Цинизм — что это простыми словами

Понятие цинизма

Цинизм (от латинского «Cynismus» и от древнегреческого кинический) – явление, связанное с прямолинейной и откровенно пренебрежительной позицией по отношению к социальным моральным нормам, сознательным и нарочито-подчеркнутым поведением, направленным на попрание, презрение и отрицание моральных устоев общества и сложившихся культурных традиций.

Александр Невзоров, известный российский журналист и телеведущий, посвятил целую книгу «Краткая история цинизма» изучению природы и истоков этого явления. Значение цинизма идентично значению циничности. Последнее – это особенность поведения человека, черта, качество, свойство его характера, выражающее внутреннюю непокорность и воспринимающее такие мотивы в поведении человека как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как противоречащие личному интересу.

Киники – это представители древнегреческого философского направления, учения, в основе которого лежит старание и намерение получить освобождение от условностей внешнего мира, что означало отдаленность от таких институтов, как государство, общество, семья, религиозная вера. Неграмотность, невоспитанность и пренебрежение условностями считались киниками как блага.

Цинизм – настолько распространенная черта человеческого характера, не имеющая благих сторон, что все те, кому она присуща, огорчатся, узнав об этом.

Циничный человек – это моральный инвалид, который получил страшные увечья в жизненных схватках и бедствиях. Только люди, которые в прошлом имели склонность к альтруизму, бескорыстности и благородству, привыкшие доверчиво и по-детски наивно воспринимать окружающую реальность, лишь простодушные и романтичные личности способны перевоплотиться в истинно глубоких и продуманных циников.

Настоящим циником становится лишь тот, кто, живя полноценной и полной светлых надежд жизнью, глубоко разочаровывается в ней по тем или иным причинам. Потеря восприятия бытия сквозь розовые очки, крушение светлых надежд и есть лишение тех основ, на которых держалась жизнь, что в свою очередь ведет к цинизму – этой нескончаемой и безысходной тоске за потерянным.

Цинизм: смысловое пространство и контекстуальное разнообразие феномена

Феномен цинизма нельзя отнести к числу концептов, категорий или хотя бы понятий, чей смысл прояснен в достаточной мере. Наиболее распространенными являются определения цинизма, в которых указываются смыслы, связанные с «оскорблением общепринятых ценностей», «вызывающим поведением», «ненавистью к морали и культуре», «презрением к общепринятым нормам» — именно они в тех или иных вариантах обычно представлены в словарных статьях.

Мы в целом согласны с этими дефинициями, однако полагаем, что имеем дело с крайне сложным феноменом, смысловая структура которого не умещается в узкие рамки краткого определения. Люди обычно говорят о цинизме, когда речь заходит о недопустимых для общественной морали действиях политиков, журналистов, лицемерии власти или, наоборот, ее оппонентов, об особо жестоких преступлениях, о геноциде мирного населения в период военных действий, о тлетворном влиянии денег, о прагматической, или чисто натуралистической трактовке человеческих взаимоотношений, о грубом преувеличении, о беспринципном эгоизме… При желании можно подобрать еще множество примеров. Если подходить к делу со всей серьезностью – разобраться в противоречивом хаосе значений представляется на первый взгляд и вовсе невозможным.

Даже философы и исследователи, которым приходилось говорить порой о цинизме, по большей части довольствуются достаточно обрывочными примерами из какой-то конкретной сферы культуры или каким-то одним аспектом явления, которое сегодня выросло в сложноструктурированную систему значений. Например, историк философии А. Г. Спиркин выводит из отрицания киниками обязанностей должника весь остальной цинизм .

Однако каким бы сложным и многоуровневым ни было современное значение, начать, по всей видимости, следует с этимологии понятия. Цинизм – переделанное на латинский лад «kinismos», название учения одной из афинских философских сократических школ.

