Что такое молитва в христианстве

Молитвы Хвалебные.

Приступать к молению и оканчивать его лучше молитвами Хвалебными, прославляя Господа за все Его Божественные совершенства, созерцая в такой молитве Его премудрость, благость, провидение и помощь, благодаря Господа за все даруемое, и подготавливая свое душевное состояние к смиренному приятию Его воли, какой бы она не была.

Примерами хвалебных молитв могут являться 99 и 103 псалмы из Ветхого завета, акафисты, молитва Пресвятой Богородице святого Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется…», молитва святителя Василия Великого:Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться.

Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш.Краткие хвалебные молитвы:Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Типы молитв по содержанию

По содержанию молитвы можно разделить на четыре вида:

  • Хвалебная. Это высшая форма молитвы, в которой христианин ни о чем не просит Бога, а только прославляет Его.Разновидностью хвалебной молитвы является славословие — прославление всех трех лиц Святой Троицы. Наиболее известно так называемое малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу…»), которое всегда завершает церковные молитвы и песнопения. Существует еще и великое славословие («Слава в вышних Богу»), которое поется в конце утрени.
  • Благодарственная, или молитва благодарения. По смыслу она близка к хвалебной: человек благодарит Господа за всё, что имеет.
  • Покаянная. В такой молитве верующий кается, то есть признаёт свои грехи перед Богом и просит Его прощения.
  • Прошение, или просительная молитва. Такие молитвы произносят, когда нужна Божия помощь или утешение в беде, нужде или болезни. Перед прошением следует всегда читать покаянную молитву.

Молитвы просительные.

Основное количество молитв, возносимых Господу, является молитвами-прошениями, ибо слаб человек, и собственных его сил недостаточно для вершения как внешней материальной жизни, так и жизни внутренней – духовной. Вознося просительную молитву, православный христианин просит Господа укрепить силы духовные и телесные, указать верный путь, содействовать в благополучии жизни духовной и материальной.

Молитвы ходатайственные.

Разновидностью просительных молитв являются молитвы ходатайственные – то есть молитвы за других людей. Православный человек молится за всех, как за себя для дарования людям духовного разума и веры, осознания, раскаяния и освобождения от грехов и страстей. Кроме того, есть люди, которые нуждаются в молитвах, но не могут возносить их к Господу в силу телесных, душевных или духовных болезней.

Ходатайственные молитвы возносятся за членов семейства, сродников и благодетелей, за духовные и светские власти, за скорбящих, бедствующих, претерпевающих гонения, подверженных телесным, душевным и духовным недугам, за своих врагов, за всех людей и за усопших православных христиан.Молясь за других людей, православный христианин укрепляет единое духовное тело Церкви, способствует обращению Божией благодати на тех, за кого ходатайствует, и сам получает от Господа благословение и благодатную помощь для созидания своего спасения.

Ходатайственные молитвы за других людей и усопших возносятся на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии Василия Великого молятся о Вселенской Церкви, о храме, в котором совершается богослужение, о священнослужителях, о трудящихся в храме, о монахах и отшельниках, о царе, властях и воинстве.

Отдельные прошения воссылаются Богу о семейных парах, младенцах, юношах, стариках, об отпавших от Церкви, о бесноватых, путешествующих, вдовах, сиротах, пленниках, больных, о заключенных и находящихся в нужде и о тех, чьи имена забыты.Примером ходатайтсвенной молитвы служит Молитва о церкви Господа Бога нашего Иисуса Христа (Иоанн. 17:20-26):Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…

Десять важных молитв для религиозных верующих

Молитв очень много, и все они имеют свою классификацию, некоторые следует читать перед началом любого дела, другие – по окончании, существуют утренние и вечерние молитвы, благодарственные и покаянные, перед вкушением пищи и как последование к причастию. Но существуют три основные молитвы, без которых нельзя обойтись, они самые важные и нужные.

1. «Отче наш». По словам священного Евангелия, данную «Отче наш» подарил Иисус своим ученикам, просившим его научить их молитве. Сам Бог разрешил людям называть его отцом и провозгласил весь род человеческий своими сынами. В данной молитве христианин находит спасение и обретает благодать Божью. 

