Что такое физическое воспитание Основы принципы и методы

I. Общеметодические принципы.

Этот период
характеризуется равномерными и достаточно
интенсивными темпами развития ребенка.
Далее вспомним основные изменения,
происходящие в различных системах
детского организма (подробное описание
изменений вы найдете в курсе возрастной
физиологии) и , в этой связи, рассмотрим
особенности методики физического
воспитания для этого возраста.

— с большими
отягощениями, отрицательно влияющими
на состояние позвоночника;

— с большим
количеством прыжков на твердой опоре
и особенно упражнений, связанных с
прыжками с большой высоты;

— с большими
нагрузками на суставы.

Мышечная система:
растет
мышечная масса за счет формирования
крупных мышечных групп. Мышцы отличаются
большой эластичностью и хорошей
проводимостью нервных импульсов.
Наиболее проблемными зонами мышечной
системы являются несформированные
мышцы вокруг позвоночного столба
(мышечный корсет), мышцы свода стопы,
мышцы, обеспечивающие мелкую моторику
рук, мышцы живота, косые мышцы туловища,
отводящие мышцы верхних конечностей,
приводящие мышцы нижних конечностей,
а у девочек и мышцы пояса верхних
конечностей.

Естественным является
ограничение нагрузок с максимальными
и длительными напряжениями мышц брюшного
пресса и обязательное введение специальных
упражнений на развитие силовых
способностей ,в том числе статической
выносливости мышц спины при условии
отказа от использования дополнительных
отягощений,и брюшного пресса, необходимо
укреплять дыхательную мускулатуру, а
также использовать в занятиях упражнения
в метании, ловле и бросках различных по
масштабу и весу мячей и других спортивных
снарядов.

Вегетативная
нервная система:
вегетативные функции отстают в развитии
от моторных: во-первых, сердечная мышца
не обладает достаточной сократительной
способностью, а основные регуляторные
механизмы кардиосистемы находятся в
стадии становления; во-вторых,
несформированность мышц, обеспечивающих
дыхательный акт, что приводит к быстрому
образованию кислородного долга в
организме ребенка.

Как следствие из
вышесказанного: ЧСС в покое у младшего
школьника 90 — 100 уд/мин ( у взрослого — ЧСС
60 — 70 уд/мин), при выполнении физической
работы кровоток увеличивается в основном
за счет той же частоты сердечных
сокращений; а частота дыхания — 20 -24 цикла
в мин ( у взрослых — 14-16 циклов в минуту),
во время выполнения физической нагрузки
легочная вентиляция у детей этого
возраста растет за счет частоты дыхания.

Отсюда, достаточно быстрая утомляемость
детей про выполнении длительных и
монотонных нагрузок, но благодаря
активности обменных процессов и процессов
выведения из организма продуктов обмена
дети обладают способностью к быстрому
восстановлению. Все это необходимо
учитывать при планировании моторной
плотности урока и величины физической
нагрузки , которую получат дети на
занятиях по физической культуре.

Психологические
особенности поведения:
дети младшего школьного возраста
эмоциональны, легко возбудимы; процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения. Они легко поддаются внушению
и легко “привязываются” к старшим. На
занятиях не могут длительное время
концентрировать внимание, поскольку
объем внимания мал; восприятие — целостное,
так как не сформирована способность
абстрактного мышления.

Основная
направленность физического воспитания
в младшем школьном возрасте заключается
в попутном стимулировании процесса
развития физических качеств, проявляющихся
в процессе формирования двигательных
умений и навыков.

наглядные — метод
натуральной демонстрации (показ должен
быть качественным, многократным,
непосредственным перед выполнением);

словесные — метод
образного слова, рассказ, оценка, команда
;

методы упражнения
— целостный и стандартно-повторный (для
обучения); игровой, повторно-переменный
и стандартно-повторный (для развития
физических качеств).

1. Основная задача
обучения — сформировать “школу движений”
и расширить двигательный опыт ребенка;

2. Изучение нового
материала должно проходить не менее
3-4 уроков подряд с регулярными повторениями
пройденного;

3. Обязательной
является правильная демонстрация
изучаемого элемента при своевременном,
срочном исправлении ошибок в технике;

4. Младшие школьники
быстро устают, но и быстро восстанавливают
готовность к движениям (особенно их
утомляют однообразные упражнения и
удержание отдельных частей тела в
различных положениях);

5. К основным
методическим приемам обучения могут
быть отнесены: варьирование упражнений,
условий их выполнения, исходного
положения, непосредственная помощь
учителя, введение “ограничителей “
параметров движения.

1) Игровой метод
является в этом процессе основным
(поскольку создает эмоциональные условия
для выполнения относительно больших
физических нагрузок );

2) Должно быть
строго продуманное использование
стандартно-повторного и повторно-переменного
методов (так как они оказывают значительное
влияние на организм детей);

3) При развитии
координационных способностей следует
особое внимание уделить развитию
сенсо-моторных способностей (точности
восприятия и дифференцирования
пространства, чувству равновесия и
согласованности движений); упражнения
на координацию следует подбирать в
течение года из различных видов
двигательной деятельности и давать в
подготовительной и начале основной
частей урока;

4) При развитии
скоростных способностей особое внимание
следует уделять развитию быстроты
простой двигательной реакции и частоты
движений (основной метод — игровой); при
воспитании быстроты у детей предпочтение
отдают естественным формам движений и
нестереотипным способам их выполнения
(средства: сюжетные подвижные игры или
игры с элементами спортивных игр);

5) Наиболее
предпочтительным является развитие
относительной силы (так как мышцы больше
растут в этом возрасте в длину, а не в
поперечнике). Для ее развития лучшим
является метод повторных усилий (работа
должна строиться в основном на основе
использования веса собственного тела
ребенка или незначительных дополнительных
отягощений);

6) Необходимо
постепенно воспитывать у детей способность
к мышечным усилиям (особенно крупных
мышечных групп спины и живота), в том
числе и статическим, но кратковременным,
которые исключают длительную задержку
дыхания, “натуживание”;

7) Необходимым
является внимание к развитию общей
выносливости организма с целью
совершенствования вегетативных функций
организма (методическую основу развития
должна составлять высокая моторная
плотность занятия) и к развитию гибкости
( акцент — на развитие пассивной гибкости).