Термин «кинизм» происходит от названия гимнасия («Киносарг» — «Зоркий пес») при храме Геракла. Диоген Лаэртский сообщает также, что основатель кинизма Антисфен называл себя «Истинный Пес» Он же говорит о том, что это Платон прозвал Диогена «собакой» за его дерзость и бесстыдство.

Надо сказать, что античный кинизм хоть и сильно повлиял на становление современного цинизма, все же значительно от него отличается. Редкий циник мог бы принять с энтузиазмом предложение по примеру Диогена обнять зимой ледяную статую или покататься во время пекла по песку. Античные киники почитали добродетель, отношение к которой у современного циничного сознания уже совсем другое.

«Диоген из Синопа считал, что путь, ведущий к свободе и добродетели, — аскеза, усилие, тяжкий труд. Он проповедует автаркию – самодостаточность, апатию и безразличие ко всему, как идеалы кинической жизни» «Кинизм как образ мыслей и действий киников как бы стоял на «трех слонах». Их имена: аскесис, апайдеусиа и аутаркейа» А. Н.

Чанышев сообщает, что понятие «аскесис» у древних греков означало упражнение, практику, образ жизни. Аскесис киников был настолько суров, что, в общем-то, и был аскетизмом в современном понимании слова. Диоген Синопский частенько смеялся над атлетами и олимпийскими чемпионами за то, что они состязаются ради собственного тщеславия, не упражняясь в добродетельности.

За то же он, кстати, попрекал музыкантов, поэтов и философов (часто о нем говорят как о противнике искусств и наук, но он не то чтобы отрицал их ценность, а ставил подобные занятия намного ниже нравственного совершенствования). Мудрец из Синопа называл себя истинным атлетом, так как он побеждает свои слабости и укрепляет свой дух и тело, отказывая себе в материальных благах и удобстве.

«Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надеваемый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном сосуде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй» Апайдеусия – по-видимому термин, обратный греческому слову «пайдейя» (воспитание, образование), означающий что-то вроде «неведения», «неграмотность», «невоспитанность».

Киники считали ненужными и бесполезными рассуждения большинства философов. Их философия была преимущественно жизненной практикой. Они, конечно, занимались теоретической философией, но и там стремились все радикально упростить. Антисфен, к примеру, учил, что невозможно ни противоречие, ни различие. (То есть, можно сказать лишь «Сократ есть Сократ», но не «Сократ есть философ») В основном это было антисфеновской попыткой критиковать Платона: «Чашку и лошадь вижу, а чашность и лошадность не вижу»

Автаркия – невозмутимость и удовлетворенность, самодостаточность и независимость — основная категория философии киников, которая, по их мнению, вела к счастью и помогала совершенствоваться в добродетели. Киники были ярыми противниками богатства, роскоши, жизни, полной наслаждений. «Начиная с Диогена, киники облекаются в рваные рубища и являются с посохом и сумою нищих» .

Основная предпосылка кинизма заключалась, в общем-то, в том, что сделаться добродетельным можно лишь сделавшись свободным. Умение отказывать себе – ведет к независимости от материальных благ и, главное, от тех, кто их предоставляет. Свободная жизнь дает возможность не заискивать перед правителями и тиранами.

Закаленность и прямо-таки спартанское самовоспитание способствуют тому, что киник не нуждается ни в теплом жилище, ни в изысканной пище и обходится лишь грубым плащом, накинутым на голое тело. С другой стороны, есть некоторое двуличие в том, что киники учили быть независимыми и свободными, а сами существовали за счет подаяний. Диоген, например, ругая и высмеивая Платона не стеснялся у него же попрошайничать.

Основная проблема циников

В большинстве случаев, циники стараются защититься от окружающего мира, используя свою жизненную философию. Это очень закрытые, и замкнутые в себе люди, страдающие от внутренних переживаний. Однако, они всячески стараются скрыть их под маской безразличия.

Среди циников нередко можно встретить очень умных и образованных людей, которые не в состоянии молча наблюдать за жестокостью и недальновидностью общества. Используя цинизм, как философское учение, они пытаются оградить себя от излишней боли. Такие люди обычно пережили серьезную несправедливость или потерю.

