Что такое СДВГ Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ

СДВГ или нормальное поведение?

Все мы сталкивались с жизненными трудностями и в определенный период жизни и были рассеянными, грустными, невнимательными. При хорошем настроении мы все чувствуем эйфорию, небывалый прилив сил, становимся подвижными и разговорчивыми. Так где же та тонкая грань между истинным синдромом дефицита внимания и просто обычным эмоциональным фоном?

Для постановки диагноза СДВГ недостаточно одной лишь рассеянности или активной жестикуляции во время разговора. Только психолог способен выяснить, является ли поведение ребенка просто баловством или же это заболевание, которое ему мешает. Особенно трудно диагностировать СДВГ в подростковом периоде, когда гормональная перестройка так сильно влияет на ребенка, что его иногда даже трудно узнать.

Если ребенок рассеян только в школе, а дома ведет себя хорошо, самостоятельно выполняет домашние задания, помогает по дому, то ни о каком СДВГ не может быть и речи. И, то же самое, если он прилежно учится, регулярно посещает занятия, а в домашних условиях начинает вести себя иначе. Это уже говорит о дефекте воспитания, которое нужно корректировать как раз-таки для избежания возникновения СДВГ в будущем. Гиперактивность ребенка считается нормой, если это не оказывает негативного влияния как на самого малыша, так и на окружающих его людей.

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

– современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить.

Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики

Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы

Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.

Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.

  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».

Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.

  1. Игровая терапия

В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.

Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.

Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.

  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью. Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» — ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия. Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.

Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.

  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.

Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.

При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.

  1. Педагогические меры

Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт. Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий. Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи. Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций. За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности. Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий. Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его. Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом. Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотрателевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Предлагаем ознакомиться:  Рвота у кошки причины и лечение

Основные синдромы при СДВГ

Чтобы отличить плохо воспитанного ребенка от малыша с дефицитом внимания и гиперактивности следует четко знать, что входит в нарушение поведения.

Неспособность сохранить внимание проявляется в таких действиях:

  • внимание на предметах задерживается на короткое время, детали не рассматриваются совсем, легкомыслие и небрежность заставляет выполнять задания учителя с массой ошибок;
  • во время игрового обучения с трудом следит за ходом задания, отвлекается на посторонние события;
  • при обращении к нему не всегда слышит, что ему говорят;
  • не в состоянии до конца выполнить домашнее задание, что совсем не связано с непониманием или протестом, ребенок не может выполнить последовательность действий;
  • не работает самостоятельно, теряет связующую нить между началом и завершением работы;
  • не желает выполнять работу, требующую долгого напряжения ума.
  • из-за невнимательности теряет мелкие вещи, не помнит где это случилось;
  • в повседневных делах проявляет забывчивость, легко откликается на посторонние раздражители.

Гиперактивность

Для постановки диагноза СДВГ важно, чтобы из предложенных ниже симптомов активности и импульсивности было выделено шесть признаков, и их длительность отмечалась не менее полугода. Гиперактивность проявляется:

  • Признаки синдрома сдвгв беспокойных движениях конечностей в состоянии покоя, если ребенок сидит на стуле;
  • в невозможности находиться в одной позе, это проявляется в постоянном кручении на месте, подпрыгивании, раскачивании;
  • потребность в движении заставляет ребенка во время урока вставать с места и перемещаться по территории класса;
  • спокойный досуг неприемлем для ученика, даже если у него нет занятия, то пытается куда-нибудь влезть, протиснуться;
  • много болтает и ведет себя, как заведенный моторчик.

Импульсивность

Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности и гиперактивности наблюдаются как минимум в двух ситуациях – дома и в школьных пенатах, в постижении материала на уроке и в социальном общении:

  • ответ на вопрос «выскакивает» с языка без малейшего раздумья, часто малыш не слушает его до конца, исходя из такой ситуации, может болтать невпопад;
  • если возникают игровые или другие ситуации, то ребенок старается сделать что-то вне очереди и веред других детей;
  • все время вмешивается в разговор взрослых, приструнить его невозможно, пристает к малознакомым гостям в доме, мешает общению.

