Шамбала — это… Что такое Шамбала?

В буддийском учении Калачакра-тантры

Калачакра. Мандала из Монастыря Сера, Тибет.

Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте Калачакра-тантры (Х век), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание.

После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла.

Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи.

Однако имеется и ещё одна легенда:

  • В данной версии Шамбала располагается где-то на территории западной Азии.
  • Её правитель лишь выезжал в Индию для того, чтобы получить те знания.
  • Согласно данной легенде, впоследствии на территории напали мусульмане, из-за чего Шамбалу больше никто не может увидеть.
  • Лишь те, чьё сердце абсолютно чистое, способны отыскать путь к мифической стране.

Эта же легенда имеет и пророчество, согласно которому однажды в тех землях состоится великая битва. В таком сражении схлестнутся силы добра и зла. Считается, что это произойдет в период правления двадцать пятого короля, Ригдэна Джапо, поэтому на картинах изображают его поединок с противниками Учения.

Великая битва имеет не столько физическое, сколько духовное значение. Считается, что в ней победит мудрость и духовность, они сразят невежество и косность. Таким образом самоотверженность превзойдет эгоизм. Согласно всё той же легенде, после этой великой битвы настанет новая эра, когда духовность и нравственность рассветут.

В это время придет Пятый Будда, грядущий Учитель человечества по имени Меттея или Майтрея. Он станет истинным правителем Шамбалы, а все предыдущие находятся там лишь для того, чтобы защищать земли от сил зла до прихода нового короля.

Представления о Шамбале

Начальные концепции Шамбалы как нереальной страны образовались в классическом индуизме. Они имели прямую связь с созданием древнеиндийского произведения под названием Махабхарата, где рассматривалось рождение одного из индуистских мессий, десятого аватара Вишну по имение Калки.

Со временем в буддизме сформировалось новое направление, которое возымело такое же сильное значение, как и хинаяна. Это махаяна, и в нём концепция Шамбалы была значительно переосмыслена. Существует и ещё более современный вариант восприятия. С точки зрения эзотерических традиций, вопрос разбирала философ и спиритуалист Елена Петровна Блаватская.

Предлагаем ознакомиться:  Как получить лицензию на фармацевтическую деятельность

Распространенное представление о Шамбале:

  • Согласно Махабхарату, Шамбала (в данном варианте – Самбхала) – это мифическое поселение, концепция которого была дополнена буддийскими школами и их философией. Изначально располагалось в ведической брахманической Индии.
  • Под их влиянием поселение Самбхала превратилось в страну Шамбала, под руководством короля Сучандра.
  • В этом варианте местность располагается в Тибете, так как там нет варново-кастовой системы деления.

С учетом особенностей описанной Шамбалы, можно предположить, что она находится в регионе, включающим в себя Пятиречье ведийское, под названием Семиречье, Саптасиндхава или Семиречье ведийское.

Современная эзотерика обогатилась знаниями о Шамбале благодаря Елене Петрове Блаватской. Она создала труд, в котором отождествляла город с Белым островом, находящимся в Азии. Согласно данной концепции, в Шамбале проживали последние выжившие с мифического континента в Индийском океане, который затонул, под названием Лемурия.

Другие особенности Шамбалы в данной концепции:

  • Аналогично с философией буддизма, Елена считала, что в землях Шамбалы появится на свет следующий Мессия.
  • Она описывала местность в ряде своих трудов, где она выступала главным органом управления оккультного духовенства, Великой Белой Ложи.
  • Елена Блаватская заявляла, что Шамбала действительно существует на планете, но попасть туда дано далеко не каждому.

После Блаватской вопросом Шамбалы занималась Алиса Бейли. Она тоже связывала город с Белой ложей, но воспринимала его как нечто нематериальное. Согласно мнению Алисы, Шамбала – что-то вроде Сахасрара-чакры у человека, и её суть в том, чтобы создавать базовую жизнь.

Супруги Николай и Елена Рерих активно распространяли буддийскую точку зрения о Шамбале. Они рассказывали о Ригдене-Джапо и других классических аспектах понимания, но Елена была согласна и с мнением Блаватской.

