Кто такой аутист — в каком возрасте и как проявляется синдром, диагностика и знаменитости с этим диагнозом

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Учитывая разницу проявлений заболевания у больных, каждый случай этого заболевания является уникальным. Несмотря на это, определенные обобщающие черты все-таки существуют, за счет чего и можно предполагать актуальность аутизма.

Социальное взаимодействие, взаимоотношения. Симптомы аутизма проявляются в следующем:

  • Серьезного типа проблемы, касающиеся невербального общения. К примеру, это может быть касаться привычки смотреть в глаза, принимать определенное положение тела или выражение лица.
  • Отсутствие способности к развитию дружеских отношений со сверстниками.
  • Нехватка интереса для разделения с другими людьми их увлечений, удовольствия или достижений.
  • Отсутствие сопереживания. При аутизме трудно понимать, что чувствуют другие люди, чего бы это ни касалось.

Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика аутизма сводится в этом случае к следующему:

  • Больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а то и вовсе не приобретает этого умения. Так, не разговаривает вообще порядка 40% больных аутизмом.
  • Больному трудно начинать разговор. При аутизме его также трудно и продолжать при уже состоявшемся начале.
  • Речь используется стереотипно, с повторами. Больные аутизмом люди достаточно часто и с повтором используют одну фразу (что определяется как эхолалия).
  • Трудности в понимании собеседников. К примеру, больные аутизмом могут не понимать того, что человек, с которым они разговаривают, использует в разговоре юмор.

Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы аутизма проявляются в следующем:

  • Временами странная концентрация больного на отдельных деталях. Так, например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью (к примеру, их интересует не сама машинка, а лишь ее колеса и пр.).
  • Увлечение, заключающееся в определенных темах. К примеру взрослые (как, собственно, и дети постарше) могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми.
  • Стереотипное мышление. К примеру, хлопанье в ладоши, раскачивание тела и пр.
  • Острая необходимость в определенном режиме и однообразной деятельности. К примеру, при аутизме ребенок может есть хлеб лишь до того, как съест салат и никак не наоборот. Также, например, он может до упора настаивать на том, чтобы прогулка предполагала следование лишь по строго определенному постоянному маршруту.

У большинства людей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д.

Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище).

Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  • Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  • Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  • Ребенок крайне редко улыбается;
  • Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз;
  • Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  • Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  • Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  • Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  • Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  • Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  • В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
  • У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует.

В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.

Несмотря на то, что симптомы этого заболевания очень разнообразны и зависят от возраста, тем не менее, существуют определенные черты поведения, которые присущи всем детям-аутистам.Характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются:

  • нарушение социальных контактов и взаимодействий;
  • ограниченные интересы и особенности игры;
  • склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
  • нарушения вербального общения;
  • расстройства интеллектуальной сферы;
  • нарушенное чувство самосохранения;
  • особенности походки и движений.

Является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.Первое что может показаться странным маме, так это то, что ребенок практически не просится на руки.

Грудные дети (дети до года) отличаются инертностью, малоподвижностью. Они не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. У них слабая реакция на свет, звук, они также могут редко улыбаться. Комплекс оживления, присущий для всех маленьких детей, у аутистов отсутствует или слабо развит.

Малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки и другие стимулы, что часто имитирует глухоту. Как правило, в этом возрасте родители впервые обращаются к сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи.

Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. Однако он проявляется далеко не у всех детей, а встречается в более тяжелых формах, поэтому ребенок игнорирует и этот аспект социальной жизни. Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека.Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции.

Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.По мере взросления ребенок может углубляться в свой мир. Первое, что привлекает внимание – это неумение обращаться к членам семьи.

Ребенок редко обращается за помощью, рано начинает самостоятельно обслуживать себя. Ребенок-аутист практически не пользуется словами «дай», «возьми». Он не контактирует физически — при просьбе отдать тот или иной предмет, он не дает в руки, а бросает. Таким образом он ограничивает свое взаимодействие с окружающими людьми.

Большинство детей также не переносят объятий и других физических контактов.Наиболее явно проблемы дают о себе знать, когда ребенка ведут в садик. Тут при попытке приобщить малыша к другим детям (например, посадить их за одни общий стол или вовлечь в одну игру) он может давать различные аффективные реакции.

Одна пятая детей-аутистов игнорирует игрушки и все виды игровой деятельности. Если же ребенок и проявляет интерес, то это, как правило, к одной игрушке, к одной телевизионной передаче. Ребенок не играет вовсе либо играет однообразно.Грудные дети могут длительное время фиксировать свой взгляд на игрушке, но при этом не тянуться к ней.

Дети постарше могут часами наблюдать за солнечным зайчиком на стене, движением машин за окном, десятки раз просматривать один и тот же фильм. При этом поглощенность детей этим занятием может настораживать. Они не теряют интерес к своему занятию, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство.

Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день.

Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Например, девочка-аутист может расчесывать, купать и переодевать свою куклу, но всегда в одном и том же порядке, а никак иначе. Однако, как правило, дети не играют со своими игрушками, а больше сортируют их.

Выстраивать и сортировать свои игрушки ребенок может по различным критериям — цвету, форме, размеру.Дети-аутисты отличаются от обычных детей еще и спецификой игры. Так, их не занимают обычные игрушки. Внимание аутиста больше привлекают предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала.

Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом. Обычно такие дети привязаны к выбранному объекту и не меняют его. Любая попытка разлучить ребенка с его «игрушкой» (поскольку порой они могут быть опасны, например, если речь идет о вилке) сопровождается реакциями протеста.

Они могут выражаться в выраженном психомоторном возбуждении или же, наоборот, уходом в себя.Интерес малыша может сводиться к складыванию и выстраиванию игрушек в определенной последовательности, к пересчитыванию машин на стоянке. Иногда у детей-аутистов могут быть даже различные увлечения. Например, коллекционирование марок, роботов, увлечение статистикой.

Отличием всех этих интересов является отсутствие социального содержимого. Детей не интересуют люди, изображенные на марках или страны, откуда они присланы. Они не интересуются игрой, но их могут привлекать различные статистические данные.В свои увлечения дети никого не впускают, даже таких же, как и они аутистов.

Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Например, они могут через определенные промежутки включать и выключать кран, чтобы смотреть, как течет вода, включать газ, чтобы посмотреть на языки пламени.Гораздо реже в играх детей-аутистов наблюдается патологическое фантазирование с перевоплощением в животных, неодушевленные предметы.

Дети до года

Аутизм история

Термин аутизм был введен в 1910 году Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, при описании шизофрении. В основе неолатинизма, которое означает ненормальное самолюбование, лежит греческое слово αὐτός, что значит сам. Тем самым слово подчеркивает аутистический уход человека в мир собственных фантазий, а любое внешнее воздействие воспринимается как назойливость.

Современное значение аутизм приобрел в 1938 году после использования термина «аутистичные психопаты» Гансом Аспергером в лекции по детской психологии в Венском университете. Ганс Аспергер изучил одно из расстройств аутизма, которое впоследствии получило название синдром Аспергера. Широкое признание, как самостоятельный диагноз, синдром Аспергера приобрел в 1981 году.

Далее Лео Каннер привнёс в современное понимание слово «аутизм», описывая в 1943 году сходные черты поведения исследуемых 11-ти детей. В своих работах он упоминает термин «ранний детский аутизм».

Все особенности, отмеченные Каннером, как аутистическое уединение, а также стремление к постоянству, до сих пор считаются основными проявлениями аутизма. Позаимствованный термин аутизм из другого расстройства Каннером, на долгие годы привнесло путаницу в описания, что способствовало расплывчатому использованию понятия «детская шизофрения».

С середины 1960-х происходит стабильное понимание пожизненного характера аутизма, а также демонстрация его умственной отсталости и отличий от других диагнозов. Тогда же начинают родители вовлекаться в программу активной терапии.

В середине 1970-х годах было очень мало исследований и доказательств генетического происхождения аутизма. В настоящее время роль наследственности относится к основной причине  расстройства. Общественное восприятие детей-аутистов неоднозначное. До сих пор родители сталкиваются с такими ситуациями, когда поведение детей принимается негативно, а большинство врачей придерживаются устаревших взглядов.

В наше время появление интернета позволило аутистам вступать в онлайн-сообщества, а также находить удалённую работу, при этом избегать тягостного эмоционального взаимодействия и интерпретации невербальных сигналов. Культурные, а также социальные аспекты аутизма тоже претерпели изменения. Некоторые аутисты объединяются в стремлении найти метод исцеления, а другие отмечают, что аутизм это один из стилей их жизни.

Генеральная Ассамблея ООН в целях обратить внимание на проблему аутизма у детей учредила Всемирный день по распространению информации о проблеме аутизма, который приходится на 2 апреля.

Аутизм причины

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появления данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

  • генетический фактор;
  • наследственность;
  • сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов;
  • заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит;
  • отравления ртутью/свинцом;
  • комбинированные вакцины.
Предлагаем ознакомиться:  Как найти инвестора для реализации идеи или открытия малого бизнеса. Где найти инвестора для строительства и как его привлечь.

У детей

Впервые про детскую форму этого заболевания заговорил психиатр из США Лео Каннер в 30-х годах прошлого века. Почему рождаются дети с аутизмом? Как утверждает статистика, в самый ранний период жизни человека — такой как младенчество, в развитии этой болезни повинны гены. Диагностика ребенка сложна тем, что некоторые факты из поведения малыша можно отнести к особенностям характера, списать на ранний возраст.

С этим заболеванием человек может не только родиться, но и приобрести его в течение жизни. Это связано с неврологическими и психическими проблемами, аутизм развивается вследствие длительной и запущенной депрессии. Аутизм у взрослых крайне опасен, так как возникает резко и протекает незаметно. Заболевание не имеет выраженности, однако, развивается стремительно. Имея такой фенотип, человек замыкается в своем мире, перестает быть социально активным, хочет убежать от реальности.

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.

Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра.

Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни.

Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория рассматривает аутизм как следствие поражения

. Эта теория пришла на смену психогенной теории (популярной в 50-х годах), которая утверждала, что аутизм развивается вследствие холодного и враждебного отношения матери к своему ребенку. Многочисленные исследования и прошлого и нынешнего века подтвердили, что мозг детей, страдающих аутизмом, отличается как структурными, так и функциональными особенностями.