— в младшем школьном
возрасте при выборе упражнений и
дозировании физических нагрузок
мальчикам в большем объеме, чем девочкам,
рекомендуется давать упражнения в
поднимании и переноске груза, в преодолении
сопротивления, более продолжительные
беговые дистанции, а также увеличивать
расстояния до мишеней для метания;

— силовые упражнения
для девочек по числу повторений могут
быть такими же, как и для мальчиков, но
по напряжению меньшими;

— девочкам больше,
чем мальчикам, следует выполнять плавные,
ритмичные, танцевальные движения;

— в упражнениях,
направленных на развитие силы и
выносливости, физическая нагрузка для
девочек несколько меньше, но в упражнениях
на быстроту и координацию им можно дать
более трудные упражнения, чем мальчикам.

Безусловно основной
формой физического воспитания в младшем
школьном возрасте является урок
физической культуры. Типы
и виды уроков:
в младшем классе следует разнообразить
дидактические задачи и виды учебного
материала на всех уроках физической
культуры, так как детям этого возраста
свойственна частая смена видов
деятельности.

Наиболее распространенными
в использовании являются смешанные и
комбинированные уроки, комплексный
урок. На уроке временное соотношение
подготовительной, основной и заключительной
частей зависит от возраста и типа урока.
В младших классах распределение частей
более равномерное: если урок имеет
длительность 45 минут, то подготовительная
часть 13 мин.

, основная — 20 мин., заключительная
12 мин. Объясняется это тем, что в младших
классах требуется большее время для
организации внимания и разворачивания
процесса врабатывания; объяснение и
показ подготовительных упражнений
также требуют времени. В среднем на
каждый основной вид двигательной
деятельности у младших школьников
отводится по 8-10 мин.

Дополнительными
формами занятий (неурочными)
для младших школьников должны являться
ежедневные физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня,
кружки общей физической подготовки,
спортивные секции, самостоятельные
занятия дома (выполнение домашних
заданий), общешкольные соревнования,
физкультурные праздники (“Веселые
старты”), дни здоровья . Только в этих
условиях ребенок будет получать
необходимый объем двигательной
активности, который обеспечит ему
здоровье.

Основным способом
организации общего порядка учебной
деятельности
является фронтальный способ в различных
его вариантах, поскольку младшие
школьники не умеют самостоятельно
выполнять отдельные задания учителя и
требуют к себе постоянного внимания и
оценки со стороны педагога их деятельности.

Программа

Начальное общее
образование (1-4 классы)

Пояснительная
записка раскрывает образовательную
область «ФК»: призвана сформировать у
обучающихся устойчивые мотивы и
потребности в бережном отношении к
своему здоровью и физической
подготовленности, целостному развитию
физических и психических качеств.

В Базисном учебном
плане общеобразовательного учреждений
РФ образовательная область ФК представлена
двумя образовательными компонентами:
«ФК» и «Основы безопасности
жизнедеятельности».

Цель
обучения образовательной области «ФК»
в начальной школе – формирование
физической культуры личности школьника
посредством освоения основы содержания
физкультурной деятельности с
общеразвивающей направленностью.

В соответствии с
целью формулируются задачи
учебного предмета:

  1. Формирование
    знаний о физкультурной деятельности;

  2. Совершенствование
    навыков в базовых двигательных действиях;

  3. Расширение
    двигательного опыта через усложнение
    условий выполнения двигательных
    действий;

  4. Формирование
    навыков использования упражнений с
    целью профилактики здоровья, коррекции
    телосложения, формирование правильной
    осанки.

  5. Расширение
    функциональных возможностей систем
    организма, повышение его адаптивных
    свойств за счет направленного развития
    физических способностей;

  6. Формирование
    практических умений для организации
    самостоятельных занятий.

Предлагаем ознакомиться:  Бухгалтерская и экономическая прибыль - понятие и отличия

Данная цель и
задачи базируются на требованиях
«Обязательного минимума образования
по физической культуре».

— направленность
на реализацию принципа вариативности,
позволяющего учитывать возрастно-половые
особенности занимающихся,
материально-техническую оснащенность
учебного процесса, климатические
условия;

— основные разделы
программы: «Основы знаний о физкультурной
деятельности» (информационный компонент),
«способы физкультурной деятельности
с общеобразвивающей направленностью»
(операционный компонент), «требования
к уровню подготовки учащихся»
(мотивационный компонент).

— логика программы:
от общего к частному, от частного к
конкретному»

— содержание
программы соотносится с организационными
формами физического воспитания в школе
(в режиме учебного дня, секции).

Содержание
программы (264 ч) для начального образования

I.

Основы
знаний о физкультурной деятельности

24

1.