2. «Символ Веры». Молитва объединила в себе основополагающие догмы христианской веры. Аспекты принимаются верующими без требования доказательств и повторяют историю о том, как воплотился в человеческом образе Иисус Христос, явился миру, был распят во имя избавления людей от бремени первородного греха и воскрес на третий день как символ победы над смертью.

3. Молитва Господу Иисусу. Обращение к Иисусу Христу как к Сыну Божьему и доказательство своей веры в него как в истинного Бога. Данной молитвой верующие просят помощи и защиты у Господа.

Что бы ни случилось, в любое время дня и ночи, вспоминай имя Господа Бога твоего. Славь имя его за всякое деяние Божье и за подаренную возможность прожить ещё один светлый и радостный день. А попросив чего-то у Творца нашего, не забывай впоследствии благодарить скорого помощника и заступника нашего.

Невозможно представить день богомольца без «Отче наш» или «Символ веры». Но существуют хоть и второстепенные, но всё такие же основные православные молитвы, из которых и складываются дневные и вечерние моления. В обращении к Создателю люди находят успокоение. Стоит только начать читать молитвослов, как жизнь тут же станет проще и легче. Ибо нет силы более человеколюбивой и всепростительной, чем чистая любовь Господа Бога.

  1. Молитва Мытаря.

  2. Трисвятое.

    Трисвятое

  3. Молитва Деве Марии.

    Молитва Деве Марии

  4. Молитва Святому Духу. 

    Молитва Святому Духу

  5. Молитва Пресвятой Троице. 

    Молитва Пресвятой Троице

  6. Молитва к Ангелу Хранителю. 

    Молитва к Ангелу Хранителю

  7. Молитва о живых. 

    Молитва о живых

  8. Молитва об усопших.

    Молитва об усопших

  9. Псалом 50. 

    Псалом 50

  10. Живые помощи.

    Живые помощи

Перед началом моления следует выучить ещё одну молитву, предначинательную (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе). Она читается после молитвы Мытаря, но перед всеми остальными. Говоря обычным языком, это своеобразное вступление к диалогу с Всевышним.

Основные православные молитвы – первый шаг на религиозной лестнице, ведущей по пути к благочестивой жизни. Со временем будут изучены и другие молитвы. Все они восхитительны и прекрасны, так как наделены огромной любовью к Богу и великим желанием верить, надеяться, каяться, терпеть, прощать и любить.

Наряду со всем сказанным, есть молитвы, которые, как подразумевается, должен знать на память каждый христианин. Это не имеет ничего общего с экзаменационной повинностью. Знать их наизусть — это, скорее, естественно для человека, который живет духовной жизнью, поскольку в этих молитвах либо изложены основы веры («Символ веры»), либо предельно точно сформулированы основные наши упования ко Христу, Божией Матери или Ангелу Хранителю.

Вот эти молитвы

Грузинская икона

Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

Молитвы покаянные.

Просительные молитвы, возносимые человеком без признания и раскаяния своих грехов, могут не снискать молитвенных плодов, даруемых Господом. Для устранения этого серьезного духовного препятствия существуют молитвы покаянные, которые возносятся Богу человеком в осознании и сокрушении в своих грехах, желании освободить от них свою душу.

Такому человеку, искренне, а не притворно и лицемерно ищущему исправления своего сердца и души Господь может отпустить грехи и не наказывать за них, давая возможность трудиться над исправлением себя и своей внутренней и наружной жизни. Основным содержанием покаянных молитв является просьба о прощении грехов и даровании Божественных щедрот для исправления души.

Предлагаем ознакомиться:  Как позвонить в справочную службу Мегафона

Три главные молитвы православных верующих

Можно дать такое определение молитвы: это обращение священнослужителя либо любого верующего человека к Богу, а также святым, Пресвятой Деве или ангелам. Обычно принято повторять уже существующие тексты, но поскольку Господь готов услышать каждого, допустимо просто искренне обращаться к нему своими словами. Можно обращаться к Господу за поддержкой и помощью, восхвалять Его величие либо благодарить за что-то.

Для православного христианина обращение к Отцу Небесному становится обязательной частью жизни и каждого земного дня, а молитвы произносятся не только тогда, когда человеку что-то нужно от Бога, и он находится в трудной ситуации. Апостол Павел призывал людей молиться неустанно и постоянно, получая возможность в эти моменты встретиться с Богом, приблизиться к нему и вести диалог.