Дети, страдающие дефицитом внимания и гиперактивностью предъявляют ряд жалоб (или же взрослые сами наблюдают со стороны) на:

  • Утомляемость, слабость в мышцах, нежелание что-либо делать, головные боли по типу каски неврастеника (ощущение сдавления головы обручем в области висков), онемение или жжение в конечностях. После сна ребенок чувствует себя разбитым, не высыпается, в течение дня быстро устает, внимание становится рассеянным. Давление, как правило, пониженное. Эти жалобы представляют собой классический гипотонический синдром;
  • Неспособность усидеть на месте, повышенная двигательная активность, выраженная жестикуляция во время разговора, часто – постоянные движение ногами во время долгого сидения (синдром заячьих ног). Ребенок беспокоен, вертит в руках ручку или грызет ногти. Этот симптомокомплекс представляет собой гиперкинетический (гипердинамический) синдром.

Гиперкинетическое расстройство поведения может быть ранним признаком развития психического или неврологического заболевания, поэтому, если ребенок стал вести себя по-другому, перестал слушаться старших, появились постоянные навязчивые движения руками  и ногами, то необходимо обратиться к специалистам для подтверждения диагноза.

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года — возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, нервных тиков.
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.
Школьник с дефицитом внимания
Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер — они проявляются у детей регулярно и ярко.

Гиперкинетическое расстройство

Некоторые считают, что такое поведение ребенка является проявлением характера, другие относят неадекватные поступки к огрехам неправильного воспитания, но исследователи в области медицины установили отношение синдрома к распространенным психоневрологическим расстройствам детей младшего возраста. Дисфункция ретикулярной функции головного мозга относится к нарушению работы центральной нервной системы и проявляется вышеуказанными трудностями поведения.

Первые симптомы СДВГ у ребенка отмечаются в возрасте от 3 лет, но взросление вызывает дополнительные сложности, так как с поступлением в школу к ученику предъявляются новые требования. Именно в начальных классах выявляется дефицит внимания, трудное усвоение материала, гиперактивность. Диагноз СДВГ не предполагает снижения интеллекта ребенка, такие дети сообразительны, но в силу своей несобранности не могут довести до конца ни одного решения.

Такие трудности приводят к проблемам в общении с окружающими, последствиями синдрома у ребят старших классов могут стать асоциальные формы поведения, увлечение спиртным, употребление наркотиков. Исходя из таких рисков, становится очевидным, что важно заранее распознать СДВГ и поставить правильный диагноз для проведения своевременного лечения. Дефицит внимания, который не лечится с самого начала, из детского возраста переходит в подростковый, и проявляется во взрослой жизни.

СДВГ у взрослых

Синдром гиперактивности у взрослых также проявляется в виде рассеянности, невнимательности.  Взрослые пытаются избегать общения с другими людьми, боятся нерешенных вопросов. Нарушена система приоритетов – они не знают, на кого им ровняться, и зачем они занимаются тем, чем занимаются. СДВГ у взрослых практически всегда возникает на фоне недостатка внимания в детстве.

Учеба у таких людей затруднена, поэтому в высшие учебные учреждения они поступают редко, обязанности по работе выполняют неохотно, иногда и не выполняют вовсе, поэтому часто подолгу не задерживаются на одном рабочем месте. Человек постоянно забывает элементарные вещи, например, куда он положил свои ключи или закрыл ли дверь, перед тем как уйти из дома. На важные мероприятия всегда опаздывает, не обладает пунктуальностью.

Поведенческие расстройства в виде импульсивности поступков выражены довольно ярко. Настроение изменяется очень быстро, поэтому таких людей очень легко обидеть. Иногда – необоснованная агрессия вплоть до драки. Обладают низкой самооценкой, свои поступки считают неправильными, но не могут их контролировать, часто испытывают угрызения совести после конфликтных ситуаций.

Если ребенок в детстве страдал от этого расстройства, то может проявиться СДВГ у взрослых. Он выражен не так сильно, проявляется слабее. Проявляется синдром рассеянного внимания во взрослом возрасте в виде плохой памяти, зависимости от наркотических и психоактивных веществ, депрессии. Что делать? Лечить недостаток нужно:

  • самоорганизацией;
  • поведенческой терапией, психологической помощью;
  • приемом лекарств-стимуляторов, которые назначает врач.

Причины развития дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и появление гиперактивности ребенка относится к сложным расстройствам психоневрологического характера с нейрофизиологическими, нейрохимическими, метаболическими, структурными нарушениями, приводящими к дисгармоническим нарушениям обработки информации и координации поступков.

