Что такое физиологический очерк в литературе Определение примеры

Определение физиологического очерка

Пик романтизма пришелся на конец XVIII – начало XIX века, когда в литературе преобладали такие течения, как романтизм, сентиментализм, идеи искусства ради искусства и возвеличивание романтического героя. Писатели эпохи романтизма старались противопоставить себя ужасающей действительность, пропагандировали победу добра над злом, возвращение человека к своим историческим истокам. Классическим примером романтического произведения в России можно назвать «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Физиологический очерк – это в литературе своего рода революция, первые примеры подобных произведений вызвали негодование у критиков старой школы. В отличие от романтизма, где весь художественный мир был полностью придуман автором, реализм требовал от писателя передачи всех реалий мира без прикрас. Это касалось и повседневной жизни людей, и их настоящих чувств и мыслей. Здесь уже нет ищущего себя слабого героя, люди представлены такими, какие они есть — жестокие, злые и страдающие.

Особенности стиля

Очерк – это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк – это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Главное отличие от других жанров – наличие не выдуманной истории, а реально произошедшего случая или вообще отсутствие четкой фабулы. Сюжет физиологического очерка строится, как описание типологических характеристик социального объекта. Происходило описание жизни как бы в «разрезе», без прикрас и выдумок. Для России были популярны следующие темы:

  • описание людей низших профессий: дворники, фабричные рабочие, крестьяне;
  • характеристика социально-типологических групп людей: старики, модники, мошенники, проститутки, бывшие военные, нищие, дети и т. д.;
  • описание отличительных черт определенной социальной среды: Петербург, дома для бездомных, места работы чиновников и т. д.

Подобные очерки оказались совершенно новым словом в литературе, некоторые писатели даже увлекались и переходили от физиологического описания к натуралистическим, с показыванием отталкивающих картин жестокости и насилия. Повествование почти всегда локализовано, происходит в одном доме, комнате, практически не наблюдается динамики.

Предпосылки для появления

Реализм проявился не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, музыке, театре, философии и политике. После беспощадной и жестокой Французской революции люди стали по-иному относиться к своим правам и желаниям. На первый план во всех сферах жизни выходит герой и низшей среды. Впервые физиологические очерки писали отнюдь не дворяне, люди из народа старались достучаться до мира и правительства с помощью слова.

Определение, что такое физиологический очерк в литературе, невозможно дать без изучения предпосылок к появлению. В первых десятилетиях XIX века во французской прессе стали появляться небольшие заметки под выразительными названиями «Физиология Парижа», «Физиология буржуа» и т. д. Очерки содержали типичные представления о людях, проблемах классовых отношений и других социальных проблемах. Статьи содержали также картинки, зарисовки картин из жизни города или деревни.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

  • Портретный. В тексте описывают жизнь какого-нибудь человека. Очеркист должен описать не только внешность, но и внутренний мир, характер, темперамент, Показать, как окружающая среда повлияла на совершенные героем поступки. Этот вид очерка является самым литературным.
  • Путевой. Это самый первый вид рассматриваемого литературного жанра. Он может включать в себя, например, портретный или любой другой вид очерка. В таком произведении автор просто фиксирует какое-то занимательное событие, что произошло с ним во время поездки. Здесь можно описать местность, рассказать о встречах с людьми или поделиться воспоминаниями о какой-нибудь ситуации, которую пришлось наблюдать.
  • Проблемный. Он интересен присутствием в тексте острого конфликта, который можно решить, проанализировав разную информацию. Автор может упоминать как статистические данные, так и художественные средства, аргументы из литературы и т. д. Главное — предложить свое видение для решения этой проблемы, а также вовлечь в диалог читателей.
  • Социалогический. В таком тексте анализируется крупная общественная проблема. Например, повышение количества ранних беременностей среди школьниц. В этом произведении должно быть максимум объективности, реальные факты и цифры. Но язык повествования должен быть живым, интересным и понятным.
  • Публицистический. Он чем-то напоминает социологический, вот только здесь видна авторская позиция. Очеркист не просто выносит проблему на всеобщее обозрение, но и высказывает свое личное мнение.
  • Художественный. В этом произведении факты хоть и остаются важными, но большей значимостью обладает сила воздействия написанного на читателя. Если у сочинителя получилось затронуть эмоции, значит, он может смело назвать себя очеркистом.
Предлагаем ознакомиться:  Как желировать фрукты для торта