Однако, можно привести и другой пример цинизма. Некоторых людей, отрицающих права женщин, можно также отнести к числу циников. Они руководствуются своей теорией, как фундаментом, и отказываются менять свое мнение. Выдуманная теория может даже стать основой их дальнейшей жизни. Такие люди не в состоянии менять свои устои, они никогда не осознают, что неправы.

Последние исследования показывают, что молодое поколение склонно к цинизму. Большинство из них страдает из-за внутренних переживаний и низкой самооценки. Зачастую подростки не имеют особых ценностей и не придерживаются рамок, в результате чего самостоятельно придумывают себе жизненную философию, основанную на их внутренних переживаниях.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое спам в электронной почте и чем он грозит

Итак, можно сказать, что цинизм является своего рода защитой, от болезненных потрясений. Циничный человек стремится защитить себя от окружающих, и видит в них прямую угрозу. Однажды, они стали свидетелями несправедливости общества, или разочаровались в том, во что очень верили. Потеря идеалов может ожесточить человека и сделать его циником. Надеясь избежать повторения разочарования, человек решает, что отныне будет жить по собственным законам.

Они всячески пытаются избежать повторения кризисной ситуации. Циники любыми путями стараются показать, что полностью контролируют ситуацию. Они считают, что отключением чувств, смогут избежать очередного разочарования и глубокой депрессии. Циничная модель поведения кажется таким людям оптимальным выходом. Лучше сделать вид, что ничего не чувствуешь, ведь тогда, окружающие не смогут причинить боль.

При этом, не стоит жалеть циничного человека и считать, что он защищается от мира. В отличие от человека, проявляющего агрессию, и старающегося таким образом защитить себя, циник холоден и расчетлив. Он точно знает, что ему ничего не угрожает. Циник добивается это собственными усилиями. В попытках защитить себя, он совершенно не задумывается о благополучии даже самых близких, и запросто может «пойти по головам», ради собственных целей.

Циничное поведение заключается в том, что человек стремится защититься, обесценивая общепринятые вещи. Он надеется убедить себя в верности своего решения, таким образом обесценивая честность, преданность, любовь и другие основы крепкого общества.

Циника не всегда стоит считать безжалостным и жестоким человеком. Он не станет открыто причинять другому человеку зло, не совершит жестокое убийство, но следует помнить, что для такого человека, общепринятые морали и нормы не более, чем пустое место. Он запросто проигнорирует то, что другой человек посчитает очень важным.

Обычный человек становится циником, в результате нездоровой реакции на определенное событие. Например, мужчина, который скептически относится к представительницам прекрасного пола, и не стремится построить серьезные отношения, скорее всего был сильно разочарован одной из них. Надеясь построить прочные отношения, он потерпел полный провал и возможно, даже был предан избранницей.

В некоторых случаях, человек не может даже представить, как он выглядит со стороны. Цинизм становится причиной полного одиночества. Окружающие стремятся избегать такого человека.

Человеку, который пытается избавиться от цинизма, в первую очередь стоит отыскать что—то, что сможет стать для него опорой и основой дальнейшего существования. Не стоит всегда отвечать злом на плохие поступки, быть злопамятным и сторониться людей. Зачастую циники видят в окружающих врагов. Необходимо избавиться от такой привычки.

Это люди, которым свойственно проявление цинизма.

Признаки циника:

  • Отрицание всякого стыда, для такого человека нет ничего святого, ему ничего не чуждо, ради достижения своих целей он готов сделать что угодно, даже пойти по головам других людей;
  • Вера в то, что все можно продать и купить, что не существует ничего, имеющего истинную ценность, все, что потеряно, можно с легкостью вернуть обратно или же заменить чем-либо другим;
  • Восприятие окружающего мира через призму товарно-денежных отношений;
  • Разочарование в людях, общение с ними только ради расчета;
  • Отрицание всего высокого и прекрасного, убеждение в том, что существует только физическая любовь;
  • Использование сочувствия с целью показать себя в лучшем свете перед несчастными людьми;
  • Проявление иронии и высмеивание окружающих;
  • Насмешки над тем, что ценно и имеет большое значение для других;
  • Грубость в высказываниях;
  • Враждебное отношение к мнению других, признание истинной только своей точки зрения;
  • Неприятие авторитетов.