Основной версией появления СДВГ считается возникновение неблагоприятных нейробиологических факторов, при этом большую роль играет наследственное проявление генетических изменений, иногда вмешиваются органические повреждения. Именно это приводите к нарушению контроля над вниманием и поведением, являясь следствием психоневрологических изменений в человеческом мозге:

  • Причины отсутсвия внимания у ребенкаВнутрисемейные неблагоприятные факторы не считаются основными поводами для возникновения СДВГ, но способствуют усилению симптомов болезни и приводят к трудностям адаптации ребенка в коллективе.
  • Предрасположенной наследственностью считается дезориентировка генов, регулирующих в участке мозга норадреналин и дофамин. Нарушение в работе мозга нейромедиаторных систем является основной предпосылкой для возникновения СДВГ. Отмечается разрыв связного сообщения между подкорковыми образованиями и лобными долями. Действие лекарственных препаратов для облегчения состояния основано на высвобождении и остановке обратного связывания норадреналина и дофамина в нервных пресинаптических отростках. Такое действие лекарства повышает биологическую доступность нейромедиаторов.
  • Еще одними неблагоприятными факторами, вызывающими дефицит внимания, считаются осложнения в период вынашивания ребенка. Например, такие нарушения, как эклампсия, гестозы, молодой возраст беременной или после 40 лет. К ним относят ненаступившие вовремя роды или рождение недоношенного плода с маленьким весом. Вредные привычки во время беременности могут вызывать в будущем симптомы болезни, например, курение, наркотики и принятие алкоголя.
  • Для возникновения симптомов СДВГ большое значение имеет состояние окружающей среды матери и ребенка. Распространенным нейротоксическим веществом из тяжелых металлов считается свинец. Находится он во вредных выбросах промышленного производства, даже выхлопные газы машин содержат свинец в концентрированных количествах. Попадание вредного свинца, кадмия, ртути, никеля и мышьяка в детский организм вызывает нарушение стандартного поведения.
  • На организм ребенка негативное влияние оказывает несбалансированное питание, а именно развившийся недостаток витаминов и минералов, белков, углеводов, полиненасыщенных жирных кислот. Отсутствие нужных веществ ведет к угнетению функции нейромедиаторов, как следствие, приводящей к возникновению синдрома и постепенному развитию гиперактивности. Отсутствие магния в питании создает его дефицит и ослабляется работа по выведению свинца из тела ребенка. Недостаток магния проявляется не только при скудном питании, но и вследствие повышенной потребности в период развития и роста.
Предлагаем ознакомиться:  Как на электронный адрес написать письмо инструкция

Проявления СДВГ в зависимости от возраста ребенка

Синдром дефицита внимания у детей иногда появляется еще в годовалом возрасте, когда ребенок совершает частые движения руками и ногами, сам по себе – неуклюжий, неусидчивый, невнимательный, речь развивается очень медленно, а со сверстниками испытывает трудность в общении. Из вышесказанного ясно, что на данном этапе практически невозможно понять, является ли это чертой характера или же начальными проявлениями заболевания.

У дошкольников симптоматика схожая, присоединяется драчливость, ребенок становится конфликтным даже по незначительному поводу. Тяжело обучается, потому что ему трудно сосредотачиваться на чем-то одном, его мысли заняты всем и сразу, что приводит к мании и, как следствие, маниакально-депрессивному психозу.

При маниакальной фазе малыш неусидчив, очень разговорчив, охотно идет на контакт, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как правило, редко что завершает до конца. Затем, изнеможённый от физической и умственной нагрузки, ребенок впадает в депрессию, резко замыкается в себе. Эти фазы всегда идут друг за другом и, если внимательно наблюдать за ребенком, то можно увидеть некую цикличность его поведения (2 недели – повышенная возбудимость, неделя – заторможенность и т.д.).

Дошколята

Начальные симптомы начинают проявлять себя в дошкольном возрасте, ребенок становится неуправляемым с точки зрения активности, не способен усидеть на одном месте даже во время непродолжительного промежутка времени, задает большое количество вопросов, не ограничивает свое общение только детьми, перебивает взрослых. В таком периоде взросления очень важным является различие между СДВГ и неправильным воспитанием или его полным отсутствием.

Для малышей дошкольного возраста характерным признаком заболевания становится неуемный темперамент, нетерпеливость, участие в шумных спорах, вспышки раздражительности. Отмечается проявление бесшабашности, поэтому в зависимости от обстановки, такие дети могут получить значительные травмы, так как ощущение опасности у них притуплено.