Культурно-исторические
основы

8

2.

Психолого-педагогические
основы

10

3.

Медико-биологические
основы

6

II.

Способы
физкультурной деятельности с
общеразвивающей

направленностью

240

1.

Практические
умения

6

2.

Двигательные
действия и навыки

156

а)
гимнастика с основами акробатики

б)
легкая атлетика

в)
лыжные гонки

г)
плавание

д)
подвижные игры


на материале гимнастики с основами
акробатики


на материале легкой атлетики


на материале лыжной подготовки


на материале плавания


на материале спортивных игр (футбол,
баскетбол, волейбол)

3.

ОРУ

78

а)
на материале гимнастики с основами
акробатики (гибкость, координация,
формирование осанки, развитие силовых
способностей)

б)
на материале легкой атлетики
(координация, быстрота, выносливость,
силовые способности)

в)
на материале лыжной подготовки
(координация, выносливость)

г)
на материале плавания (выносливость)

III

Требования
к уровню подготовки обучающихся

1.
Знать и иметь представление

2.
Уметь

3.
Демонстрировать

Пояснительная
записка включает характеристику
образовательной области «ФК», а также
цель обучения и задачи.

Целью обучения
образовательной области «ФК» в основной
школе является формирование ФК личности
школьника посредством освоения основ
содержания физкультурной деятельности
с общеприкладной и спортивно-рекреационной
направленностью.

1. Расширение
двигательного опыта за счет овладения
двигательными действиями ИВС;

2. Совершенствование
функциональных возможностей организма
посредствам направленной общеприкладной
и спортивно-рекреационной подготовки.

3. Воспитание
индивидуальных психических черт и
особенностей поведения в коллективном
взаимодействии;

4. Создание
представлений об индивидуальных
психосоматических и психосоциальных
особенностях, адаптивных свойствах
организма и способах их совершенствования.

5. Обучение основам
знаний педагогики, психологии, физиологии
и гигиены.

6. Формировать
практические умения в организации и
проведении самостоятельных форм занятий.

Цель и задачи
базируются на «Обязательном минимуме
образования по физической культуре» и
отражают основные направления
педагогического процесса по формированию
физической культуры личности школьника:
теоретическая, практическая и физическая
подготовка.

— основу учебного
предмета составляет содержание
физкультурной деятельности с обшеприкладной
и спортивно-рекреационной направленностью
и включает два соответствующих раздела;

— содержание 1
раздела представлено «базовыми» видами
спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая
атлетика и спортивные игры). 2 раздел
представлен содержанием ИВС. В зависимости
от подготовленности учителя,
материально-технических условий, климата
школа избирает вид спорта. При этом из
раздела «Способы физкультурной
деятельности с общеприкладной
направленностью» изымается соответствующий
учебный материал и объем отводимых на
его освоение часов, которые включают
на освоение ИВС.

Содержание
программы (340 ч) для основного общего
образования

I.
Основы знаний о физкультурной
деятельности

30

1.
Культурно-исторические основы

10

2.
Социально-психологические основы

10

3.
Естественные основы

10

II.1.Способы
физкультурной деятельности с
общеприкладной

направленностью

190

1.
Практические умения

10

2.
Двигательные действия и навыки

110

а)
гимнастика с основами акробатики

б)
лыжные гонки

в)
легкая атлетика

г)
спортивные игры:


баскетбол;


волейбол;


футбол;

3.
ОРУ на развитие:

70


скоростных способностей


силовых способностей


выносливости


координации


гибкости

II.2.
Способы физкультурной деятельности
со спортивно-рекреативной направленностью

120

1.
Практические умения на материале ИВС

10

2.
Гимнастика с основами акробатики

110

а)
двигательные действия и навыки (80)

б)
СРУ (формирование осанки, гибкость,
координация, сила, выносливость (30)

3.
Лыжные гонки (80 30)

4.
Легкая атлетика (80 30)

5.
Баскетбол (80 30)

6.
Волейбол (80 30)

7.
Футбол (80 30)

8.
Плавание (80 30)

III.
Требования к уровню подготовленности
выпускников (знать, уметь, демонстрировать)

Среднее (полное)
общее образование (10-11 класс)

Обязательный
минимум содержания

Тема 3. Лекция 7-8. Физическая культура в системе воспитания студентов пту, ссуЗов и вуЗов (4 часа) содержание

1. Микроструктура
– структура микроциклов и составляющих
их отдельных занятий;

2. Мезоструктура
– структура мезоциклов;

3. Макроструктура
– структура больших тренировочных
циклов типа полугодичных, годичных и
многолетних.

Структура
микроциклов.
Тренировочный урок является целостным
звеном, их которых состоит весь
тренировочный процесс. Общие методические
правила построения уроков справедливы
и для тренировочных. Подчиняется
трехчастной структуре (разминка, основная
и заключительная части).

1. Собственнотренировочные
микроциклы
(подразделяются на общеподготовительные
и специально-подготовительные). По
степени тренировочного воздействия
выделяются ординарные и ударные
микроциклы.

2. Подводящие
микроциклы.
Моделируются элементы программы и
режима предстоящих соревнований.

3. Соревновательные
микроциклы.
Организация соревновательной деятельности.
Основой служит режим выступления,
определяемый правилами.

4. Восстановительный
микроцикл.
Особая форма организации режима
деятельности спортсмена для обеспечения
кумуляции воздействий, а также обеспечения
отдыха (разгрузочные микроциклы).