В современном мире мода на циничность растет с каждым днем. Люди стараются выдавать себя не за тех, кем являются на самом деле, что ведет к назреванию внутриличностных конфликтов, от которых без помощи специалистов очень сложно избавиться.

Циники стараются производить впечатление умных, продвинутых, разбирающихся в жизни людей. Они очень часто становятся объектами внимания в кругу знакомых и друзей. Циничные люди преподносят себя как закоренелых реалистов, благодаря чему они могут беспристрастно и объективно воспринимать окружающий мир. Циничное мировоззрение очень часто является признаком бессознательной борьбы человека со своими внутренними противоречиями.

Похожие диссертации на Цинизм как форма саморефлексии культуры

Например, Ю. М. Лотман писал, что человек «не только мыслит, но и находится внутри мыслящего пространства» . Близко к нашему представлению о культуре понятие «рефлектирующих систем», которые М. А. Розов определяет как системы способные к самоописанию (этика, философия, наука) . Мы полагаем, что культуру в значительной мере можно отнести к такой системе.

«Как человеческий мозг оперирует нейронами, так культура оперирует отдельным человеческим мозгом, втягивая его в свои подсистемы и прописывая для него программы. Стратификация социума, усложнение и специализация социокультурных практик – это лишь внешний план выражения соответствующего усложнения и функциональной специализации разделов «мозга» культуры, представленных в её умножающихся подсистемах.

Так, традиционная и репродуктивная деятельность тех или иных социальных групп – это своего рода бессознательное в «психике» культуры, её вытесненные в сферу автоматического рутинные программы самовоспроизводства. Группы, реализующие поисковую стратегию и осуществляющие продуктивное творческое смыслообразование – это активно рефлектирующая и развивающаяся её часть» .

Культура «изоморфна ментальности» и этим определяются, собственно, культурные различия. Одним из ключевых факторов, воздействующих на сознание человека культуры, является конкретное содержание трех смыслообразующих всякую культуру «осей»: трансцендентное – имманентное, континуальное – дискретное, сакральное — профанное . Правда, для нас наиболее актуальная именно третья оппозиция.

Согласно А. А. Пелипенко, культура стремится не выпускать человека за собственные пределы, в то время как человек пытается вырваться за ее границы, чтобы вернуть себе экзистенциальное единство с универсумом, существовавшее в первобытную эпоху . Вспоминая утверждения Й. Хейзинги о том, что вся культура появилась из игры , можно определить как игру и взаимоотношения культуры с человеком.

Подчас, впрочем, достаточно жестокую. Человек стремится убежать из культурного пространства либо трансцендируя и направляя переживающее сознание к полюсу божественного , либо «раскультуриваясь» в попытке вернуться в непротиворечивое пространство природы . Культура же стремится использовать порыв к трансцендентному для того чтобы его институциализовать, кодифицировать в семиотических формах и расширить с помощью новых знаков свое «семиотическое тело».

Роль трансцендентного в культуре отмечалась О. Вейнингером, Г. Риккертом . Из современных ученых, на ее значимость для культуры и для развития отдельной личности указывают А. И. Извеков и А. Щеголев Так и диссистемные значения, формируемые некоторыми агентами культуры, подвергаются кодификации, а сама их деятельность направляется в нужное культуре русло. Особенно в этом преуспела культура западная .

Различные подсистемы, элементы и стратегии («социальные эстафеты» ) в культуре по-своему отражаются (точнее, рефлектируются) конкретными людьми и социокультурными институтами (такими как наука, система образования, искусство). Вообще к формам «самосознания культуры» порой относят мифологию, религию, идеологию, особенно философию .