Функциональные особенности головного мозгаНарушение функционирования мозга подтверждается данными электроэнцефалограммы (исследование, которое регистрирует электрическую активность мозга).

Особенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные аномалии у детей-аутистов исследовались с помощью

и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Эти исследования часто выявляют асимметрию желудочков мозга, истончение мозолистого тела, расширения подпаутинного пространства, а иногда и локальные очаги демиелинизации (отсутствия

Морфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Теория основана на многочисленных исследованиях монозиготных и дизиготных близнецов, а также братьев и сестер детей-аутистов. В первом случае исследования показали, что конкордантность (количество совпадений) по аутизму у монозиготных близнецов в десятки раз выше, чем у дизиготных. Например, согласно исследованию Фримана, в 1991 году конкордантность у монозиготных близнецов равняется 90 процентам, а у дизиготных – 20 процентам.

Исследованию также подвергались и близкие родственники ребенка, страдающего аутизмом. Так, конкордантность у братьев и сестер больного составляет от 2 до 3 процентов. Это значит, что у брата или сестры страдающего аутизмом малыша, риск заболеть в 50 раз выше, чем у других детей. Все эти исследования подтверждаются другим исследованием, проведенным Лаксоном в 1986 году.

Оно включало 122 ребенка с расстройством аутистического спектра, которые были подвержены генетическому анализу. Выяснилось, что 19 процентов обследованных детей были носителями ломкой хромосомы X. Синдром ломкой (или фрагильной) хромосомы Х — это генетическая аномалия, при которой один из концов хромосомы сужен.

Гипотеза о том, что развитие аутизма обусловлено генетической аномалией также было подтверждено многоцентровым международным исследованием в 2012 году. Оно включало 400 детей с расстройством аутистического спектра, которым было проведено генотипирование ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). В ходе исследования у детей обнаружилась высокая частота мутаций и высокая степень генного полиморфизма. Так, были обнаружены многочисленные хромосомные аберрации — делеции, дупликации и транслокации.

Это относительно молодая теория, которая не имеет достаточных оснований. Тем не менее, теория широко распространена среди родителей детей с аутизмом. Согласно этой теории причиной аутизма является

ртутью, которая входит в состав консервантов для

. Больше всего «досталось» поливалентной

. В России используются как вакцины отечественного производства (аббревиатура КПК), так и импортные (приорикс). Известно, что данная вакцина содержит соединение ртути, которое именуется тимеросал. По этому поводу в Японии, США и многих других странах были проведены исследования по взаимосвязи возникновения аутизма и тимеросала.

В ходе этих исследований выяснилось, что никакой связи между ними нет. Тем не менее, Япония отказалась от применения этого соединения при изготовлении вакцин. Однако это не привело к снижению частоты заболеваемости и до применения тимеросала, и после того, как он перестал использоваться — число больных детей не уменьшилось.

В то же время, несмотря на то, что все проведенные ранее исследования отрицают взаимосвязь вакцин и аутизма, родители больных детей отмечают, что первые признаки заболевания отмечаются после вакцинации. Возможно, причиной тому является возраст ребенка, когда проводится вакцинация. Вакцина КПК ставится в один год, что совпадает с появлением первых признаков аутизма. Это дает основание предположить, что вакцинация в данном случае выступает как фактор стресса, запускающий патологическое развитие.

Согласно этой теории аутичный тип развития наблюдается при некоторых патологиях обмена веществ. Синдромы аутизма наблюдаются при

, мукополисахаридозах, гистидинемии (генетическом заболевании, при котором нарушен обмен аминокислоты гистидина) и других заболеваниях. Чаще всего отмечается синдром Ретта, который отличается клиническим разнообразием.

Сторонники этой теории считают, что аутизм развивается вследствие перегрузки центральной нервной системы опиоидами. Эти опиоиды появляются в организме ребенка в результате неполного расщепления глютена и казеина. Предпосылкой этому служит поражение слизистой оболочки

. Данная теория пока не была подтверждена исследованиями. Однако существуют исследования, доказывающие взаимосвязь между аутизмом и нарушенной пищеварительной системой.

Частично эта теория находит подтверждение в

, которая назначается детям, страдающим аутизмом. Так, детям-аутистам рекомендуется исключать из рациона казеин (молочные продукты) и глютен (злаки). Эффективность такой диеты спорная — излечить аутизм она не может, но по уверению ученых она способна скорректировать определенные нарушения.

Сторонники нейрохимической теории считают, что аутизм развивается вследствие гиперактивации дофаминергической и серотонинергической систем мозга. Эта гипотеза подтверждена многочисленными исследованиями, которые доказали что аутизм (и другие заболевания) сопровождается гиперфункцией этих систем. Для устранения этой гиперфункции используются препараты, блокирующие дофаминергическую систему.

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Аутичные дети в школе

Дети до года

Дети продолжают быть закрытыми в себе и неэмоциональными. Плохо говорят, но чаще всего не говорят вовсе. В 15 – 18 месяцев дети могут прекратить говорить вовсе. Замечается отстраненный взгляд, ребенок не смотрит в глаза собеседнику. Очень рано такие дети начинают себя обслуживать, тем самым обеспечивая себе все большую независимость от окружающего мира.