Структура мезоциклов.
Характерный признак – воспроизведение
некоторой совокупности микроциклов.

1.
Втягивающий мезоцикл
(включает в себя чаще всего 2-3 ординарных
микроцикла). Объем нагрузки может быть
большим, интенсивность невелика.

2.
Базовый мезоцикл
– главный тип подготовительного периода.
В них реализуются главные задачи
подготовки спортсмена, формирования
двигательных навыков и их совершенствования.
По преимущественному содержанию —
общеразвивающие и специально-подготовительные.
По воздействию на уровень тренированности
– развивающие и стабилизирующие.

3. Контрольно-подготовительный
мезоцикл.
Переходный от базовых к соревновательным
мезоциклам. Увеличение доли контрольных
стартов, участие в различных подготовительных
соревнованиях.

4. Предсоревновательный
мезоцикл. Содержание
определяется необходимостью более
точного моделирования режима предстоящих
состязаний. Структурными элементами
являются собственнотренировачные и
модельно-соревновательные микроциклы.
Особое значение имеет умелое использование
механизмов «запаздывающей трансформации»
кумулятивного эффекта тренировки.

5. Соревновательный
мезоцикл.
Преобладающий тип мезоциклов в период
основных соревнований; когда их несколько,
они следуют друг за другом.

6.
Восстановительно-подготовительный
и восстановительно-поддержи-вающие
мезоциклы.

1. Общеподготовительный
этап. Направленность
тренировки – создание, расширение и
совершенствование предпосылок
формирования спортивной формы: повышение
уровня функциональных возможностей
организма, разностороннее развитие
физических способностей, пополнение
фонда двигательных навыков и умений.

2. Специально-подготовительный
этап.
Направленность тренировки – обеспечение
становления спортивной формы.
Фундаментальные предпосылки, сформированные
на первом этапе, требуется свести воедино
и обеспечить гармоническое единство
компонентов готовности к спортивным
достижениям. Создание спортивной формы
достигается в результате выполнения
упражнений, частично или полностью
моделирующих соревновательную
деятельность.

Соревновательный
период (период
основных соревнований).

Задачи периода:
сохранить спортивную форму в течение
периода ответственных соревнований и
реализовать ее в высокий для данного
уровня тренированности спортивный
результат.

1) физическая
подготовка приобретает характер
непосредственной функциональной
подготовки к предельным соревновательным
напряжения и направлена на достижение
максимальной (для макроцикла) специальной
тренированности;

2) технико-тактическая
подготовка обеспечивает доведение
избранных форм соревновательной
деятельности до высокой степени
совершенства (увеличение степени
надежности и вариативности, развитие
тактического мышления);

3) специальная
физическая подготовка направлена на
мобилизацию физических и духовых сил
и регулирование эмоциональных и волевых
проявлений в спортивных состязаниях;

4) особое влияние
уделяется интегральной подготовке,
важнейшим средством которой являются
целостные соревновательные упражнения.

Переходный
период.

1) предупреждение
перерастания кумулятивного эффекта
тренировок и соревнований в перетренировку;

2) обеспечение
активного отдыха и сохранение достигнутого
уровня тренированности.

Основные черты:
общая физическая подготовка, проводимая
в режиме активного отдыха (смена характера
и условий деятельности), физическая
реабилитация.

На уроках физической
культуры используется система текущей
проверки. Итоговая оценка успеваемости
выводится на основе текущих отметок.

Текущая проверка
подразделяется на предварительную,
попутную и специально организованную.
Предварительная проверка проводится
в начале разучивания каждого нового
упражнения. Попутная выявляет степень
решения задачи. Специально-организованная
– для установления степени соответствия
уровня технической и физической
подготовленности нормативам.

Итоговая оценка
за четверть, полугодие, год выводится
с учетом всех отметок, полученных
школьником за этот период. Годовая
оценка должна учитывать успеваемость
школьника по всей программе данного
класса.

1.
Значение, цель и задачи физической
культуры студентов

2.
Структура и особенности содержания
действующих программ физической культуры
в вузах

3.
Основные направления деятельности
кафедры физического воспитания,
спортивного клуба и спортивно-оздоровительного
центра

4.
Специфические особенности работы
преподавателя кафедры физического
воспитания вуза

2.
Мировые тенденции развития физической
культуры

3.
Состояние человеческого ресурса в
России и необходимость повышения
социальной роли физической культуры и
спорта

4.
Уровень развития массовой физической
культуры России

1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников

Все текущие и
итоговые отметки выставляются в классный
журнал, который является основным
документом учета учебной работы. Кроме
успеваемости в нем отмечается посещаемость
каждого урока и пройденный на уроке
материал.

Проверку и оценивание
физического развития осуществляет на
основе возрастных нормативов врач
школы; показатели физического развития
фиксируются в медицинских карточках.
Учитель физической культуры два раза
в год должен проводить оценку физической
подготовленности.

Важной задачей
для учителя физической культуры должна
являться организация двигательного
режима школьников, поскольку именно
дополнительные занятия физическими
упражнениями обеспечивают активный
отдых учащимся и удовлетворяют их
естественную потребность в движениях.
У учащихся в процессе учебных занятий
активно участвует в работе очень
небольшое количество мышц тела.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать отказ от алиментов

https://www.youtube.com/watch?v=567CESGpfoo

Остальные
находятся либо в состоянии относительного
бездействия, либо несут статическую
нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при
наличии самого удобного положения
испытывают значительное статическое
напряжение. При этом возрастает
внутримышечное давление, нарушается
нормальное кровообращение. Положение
сидя и низкая интенсивность работы мышц
живота, нижних и верхних конечностей
создают предпосылки для развития
застойных явлений во внутренних органах,
затруднения крово- и лимфообращения в
ногах и руках.

