Что такое абсолютный слух Как развить абсолютный слух

Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?

Можно ли развить 100%-й слух тренировками — вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора — это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными.

Можно ли развить 100%-й слух тренировками — вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Шансы встретить кого-то с идеальным слухом велики, если вы музыкант. Однако, многие думают, что с идеальным слухом рождаются, но, на самом деле, его можно развить в раннем возрасте.

Со временем, с большой самоотдачей и практикой вы сможете развить у себя идеальный слух.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

С помощью музыкального инструмента проиграйте «до» — «ре» — «ми» — «фа» — «соль» — «ля» — «си», затем пропойте самостоятельно, стараясь как можно точнее воспроизводить звуки. Проиграйте гамму сверху вниз и так же повторите. Такое упражнение нужно делать не менее 30 раз за один присест, чтобы слух и голос лучше прочувствовали и запомнили высоту и звучание каждой ноты.

Это упражнение похоже на первое, но повторять нужно не гамму, а абсолютно любую мелодию. Просто включите любимую песню, а через определенные интервалы нажимайте «стоп» и пропевайте отрывок вслух.

Не лишним будет ознакомиться хотя бы с основами музыкальной теории, запомнить ключевые понятия и вникнуть в принцип. Это сделает воспроизведение звуков более осмысленным и так же поспособствует развитию слуха.

Умение петь и слышать интервалы очень важно для развития слуха. Для выполнения этого упражнения понадобится музыкальный инструмент, на котором Вы будете воспроизводить интервалы, а затем повторять их вслух. Например: «до» — «ре»; «до» — «ми»; «до» — «фа»; «до» — «соль» и т.д. до конца гаммы, затем вниз.

Это упражнение способствует запоминанию соседних звуков. Например, опевание ноты «до» будет выглядеть так: «до» — «ре»- «до» — «си» — «до». Таким образом, мы запоминаем следующий и предыдущий звук от одной ноты.

При более детальном изучении теории, интерес к классике возникнет сам по себе. Вам станет просто напросто интересно, в какой тональности и на каких интервалах построена та или иная популярная композиция. Более того, сложный интервал или аккорд бывает легче запомнить с помощью известного мотива, в котором он содержится.

Выберете способ, который будет наиболее подходящим для Вас. Начать лучше с самого простого, например, с повторения гаммы или любимой мелодии. В последствии, было бы идеально совмещать все упражнения и развивать слух комплексно. Задавшись целью, Вы сможете добиться отличных результатов!

  • Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».

И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.

Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

А вот у вас абсолютного слуха пока нет, раз уж вы здесь.

К счастью, это поправимо 🙂

Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.

Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.

И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.

В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

Предлагаем ознакомиться:  С днём рождения, Android: как изменялась операционная система от версии к версии

На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.

Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов. Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать. На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.

Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это и даже больше делает знаменитая программа Ухогрыз.

13.12.:18:20 — Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

Жанна, Гатиятуллина, Тюмень.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого — нет?

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого – нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того — именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха.

При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха.

При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный — способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный — способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха — не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

  • Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее.

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе — два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).
Предлагаем ознакомиться:  Расчёт клиноременной передачи.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух — это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору — Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом.

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору — Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов.

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку — это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов.

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух:
мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.

Предлагаем ознакомиться:  Черная бузина (Sambucus nigra). Что такое бузина и где она растет

Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.

Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.

Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.

Как профессиональный художник, глядя на картину, видит в ней мазки и штрихи, нанесенные под определенным углом, в одном цвете видит смешение нескольких красок, так и человек с музыкальным слухом слышит в обычной популярной песне ноты, переходы тональностей, диезы и бемоли.

  • Что такое музыкальный слух?

Это высшая степень музыкального слуха, которая выражается в способности определять высоту любого звука без сопоставления его с эталоном (т.е. не пропевая гамму для определения ноты). Такой слух встречается крайне редко и, как правило, является врожденным фактором.

По-другому называется «интервальный». Это способность идентифицировать высоту звука путем его сравнения с эталоном и определять музыкальные интервалы в мелодиях и аккордах.

Обладатели такого слуха не опираются на внешнее звучание, а переживают музыку мысленно. Как правило, они неплохо ориентируются в нотных записях и могут воспроизвести услышанную мелодию по памяти «про себя».

Это способность чувствовать музыкальную интонацию и понимать композиционное строение произведения.

Способность определять устойчивость и неустойчивость звуков, чувствовать различие между аккордами и отрезками мелодий.

Такой слух присущ тем, кто имеет чувство ритма, чувствует движение и динамику музыкальной экспрессии.

Обладатели гармонического слуха могут пропевать голосом или проигрывать на инструменте аккорды и созвучия в разложенном виде.

Это возможность отчетливо слышать в многоголосном звучании движение нескольких голосов сразу.

Умение улавливать мельчайшие особенности художественной и технической обработки музыкальной композиции.

Способность улавливать тембральную окраску звуков.

  • — музыкальный инструмент;
  • — музыкальный слух;
  • — чувство ритма.
  • Информация для поступающих в Детскую музыкальную школу им. Н. А. Римского-Корсакова

Совет 10: Как определить тональность песни

  • Не пытайтесь выучить ноту С, а потом угадывать ноты, похожие на нее. Когда вы слушаете песню, скажем, с В, будет трудно определить в ней ноту С. Вы должны быть в состоянии определять ноту независимо от других нот.
  • Другим методом развития абсолютного слуха является прослушивание музыки и определения первой ноты. Когда вам нужно определить ноту, проигрывайте песню, которая записана у вас в голове. Это проще с песнями, которые начинаются с шумов или криков с последующей нотой. Это заставит ваш мозг обращать внимание на запомненной песни, а не на интервалы между нотами.
  • Не обращайте внимание на стереотип, что идеальный слух дан не всем. Количество времени, потраченное на его развитие, зависит от человека, но в итоге у вас такие же шансы, как и у всех.
  • Остерегайтесь тех, кто говорит, что человек должен родиться с идеальным слухом. Как правило, это те люди, которые ищут себе оправдание, так как не смогли уделить достаточное количество времени или приложить нужное количество сил, чтобы разработать слух.
  • Попробуйте использовать инструменты (если у вас есть возможность), у которых есть «сигналы» для каждой ноты. На пианино, гитаре, арфе и т.д., которые являются ударно-струнными инструментами, сложнее определить ноты, чем на скрипке, альте, виолончели и т.д., которые используют лук. Кроме того, выбирайте инструмент со средним диапазоном, т.е. альт или тенор инструмент. Человеческое ухо более восприимчиво к средним частотам.
  • У каждого человека есть возможность развить идеальный слух. Практически говоря, ваши достижения зависят от времени и приложенных усилий. Конечно, некоторые люди более склоны и учатся быстрее.
  • Ночью перед сном ваш мозг устал и перенасыщен прошедшим днем. Это время не является подходящим для тренировок, так как вы уставшие.
  • Когда вы только начинаете, найдите высоту, удобную для вас. Не берите слишком высокие или низкие ноты. Это поможет вам найти уровень вашего голоса.
  • Старайтесь заниматься в первой половине дня, когда ваш разум пуст и готов учиться!
  • Существуют разные программы, которые можно сказать бесплатно, и которые помогут развить ваш слух.
  • Убедитесь, что ваш обучающий инструмент (например, пианино) настроен должным образом. Плохо настроенный инструмент сможет помочь вам различать ноты, но это не поможет вам понять, какие есть у них особенности.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых — умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем.

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых — умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух
с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем.

Загрузка ...
Adblock detector