Направление в Европе

Физиологический очерк – это кратко описанные бытовые явления, имеющее цель воспитать в народе нравственность и гуманизм. Во Франции это течение связывают с именем писателя и юриста Б. Саварена, который в первой половине XVIII века издал книги «Физиология вкуса», «Физиология женской красоты». Они были необыкновенно популярны в Европе и оказали большое влияние на русских авторов художественного слова. Вскоре физиологический очерк вышел за пределы литературных журналов и газет, и писатели стали выпускать отдельные издания.

История и полезные советы

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Франция

Новое направление поддержали авторы мирового масштаба. В 1940-1942 годах вышло девятитомное издание «Французы в их собственном изображении». В состав сборника были включены произведения таких авторов, как О. Бальзак, Жорж Санд, Поль де Кок и А. Дюма-младший. Эти писатели старались передать бытовые признаки какого-либо класса, описать привычки и традиции простого народа.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент — определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее – размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное — полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием.

Россия

Русские писатели многое взяли из традиций французской школы, примеры физиологического очерка стали необычайно популярными в стране и почти полностью импонировали представлениям о литературе представителей «натуральной школы».

В России реализм зарождался в начале XIX века в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, позже Достоевского, Герцена, Чернышевского. На примере «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Рудина» видны переходные моменты литературной мысли, когда старый романтический герой с трудом и надрывом «взрослеет», становится объективно мыслящим.

Физиологический очерк стал сильным оружием в руках талантливых авторов. Детальная прорисовка человека, его быта позволяла глубже понять его психологию, характер, объяснить поступки и желания. Нельзя сказать, что произведения реалистического характера были абсолютной новинкой, прорисовкой деталей занимались еще К. Н. Батюшков и В. Ф.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое относительная влажность воздуха и как ее измерить

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», — Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Идеология

Физиологический очерк – в литературе это только одна из форм реализма. Первые примеры отличались чересчур доскональным изображением только действительности без углубленного понимания сути вещей. Получалось своего рода описание ради описания, без смысла и нравоучительности. Но эти первые художественные попытки, в большинстве случаев, принадлежат журналистам или писателям средней руки. Вскоре этот стиль взяли на вооружение знаменитые авторы и внесли в направление мысль и цель.

Реализм и физиологический очерк стали предпосылкой развития революционной мысли, затрагивали проблемы современности и поднимали серьезные социальные и политические вопросы. Литература стала своеобразным оружием интеллигенции для борьбы с тоталитарными режимами.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей?

Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

Примеры физиологического очерка

Развитию нового направления способствовал самый значимый критик XIX века В. Белинский. Именно он описал и объяснил, какой должен быть физиологический очерк и для чего служить. Основную цель жанра Белинский видел в исследовании определенного социального слоя населения. Критик понимал такой текст, как что-то среднее между романом и повестью, где изображаемые картины не должны быть связаны внешне, но иметь одну линию и внутреннюю связь.

Первым бытописателем Белинский называл Н. В. Гоголя, приемником великого автора в плане изображения реалий стал В. Сологуб. Его повести «Два студента», «Медведь», «Аптекарша» получили высокую оценку у критиков. Произведения строились на противоречии пустоты светской жизни знати и живой, наполненной чувствами и эмоциями жизни людей низшего слоя. Правда, излишняя сухость повествования отдает равнодушием и отрешенностью от всех этих проблем.