В процессе учебных
занятий у школьников происходит снижение
работоспособности: ухудшаются внимание
и память, удлиняется латентный период
двигательной реакции. В результате
длительного поддержания статической
позы нарушается осанка. При этом у
школьников отмечается тенденция к
увеличению наклона головы и туловища
вперед и искривлению позвоночника
(А.М.Шлемин, 1988г.).

Принято различать
две фазы утомления: первая фаза —
возбуждение — выражается в возрастании
утомления и вторая — возбуждение сменяется
наступлением охранительного торможения
(внешние признаки: чувство апатии,
сонливости). Эти фазы утомления характерны
для школьников всех возрастных групп.

Следовательно,
работоспособность у учащихся на
протяжении урока не бывает постоянной.
Вначале она невысока, затем поднимается
и удерживается какое-то время на высоком
уровне, после чего начинает снижаться,
претерпевая таким образом три качественно
различных периода: врабатывание,
устойчивое состояние умственной
работоспособности и утомление. Фазовость
изменения работоспособности учащихся
повторяется на каждом учебном занятии.

С целью предупреждения
снижения работоспособности целесообразно
сократить периоды непрерывной работы.
Это позволит более рационально
организовать учебную деятельность и
высвободить время для отдыха учащихся.

Установлено, что
с началом систематического обучения
детей в школе их суточная двигательная
активность снижается на 50%, но потребность
в движениях еще удовлетворяется. По
мере перехода из класса в класс уровень
двигательной активности резко снижается.
При этом 82-85% дневного времени большинство
учащихся находится в статическом
положении. Произвольная двигательная
активность у них составляет 16-19%, а на
организованные формы физического
воспитания приходится лишь 1-3%.

Уроки физической
культуры лишь частично пополняют
недостаток движений — около 40% суточной
потребности или 11% недельной. И если
школьник дополнительно не будет
заниматься физическими упражнениями
и спортом, это может повлечь за собой
задержку в развитии его моторики.

Увеличение объема
двигательной активности оказывает
значительное влияние на повышение
умственной работоспособности, развитие
физических качеств, функциональное
состояние сердечно-сосудистой системы.
Принято считать, что объем двигательной
активности школьников должен составлять
7-12 часов в неделю .

Чередование учебных
занятий и активного отдыха, включающего
физические упражнения в разных формах,
способствует снятию утомления, вызванного
учебной деятельностью, и повышению
работоспособности учащихся.

В первой половине
учебного дня работоспособность школьников
постепенно повышается, достигая наиболее
высоких показателей к 10-11 часам. Проведение
гимнастики до учебных занятий способствует
достижению оптимального сочетания
возбудимости и функциональной подвижности
нервной системы, благодаря чему ускоряется
“вхождение “ организма школьников в
работу.

Эффективным
активным отдыхом является проведение
физкультурных минут на общеобразовательных
уроках . Применение кратковременных
физических упражнений способствует
снижению утомления и повышению умственной
работоспособности, что в свою очередь
позволяет гораздо более эффективно
продолжать занятия.

Неблагоприятные
функциональные сдвиги, происходящие в
организме школьников под влиянием в
первую очередь статического компонента
учебной деятельности, в значительной
степени ликвидируются в результате
активного отдыха на переменах.

— гимнастику до
учебных занятий;

— физкультурные
минуты и паузы на уроках;

— физические
упражнения и подвижные игры на удлиненных
переменах;

— спортивный час
(динамический час);

— соревнования в
группе продленного дня.

1. Гимнастика до
учебных занятий.

Гимнастика до
занятий проводится на открытой площадке
или в помещении (коридорах, классах)
непосредственно перед уроками. Она
способствует регуляции состояния
центральной нервной системы учащихся,
активизации их внимания, что важно для
более быстрой настройки на продуктивную
учебную деятельность, улучшения
кровообращения крупных мышечных групп
туловища.

В комплексы
включаются только упражнения в положении
стоя, сначала дается задание проследить
за осанкой, затем включаются упражнения
на крупные группы мышц, затем —
воздействующие на основные, рабочие
группы мышц рук, туловища и ног; далее
включаются более интенсивные упражнения
и последними даются упражнения на
регуляцию дыхания и координацию.

2. Физкультминутка.

Физкультминутка
проводится обычно непосредственно в
классе на уроке, при выполнении домашних
заданий в режиме продленного дня школы
или дома. Минута активного отдыха
позволяет снять умственное и статическое
напряжение с мышц туловища, активизировать
кровообращение в брюшной полости и в
нижних конечностях. Обязательны для
использования упражнения на растягивание,
специальные упражнения для глазных
мышц, мышц спины и шеи.

Одной из перспективных
систем проведения физкультминут является
“Гимнастика для мозга”, в основу которой
положено восстановление взаимодействия
работы двух полушарий головного мозга
. Билатеральные упражнения снимают
напряжение с глазных мышц, статическое
напряжение основных рабочих мышц рук,
шеи, туловища и ног.

Физкультпауза.

Физкультпауза в
отличие от физкультминутки продолжается
от 8 до 10 минут, включает 6-8 упражнений.
Проводить ее рекомендуется ежедневно
на пике утомления после 3-4 урока и во
время выполнения домашних заданий в
режиме продленного дня и дома. Кроме
физических упражнений в комплексы
физкультпауз полезно включать подвижные
игры, прогулки, спортивные развлечения
на свежем воздухе.