Молитва, которая начинается с этих слов, называется Символом веры и является одной из главнейших молитв. В отличие от других молитв, в Символе веры не содержится обращение к Богу, Богородице, святым или ангелам, но излагается в краткой форме вся суть православного христианского учения. Человек, который не согласен с утверждениями, перечисленными в Символе веры, или просто их не понимает, не может называться православным христианином.

Это одна из двух молитв, которые поются на Литургии вслух всеми молящимися в храме, а не только певчими. Перед крещением ребенка будущим крестным родителям необходимо выучить Символ веры наизусть: крестный или крестная произносит его во время таинства.

Молитва «Отче наш» еще называется Молитвой Господней — это молитва, которой Господь Иисус Христос научил Своих учеников. В ней изложены все просьбы, которые должен возносить Богу христианин.

Согласно этой молитве, истинно верующий человек

  • верит, что Бог вечно живет на небесах
  • восхваляет имя Божие
  • ждет прихода Царствия Божия
  • подчиняется воле Божией
  • просит Бога даровать ему необходимое для жизни
  • сам прощает тех, кто виноват перед ним, и молит Бога простить его грехи
  • просит Бога избавить его от искушений и власти дьявола.

«Отче наш», как и Символ веры, поется всеми молящимися в храме на Литургии. Эту молитву также необходимо знать наизусть.

Молитвы благодарственные.

сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас”, – поучает святой апостол Павел. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение.Благодарственные молитвы способствуют преображению души молящегося и, следовательно, и изменению жизни человека в лучшую сторону.

Ежедневно воздавая благодарность Господу и Силам Небесным за счастье жить, не только за ниспосланные блага, великие или малые, но и за постигающие бедствия и утраты, молящийся человек обретает христианское смирение, учится ценить и быть признательным за то малое, что имеет, пестуя в себе духовную добродетель.

Примерами благодарственных молитв являются 17 псалом царя Давида из Ветхого Завета, Песнь хвалебная св. Амвросия Медиоланского, Песнь хвалебная Пресвятой Богородице и благодарственная молитва св. праведного Иоанна Кронштадского за все благодеяния Божии:Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.Краткая благодарственная молитва Ангелу-хранителю:Восславив Господа, тебе воздаю должное, ангел-хранитель мой. Славен будь еси в Господе! Аминь.

Молитвы тайносвершительные.

Тайносвершительные молитвы читаются при совершении Таинств Православной Церкви,священнодействий, явленных в Православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. Всего таких Таинств в Православии семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение.

Все Таинства совершаются Богом посредством священников. Исключение лишь одно: при угрозе жизни крещаемого и отсутствии рядом священнослужителя, Таинство Крещения может совершаться при посредстве любого верующего православного мирянина.Тайносвершительная молитва при Таинстве Крещения:Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь.

Формы молитв.

Молитвы разделяются на:• церковные (соборные) и домашние, или общественные и частные,• внешние и внутренние.

По словам святых отцов, одна молитва «Господи, помилуй» в храме имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Действительно, в храме все верующие соборно, как бы едиными устами и единым сердцем, исповедуют Господа, здесь Он ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте.

Более того, скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием Святых Таин, пением и чтением Священного Писания.Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы.

Домашняя же молитва, молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19–20).

Иисусова молитва

Особое место среди православных молитв занимает Иисусова молитва. Она очень короткая и звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго / грешную».

Иисусова молитва известна в монастырях православной Церкви с глубокой древности. Ее непрестанное повторение вслух, шепотом или в уме, — одна из главных православных монашеских практик.По православному учению, для человека спасительно произнесение самого имени Господа нашего Иисуса Христа: имя Божие есть своеобразная икона (образ Божий), и, произнося его с благоговением, молитвенно, человек освящается Божией благодатью. А непочтительное, небрежное обращение с именем Божиим (божба и тем более богохульство) — это кощунство, оскорбляющее Бога.

Для этого надо взять благословение, а также иметь возможность постоянно рассказывать этому священнику о своем духовном состоянии.

