кредит» данного счета должна быть отражена продажная цена реализованных товаров с учетом НДС. В графе «Дебит» отражаются:

  • расходы по закупкам товаров;

  • расходы на организацию торговой деятельности;

  • размер НДС;

  • акцизы.

В конце каждого месяца бухгалтер магазина должен вносить в документы по бухгалтерской отчетности всю эту информацию и проводить списание расходов из общей суммы полученной выручки для того чтобы определить размер ежемесячного валового дохода от розничной торговли продуктами питания. Особенности определения размера списания и валового дохода будут зависеть от методов оценки товарных запасов, которые могут проводиться по закупочным или продажным расценкам.

Бухгалтерский учет в торговле имеет свою специфику и особенности. О правилах и нюансах бухгалтерского учета в торговле читайте в нашей статье.

Понятие и виды торговли

Особенности бухучета в оптовой торговле

Специфика бухгалтерского учета в розничной торговле

Типовые проводки в торговых организациях

Товар – актив предприятия купленный исключительно для перепродажи. Например, фирма занимается продажей автомобилей. То есть авто покупаются и выставляются в салоне на продажу. Это товар. А если компания приобрела авто, попользовалась им в течение какого-то промежутка времени, а затем выставила на продажу, то это уже основное средство. Подробнее об основных средствах можно узнать в нашей рубрике: → «Внеоборотные активы».

Учет ТМЦ ведется на активно-пассивном счете 41 (см.→ «Как вести бухгалтерский учет поступления товаров на склад? Проводки«.). Стоимость имущества может отражаться как по покупным ценам, так и по продажным.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно составить резюме на работу 2019

Рассмотрим плюсы и минусы каждого из методов учета более детально.

Метод учета по закупочным ценам больше характерен для оптовой торговли или для розничной продажи единичных товаров, например, бытовой техники или мебели. То есть когда есть возможность отследить партию и закупочную цену ТМЦ: количественно-суммовой учет. Данный подход будет более корректно отражать результат сделки по каждому товару и,если компания использует современные системы учета ТМЦ, то организовать учет таким методом легко даже в огромном супермаркете.

К минусам данного способа можно отнести:

  • Увеличение расходов (автоматизированные системы или привлечение отдельного специалиста);
  • Временные затраты и ошибки при проведении инвентаризации;
  • Ошибки при определении розничной цены, т.к. закупочные цены постоянно изменяются даже у одного поставщика;
  • Отсутствие оперативности и проч.

Поэтому учет ТМЦ в рознице чаще всего ведется по продажным ценам.

Читайте более подробно: → «Как вести бухгалтерский учет денежных средств? 7 примеров«.

Для организации учета данным способом к закупочной цене добавляется наценка, которая отражается насчете 42.Данный счет является пассивным, то есть обороты ведутся только по кредиту.

Сумма наценки может определяться путем:

  • Прибавления определенного процента к закупочной цене;
  • Прибавления одинаковой суммы к цене каждого товара;
  • Установления единой цены на определенный вид товара и вычитания из нее закупки.

В рознице чаще всего используется именно 3 вариант, поскольку у различных поставщиков на один и тот же товар цена может отличаться. А чтобы продавцы не запутались на него устанавливается единая цена.

Документально сумма наценки по каждому поступлению ТМЦ отражается в реестре розничных цен. Удобнее всего составлять новый документ на каждое поступление товара.Бланк можно разработать самостоятельно. Из реквизитов необходимо указать:

  • Наименование документа;
  • Дата и номер;
  • Номенклатура;
  • Цена закупки;
  • Наценка;
  • Цена продажи;
  • Подписи ответственных лиц.
Дебет Кредит Сумма Расчет Проводка
41 60 2 834,75 3 345 – 510,25 Дрель поступила на склад
19 60 510,25 НДС принят к учету
50 90.1 4 348,50 Поступила оплата в кассу
90.3 68 663,33 Начислен НДС
90.2 41 2 834,75 Списана себестоимость 1 ед.

как вести бухгалтерию в магазине

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по 90 счету представлена в таблице ниже.

счет обороты Сальдо
Дебет Кредит Дебет Кредит
90.1 4 348,50 4 348,50
90.2 2 834,75 2 834,75
90.3 663,33 663,33
90.9 3 498,08 4 348,50 850,42

При учете по розничным ценам бухгалтерский учет товаров в розничной торговле представлен в таблице ниже.

Дебет Кредит Сумма Расчет Проводка
41 60 2 834,75 3 345 – 510,25 Дрель оприходована на склад
19 60 510,25 НДС принят к учету
41 42 3 685,17 2 834,75 30% Учтена наценка
50 90.1 4 348,50 Поступила оплата в кассу
90.3 68 663,33 Начислен НДС
90.2 41 3 685,17 Списана себестоимость 1 ед.
90.2 42 850,42 3 685,17 – 2 834,75 Сторно наценка
Предлагаем ознакомиться:  Как украсить букет

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по счету 90 представлена в таблице ниже.