Судя по книге Диогена Лаэртского, Аристипп был необычайно остер на язык и хорошо умел защищать свою философию и свой образ жизни: «Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов» Или такой эпизод: «Однажды к нему зашел софист Поликсен и, увидев у него женщин и роскошный стол, начал всячески бранить его.

Об Аристиппе говорили, что он умел легко приспособляться к людям, окружению и хорошо устраиваться. По одной из версий это ему киник Диоген говорит, что, довольствуйся Аристипп сырыми овощами, не пришлось бы ему заискивать перед тираном Дионисием. Последователь Аристиппа Феодор считал предпочтительным добиваться постоянного состояния радости, что важнее редких единичных удовольствий.

Предлагаем ознакомиться:  Ключ не поворачивается в замке зажигания возможные причины способы решения проблемы и рекомендации

Он не верил в дружбу, так как считал, что толпе она нужна только ради выгоды, а мудрецы в друзьях не нуждаются. Мудрец довлеет сам себе, не испытывает ни в чем нужды, поэтому у него не может быть друзей. «И совершенно циничен (киничен) Феодор, когда он утверждает, что мудрецу все дозволено: и кража, и ограбление (в том числе и храма), и святотатство, и блуд.

Здесь он даже превосходит Диогена Синопского. Возможно, что это наговоры на Феодора, который, вопреки своему имени («Феодорос», или «Теодорос» означает «Одаренный богом»), получил прозвище «Атеист», потому что он и в самом деле был таковым» . Лаэртский говорил, что Феодор отрицал лишь ходячие суждения о богах и якобы из его книги «о богах» позаимствовал большинство своих положений Эпикур.

Другой ученик Аристиппа, Гегесий («пейситанатос», «смертепроповедник») приходит к радикальным, прямо противоположным учению школы выводам. Наперекор живой радости Аристиппа, он впадает в глубочайшие бездны пессимизма. Удовольствию всегда сопутствует страдание, любви огорчение, но жизнь без наслаждения – невыносима. Проповеди Гегесия нередко приводили к массовым самоубийством.

На примере киренской школы мы сталкиваемся сразу с двумя формами цинизма уже даже не как метода познания и оценки, а как собственно мировоззрения. В условиях, когда полис переживает кризис, боги, по существу десакрализованы (низведены до уровня людей), сакрализованными и идеализированными оказываются привычно профанные сферы вроде физического удовольствия.

И хотя, как мы видим, Аристипп не отрицает ценности того же патриотизма, самый сильный объект партиципации в его системе взглядов — материальные блага. Что касается Гегесия, то, по всей видимости, мы сталкиваемся в его лице с первым философом-пессимистом до А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Веры в десакрализованное будущее нет, идеализировано удовольствие, но так как оно приносит несчастья, то земное бытие подвергается инфернализации.

С еще большей очевидностью кризис социокультурной организации и мироощущения, обусловленного жизнью полиса, дал о себе знать в эпоху эллинизма. На кризисные процессы чутко отреагировали школы стоиков и скептиков. Стоик Хрисипп, если верить Диогену Лаэртскому, писал вещи, которые характеризуют его как нигилиста, близкого к либертинам де Сада.

«Иные порицают Хрисиппа за то, что многое у него написано гадко и непристойно. Так, в сочинении «О древних философах природы» он выдумывает гадости про Геру и Зевса и целых 600 строк пишет такое, чего никому не повторить, не замарав рта… А в сочинении «О государстве» он дозволяет сожительствовать и с матерями, и с дочерьми, и с сыновьями;

то же самое пишет он и в книге «О вещах, которые сами по себе не предпочтительны», в самом начале. А в III книге «О справедливости», около 1000-й строки, он даже повелевает поедать покойников» . Если это не просто наговоры на Хрисиппа, то мы действительно имеем дело с полным вырождением человека, а подобные тексты, написанные на полном серьезе, могут представлять ценность только как один из признаков упадка культуры.