От непрерывной Иисусовой молитвы нужно отличать иную практику. Иногда священники могут давать общую рекомендацию: например, всем прихожанам храма в течение поста читать Иисусову молитву 10 раз в день. Или в правиле преподобного Серафима Саровского для мирян рекомендуется время от времени произносить «Господи, помилуй» или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Это не является непрерывной молитвой, и специальное духовное руководство для этого не требуется.

Видео «Как правильно молиться Богу»

Это двоякий вопрос. В первую очередь (или правильнее сказать — поначалу) люди молятся, когда им плохо: страдания, болезни, неурядицы. Только оставшись наедине с обстоятельствами, которые «сильнее его», человек начинает говорить с Господом. Он пробует молиться или своими словами — «Господи, помоги», — или уже готовыми текстами, которые вобрали в себя все самое главное, самое точное и самое богоустремленное, что есть в христианской традиции.

Святые учат, что в идеале («новичку» это представить трудно, поэтому речь именно об идеале), общение с Богом должно происходить не по поводу, а постоянно — ибо таково естественное состояние природы человека: общаться с Богом и Вечностью. Именно со-бытие с Богом, память о Нем и таким образом молитва ему дает человеку настоящие неиссякаемые внутренние силы, которые будут преумножаться по мере продвижения по духовному пути.

Но непрестанная молитва это даже не умение, а — дар, который дается человеку со временем, когда тот будет «готов» к нему. Готов — не в смысле начал «желать» этого, — а в смысле, что все состояние души и духа его в состоянии принять этот вечный Дар — не умалив его и не «испортив».

Предлагаем ознакомиться:  Талант — что это: разбор понятия

Понятие «правильно» это человеческое понятие. Нельзя сказать, что такое правильно молиться, как нельзя объяснить, как правильно любить сына. Мы знаем, как правильно его воспитывать, но любовь — это то, что не укладывается в описания и рецепты.

Тоже самое и молитва. За тысячелетия в Церкви сложилось понимание о том, как правильно способствовать молитве — но не более того. А появление внутри человека самой молитвы — это от его стараний и от Благодати, которая вне человеческого ведения.

Главное в молитве — регулярность. Поначалу, и это естественно, регулярные утренние и вечерние молитвы будут восприниматься, как какое-то правило, которое нужно соблюдать, потому что «так велели». Но постепенно — скорее, с годами, — это правило естественным и чудесным образом выльется в нечто необходимое для человека.

В нечто, не сделав которое, он будет чувствовать себя не целостно и не полноценно. И это не будет «привычкой» или «зависимостью», какое бывает у человека от привычек и зависимостей, а будет свидетельством того, что молитва в нем не только ожила, но и начала Жить в нем. И Душа человека не только соприкоснулась с молитвой, но начала сопребывать с ней.

Это состояние, когда не только слова человека, но Ум его начинает непрестанно молиться — как бы Жить молитвой.

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает. Святитель Иоанн Златоустый

Обращение человека к Господу Богу, к Богородице, к Святым угодникам, к ангелам и другим Силам Небесным бесплотным называется молитвою: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу». Сущность православной молитвы состоит в осознании присутствия Бога и внутреннего единения с Ним.

Молитвенное обращение может быть наружным, выраженным произнесением или чтением молитвы в голос либо пением. Молитва может быть и внутренней, когда окружающие могут и не знать о творимом в глубине человеческого духа обращении к Богу. Такая внутренняя молитва, в зависимости о степени духовного развития человека и благоволения к нему Господа Бога Нашего, может твориться в мыслях и именоваться «умною молитвою», а может проникать вглубь его души, наполнять собой сердце и твориться чувствами и любовью к Богу без необходимости мысленных словесных формулировок слов молитвы, которая уже будет именоваться «молитвой сердечной».

Молитва является сильнейшим, но очень тонким духовным инструментом в единении человека с Богом для стяжания молитвенных плодов, даруемых Им в ответ на молитву.Прикосновение к Божественной Благодати дарует и другие молитвенные плоды в виде ощущений Божественного Присутствия, сопровождающихся чувствами умиления и любви.