3.Физические
упражнения и игры на удлиненных переменах

Физические
упражнения и подвижные игры на переменах
проводятся в качестве активного отдыха
с целью снижения утомления, возникшего
в результате учебной деятельности. Этот
вид активного отдыха проводится на
большой перемене. Основным содержанием
являются интенсивные глобальные
упражнения, которые оказывают физическую
нагрузку на организм.

Удлиненная перемена
организуется после 2-3 урока, ее
продолжительность 20-30 мин. Физические
упражнения и игры должны занимать 15-20
мин из времени всей перемены. В начальных
класах основным содержанием удлиненных
перемен являются подвижные игры (не
следует давать игры, имеющие остроконфликтный
характер, вызывающие чрезмерный игровой
азарт и игры высокой интенсивности —
ЧСС свыше 180 уд/мин).

Методика проведения
подвижных игр на перемене подчиняется
общим требованиям, но имеет некоторые
специфические особенности. Их следует
проводить четко, оперативно, с привлечением
всех детей к активному участию. При
повторении игры следует включать в нее
новые элементы. Желательно поощрять
инициативу, самостоятельность выбора
игры.

4.Спортивный час
отличается от удлиненной перемены
длительностью, его продолжительность
45-50 мин. Занятия имеют игровой характер
и имеют трехчастную структуру. В отличие
от урока физической культуры на данных
занятиях 35-50% времени отводится на
самостоятельные упражнения, игры,
развлечения. Планирование содержания
спортивного часа проводится еженедельно.

Тема 3. Лекция 7-8. Физическая культура в системе воспитания студентов пту, ссуЗов и вуЗов (4 часа) содержание

Физическая
культура студентов представляет собой
неразрывную составную часть высшего
гуманитарного образования. Она выступает
качественной и резуль­тирующей мерой
комплексного воздействия различных
форм, средств и методов на личность
будущего специалиста в процессе
формирования его профессиональ­ной
компетенции.

Содержание
физической культуры студентов, стратегия
приоритетных направ­лений в её развитии
подвержены активному влиянию
социально-экономических факторов
Государственная политика в области
высшего образования определяет социальный
заказ на будущего специалиста и степень
его физической готовности.

Существенным
недостатком содержания физической
культуры студенческой моло­дежи 80-х
годов является её несомненный консерватизм,
унитарность и выражен­ная деперсонализация
(неспособность человека к личностному
самовыражению в отношениях с другими
людьми). Поэтому, на современном этапе
перехода вузов Российской Федерации
на многоуровневую систему образования,
остро встала про­блема поиска новых
нетрадиционных подходов, позволяющих
повысить её эффек­тивность.

Закон
Российской Федерации «Об образовании»
предоставляет широкие воз­можности
для переосмысления ценностей физической
культуры студентов, в но­вом спектре
осветить её образовательные, воспитательные
и оздоровительные функции. Этот закон
определяет содержание физической
культуры студентов как самостоятельную
сферу деятельности в федеральном
социокультурном простран­стве, выделяя
при этом её образовательные приоритеты.

Перед
студенческой молодежью сегодня обществом
поставлена глобальная со­циально-экономическая
задача по интегрированию отечественного
культурного потенциала в мировое
сообщество. Однако её реализация по
силам только специ­алистам новой
формации, отвечающим по целому комплексу
профессиональных и личностных качеств
современным требованиям.

Помимо глубоких
профессиональ­ных знаний по избранной
специальности такой специалист должен
обладать: высо­кими физическими
кондициями и работоспособностью, личной
физической куль­турой, духовностью,
неформальными лидерскими качествами.
Он должен не боять­ся конкуренции,
уметь принимать самостоятельные решения,
т.е.

быть творчески мыслящей, активной
и высоконравственной личностью.
Наметившаяся сегодня стратегия развития
физической культуры студентов, выражаемая
в тенденции от­хода от унитарной
концепции, либерализации и последовательной
гуманизации пе­дагогического процесса
является гарантом формирования
специалиста новой фор­мации.

Структура
физической культуры студентов включает
три относительно самосто­ятельных
блока: физическое воспитание, студенческий
спорт и активный досуг. Для деятельности
студентов в сфере физического воспитания
приоритетными являют­ся образовательные
аспекты. Целью физического образования
является удовлетворение объективной
потреб­ности студентов в освоении
системы специальных знаний, приобретении
профес­сионально значимых умений и
навыков.

В соответствии с 12 статьей
«Основ законо­дательства Российской
Федерации о физической культуре и
спорте» в круг обязан­ностей
специалистов, работающих в сфере
студенческой физической культуры
вхо­дит проведение мероприятий по
формированию потребностей студентов
в здоровом образе жизни и самосовершенствовании.

Гуманистическая направленность
педа­гогического процесса предполагает
целенаправленную интеграцию биологичес­ких
и социальных потребностей, интеллектуальных
и нравственных аспектов при ре­ализации
генетически обусловленных природных
задатков каждого студента на про­тяжении
его обучения в вузе.