Еще одно интересующее нас философское течение античности – скептицизм, которому положил начало Пиррон. Зачатки и возможность скептицизма существовали уже и в философии элеатов, отрицавших объективность чувственных данных, немало скептических суждений высказывали софисты. Пиррон заявляет, что мы с одинаковой достоверностью можем говорить разное о каждой вещи.

Из этого делается вывод о том, что истина от нас бесконечно далека и следует воздержаться от каких бы то ни было суждений. Диоген Лаэртский рассказывает, что Пиррон якобы прошел мимо своего учителя Анаксарха, когда тот увяз в болоте. Однако тот даже похвалил своего ученика за безмятежность и невозмутимость.

О богах Пиррон говорил, что сказать о них ничего не возможно. Однако скептики вполне могли отправлять религиозные обряды и даже становиться жрецами, вплоть до высших чинов. Скептицизм онтологический (бытийственный) в итоге вел к скептицизму этическому, когда говорилось о случайности и изменчивости законов, нравственных норм, морали и т.д.

Особый интерес представляет для нас один из учеников Пиррона стихотворец Тимон. Его скептицизм бескомпромиссный и воинствующий, но, надо сказать, во многом предвзятый: «Язвительный Тимон называет Сократа «болтуном», «шутником» и «насмешником». Если Сократ чему и обучал людей, то это «хитрословью». Киник Антисфен – «болтун на все руки» (VI, 18).

Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры

Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры Кушмина Резеда Рафаиловна

Культура Китая эпох Тан и Сун : Синтез форм духовной культуры

Культура Китая эпох Тан и Сун : Синтез форм духовной культурыЛи Вэй

Пластичность как форма реализации культуры личности

Пластичность как форма реализации культуры личности Струнина Елена Николаевна

Язык как текст национальной культуры и форма репрезентации 
ее смысловых оснований

Язык как текст национальной культуры и форма репрезентации
ее смысловых основанийМельникова Алла Александровна

Контекстуальность как внутренняя форма японской культуры

Контекстуальность как внутренняя форма японской культурыЛисицына Елена Анатольевна

Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ

Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ Ляшок Анна Сергеевна

Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действия

Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действияФатеева Светлана Викторовна

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюцияРябов Николай Владимирович

Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20-80-е годы XX века : на материалах ТАССР

Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20-80-е годы XX века : на материалах ТАССРАхатова Лейсан Ильдаровна

Источники цинизма

Каждый из нас рождается без малейшей доли цинизма. Еще в раннем детстве ребенок, впервые столкнувшись с несправедливостью этого мира, скрывает свою душевную боль за внешним равнодушием. Если ему не помочь преодолеть такую ситуацию, то в дальнейшем он постепенно привыкнет к подобной реакции и может стать циником.

Проявление цинизма свойственно подросткам в период полового созревания. На фоне гормональной перестройки организма они стараются оградить себя от окружающего мира, защититься от него. Со временем циничность как возрастная реакция подростков проходит, но у некоторых она остается навсегда. Уже в юности, человек, пережив неразделенную любовь, может уверять других в том, что настоящей любви не существует, что люди не хранят верность друг другу всю жизнь, таким образом проявляя цинизм, истоки которого кроются в неспособности спокойно перенести потерю.

Цинизм присущ людям определенных профессий, которые без его проявления не могли бы плодотворно работать. Сюда относятся юристы, врачи, различные консультанты. Пример: если бы доктора переживали за каждого пациента, перенимали его страхи и боли, то они бы быстро эмоционально истощились и не смогли бы выполнять качественно свои функции по спасению жизни и здоровья людей. Некоторые люди под маской цинизма скрываются от угрызений совести, чувства вины или других отрицательных эмоций и сильных переживаний.