Когда они все-таки начинают говорить, то окружающие замечают, что себя они называют во втором или третьем лице. Например, «Олег хочет пить» или «Хочешь пить». На вопрос: «Хочешь ли ты пить?» они отвечают: «Он хочет пить». Расстройство речи, наблюдаемое у детей раннего возраста, проявляется в эхолалии.

Они повторяют отрывки фраз или словосочетания, услышанные из уст других людей. Часто наблюдаются вокальные тики, которые проявляются в непроизвольном произношении звуков, слов.Дети начинают ходить, и внимание родителей привлекает их походка. Часто наблюдается ходьба на цыпочках, с размахивающими руками (как бы имитируют бабочку).

В психомоторном плане дети с аутизмом могут быть гиперактивными или гипоактивными. Чаще наблюдается первый вариант. Дети находятся в постоянном движении, но их движения при этом стереотипные. Они раскачиваются на стуле, совершают ритмичные движения туловищем. Их движения однообразные, механические.

При изучении нового объекта (например, если мама купила новую игрушку) они тщательно обнюхивают его, ощупывают, трясут, пытаясь извлечь какие-то звуки. Жесты, наблюдаемые у детей-аутистов, могут быть очень эксцентричными, необычными и форсированными.У ребенка появляются не совсем обычные занятия и увлечения.

Он часто играет с водой, включая и выключая кран, или с выключателем света. Внимание родственников привлекает тот факт, что малыш очень редко плачет, даже когда ударяется очень сильно. Редко просит что-то или хнычет. Ребенок-аутист активно избегает общества других детей. На детских днях рождения, утренниках он сидит один либо же убегает.

Иногда в компании других детей аутисты могут становиться агрессивными. Их агрессия, как правило, направлена на себя, но также может и проецироваться на окружающих.Зачастую такие дети производят впечатление избалованных. Они избирательны в еде, не уживаются с другими детьми, у них формируется много страхов.

Чаще всего, это страх темноты, шумов (пылесоса, дверного звонка), определенного вида транспорта. В тяжелых случаях дети боятся всего — выходить из дома, покидать свою комнату, оставаться в одиночестве. Даже при отсутствии определенных сформированных страхов, дети-аутисты всегда пугливы. Их пугливость проецируется на окружающий мир, поскольку он для них неизвестен.

Страх перед этим неизвестным миром является главной эмоцией ребенка. Чтобы противостоять смене обстановки и ограничить страхи они нередко закатывают истерики.Внешне дети-аутисты выглядят очень разнообразно. Принято считать, что дети с аутизмом обладают тонкими, прорисованными чертами лица, на котором редко появляются эмоции (лицо принца).

Однако это не всегда так. У детей в раннем возрасте может наблюдаться очень активная мимика, неуклюжая размашистая походка. Некоторые исследователи говорят, что лицевая геометрия детей-аутистов и других детей все же отличается — у них шире расставлены глаза, нижняя часть лица относительно короткая.

У детей этой возрастной группы на первый план выступают трудности с социальной адаптацией. Эти трудности наиболее ярко выражены, когда ребенок идет в садик или подготовительную группу. Ребенок не проявляет интереса к сверстникам, ему не нравится новая обстановка. На такие перемены в своей жизни он реагирует бурным психомоторным возбуждением.

Основные усилия ребенка направлены на создание своего рода «панциря», в который он прячется, избегая внешнего мира.Свои игрушки (если такие имеются) малыш начинает раскладывать в определенном порядке, чаще всего по цвету или по размеру. Окружающие замечают, что по сравнению с другими детьми в комнате малыша-аутиста всегда определенный уклад и порядок.

Вещи разложены по своим местам и сгруппированным по определенному принципу (цвет, тип материала). Привычка все и всегда находить на своих местах вызывает у ребенка чувство комфорта и защищенности.Если ребенок этой возрастной группы не был проконсультирован специалистом, то он еще больше замыкается в себе.

Прогрессируют расстройства речи. Нарушить привычный уклад жизни аутиста становится все сложнее. Попытка вывести ребенка на улицу сопровождается бурной агрессией. Пугливость и страхи могут кристаллизоваться в обсессивное поведение, в ритуалы. Это может быть периодическое мытье рук, определенные последовательности в еде, в игре.

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. В психомоторном плане они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте. У них отмечаются трудности с управлением своими движениями (диспраксия). Также у аутистов часто наблюдается компульсивное поведение — они намеренно выполняют свои действия по определенным правилам, даже если эти правила идут вразрез с социальными нормами.

Школьники-аутисты могут посещать как специализированные учебные заведения, так и школы широкого профиля. Если у ребенка не отмечаются расстройства в интеллектуальной сфере и он справляется с обучением, то наблюдается избирательность его любимых предметов. Как правило, это увлечение рисованием, музыкой, математикой.

Однако даже при пограничном или среднем интеллекте у детей наблюдается дефицит внимания. Они с трудом концентрируются на заданиях, но при этом максимально сосредоточены на своих занятиях. Чаще чем у других у аутистов наблюдаются трудности с чтением (дислексия).В тоже время в одной десятой случаев дети с аутизмом демонстрируют необычные интеллектуальные способности.