Таким
образом, создаются объективные предпосылки
к преодолению односто­ронности и
фрагментарности подготовки специалистов
в вузе, приданию педаго­гическому
процессу комплексного, целостного
характера. Объективным критери­ем
эффективности этого концептуального
подхода является существенное сокра­щение
сроков социально-психологической
адаптации студентов к обучению в вузе,
повышение их социальной активности,
качественное повышение учебно-познава­тельной
продуктивности, повышение духовности
личности каждого студента.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно клеить обои флизелиновые Поклейка обоев на флизелиновой основе

Студенческий
спорт представляет собою обобщенную
категорию деятельности студентов в
форме соревнования и подготовки к нему
с целью достижения предель­ных
результатов в избранной спортивной
специализации. Это требует от студента
проявления максимальных психофизических
кондиций, мобилизации его резерв­ных
возможностей.

Занятия
спортом выступают формой самовыражения
и самоутверждения сту­дента, определяя
его образ жизни, общекультурные и
социально значимые приори­теты. На
передний план в спорте выдвигается
стремление к успеху, поощряется стремление
личности к реализации своих возможностей
в рамках определенного спортивного
сценария.

В
сфере активного досуга реализуются,
главным образом, биологические
по­требности студентов в двигательной
активности, здоровом образе жизни,
получе­нии удовольствия от занятий
различными формами физической культуры.
Высокая вариативность выбора студентами
формы активного досуга подвержена
сильному влиянию флуктуации культурных
и социальных факторов, синергично
взаимодей­ствующих с биологическими
запросами личности.

Трехкомпонентная
структура физической культуры студентов
определяет специ­фику выделения
дифференцированных целей и педагогических
задач каждого её структурного блока.
Тем не менее, это не является существенным
препятствием к определению генеральной
цели физической культуры студентов:
целенаправлен­ного формирования
гармонично развитой, высоко духовной
и высоконравственной личности,
квалифицированного специалиста,
овладевшего устойчивыми знаниями и
навыками в сфере физической культуры.

Макроструктурный
подход к анализу структуры физической
культуры студентов, её целей и функций
отражает её полифункциональный характер.
В современном обществе, в основе
социально-экономической структуры
которого лежит бизнес, физическая
культура студентов обретает статус
субкультуры. Его суть раскрывает­ся
в выполнении биологической, информационной,
эстетической, коммуникативной,
гедонистической, компенсаторной и ряда
других, присущих только физичес­кой
культуре, функций.

Наряду с этим она
стала выполнять неспецифические функ­ции
социального института, помогающего
будущему специалисту хорошо ориенти­роваться
в условиях рыночной конъюнктуры. Средства
физической культуры с этой целью
используются для воспитания у студентов
управленческой готовности, стрем­ления
к лидерству, успеху.

1.
Назначение и задачи профессионально-прикладной
физической подготовки.

2. Построение и
основы методики ППФП.

Профессионально-прикладная
физическая подготовка (ППФП) представляет
собой специализированный вид физического
вос­питания, осуществляемый в
соответствии с требованиями и
осо­бенностями данной профессии.

Основное назначение
ППФП – направленное развитие и
под­держание на оптимальном уровне
тех психических и физических качеств
человека, к которым предъявляют повышенные
требова­ния конкретная профессиональная
деятельность, а также выра­ботка
функциональной устойчивости организма
к условиям этой деятельности и формирование
прикладных двигательных умений и
навыков, преимущественно необходимых
в связи с особыми внешними условиями
труда.

ППФП существенно
влияет на повышение качества
профессионального обучения и сокращение
сроков овладения трудовыми навыками,
создание предпосылок для устойчивой и
высокой работоспособ­ности, что тем
самым увеличивает надежность человеческого
зве­на в системе «человек-машина».
ППФП также повышает устой­чивость
организма к неблагоприятным воздействиям
производ­ственной среды и снижает
заболеваемость, способствует
професси­ональному долголетию
кадрового состава работников.

ППФП наиболее
конкретно воплощается в один из важнейших
принципов педаго­гической системы —
принцип органической связи физического
воспитания с практикой трудовой
деятельности.

Каждая профессия
предъявляет к человеку специфические
требования и часто очень высокие к его
физическим и психичес­ким качествам,
прикладным навыкам. В связи с этим
возникает необходимость профилирования
процесса физического воспита­ния при
подготовке молодежи к труду, сочетания
общей физи­ческой подготовки со
специализированной – профессионально-прикладной
физической подготовкой.

Общая физическая
подготовка со­здает основные предпосылки
для успешной профессиональной
деятельности, опосредованно проявляясь
в ней через такие фак­торы физической
работоспособности, как состояние
здоровья, уровень физического развития,
уровень аэробной и анаэробной мощности
функциональных систем организма, силы
и мышечной выносливости и др. Поэтому
ОФП служит основой ППФП.

Задачи и содержание
любого вида профессионально-прикладной
физической
подготовки могут быть определены, если
известны объек­тивные
требования профессии к человеку.
Научно-теоре­тическое
обоснование ППФП прежде всего связано
с изучением факторов профессиональной
деятельности и ее условий, преимущественно
обусловливающих требования к физической
и другим сторонам прикладной
подготовленности человека (к определенным
дви­гательным и психическим качествам,
функциональной устойчивости организма
к внешним воздействиям, овладению
прикладными умениями, навыками и
связанными с ними знаниями).

Тема 5. Лекция 10-11. Физическая культура в системе научной организации труда, расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста (4 часа) Содержание

1. Структуры
соревновательной деятельности и
подготовленности спортсменов,
обеспечивающих достижение высокого
спортивного результата.

2. Закономерностей
становления сторон подготовленности
и формирования, ведущих для данного
спорта функциональных систем.

3. Индивидуальных
особенностей спортсменов, темпов их
полового созревания и обусловленных
этим темпом роста спортивного мастерства.