Стяжая молитвенные плоды, человек может обретать простоту и смирение, терпение и незлобие, душевную теплоту, любовь и сострадание, что, в конечном итоге, дарует «радостную тишину» сердца, духовную радость и долгожданное чувство душевного покоя.Однако же, едва ли можно ожидать от Господа Бога Нашего молитвенных плодов, если к нему обращается человек тщеславный, возгордившийся своей «праведностью» и «набожностью», человек по язычески «торгующийся» с Господом, обещающий Богу что-то в обмен на молитвенные плоды, лицемерный человек, желающий «купить» плоды молитвы пожертвованиями и ритуалами, не соблюдающий заповеди, преследующий молитвой стяжание ценностей не духовных, но материальных как самоцель, либо употребление их для удовлетворения своих страстей и вожделений.

Молитва есть дерзновенная беседа твари с Творцом, и если мы, находясь пред высшими представителями земной власти, держим себя почтительно, внимательно выслушивая их слова и распоряжения, то кольми паче мы должны, стоя на молитве, проникнуться мыслью о величии Божием, о том, что мы Ему предстоим, обращаться к Нему с любовью и с величайшим благоговением, творить молитву не спеша.

“Не твори на молитве угодия ленивой плоти, – говорит о. Иоанн Кронштадтский, – не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотскими, житейскими” (“Моя жизнь во Христе”, стр. 164). Произнося слова молитвы без всякой небрежности, мы должны вникать в их смысл и постоянно держать в мыслях, что лишь по неизреченному милосердию Божию нам, грешным людям, дозволяется обращаться с молитвой к Небесному Отцу, когда мы, собственно говоря, по нашим грехам должны только лежать во прахе и непрестанно взывать о помиловании.

Во время молитвы мы должны внимательно следить за собой, ничем от нее не отвлекаясь, ничем не развлекаясь, почему наиболее действенна молитва в уединении, как молился Спаситель, – “в пустынных местах”, и как Он указывал – в отдельной комнате.

Получается то, что мы наблюдаем, когда ткется полотно: основа – это слова молитвы, идущие ввысь – к небу, и влечение нашего сердца к Богу; уток – посторонние мысли, внушаемые нам темной силой, отвлекающие нас и постоянно нам напоминающие о земле. Все это переплетается, как переплетается основа с утком в ткани.

Если не будешь бдительным, посторонние мысли могут совершенно заглушить молитвенный порыв, изменить настроение; навеянная мысль может так заинтересовать, что язык станет повторять слова молитвы без всякого участия ума и сердца.

Молиться нужно дерзновенно, т.е. искренне и безбоязненно просить Бога о том, в чем мы чувствуем нужду, а сами себе пособить не можем, уверенно, т.е. с полной надеждой, что всякая молитва наша, произносимая с верой, будет исполнена, и настойчиво, вспоминая слова Спасителя: “Толцыте и отверзется вам”, и притчу Его о неправедном судье.

Так молился о. Иоанн Кронштадтский. Он даже интонацией голоса показывал, что уверен в том, что молитва его будет услышана, почему иногда казалось, что он не просит, а требует, хотя молитва его была всегда благоговейная и смиренная.

Иногда для человека, очень занятого, или спешащего куда-либо по делу, или усталого, нет возможности совершить все келейное правило, тогда его лучше сокращать, но делать это лишь в исключительных случаях. Так учили преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий, оптинский старец.

При молитвенном обращении к Владычице или к святым тот же пастырь советует: “Вообрази твердо, что ты член Церкви, в которой Владычица – главный камень здания (“Начальница мысленного назидания” – акафист Пресвятой Богородице, икос 10), и знай, что ты тесно связан внутренно со всеми небожителями, как камень здания, хотя мягкий и не твердый.

Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все одушевлены одним Духом Божиим” (стр. 271). Нужно, следовательно, помнить, что Бог “во святых почивает”, почему они и слышат наши молитвы. В заключение этого абзаца приведу молитву утреннюю, которую читал о. Иоанн: “Боже, Творче и Владыко мира.

Призри милостиво на создание Твое, украшенное Твоим Божественным Образом в сии утренние часы: да живит, да просветит Твое Око, тьмами тем крат светлейшее лучей солнечных мою душу темную и умерщвленную грехами. Отыми от меня уныние и леность, даруй же мне веселие и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твою бесконечную премудрую благодать, святость.

“Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня во всем наставь и вразуми меня, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Божия.

Господи, дай мне силы перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, руководи моей волей и научи меня молиться”.