Большие надежды Белинский связывал с И. И. Панаевым. В молодом авторе критик видел большие задатки, его повести «Барыня» и «Онагр» действительно были примером точного, цепкого описания русского быта. Но Панаев так и не смог выйти за пределы писателей второго эшелона. В. Даль также известен далеко не всем, но его повесть «Денщик» вошла в сокровищницу русской литературы. Но писатель нашел свое призвание совершенно в другой среде, как известно, Даль стал основателем знаменитого словаря.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья – это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье — бежать домой, понимая, что там ждут? Семья – это основа жизни счастливой пары.

Предлагаем ознакомиться:  Мусульманский календарь как отражение повседневной жизни последователей ислама

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Физиология Петербурга

Писатели-исследователи нового направления в литературе решили выступить перед читателем с физиологией Петербурга. Причём не официальную, парадную сторону этого крупнейшего торгового и административного центра они творчески рассмотрели, а жизнь его социального дна. Физиологический очерк как жанр пополнился дотошно написанными картинами простонародного быта, к тому же самых дальних его закулисных сторон, то есть закоулков и трущоб.

Так, Владимир Даль принёс очерк о петербургском дворнике, Иван Иванович Панаев описал петербургского фельетониста, Александр Кульчицкий — петербургский омнибус, а Евгений Гребенка — петербургскую сторону… Писателям пришлось окунуться в эту натуру с головой, чтобы как можно более тщательно рассмотреть все детали не очень знакомого им мира низов.

Тема Северной столицы стала особенно популярной при написании физиологических очерков в русской литературе. Этот город стал олицетворением истории страны, ее устремлений и будущего. С одной стороны Петербург воспринимался как город, соединяющий Россию и Европу, с другой — стал образом противоречий в отечественном характере и культуре.

Другой Петербург престал в повести Гоголя «Шинель». Здесь город — огромное чудище, проглотившее всех этих ничтожных людишек и мелко их переваривающих. Эту тенденцию подхватили другие авторы и вскоре свет увидели множество физиологических очерков на эту тему. Особенной популярностью пользовался сборник «Физиология Петербурга», в состав которого включили произведения Белинского, Некрасова, Григоровича и Даля.

Интерес к людям низших классов стал проявляться в литературе в первой половине XIX века. Если в предыдущие столетия главными героями произведений становились представители дворян, бояр или людей среднего класса, то крестьяне, крепостные, слуги играли второстепенную роль, и зачастую их жизнь не показывалась или показывалась лишь вскользь.

Критический взгляд на людей, лишенных прав и влачащих нищую жизнь, возник лишь с приходом реализма и физиологического очерка. Что это стало понятно после выхода в свет таких произведений, как «Записки охотника» Тургенева, Даля «Русский мужик» и «Петербургский дворик», труды Григоровича, Панаева, Гребенки.

Рассказы из серии «Записки охотника» сегодня уже не считаются просто физиологическим очерком, в произведениях много других мотивов. Но в то время все были шокированы смелостью молодого Тургенева, который описал скрытые ужасы жизни крепостных.

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное — по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

Представители физиологического очерка

Достижения реализма и физиологического очерка в дальнейшем использовали все русские писатели, которые творили в рамках «натуральной школы». В знаменитых романах Достоевского, Гончарова и особенно Салтыкова-Щедрина можно встретить приемы реалистического изображения людей, природы или событий.

Достоевский, как и все молодые писатели, начинал с романтических произведений, но постепенно реализм и правда жизни победили. Одно из первых его реалистических произведений «Бедные люди» полно боли и безысходности «маленьких» людей, которые вынуждены жить не по своим желаниям, а по приказу сильных мира сего.

Полем боя представителей реалистического течения стал журнал «Современник». Здесь печатались Некрасов, Достоевский, Гончаров, Чернышевский, Герцен и другие авторы.

Загрузка ...
Adblock detector