Моральные ценности и их роль в обществе

Что такое моральные ценности

  • Ценности, выработанные и принятые в обществе и служащие для взаимодействия людей между собой. К ним можно отнести такие категории как дружба, любовь, уважение, ответственность, справедливость, свобода и другие.
  • Внутренние, личностные установки человека, которые вырабатываются в течении жизни, это сознательно принятые им моральные ценности: достоинство, честь, долг, совесть, порядочность. Эти установки сугубо индивидуальны.
  • В идеале — вся шкала ценностей – от самого нижнего значения, назовем его «порок», до самого высшего, назовем ее «добродетель» — на основе этой абстрактной шкалы проходит моральное развитие человека.

Цели личностного роста

Если вы недовольны собой

На пути к повышению социального статуса

Психологами и социологами выделяется достаточно большое количество этапов, через которые проходит человек, чтобы выстроить свою нравственность. Рассмотрим основные.

  • Начало выработки моральных установок приходится на раннее детство, когда родители дают ребенку понять, «что такое хорошо, и что такое плохо», в том числе с помощью поощрений или наоборот. Ребенок узнает, что на каждое его действие к нему вернется реакция окружающих. На данном этапе свободный выбор ребенка ограничен, нравственность «устанавливается» в несколько «принудительном» порядке: в сознание ребенка закладываются определенные правила или рамки, за которые крайне нежелательно выходить, для его же блага.

В этот период нравственное поведение ребенка определяется или послушанием, которое обеспечивается той или иной формой наказания, либо он уже начинает понимать – что «правильное» поведение в его же интересах.

  • На следующем уровне нравственного развития у человека уже возникает желание помогать другим, опять же по разным причинам: кто-то из эгоистических побуждений – пытаясь получить одобрение окружающих, другому нравятся те положительные эмоции и чувства, которые вызывают его действия.
  • На последнем этапе человек сам выбирает модель поведения и мыслей, соответствующую его осознанным нравственным ценностям, которым он следует. Эти действия основаны на хорошо осознанных принципах личности, которые человек накопил на протяжении всей своей жизни. Поначалу это глубокое понимание социальной взаимности и искреннее желание помочь другим, на более высоком уровне – это становится требованием его совести. Надо отметить, что такой уровень нравственности доступен далеко не всем.

Другая ловушка и причина разочарований – мы почему-то уверены, что моральные ценности — это некие универсальные истины. Это не так. Невозможно дать точного конкретного определения и описания для всех без исключения, безотносительно страны, культуры религии, национальности и так далее. Например, вежливость — даже в рамках одной культуры она понимается по-разному разными людьми.

Нравственные ценности позволяют человеку ориентироваться в мире и могут быть мотивами и целью его деятельности, а также обусловливают выбор средств достижения целей; позволяют оценивать происходящие события с морально-этической точки зрения.

Общепринятые ценности позволяют человеку осуществлять собственную самооценку, а следование им воспринимается человеком как долг. С этой точки зрения, выполнение долга приносит чувство удовлетворения и повышает самооценку. Тогда как пренебрежение моральными нормами и ценностями вызывает чувство вины, неудовлетворенности и даже муки совести.

Существует моральная оценкадеятельности человекас точки зрения соответствия ее приня­тымв обществе правилам поведения. Поступкичеловекамогут быть нравственными(достойны­ми,благородными, правильными) ибезнрав­ственными.

Критерии,по которым происходит подобноеразделение, называют моральныминормами.

Моральмногообразна, она может по­ниматьсяи как опыт житейской мудрости, какисполнениебожественных заветов, как инстру­ментсохранения порядка в обществе, какчест­ностьво взаимоотношениях людей, как высшийсмыслчеловеческой жизни, как внутреннийго­лос совести и даже как устаревшиетребования, мешающие человеку бытьсамим собой.

Основойморали являются- совесть(нрав­ственноечувство, позволяющее человеку опреде­лятьсвои поступки и действия с точки зрениядобраи зла) и долг(нравственноевеление, готов­ностьпоступать в соответствии с собственнымпредставлением о правильном поведении).

Большинствонародов мира сейчас имеют неко­торыеобщие черты нравственного поведения:бескорыстие,мужество, правдивость, скром­ность,гуманизм, мудрость и др. Качества,кото­рые вызывают порицание у многихнародов (по­роки),— глупость, корыстолюбие, тщеславие,лестьи т.д.