Существует ещё несколько поверий о том, что такое Шамбала:

  • Согласно Агни-Йоге, синкретическом философском учении, Шамбала имеет множество обликов. Её по-своему представляют практически все народы, а корни этого уходят к самым древнейшим Учениям.
  • Если верить буддийскому мастеру медитации по имени Чогьям Трунгпа Ринпоче, то Шамбала существует независимо от человечества, она не относится к чьей-бы то ни было культуре или религии.

Наконец, Шамбалу воспринимают просто как состояние человеческой души. Это некий аналог просветления, позволяющий соединиться с Богом.

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна.

Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.[4]

В различных учениях

В Теософии Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби[5][6][7], так и Гималаи[8][9]. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом[1].

В указателе Тайной ДоктриныЕлены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым Островом, расположенным в центральной Азии[1], или как «Священный Остров в пустыне Гоби»[5]. Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли свое прибежище[1]. Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рожден грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на Белом Коне, Христос[8]. Однако идея Шамбалы играет в Тайной Доктрине определённо малую роль[1].

Предлагаем ознакомиться:  Где находится крестец у женщин

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой Ложей Гималайских Адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой Ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В других случаях понятие Шамбалы Алисой Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении:[1]

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами Планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре[10], а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа»[11].

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение[1]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского[12][13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение[14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы[14].

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо[15].

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[16]. Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями[16].

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в связи с понятием века, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью[17].

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии[18].

Предлагаем ознакомиться:  Барбадос: самая полная информация об острове

Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

Другие концепции

Задуматься о реальности Шамбалы иногда людей заставляет особая древняя карта, выполненная жителями Тибета по ирано-тибетской картографической традиции. Её изучали советский востоковед по имени Бронислав Иванович Кузнецов и советский историк-этнолог, писатель Лев Николаевич Гумилев.

Эти люди известны за следующие суждения:

  • Согласно их интерпретации карты, изображенной в тибетско-шаншунгском словаре, на неё была нанесена реальная страна.
  • Они полагали, что карта создавалась во времена Селевкидов, династии, которую образовал Александр Македонский в 321 году до нашей эры.
  • Считается, что он изобразил здесь период господства Сирии, начавшийся из-за македонских завоевателей.

Именно эти слова и отражены, согласно данным исследователям, в названии местности Шамбала. Дело в том, что Сирия на персидском языке произносится как Шам, а если заменить слово господство на верх или поверхность, то это будет «боло». Отсюда и образовался термин Шамбала, обозначающий господство Сирии, которое действительно было в тот временной период.

В популярной культуре

  • В новелле писателя-фантаста Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла.
  • В игре «Uncharted 2:Among Thieves» Шамбала представлена страной-раем. В ней по легенде хранится камень Чинтамани, дающий неограниченную власть своему владельцу.
  • Браслеты Шамбала, ставшие хитами продаж во всем мире. Легенда коммерсантов приписывает авторство монахам Шамбалы, несмотря на очевидное португальское происхождение в Азии и заимствование португальцами плетения и формы у индейцев Тупи.[19]

Литература

  • Гумилев Л. Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Гумилев Л.Н. Сочинения: Древний Тибет. — М.: ДИ ДИК, 1996. — С. 298—303.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. — Научное издание.— Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова.— Х.: Основа[20], 1990.— 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: МЦР, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. См. там же Баркова А. Л. Шамбала и её цари
  • Андреев А. И. Время Шамбалы. — СПб.: ИД «Нева», 2004. — 384 с.
  • Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала ?.. // Журнал «Вокруг света», № 3, 1979.
  • Берзин А.Ошибочные западные мифы о Шамбале.
  • Берзин А.Россия, Япония и докоммунистический Тибет: роль легенды о Шамбале.
  • Кочаров А. «Танка Шамбалы». Лекция. — М.: МЦР, 01.12.2003 (автор — профессор тибетской живописи).
  • Стрелков А. М. Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. — Улан-Удэ: Удумбара, 2010. — 300 с.
  • Рерих Н. К.Шамбала сияющая / Восток-Запад. — М.: МЦР, 1994. — 104 с.
  • Генон Р.Царь мира. Представления об Агартхе на Западе // Вопросы философии. 1993, № 3. С. 97-133.
  • Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
Загрузка ...
Adblock detector