4. Возраста начала
занятий спортом и возраста начала
специализации.

5. Состав средств,
применяемых методов, динамики нагрузок,
применения дополнительных факторов
восстановления работоспособности.

%
реализации

возможностей

Этапы

Предварительной
подготовки

Начальной
специализации

Предкульминационный

Высших
достижений

Сохранение
достижений

Поддержание
тренированности

Стадии

Базовой
подготовки

Максимальной
реализации индивидуальных возможностей

Спортивного
долголетия

Переходный
период.

— особенности
информационного обеспечения деятельности;

— характер основных
рабочих движений;

— особые внешние
условия деятельности.

Трудовая деятельность
человека основывается на постоянном
прие­ме и анализе информации о
выполняемых действиях и внешней сре­де.
Особенности психических процессов во
мно­гом зависят от характера, объема
поступающей информации и усло­вий ее
восприятия человеком при трудовых
действиях.

Изучая указанные
признаки, степень их выраженности
(кри­тические значения) в конкретной
профессиональной деятельно­сти
(например, операторов, водителей
автотранспорта), возмож­но установить
ее специфические требования к психическим
и дви­гательным качествам человека.

Другим определяющим
объективным фактором ППФП явля­ется
характер рабочих движений. Его выделение
основывается на анализе структуры
двигательной деятельности в процессе
труда. Многим видам деятельности присуща
повторяемость действий, так как
многократно выполняется одна и та же
трудовая задача. Вслед­ствие этого
рабочие движения в своей массе стереотипны
и в то же время качественно разнообразны.

Своеобразие рабочих
движений в конкретной профессиональной
деятельности и обусловливает ее
специфические психофизи­ологические
воздействия на организм. Поэтому
выде­ляют понятие «характер
основных рабочих движений».
Под ним подразумевается совокупность
наиболее выраженных (преоблада­ющих)
особенностей основных рабочих движений
в трудовых дей­ствиях, составляющих
содержание данной профессиональной
де­ятельности.

Специфические
требования профессии к физической
подго­товленности человека вызываются
также особыми внешними условиями
деятельности. Под ними подразумевается
сопутствующее действие факторов,
усложняющих осуществление трудового
про­цесса и при некоторых видах работ,
требующих владения при­кладными
двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные
внешние условия, включая и производствен­ные
(гипокинезия, неудобная рабочая поза,
нагревающий микро­климат, укачивание
и пр.), вызывают дополнительное напряжение
функций организма и ухудшают параметры
рабочих движений.

Воздействие
некоторых факторов среды на человека
носит экстремальный характер. В подобных
условиях профессиональная деятельность
протекает на фоне эмоциональных
напряжений и иных стрессовых явлений,
а также требует мобилизации функци­ональных
резервов организма.

В процессе
многолетней трудовой деятельности
формируется профессиональный тип
личности, характеризующийся определен­ными
чертами и ценностными ориентациями,
специфической структурой психических
и физических качеств.

Изучение специфических
прикладных требований профессии к
человеку позволяет выявить эти значимые
и определенные для каж­дого вида труда
качества, прикладные навыки, умения и
знания.

В структуре
профессиональных способностей выделяют
основ­ные и дополнительные. Основные
способности те, без которых данная
деятельность не может эффективно
выполняться и кото­рые не могут
компенсироваться другими способностями
данной структуры. Дополнительные
способности — существенные, но не
обяза­тельные, и они могут заменяться
другими компонентами.

Задачи ППФП.
ППФП призвана адаптировать, готовить
чело­века не вообще к труду, а к
избранному виду трудовой деятельно­сти.
Поэтому ее задачи можно назвать
специфическими и направ­ленность их
определяется требованиями конкретной
профессии.

Вместе с тем
необходимо подчеркнуть, что в процессе
ППФП обеспечивается наряду со специфическим
тренировочным эффек­том в известной
степени и генерализованный эффект.
Параллель­но происходит общее
укрепление организма и здоровья человека,
повышается уровень его всестороннего
физического развития.

Всестороннее
воспитание физических способностей и
систе­матическое обогащение фонда
двигательных умений и навыков гарантируют
общие предпосылки продуктивности любой
деятельности, в том числе и профессиональной.

— направленное
развитие физических способностей,
специфических для избранной профессиональной
деятельности;

— воспитание
профессионально важных для данной
деятельности психических качеств
(волевых, оперативного мышления, качеств
внимания, эмоциональной устойчивости,
быстроты воесприятия и др.);

— формирование и
совершенствование профессионально-прикладных
умений и навыков (связанных с особыми
внешними условиями будущей трудовой
деятельности, в том числе сенсорных
навыков);

— повышение
функциональной устойчивости организма
к неблагоприятному воздействию факторов
специфических условий трудовой
деятельности (гипокинезия, высокая и
низкая, температура и перепады температуры
окружающей среды, нахождение на большой
высоте, укачивание, действие токсических
веществ и др.);

— сообщение
специальных знаний для успешного
освоения обучаемыми практического
раздела ППФП и применения приобретенных
умений, навыков и качеств в трудовой
деятельности.

Перечисленные
педагогические задачи должны быть
конкретизированы с учетом особенностей
изучаемой профессии. Не все из указанных
задач ППФП будут также предусматриваться,
ибо это определяется конкретной
спецификой профессии, Выполнение задач
должно обеспечивать необходимый уронен
профессионально-прикладной физической
подготовленности.

Загрузка ...
Adblock detector