Итак, источниками цинизма являются:

  • Родительские установки, которые закладываются в раннем детстве. Если модель родительского поведения основана на цинизме, то в будущем она перенимается детьми;
  • Систематическое нарушение прав человека, что приводит формированию уверенности в своем бесправном положении в обществе и в том, что все нормы, законы и установки носят исключительно юридический характер;
  • Несправедливое отношение – человек борется за свои права, но не сумев добиться справедливости, очень часто начинает проявлять признаки цинизма, чтобы хоть как-то защитить себя.

Для стандартного состояния циника характерны внутренняя пустота, растерянность и тревожные мысли. Он знает, что в мире очень много неправильного и несправедливого, но у него не хватает храбрости проявить свои лидерские способности и показать себя с лучшей стороны.

Примеры

Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.

Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.

Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства.

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать милый сюрприз для любимого человека

Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.

Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.

Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды.

Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру.

Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.

Литературный герой – Остап Бендер, который старался из всего извлечь максимальную выгоду. Его жизненным лозунгом было следующее высказывание: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».

Еще один циник – Евгений Базаров, герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», которому были присущи больное самолюбие, пристрастие к скептицизму и нигилистические взгляды на жизнь. Автор произведения приписывал своему герою две стороны цинизма – чувств и мыслей, а также высказываний и манер. За его цинизмом кроется ненужность и страх одиночества.

Мультипликационный герой – Карлсон, который был ярым эгоистом и переживал исключительно о себе и своих интересах.

Не найти более классического примера цинизма, чем табличка с надписью на входе в концлагерь «Каждому – свое».

Важно! Цинизм человека – это те установки, которые лежат в основе его жизненной концепции, являющейся своеобразной защитой от боли, страхов, мучений и крушения надежд. Современный цинизм является продуктом массового общества – того социального окружения, которое порождает недоверие, несправедливость и разочарование в надеждах и ожиданиях.

Диалектика конструктивного и деструктивного в цинизме

Вероятно, логично было бы ожидать от нас каких-то рекомендаций или предложений о том, каким образом можно бороться с цинизмом. Однако мы полагаем, что прежде чем противодействовать какому бы то ни было культурному явлению, нужно хорошо понимать, во-первых, что именно оно собой представляет во всей своей сложности и какие функции оно выполняет в культурной системе.

Среди причин цинизма мы бы выделили следующие: Психологическую. Признанные ценности, тем более окруженные ореолом сакральности, могут оказывать подавляющее воздействие на человека, отнимая его сущностные силы. Э. Фромм в книге «Психоанализ и религия» противопоставляет гуманистические и авторитарные религии и вообще идеологические системы.

В случае последних человек отдает всю свою любовь, всю свою энергию сакральному, часто идеализируемому объекту. Это может быть бог авторитарной религии, но также может быть другой человек, вождь, правитель, идея . Цинизм в таком случае представляет собой попытку человека вернуть себе себя, свои сущностные силы.

Хотя, конечно, подобное может происходить скорее в период кризиса и распада некой подавляющей человека системы взглядов или идеологии. Однако, психологическое происхождение, скорее всего, имеет именно диссистемный цинизм. Системный цинизм, наоборот, представляет собой отказ от гуманистических установок, а, следовательно, и от гуманистически ориентированных религий.

Один из первых последователей З. Фрейда, Эдмунд Берглер, в 1933 году написал в журнале «Психоаналитическое движение» статью «К психоанализу циника». Этот психоаналитик утверждал, что к цинизму склонны люди с сильной «амбивалентностью аффектов» — вроде «любовь – ненависть», «поклонение – презрение» .

То, что иногда осмеяние и низведение на профанный уровень сакрального иногда необходимо, доказывает само существование карнавальной культуры Средневековья и Ренессанса. Это было понятно еще людям языческих культур, в которых карнавал имеет свои истоки. Карнавал имел языческое происхождение, связанное с ритуальным осмеянием и посрамлением божества.