В этом возрасте с началом обучения проблемы нарастают как снежный ком. В современной школе высокие требования к учащимся, а ребенок с СДВГ не в состоянии выполнить даже половину. Еще раз следует подчеркнуть, что интеллект детей с подобным диагнозом находится в пределах возрастной нормы и отставание в учебе получается только за счет невнимательности и отсутствия контроля над собственным поведением.

Отсутствие внимания приводит к тому, что ребенок во время выполнения поставленной задачи или ее решения не в состоянии запомнить даже первоначальное условие и вопрос, на который следует дать ответ. Если при этом произошло переключение на новые условия, то такое положение еще более затрудняет достижение поставленной цели, так как ребенок может попросту не услышать, что говорит учитель в объеме материала на уроке.

К проблемам с невыполнением школьных требований и отставания в обучении прибавляется и трудность переговоров и отношений со сверстниками. Поведение ученика в школьном коллективе отличается непредсказуемостью и существенными перепадами настроения, что не может не сказаться на невозможности установить дружеские контакты.

Такое поведение и отношение окружающих приводит к тому, что у ребенка с СДВГ постепенно занижается самооценка. Ученика постоянно вызывают к директору, по его поведению можно сказать, что он не дозрел до своих лет. С ним могут заводить отношения только младшие дети или те, у кого такие же проблемы с недостатком внимания. Чтобы наладить отношения с коллективом, дети срывают уроки и впоследствии становятся, так называемыми, шутами в классе.

В семье ребенок постоянно страдает от сравнения с более благополучными сестрами и братьями. Раздражение родителей возникает от постоянной недисциплинированности, неаккуратности, невозможности положиться на ребенка в решении любого действия, которое он попросту может не воспринять, так как будет занят очередным импульсивным занятием.

Гиперактивность подростков не так сильно проявляется в связи со взрослением, только от 55 до 82% ребят сохраняют симптомы нарушения внимания и импульсивного поведения. Но на смену гиперактивности у подростков приходит ощущение внутреннего беспокойства и суетливости, для них трудно довести до конца любую работу, а тем более самостоятельно ее организовать.

Естественно, такая норма поведения становится камнем преткновения при общении с родственниками, сверстниками и лицами правопорядка, которые ждут от повзрослевшего человека ответственности, подчинения общепринятым нормам, соблюдения законов. Но слабая эмоциональная устойчивость, неуверенность в собственных силах создают у подросшего индивидуума заниженную самооценку.

В случаях, когда подростков с СДВГ вовлекают в дурные компании, они зачастую не являются лидерами, их ведут за собой матерые и злостные преступники. Так как несведущие подростки не задумываются о последствиях своих действий (что для них естественно), то они подвергают себя опасности или подчиняются дурным привычкам (употреблению алкоголя, наркотиков).

Разновидности СДВГ

Действия гиперактивного ребенка можно обобщить в три распространенных типа заболевания:

  • Виды заболеваниянаиболее распространенным синдромом является нарушение, когда повышенная физическая активность сочетается с невозможностью сосредоточиться на конкретном материале;
  • для диагностики и выявления самым сложным считается тип, когда у ребенка преобладает недостаток внимания при пониженной активности;
  • наиболее редко встречается гиперактивный тип поведения, когда у непоседливого ребенка остается без изменения восприятие преподаваемого урока, и он может сосредоточиться на ключевых вопросах.

Частые «спутники» СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:

  • Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
  • Тревожно-фобическое расстройство. У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
  • Гипнагогические галлюцинации (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
  • Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
  • Маниакально-депрессивное расстройство;
  • «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
  • Иногда – клептомания, нанесение вреда окружающим людям или животным;
  • Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» – движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики иили выкрикивания громких ругательств.

Симптомы заболевания

Включает в себя наблюдение за поведением ребенка в школе и дома, по необходимости – ведение дневника, где будут отмечаться нехарактерные для него поступки в тот или иной момент жизни. Обязательно наблюдение у невролога, так как СДВГ может быть следствием заболеваний ЦНС. Также рекомендуется консультация у психиатра, который выяснит причину неадекватного поведения.

Всем детям с диагнозом СДВГ должно проводиться специальное тестирование по этому заболеванию, МРТ головы, ЭЭГ, РЭГ, должен быть получен психологический портрет, обязателен сбор анамнеза  у родителей на предмет выявления внутриутробной патологии плода. По необходимости проводится комплексное обследование (если не было выявлено патологии беременности)  – общий анализ крови, мочи, ЭКГ и т.д. с целью уточнения – является ли диагнозом СДВГ или гиперактивность связана с проявлениями какого-либо другого заболевания.