Это могут быть таланты в музыке, искусстве или уникальная память. В одном проценте случаев у аутистов наблюдается синдром саванта, при котором отмечаются выдающиеся способности в нескольких областях знаний.Дети, у которых отмечается снижение интеллекта или значительный уход в себя, занимаются по специализированным программам.

Предлагаем ознакомиться:  Апелляция - что такое Апелляция в суд особенности требования и рекомендации

На первом месте в этом возрасте отмечаются речевые расстройства и социальная дезадаптация. К речи ребенок может прибегать лишь в случае острой необходимости с целью сообщить о своих нуждах. Однако и этого он старается избегать, начав себя обслуживать очень рано. Чем хуже развит язык общения у детей, тем чаще они проявляют агрессию.

Отклонения в пищевом поведении могут приобретать характер серьезных нарушений вплоть до отказа от еды. В легких случаях трапеза сопровождается ритуалами – употребление пищи в определенном порядке, в определенные часы. Избирательность отдельных блюд проводится не по вкусовому критерию, а по цвету или по форме блюда.

Для детей-аутистов большое значение имеет, как выглядит еда.Если диагноз был поставлен на раннем этапе и были предприняты меры лечения, то многие дети могут неплохо адаптироваться. Некоторые из них заканчивают общеобразовательные учебные заведения, осваивают профессии. Лучше всего адаптируются дети с минимальными речевыми и интеллектуальными расстройствами.

  • оценка детского поведения по общим показателям развития – от рождения до 16 месяцев;
  • M-CHAT тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – рекомендован для детей от 16 до 30 месяцев;
  • шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) – от 2 до 4 лет;
  • скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей от 6 до 16 лет.

Институты детского здравоохранения советуют родителям наблюдать за поведением малыша с момента его рождения и при выявлении несоответствий обращаться к детским специалистам.Отклонениями в детском развитии с рождения до полуторагодовалого возраста является отсутствие следующих поведенческих факторов:

  • улыбки или попытки выразить радостные эмоции;
  • ответная реакция на улыбку, мимику, звуки взрослых;
  • попытки установить зрительный контакт с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
  • реакция на собственное имя или на знакомый голос;
  • жестикуляция, размахивание руками;
  • использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
  • попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
  • просьба взять его на руки;
  • радость от пребывания на руках.

При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего — матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание. Но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.

Результаты этого теста, как и других инструментов для детского скрининга (обследования), не обладают стопроцентной достоверностью, но являют собой основание для прохождения диагностического обследования у специалистов. Отвечать на пункты M-CHAT теста нужно «Да» или «Нет». Если явление, обозначенное в вопросе, при наблюдениях за ребенком проявлялось не более двух раз, этот факт не зачитывается.Вопросами M-CHAT теста являются:

  • №1 – Получает ли ребенок удовольствие, когда его качают (на руках, коленях)?
  • №2 – Возникает ли у ребенка интерес к другим детям?
  • № 3 – Нравится ли ребенку использовать предметы как ступеньки и карабкаться по ним вверх?
  • № 4 – Получает ли ребенок удовольствие от такой игры, как прятки?
  • № 5 – Имитирует ли ребенок в процессе игры какие-либо действия (разговаривает по воображаемому телефону, качает несуществующую куклу)?
  • № 6 – Пользуется ли ребенок указательным пальцем, когда испытывает необходимость в чем-либо?
  • № 7 – Использует ли ребенок свой указательный палец для того, чтобы подчеркнуть свой интерес к какому-нибудь предмету, человеку или действию?
  • № 8 – Использует ли по предназначению ребенок свои игрушки (строит крепости из кубиков, одевает кукол, катает по полу машинки)?
  • № 9 – Акцентировал ли когда-либо внимание ребенок на заинтересовавших его предметах, принося их и показывая родителям?
  • № 10 – Может ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более 1 – 2 секунд?
  • № 11 – Возникали ли когда-либо у ребенка признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (закрывал ли он уши во время громкой музыки, просил ли выключить пылесос)?
  • № 12 – Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  • № 13 – Повторяет ли ребенок за взрослыми их движения, мимику, интонацию;
  • № 14 – Отзывается ли ребенок на свое имя?
  • № 15 – Укажите на игрушку или другой предмет в комнате пальцем. Посмотрит ли на него ребенок?
  • № 16 – Ходит ли ребенок?
  • № 17 – Посмотрите на какой-нибудь предмет. Повторит ли ребенок ваши действия?
  • № 18 – Был ли замечен ребенок в совершении необычных жестов пальцами вблизи своего лица?
  • № 19 – Предпринимает ли ребенок попытки привлечь к себе внимание, и к тому, чем он занимается?
  • № 20 – Дает ли ребенок повод думать о том, что у него присутствуют проблемы со слухом?
  • № 21 – Понятно ли ребенку то, что говорят окружающие его люди?
  • № 22 – Случалось ли так, что ребенок бродил или занимался чем-либо без цели, производил впечатление полного отсутствия?
  • № 23 – При встрече с незнакомыми людьми, явлениями, смотрит ли ребенок в лицо родителям, для того, чтобы проверить реакцию?
  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.
  • ребенок не отзывается на собственное имя, не смотрит в глаза;
  • отсутствие интереса к сверстникам, предпочтение уединенных занятий;
  • повторение одних и тех же фраз;
  • выполнение ограниченного набора действий с частым повторением, отношение к ним, как к ритуалам;
  • наблюдаются панические атаки при смене привычной обстановки;
  • письменная речь, вербальное общение и новые навыки даются с огромным трудом;
  • склонность к конкретным занятиям (чертежное дело, математика, рисование).
  • Нарушение социальной коммуникации
  • Нарушено социальное взаимодействие

Диагностика аутизма

— нарушенная взаимная коммуникация;

— повторяющийся репертуар поведения и ограниченность увлечений, интересов;

— недостаток социальных взаимодействий.