Например, с римскими сатурналиями или с традицией не только воспевать триумфатора и оплакивать покойника, но и подвергать их ритуальному осмеянию . Скорее всего, можно говорить об этом как об одном из аспектов древнего синкретизма, когда бинарные смысловые полюса, организующие культурное пространство (сакральное – профанное, Должное — Сущее, серьезное – смешное) были еще слабо разделены. Большинство смыслов здесь связаны с ритуальным обновлением мира, в рамках которого должно найтись место как созиданию, так и разрушению.

«Тот факт, что чучелу Смерти приписывалось обладание животворящей силой, без сомнения, лег в основу обычая разбрасывания по полям соломенного чучела Смерти с целью увеличить их урожайность, а также обычая класть эти клочки в ясли для повышения плодовитости скота» .

Следует также отметить, что карнавальные обряды нередко пародировали судопроизводство и церковный культ, часто многие из них запрещались. Очень распространены были, например, разного рода потешные завещания, в которых от имени Карнавала зачитывалось обращение к гражданам с перечислением их грехов и оплошностей. Заодно это было хорошим поводом покритиковать городскую администрацию.

Таким образом, карнавальные празднества представляют собой как бы одобренную культурной системой временную профанацию всех ключевых сакральных смыслов, совершающуюся ради того, чтобы дать сознанию отдых от серьезности повседневного сакрального бытия в культуре. В определенные периоды народ мог временно сбросить с себя обязанности, которые накладывались на него предписанными идентичностями и ролями, можно было даже почувствовать себя в шкуре черта (в данном случае мы имеем в виду т. н.

«дьяблерии» ). Впрочем, праздники эти порой продолжали отмечаться вплоть до XX века. Как утверждают А. А. Пелипенко и И. Г. Яковенко, переживание «истинноблага» (абсолютного единения с объектом) всегда заканчивается отчуждением. Так что, возможно, подобная инверсионная перекодировка сакрального и профанного применялась культурой именно для того, чтобы задержать распад синкрезиса и не допустить абсолютного природнения к сакральным смыслам, грозившего неизбежно привести к фрустрации.

М. М. Бахтин рассказывает о том, что смеховая культура была представлена не только карнавальными празднествами, но и определенного рода литературой, в которой высмеивался церковный культ и пародировались библейские тексты . Более того, нередко сами священнослужители сочиняли подобные произведения, отнюдь, не будучи при этом атеистами. М. М.

Бахтин рассматривает карнавальный смех в контексте его связи еще с античными традициями ритуального посрамления и осмеяния божества. Все сакральное здесь как бы проходит через материально-телесный низ, утробу (надругательство, связанное с производительными силами), но после этого представляется в совершенно новом, улучшенном виде.

Поэтому всякая насмешка, всякое оскорбление в карнавальной культуре «амбивалентно», двусмысленно, оно направлено на отрицание, уничтожение старого мира и утверждение нового и лучшего. М. М. Бахтин подчеркивает особую актуальность этой амбивалентности во время Ф. Рабле, то есть в период позднего Возрождения, когда старые предрассудки постепенно отмирали и утверждалось Новое время.

Похожие диссертации на Цинизм как форма саморефлексии культуры

Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры

Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры Кушмина Резеда Рафаиловна

Культура Китая эпох Тан и Сун : Синтез форм духовной культуры

Культура Китая эпох Тан и Сун : Синтез форм духовной культурыЛи Вэй

Пластичность как форма реализации культуры личности

Пластичность как форма реализации культуры личности Струнина Елена Николаевна

Язык как текст национальной культуры и форма репрезентации 
ее смысловых оснований

Язык как текст национальной культуры и форма репрезентации
ее смысловых основанийМельникова Алла Александровна

Контекстуальность как внутренняя форма японской культуры

Контекстуальность как внутренняя форма японской культурыЛисицына Елена Анатольевна

Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ

Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ Ляшок Анна Сергеевна

Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действия

Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действияФатеева Светлана Викторовна

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюцияРябов Николай Владимирович

Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20-80-е годы XX века : на материалах ТАССР

Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20-80-е годы XX века : на материалах ТАССРАхатова Лейсан Ильдаровна

Загрузка ...
Adblock detector