Как говорилось ранее, СДВГ имеет неспецифическую клиническую картину, но поставить диагноз можно при условии, если у ребенка встречается большинство из нижеперечисленных симптомов:

  • Снижение памяти, внимания;
  • Ребенок часто опаздывает в школу, легко отвлекается на уроках;
  • Плохое восприятие информации. Ребенок считает большое количество информации ненужной, поэтому даже не пытается запоминать те или иные моменты;
  • Рассеянность. Часто роняет тетрадки, ручки, забывает, куда положил нужную ему вещь и т.д.;
  • Импульсивное поведение;
  • Легко отвлекается на раздражители извне, что мешает сосредоточиться как в школе, так и дома;
  • Берет много заданий для выполнения, однако не доводит их до конца;
  • Работа, требующая длительного умственного напряжения, вызывает скуку, нежелание заниматься этим дальше;
  • Внимание быстро переключается от одной детали к другой, во время разговора перескакивает с одной темы на другую;
  • Чрезмерная болтливость;
  • Неусидчивость;
  • Постоянные движения ногами иили руками;
  • Суетливость;
  • Испытывает нетерпение к другой точке зрения;
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры;
  • Драчливость;
  • Постоянное ерзанье на стуле.

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Нарушается сосредоточенность и внимание. Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Нарушение внимания у детей

Нарушение внимания у детей

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей

  1. Возникает частое движение руками и ногами. Ребёнок куда-то постоянно торопится, но при этом никогда не зацикливается на выполнении каких-либо действий.
  2. Неусидчивость на месте, постоянные телодвижения и торопливость: ребёнок чем-то напоминает юлу, которая постоянно находится в заведённом действии.
  3. Постоянно лезет туда, куда не разрешено и при этом не останавливается практически ни перед чем.
  4. При времяпровождении со своими сверстниками ведёт себя беспокойно, активно и не может попросту играть в одну игру.
  5. Наравне с этими признаками у больного наблюдается стойкий характер, который никак не влияет на заболевание синдром дефицита внимания у детей.

Импульсивность. Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.
Импульсивность - синдром СДВГ

Импульсивность — синдром СДВГ

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Предлагаем ознакомиться:  Рабочее место - это что такое

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста, когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Поведение детей с СДВГ в школе

Поведение детей с СДВГ в школе

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста, симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность — все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

СДВГ у взрослых

СДВГ у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Для того чтобы у ребенка поставить диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности, следует подтвердить из списков симптомов не менее:

  • шести показателей невнимательности;
  • трех симптомов гиперактивности;
  • одного показателя импульсивности.

Для подтверждения вышеуказанного диагноза нет определенных критериев, которые бы с уверенностью показали на СДВГ. Все нейрорадиологические, молекулярные, генетические, нейрофизиологические, психологические, биохимические показатели не могут достоверно выявить заболевание. Диагноз определяет врач, но не менее важно запастись результатами бесед с психологами и педагогами, которые вооружены знанием диагностических критериев.

Наблюдается несколько характерных состояний в детском возрасте, которые по сходству напоминают проявления СДВГ, но входят в широкий круг состояний, имитирующих болезнь. Причины их возникновения разнятся, а методы лечения не совпадают с лечением СДВГ:

  • Определение синдрома сдвгиндивидуальные особенности развития темперамента и личностного роста, при этом уровень развития психического функционирования находится в пределах нормы, активность не выходит за границы дозволенного;
  • тревожное поведение малыша вызывается не нарушением психического развития, но на его внутренние страхи могут повлиять различные травмирующие события;
  • нарушение внимания, заторможенность могут вызываться травмой черепа, инфекционным заражением, интоксикацией организма;
  • могут наблюдаться симптомы астенического синдрома;
  • нарушения вызываются заболеваниями эндокринной системы, эпилепсией, умственной отсталостью, шизофренией.

Карморбидные нарушения, ассоциированные с синдромом отсутствия внимания

Сложности общения в среде сверстников, семье могут формировать у ребенка с диагнозом расстройства внимания и повышенной гиперактивности дополнительные нарушения на фоне болезни. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению клинической картины СДВГ. Симптомы проявляются более ярко, прогноз заболевания ухудшается, эффективность применения препаратов значительно снижается.