Полезно каждый день читать псалом 90 “Живый в помощи Вышнего”.

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться Богу, чтобы он услышал.

Молитвы Богородице и святым

«Главное в молитве — чувство к Богу из сердца. Чувство к Богу и без слов есть молитва, однако слово поддерживает и иной раз углубляет чувство. Домашнее правило может изменяться — и по времени, и по длительности и по составу молитв. Одно следует иметь во внимании: чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души» (Святитель Феофан Затворник).

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно объяснить ребенку, что такое «дружба», «мужская дружба», «женская дружба»?

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа» (преподобный Силуан Афонский).

«Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дает нам благодать — молиться с миром, неразвлекаемо». (святой. Праведный Иоанн Кронштадтский)

преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский

Кроме обращений к господу Богу, к важнейшим молитвам относятся также молитвы, восхваляющие Пресвятую Богородицу Деву Марию, Матерь Божию. Христианская церковь считает Богородицу выше святых и даже ангелов.

Молитвы «Богородице, Дево, радуйся» и «Достойно есть» входят в состав ежедневного молитвенного правила и постоянно используются в богослужении.

Краткую молитву Божией Матери — «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — рекомендуется произносить в течение дня как можно чаще.

Помимо Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы христиане также молятся святым. Святые — это люди, на которых при жизни снизошла Божия благодать. После смерти они вознеслись к Богу на небеса и там вечно славят Его величие. Однако по своему милосердию святые не забывают и тех, кто остался на земле. Они слышат наши молитвы и вечно ходатайствуют о нас перед Богом.

Почитание святых

Христиане почитают святых как своих заступников перед Богом, а также как пример для себя. Глядя на поступки святых, христианин учится угождать Богу и поступать правильно — так, как ему велел Христос. Церковь чтит святых с самого начала своего существования. Первыми святыми были апостолы — ученики Христовы.

Подвиги мучеников

В первые три века существования христианской Церкви верующих преследовали власти, сначала иудейские, затем римские. Иудеи считали Христа лжемессией, а Его последователей — опасными еретиками и богохульниками. Римляне же требовали от всех своих подданных почитать императора как божество.

Христиане не воздавали божественных почестей никому, кроме Бога. Многих заставляли приносить жертвы императору или языческим божествам, однако верующие предпочитали умереть, но не предать Бога. Этих людей называли мучениками. Их останки (мощи) забирали и сохраняли у себя их товарищи по общине. Так возникла традиция почитания святых и их мощей.

У каждого человека есть два небесных покровителя:

  • ангел-хранитель, которого Бог посылает человеку при крещении, и
  • святой, с которым человек носит одно имя.

Оба этих чудесных заступника всегда помогают человеку, желают ему спасения и всяческих благ. Поэтому к ним нужно всегда обращаться с молитвой. Молитвы ангелу-хранителю и святому входят в ежедневное молитвенное правило.

Молитва и смирение

Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6,12), молился Он изо всех сил (Лк. 22, 44), в молитве радовался (Лк. 10, 21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6, 9-13). Как говорил Он Своим ученикам: “Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение” (Мф. 26, 41).

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2, 3), почему и мог сказать: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13, 4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения.

Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние.

О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6,1) (“Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным” (Гал. 6, 1). – Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, слабости и бремя носить.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Самое великое и благородное мщение – скоро прощать. Таким прекрасным, мудрым правилам жизни следовали знаменитые, славные мужи древности. Перикл (греческий оратор), терпев целый день ругательства от одного человека, велел вечером проводить его домой, чтобы с ним чего-нибудь не случилось, и сказал: “Мудрость сказывается не в том, чтобы поносить добродетель, а в том, чтобы уметь ей следовать”.

Апостол Павел в XII главе (ст. 19-20) Послания к римлянам заклинает их не мстить за себя, давая место гневу Божию, ибо написано: “Мне отомщение, и Я воздам” (Втор. 32, 35), и убеждает их, если враг голоден, накормить его, если жаждет – напоить его. “Ибо, делая сие, – говорит апостол, – ты соберешь ему на голову горящие уголья” (Притч. 25, 21-22).

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом.

Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности – воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими.

Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу – сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. – Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека – твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами – красотой, премудростью, светом, славой, – Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1, 17).

Загрузка ...
Adblock detector