Избирательность в еде, зачастую также встречается при аутизме, но на диагностику не влияет. Аутистичные черты поведения – это избегание зрительного контакта. К аутизму из пяти первазивных расстройств ближе всего приблизился синдром Аспергера, далее синдром Ретта, а также детское дезинтегративное расстройство.

У больных с синдромом Аспергера отмечается развитие речевых навыков без значительных задержек, а связанные с аутизмом заболевания могут сбить с толку. Все эти болезни объединяют в заболевания аутистического спектра, реже используют понятие аутистические расстройства. Сам же аутизм зачастую называют аутистическим расстройством или же  детским аутизмом.

Иногда для диагностики используют шкалу IQ, которая включает низко-, средне- и высокофункциональное определение аутизма. Эта шкала оценивает уровень поддержки, необходимой человеку в повседневной жизни. Выделяют также аутизм синдромальный или несиндромальный. Синдромальный отмечается тяжёлой или крайней умственной отсталостью, а также врождённым синдромом с физическими симптомами.

Отдельные исследования сообщают о диагностировании аутизма не по причине остановки развития, а после утери ребёнком социальных или языковых навыков. Происходит это обычно в возрасте между 15 и 30 месяцами. Относительно этой особенности нет единого мнения. К причинам аутизма в последнее время стали относить хромосомные нарушения (делеции, инверсии, дупликации.) Однако генетика аутизма очень сложна и неясна, что провоцирует превалирующее влияние на возникновение расстройств аутистического спектра.

— к 12 месяцам жизни нет лепета у ребенка, жестикуляции (не машет рукой, не указывает на предметы);

—  к 16 месяцам не может выговорить слова;

— к 24 месяцам не произносит самостоятельно фразы, состоящие из двух слов (не считая эхолалии);

— потеря социальных навыков или ее части.

Диагностика включает анализ поведения. Согласно DSM-IV-TR заболевание диагностируется при наблюдении минимум шесть симптомов, из которых два должны показать качественное нарушение социальных взаимодействий, а один описывает повторяющееся или ограниченное поведение.

В списке симптомов отсутствует эмоциональная или социальная взаимность, повторяющийся, стереотипный характер использования речевой идиосинкразии или речи, а также постоянный интерес к определённым деталям или предметам. Само расстройство отмечается до трёх лет, и характеризуется задержкой в развитии или в отклонениях социального взаимодействия.

Симптомы, прежде всего не должны иметь связь с синдромом Ретта, а также детским дезинтегративным расстройством. Предварительный осмотр больного проводит педиатр, который записывает историю развития заболевания, а также осуществляет физический осмотр. Далее привлекается помощь специалистов по расстройствам аутистического спектра, которые проводят оценку состояния и ставят диагноз, учитывая когнитивные и коммуникативные способности, семейные условия, другие факторы.

Оценку поведения и когнитивные способности проводит детский нейропсихолог, который помогает в диагностике и рекомендует образовательные методы коррекции. Дифференциальная диагностика выявляет и исключает умственную отсталость, а также нарушения слуха и специфические нарушения речи (синдром Ландау-Клеффнера).

Обнаружив расстройства аутистического спектра, проводится оценивание состояния больного методами клинической генетики. Это относится к симптомам позволяющим предположить генетическое нарушение. Аутизм иногда определяется у 14-месячного малыша. Сложность выражается в том, что чем меньше возраст, то менее устойчив диагноз. Точность диагноза увеличивается в первые 3 года жизни.

Британские исследователи по работе с детским аутизмом советуют осуществлять диагностику, а также оценку состояния не позже чем через 30 недель после обнаружения первых заметных проблем, однако практика показывает, что подавляющая часть обращений приходится гораздо позже. Исследования показали, что средний возраст установления диагноза приходится на 5,7 лет, что является выше рекомендованного, а 27 % детей так и остаются недиагностированными, достигая восьми лет.

И хотя симптомы заболевания возникают в раннем детстве, все же бывает, что они остаются незамеченными. Спустя годы, взрослые люди обращаются к врачам, чтобы лучше понять себя и затем объяснить особенности своего поведения друзьям, а также родственникам, изменив режим работы и получив льготы и пособие, полагающиеся людям с такими расстройствами в некоторых странах.

Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.

На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).

Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).

Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.

Ранний аутизм

Младенцы с ранним аутизмом меньше реагируют на социальные стимулы, редко улыбаются и откликаются на свое имя, лишь иногда реагируют и задерживают взгляд на других людях. Во время обучения ходьбе малыш отклоняется от социальных норм: лишь изредка смотрит в глаза, не меняет позу; когда его берут на руки, свои желания зачастую выражает через манипуляции рукой другого человека.