  • поведение оппозиционного вызова, несоответствие поведения норме (экстернализированные расстройства);
  • тревожное внутреннее ощущение, плохое настроение (интернализированные расстройства);
  • стойкие речевые дефекты, нарушение способности обучаться – дискалькулия, дислексия, дисграфия (когнитивные расстройства);
  • недостаточность моторики, статики, развитие тиков, тряски конечностей (двигательные расстройства);
  • появление энуреза, беспокойного сна, энкопреза (парасомнии).

Возникновение дополнительных нарушений обязательно диагностируется и назначается соответствующее лечение.

Что необходимо знать родителям

Если у ребенка наблюдается повышенная нервная возбудимость, непереносимость стрессов, то ему необходимо ограничить участие в состязаниях и играх, которые могут ухудшить его психическое состояние. Хороший эффект оказывает плавание, туризм, бег, катание на лыжах или коньках. Для улучшения самочувствия малыша рекомендуется минимум раз в неделю ездить куда-нибудь всей семьей (в кино, на пикник и т.д.

), это благотворно повлияет на его здоровье и укрепит ваши семейные связи. При ребенке нельзя допускать ссор, ни в коем случае не прибегать к физическому насилию, если, к примеру, он принес из школы двойку. Ребенку нужно помочь разобраться с предметом, уделить ему время. Иногда дети специально прогуливает уроки или получают неудовлетворительные оценки, а все потому, что просто хотят получить родительское внимание.

Если ребенок имеет СДВГ, то наказания и запреты не возымеют должного результата, так как такие дети реагируют только на позитивные эмоции (поощрение за четверть без троек и т.д.). Если вовремя заняться малышом, окружить его любовью и заботой, то синдром дефицита внимания пройдет самостоятельно даже без приема лекарственных препаратов.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • Боюсь заболеть, заразиться инфекцией, подхватить микробы: что делать?Боюсь заболеть, заразиться инфекцией, подхватить микробы: что делать?
  • Симптомы мании величия – звездная болезнь или патология?Симптомы мании величия – звездная болезнь или патология?
  • Боязнь потерять любимого человека фобия или обычный страх?Боязнь потерять любимого человека фобия или обычный страх?
  • Психосоматические причины появления геморрояПсихосоматические причины появления геморроя

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе — у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.
Повышение самооценки ребенка
Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Лечение синдрома невнимательности и гиперактивности

Становится очевидным, что терапевтические процедуры совмещаются с улучшением функционирования пациента в социуме и реализацией личностных качеств. В свете борьбы с синдромом расстройства поведения следует делать упор на достижения ребенка, нормализацию окружающей атмосферы в семье, садике и школе, укрепление общения со сверстниками, высказывание признания за помощь.

Для эффективного лечения важным является взаимодействие психологов, врачей, педагогических работников, родителей и родственников. В комплекс лечения включают:

  • помощь семье ребенка с разъяснением поведения;
  • проведение тренингов для воспитателей и родителей с целью воспитания определенных навыков;
  • психотерапевтические мероприятия для подростков и детей с целью обучения преодолению трудностей, воспитания навыков эффективного взаимодействия с окружающими;
  • использование лекарственного лечения и специальной диеты.

Применение лекарственных препаратов

Эффективным средством считается гидрохлорид атомоксетина, действие которого основано на торможении обратного захвата норадреналина, что усиливает передачу импульса в участках головного мозга. Препарат увеличивает содержание дофамина в префронтальной коре, играющей важную роль в функционировании мозга, обеспечении памяти и концентрации внимания.

Успешно применяются препараты ноотропной группы. Они оказывают корректирующее действие в сторону стимуляции на когнитивные функции, например, внимательность и память, психическую работу, речь, программирование действий, организация последовательности процессов.

Недавно при лечении нарушений внимания и гиперактивности стало применяться лекарство гопантеновой кислоты, которое можно использовать длительное время. Первые улучшения внимания наступают после применения препарата в течение 2 месяцев, но после использования полугода уже видны конкретные эффективные результаты.

Большое внимание уделяется корректировке поступающих в организм ребенка питательных веществ и минералов, важнейшая роль из которых отводится магнию и препаратам из него. Магний представляет важную составляющую в работе балансирования процессов торможения и возбуждения импульсов центральной нервной системы посредством природных молекулярных механизмов.

Загрузка ...
Adblock detector