Основнымикатегориями моралиявляются представленияо добреизле.Этонаиболее об­щиепонятия, которые позволяют оцениватьдей­ствияи поступки людей. Добро — главнаяцен­ностьчеловека, его моральная святыня. Добрупротивостоитзло.

У каждогоиз нас есть выбор пути добродетели илипорока, но мы не свободны от ответственно­стиза выбранный путь.

Общепринятыеэтические требования и ориен­тирыморальных поступков составляютобщече­ловеческоев нравственном сознании. Именно онивыражают требованиянравственного идеалакаквысшей моральной цели («золотоеправило» нравственности).

Сдревних времен до сегод­няшнегодня «золотое правило» нравственностипостоянноменялось, но в нем всегда сохранялисьидеисвободы и равенства людей, самоценностии достоинства каждой личности.

В общемвиде этоправило можно выразить следующимобразом:«Поступайс другими так, как хочешь, чтобыони поступали с тобой».

Особенностьморали состоит в том, что она ос­нованана ценностях- предпочтенияхлюдей, исходящихиз их целей и идеалов.

В центре нравственныхценностей стоит представление о благе(предельная форма добра, состояниеполно­госогласия человека с действительностьюи са­мимсобой). Отсюда исходят: доброта,великоду­шие,сострадание, забота о ближнем, щедрость,честность,спокойствие, надежда и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Как снять напряжение с шеи и плеч: 3 шага, которые помогают

Все этиценностиможно назвать добродетелями.Импротивостоятпороки— ненависть,зависть, гор­дыня,неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственноесамосовершенствование состоит визменении пропорций злого и доброго всамом себе в сторону первого, но дляэтого необходимо сделатьличный моральный выбор.

Этносы– это историческисложившиеся большие группы людей,обладающие общностью культуры, языка,сознанием нерасторжимости историческойсудьбы.

Нация– это исторически высшаяформа этносоциальной общности людей,характеризующаяся единством территории,экономической жизни, историческогопути, языка и культуры.

Нация– исторически сложившаяся общностьлюдей, обладающая государственностью.Нации формируются в период развитиятоварно-денежных отношений. Им предшествуютплемя инародность.

Нация– исторически сложившаясяобщность людей, обладающая государственностью.

– национальный культурный язык

– национальная культура (музыка, театр,кино и т.д.)

– единство социальной и экономическойжизни

– традиции и обычаи

– школа

– пресса

– общность территории

Национальнаякультура – включаетв себя все достояние народа, способ егосуществования, приспособления кприродно-географической иобщественно-исторической среде, вкоторой он живет.

– язык, литературу, музыку

– формы одежды

– все виды пищи

– конструкцию и внутреннее убранствожилища

– праздники

– обряды

– традиции, обычаи

– формы этикета

Всовременном мире ни одна нация не можетжитьв полной изоляции и обязательно вступаетв межнациональныеотношения, устанавлива­етэкономические, политические,идеологичес­кие,культурные, правовые, дипломатическиеи другиесвязи.

Онимогут быть стабильными(постоянными)и нестабильными(периоди­ческими),основанными на соперничествеина сотрудничестве,равноправными инеравно­правными.

Национальныйвопрос – это вопрос осамоопределении нации и преодоленииэтнического неравенства. Корни нац.вопроса – в неравномерностисоциально-экономического и политическогоразвития различных народов. Болееразвитые и могущественные государствапокоряли слабые и отсталые, устанавливаяв завоеванных странах систему национальногоугнетения.

– неудовлетворенность нации, не имеющейсобственной государственности

– произвольно установленныенационально-территориальные границы

– опасность размывания этноса в результатепритока иноязычного населения

– ограничения в использовании национальногоязыка

– ущемление прав и свобод по национальномупризнаку

– отказа от насилия и принуждения;

– поиска согласия на основе единодушиявсех участников;

– признания прав и свобод человекаважнейшей ценностью;

-готовность к мирному урегулированиюспорных проблем.

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Понятие морали и её нормы

Каждый, кто пытается гармонично вписаться в современное общество, так или иначе, задумывается – что такое моральные ценности, кому они выгодны и какими бывают?

Персональные моральные ценности – это ваша собственная система координат для оценки всего сущего.

Это внутренние весы, на которых вы взвешиваете чужие и свои поступки, слова, решения, и ставите вердикт. Хороший человек или плохой? Правильное решение или не очень? Судить за проступок или простить?