Ранний аутизм проявляется в неспособности приближаться к другим людям, имитировать чужое поведение, реагировать на эмоции, участвовать в невербальном общении, а также действовать по очереди, например, складывать пирамидку. Одновременно с тем малыши способны привязаться к тем, кто о них заботится. Привязанность при раннем аутизме умеренно снижена, однако показатель способен нормализоваться при интеллектуальном развитии.

Предлагаем ознакомиться:  Цинизм - что это простыми словами

Ранний аутизм наблюдаем уже в первый год жизни, и отмечается поздним возникновением лепета, слабой реакцией на попытки общения, необычной жестикуляцией и разнобоем во время обмена звуков с взрослым. В последующие два года дети-аутисты значительно меньше лепечут, их речь обеднена согласными звуками, они имеет незначительный словарный запас, дети реже комбинируют слова, а их жесты редко сопровождаются словами.

Малыши очень редко обращаются с просьбами и фактически не делятся своими переживаниями, подвержены повторению чужих слов (эхолалии), а также реверсиям местоимений. Например, ребенок отвечает на вопрос «как тебя зовут?» так: «тебя зовут Дима», не меняя «тебя» на «меня». Для того чтобы овладеть функциональной речью малыш нуждается в совместном внимании взрослого.

Ранний аутизм проявляется в сложностях при играх, которые требуют воображения, а также перехода от слов-обозначений к связной речи.

Лечение аутизма

Цели лечения аутизма — это понижение ассоциированных дефицитов, а также напряжения в семье, повышение функциональной независимости и качества жизни. Нет оптимального единого метода терапии. Она подбирается и осуществляется индивидуально. Зачастую совершаются методологические ошибки, которые происходят при проведении терапевтических подходов, не позволяющие с уверенностью определиться в успешности концепции.

Отдельные улучшения отмечаются после использования методик психосоциальной помощи. Это свидетельствует о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Программы специального, интенсивного, длительного образования, а также поведенческой терапии помогают малышу в освоении навыков общения, самопомощи, способствуют обретению рабочих навыков, зачастую повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.

Эффективны в лечении аутизма следующие подходы — прикладной анализ поведения, использование моделей развития, логопедическая терапия, структурированное обучение (TEACCH), трудотерапия, обучение социальным навыкам. Безусловно, дети после такого образовательного вмешательства только улучшают свое состояние, повышая общий интеллектуальный уровень.

В настоящий момент неизвестна результативность программ, после взросления детей. При сохранении расстройств и трудностей интегрирования в школьный коллектив или же в семью рекомендуют медикаментозную терапию аутизма. Например, в США назначают психотропы, антидепрессанты, стимуляторы, антипсихотики, а также противосудорожные препараты. Однако ни одно средство не смягчило коммуникативные, а также социальные проблемы.

Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.

При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.

Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.

Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.

В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.

Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:

  • Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
  • Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
  • Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
  • Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.

Методы лечения этого заболевания, к сожалению, отсутствуют, потому утверждать что-либо о полном выздоровлении ребенка или взрослого невозможно. Между тем, существует и целый ряд методик, с чьей помощью люди с аутизмом могут не только жить самостоятельно, но и общаться со своим окружением.

Примечательно, что чем раньше родители смогли определить аутизм у ребенка, и чем раньше, соответственно, началось лечение существующими методиками, тем лучше для него последующий прогноз, тем выше его шансы на полноценную жизнь в обществе.

Примечательно, что некоторые родители больных аутизмом детей придерживаются идеи о том, что диета при аутизме может благоприятно повлиять на основные симптомы аутизма.

Основой для этого служит предположение о том, что кишечник больных аутизмом не способен к усвоению таких белков как глютен и казеин. В результате этого при исключении продуктов с этими белками ребенок, якобы, будет вылечен от аутизма. Ученые же опровергли эту идею, указывая на нормальное пищеварение больных аутизмом, на основании чего безглютеиновая диета ничего не даст таким детям, соответственно, не приводя ни к улучшению состояния, ни к излечению.

Следует учитывать, что нередко в детском возрасте отмечается ремиссия заболевания, за счет которой производится снятие аутизма как диагноза с отнесением его к расстройствам аутистического спектра. Зачастую это происходит, опять же, при применении интенсивной терапии. В целом на данный момент точных цифр в определении выздоровления указать не предоставляется возможным, неотобранные выборки по детям с излечением от этого расстройства располагают показателями на этот счет в пределах 3-25%.

В случае появления симптомов, сходных с симптомами аутизма, необходимо обратиться к педиатру.

Лечится ли аутизм у детей и взрослых людей? К сожалению, вылечить полностью это заболевание нельзя, вне зависимости от того, врожденное оно или приобретенное. Однако, существует ряд разработок, которые помогают аутистам если не излечиться полностью, то научиться самообслуживанию, рабочим навыкам. Внимание здесь уделяется адаптации в обществе, поведенческой терапии.

Аутизм у взрослых

У взрослых аутизм – это состояние, для которого характерно преобладание замкнутой внутренней жизни, с ярко выраженным отстранением от внешнего мира, а также бедностью выражения эмоций. Все социальные нарушения отмечаются в неспособности полноценно общаться, а также интуитивно почувствовать другого человека.