Как мы видим финансовый результат одинаков. Но в случае учета ТМЦ в суммовом выражении по средней стоимости (без использования автоматизированных систем), например, если за месяц поступило 3-5 партий товара по разным ценам, а номенклатура в магазине не 1 ед., а 2-3 сотни, 2 вариант будет намного оперативнее.

Сальдо 44.01 «Транспортные расходы» на 01.06.2016 г. — 20 тыс. руб. В течение месяца поступило транспортных услуг на сумму 78 тыс. руб. То есть сальдо на 30.06.2016г. – 98 тыс. руб. Реализовано ТМЦза месяц на сумму 275 тыс. руб. Остаток непроданных ТМЦ на 30.06.2016г. –35 тыс. руб. Сумма реализованных и оставшихся товаров равна 310 тыс. руб. (275 35).

Разделим конечное сальдо 44 на сумму ТМЦ: 98 тыс. руб. ÷ 310 тыс. руб. = 0,316 (или 31,6%). То есть сумма транспортных расходов по отношению к стоимости ТМЦ за месяц составила 31,6%.

Соответственно и остаток транспортных затрат должен составить 31,6% по отношению к оставшимся ТМЦ. То есть 11 тыс. руб. (35 × 31,6%). Остальная сумма расходов: 87 тыс. руб. (98 – 11) — должна быть списана по итогам месяца.

Учет продаж в розничной торговле для ИП и ООО на УСН

Если в качестве учетной цены, по которой проводятся расчеты бухгалтерской отчетности является закупочная стоимость товара, то формула расчета должна проводиться посредством сложения и вычитания товарной массы, имеющейся на начало и конец отчетного периода.

При организации розничного отпуска продуктов потребителю не оформляются накладные на товары, в которых указывалась бы закупочная стоимость проданного товара и его количество при ведении учета продаж. Кассовый чек ККМ также не отражает информации о закупочной стоимости товарной массы. При определении учетной цены с закупочных расценок бухгалтер должен составить формулу, которая позволит произвести ему необходимые для учета расчеты.

Общая стоимость реализованного товара в закупочных ценах в этом случае вычисляется при суммировании товарного остатка в учетных ценах на начало месяца ( начало отчетного периода) и поступившего товара в учетных ценах во время отчетного периода. Из полученного результата следует вычесть остаток товарной массы в учетных ценах, сформировавшийся на конец отчетного периода.

Предлагаем ознакомиться:  Как себя ведут коты после кастрации

Для определения учетных цен поступающих товаров бухгалтер должен использовать первичную бухгалтерскую документацию, на основании которой осуществляется приемка поступающего товара. Размер остатка в учетных ценах на конец месяца определяется при с помощью инвентаризации, или процедуры снятия остатков.

Когда в магазине учет товаров не автоматизирован, то все приходится считать вручную. Самый простой вариант для небольшого магазина или магазина в сельской местности – это записывать в тетрадь или блокнот операции по приходу и расходу товаров.

Если номенклатура насчитывает несколько десятков или даже сотен единиц товаров, то чаще всего предприниматели начинают пользоваться офисными программами, например, Excel.

Но учет в Excel — это некий промежуточный вариант между ручным учетом продаж и автоматизированным (с помощью специализированных программ).

Учет в магазине подразумевает фиксацию каждого этапа передвижения товара: приход, хранение, расход, то есть, продажа. Также необходимо вести книгу учета доходов и расходов.

1. Прием товара на склад. Поставки товаров и продуктов в магазин всегда сопровождаются накладными или товарно-транспортными накладными, в которых указывается, что поставляется и в каком количестве.

Если ООО или ИП осуществляет свою деятельность с применением ОСН, то поставка еще сопровождается счетом-фактурой, в которой указана сумма входного НДС, которую предприниматель в дальнейшем примет к вычету при уплате собственного НДС в бюджет.

Приходные накладные и счета-фактуры (если есть) записываются и учитываются в отдельном реестре (журнале). Это еще можно назвать складским учетом товаров и продуктов. В нашем случае фиксация происходит вручную в обычный журнал или в специальный файл в компьютере.

2. Отпуск товаров и продуктов в продажу. Это следующий этап в процессе учета продаж товаров в розничной торговле в магазине. Это перемещение со склада в торговый зал – либо в отдел, например, отдел замороженной продукции, молочной продукции и т. п.

Также это может быть перемещением товара со склада не в какой-то отдел, а в подотчет какому-то конкретному продавцу, ответственному за продажу данного товара.

Внутреннее перемещение товара со склада в торговый зал оформляется внутренней накладной, в которой указывается товар, количество и путь перемещения со склада в отдел или в подотчет продавцу. Перемещение со склада в торговый зал также фиксируется в специально заведенных реестрах и журналах.

Автоматизировать учет товаров в магазине легко с помощью онлайн-сервиса Бизнес.Ру. Вам больше не придется заполнять документацию вручную. Сервис также позволяет вести контроль перемещений товара со склада, и автоматически выгружать необходимые накладные.Попробуйте все возможности онлайн сервиса для автоматизации товарного учета Бизнес.Ру бесплатно

Загрузка ...
Adblock detector