Ценности бывают положительными (мы скажем «это хорошо», «это проявление Добра») и отрицательными (по аналогии – «это Зло», «это плохо»).

Примерные ценностные ориентиры (при мудром воспитании) закладываются еще в детстве. Кому из нас не знакомо стихотворение «Что такое хорошо…» (Маяковский).

В конечном итоге, вся внутренняя мораль основывается на понимании двух вещей – что есть Добро и что есть Зло, – и тончайших нюансов между ними.

моральных ценностей имеет и свою иерархию. Важно, какие ориентиры человек ставит выше остальных.

Стандартные моральные ценности у всех народов очень похожи. Общая картина такова: окружающим нельзя вредить, а свои помыслы и труд надо направлять на благо.

Во всем мире ценятся достоинство, честь, честность, любовь, доброта, свобода, верность, справедливость, взаимопомощь, трудолюбие и уважение.

Этот свод важных заветов является ориентиром для каждого в многонациональном мире, страстной попыткой определить черты Добра и Зла и встать на верную сторону.

Ценностная ориентация – это своеобразное внутреннее «руководство к действию».

Раздумывая об этической стороне проблемы, отваживаясь на сомнительный поступок, решая вопрос в свою пользу, каждый должен обратиться к собственным моральным принципам и ценностям и дать оценку вероятным действиям. И лишь после этого «нажимать на спуск».

Известный факт – каждый видит мир со своей колокольни. И этот воображаемый пейзаж (в особенности – его краски), во многом зависит от моральных ценностей смотрящего.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать заявление на отгул на полдня: основные вопросы и образец

Граница допустимого и недозволенного с точки зрения общества порой так тонка, что каждому приходится самостоятельно оценивать ситуацию.

Простой пример: два сотрудника офиса заметили, как их коллега без спроса взяла конфету со стола отсутствующей секретарши, съела ее и не призналась.

Первый свидетель – человек строгих моральных правил, он сразу же осудит легкомысленную даму: это воровство, неуважение, ложь!

Кто из них ближе к истине, определить не удастся: у каждого индивида на планете свой свод моральных правил и ценностей.

Любая оценка субъективна и недоказуема. Она лежит в пределах сознания, и невозможно определить, чей взгляд мудрее, чьи принципы важнее.

Наконец, стоит подумать о женщине-воришке и о секретарше. Как обе расценят ситуацию, и приведет ли это к конфликту?

Потерпевшая лишь посмеется, когда обнаружит пропажу, или же закатит скандал? Расскажут ли свидетели о том, что они видели? Что посчитают более ценным: честность или верность другу?

По тому, какие у персоны моральные ценности, можно судить о ее духовном и социальном развитии, вере, воспитании. А то, какие нормативы приняты в целом обществе, говорит об уровне гуманности (человечности) внутри него.

Чем цивилизованнее и образованнее страна, тем острее в нем стоят вопросы морали и нравственности.

Важный момент – как собственные моральные ценности влияют на ваше поведение. Персональный свод законов и критериев оценки бытия не только позволяет вам делать выводы о происходящем вокруг.

Он контролирует и ваши действия! В зависимости от внедренных на подкорку создания нравственных догм, вы либо совершите какой-то поступок, либо – нет.

Вернувшись к нашей нечестной воришке, мы поймем, что себя она не казнит и виновной в мелкой краже не считает. Для нее этот проступок – нормальное явление, а не грехопадение на глазах у коллег. Но пойдет ли она дальше?

Следование общепринятым нормам морали и внутренним ценностям помогает человеку вести гармоничную и бесконфликтную жизнь в обществе.

Тот же, чей персональный свод правил и оценок не вписывается в общую картину, скорее всего, будет вынужден жить обособленно, замкнуто.

Совершая действия, которые другими расцениваются как негативные (вредоносные, оскорбительные), индивид вызовет лишь порицание и непонимание. К таким людям, потерявшимся среди морали и нравственности, относятся социопаты.

Кроме комфортного существования в социуме, моральные ценности дают нам гордость за хорошие дела, а также чистоту перед своей совестью и перед законом.

Мировоззрение

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

73 239 15 апреля 2015

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать.

Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать.

В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Предлагаем ознакомиться:  Синдром Апера причины появления симптомы диагностика и лечение заболевания

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.
Загрузка ...
Adblock detector