Аутизм у взрослых и его характеристика включает пять первазивных расстройств развития обширных отклонений коммуникаций в социальных взаимодействиях, а также явно повторяющееся поведение и узость интересов. Для этих симптомов не характерна болезненность, хрупкость, или же эмоциональные нарушения.

Существуют индивидуальные проявления заболевания у взрослых, которые охватывают достаточно широкий спектр, включая тяжёлые (немота, умственная неполноценность, покачивание, непрестанное махание руками) и социальные (странности при общении, немногословность, узость интересов, педантичная речь) нарушения.

У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:

  • Скудность жестикуляции, мимики;
  • Отсутствие понимания элементарных принятых в общении правил. Аутист может слишком пристально смотреть в глаза или, наоборот, избегать зрительного контакта с собеседником. Он может слишком близко подходить или, наоборот, чрезмерно отдаляться, слишком тихо разговаривать или, наоборот, делать это слишком громко и пр.
  • Отсутствие осознания аутистом особенностей своего поведения (что он может этим причинить вред или обидеть и пр.).
  • Отсутствие понимания эмоций, чувств, намерений других людей.
  • Способность к построению дружеских или романтических отношений практически невозможна.
  • Трудности в обращении к кому-либо (первым).
  • Скудность словарного запаса, частое повторение одних и тех же фраз, слов.
  • Отсутствие интонаций в речи, сходство особенностей речи аутиста с речью робота.
  • Спокойствие и уверенность в привычной и рутинной обстановке, чрезмерное переживание из-за перемен в ней и в жизни в целом.
  • Наличие серьезной привязанности в отношении определенных предметов, привычек, мест. Сильный испуг при переменах.

Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.

Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.

Современное сообщество стало чаще задаваться вопросом: кто такие аутисты, поскольку эти люди встречаются в самых разных областях жизнедеятельности. Взрослый аутизм – плохо изученная патофизиология, сопровождающаяся отрешенностью от реального мира, не способностью к простой коммуникации и восприятию.

Как проявляется

Выраженность признаков аутичности напрямую связана с формой ее протекания. Внешне больные аутисты в легкой стадии не отличаются от здоровых людей. Самыми распространенными симптомами, указывающими на присутствие расстройства, выделяют следующие:

  • заторможенная реакция, минимальная жестикуляция и мимика;
  • чрезмерная замкнутость, тихая, зачастую, несвязная речь;
  • отсутствие восприятия эмоций, намерений окружающих;
  • разговорный процесс напоминает поведение робота;
  • неадекватное реагирование на смену обстановки, посторонний шум, свет;
  • коммуникативная функция и чувство юмора практически отсутствует.

Сегодня в разных уголках планеты ученые все чаще говорят об эпидемиологии аутизма. Понять, кто такой аутист, нормальному человеку трудно, ведь картина мира этих людей выглядит совсем иначе. Из-за генетического сбоя мозг становится чрезмерно активным, не успевая соединять и анализировать все происходящее.

При достаточной развитости интеллектуальных способностей пациенты ведут самостоятельную жизнь без помощи опекунов, могут освоить профессию, завести семью, родить вполне здоровое потомство. Однако основная часть аутичного сообщества ведет закрытую жизнь и не способна обходиться без частичной или полной опеки со стороны родственников и врачей.

Некоторые формы патологии открывают пациентам возможность реализовать себя в профессиональном и творческом плане. Аутисты способны освоить такие специальности, как бухгалтерский учет, веб-дизайн, программирование, различные ремесла, скрининг. Им подходит работа с архивами, ремонт бытовой техники, ремонт компьютеров, работа в лаборатории.

Делать точные прогнозы о продолжительности жизни конкретного аутичного человека не возьмется ни один специалист. Диагноз «аутизм» не оказывает влияния на этот показатель. Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность ребенка-аутиста, родители должны создать максимально благоприятную среду с учетом его коммуникативных и сенсорных особенностей.

Аутизм помощь

Проблема заботы о ребёнке сильно сказывается на профессиональной деятельности родителя, а по достижению аутистом взрослого возраста, на первый план выходят вопросы попечения, обретения профессии, поиска работы, использования социальных навыков, половых отношений, и имущественного планирования.

Вылечить аутизм известными общими методами нельзя, однако иногда в детском возрасте наступает ремиссия, которая приводит к снятию диагноза. Это зачастую происходит после интенсивной терапии, но точный процент выздоровлений неизвестен.

Многим детям с аутизмом не достает социальной поддержки, помощи, а также устойчивых отношений с другими людьми, карьерных перспектив, чувства самоопределения. Зачастую основные проблемы остаются, а симптоматика сглаживается с возрастом.

Аутизм прогноз

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С  1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Состояния, имитирующие аутизм

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, ребенок развивается не по установленным нормам: он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. Словарный запас малыша очень скуден. Такие дети иногда гиперактивны и плохо развиты физически. Окончательно диагноз устанавливается врачом. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно учиться в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте это состояние частично остается. Людям с таким диагнозом сложно запоминать информацию, принимать решения.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У ребенка, который плохо слышит, отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. В связи с этим родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат­ — это выход из ситуации.­

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений­шизофрении­у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. У таких детей отмечаются навязчивые страхи, разговоры самих с собой, позже проявляются бред и­галлюцинации. Лечение этого состояния медикаментозное.

Загрузка ...
Adblock detector