Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат || Структура психики что общего у человека с машиной

Структура психики

Нервная система человека имеет свою структурную организацию, в которой выделяется центральная нервная система (ЦНС), включающая в себя спинной и головной мозг, и периферическая нервная система.

Высшим отделом ЦНС является головной мозг, состоящий из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. В свою очередь, большой мозг состоит из двух полушарий, покрытых снаружи серым веществом – корой. Кора – важнейшая часть головного мозга, она представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и является регулятором всех жизненных функций организма.

Для того чтобы осуществить любой вид психической деятельности, необходимы определенные функции мозга. А.Р. Лурия определяет три таких функциональных блока:

  1. Блок активации и тонуса. Это ретикулярная формация, которая представлена сетевым образованием в стволовых отделах мозга. Она регулирует уровень активности коры. Полноценная деятельность человека возможна тогда, когда он находится в активном состоянии. Успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять программу действий человек может только в условиях оптимального бодрствования;
  2. Блок приема, переработки и хранения информации. К этому блоку относятся задние отделы больших полушарий. Информация от зрительного анализатора поступает в затылочные зоны – это зрительная кора. Слуховая информация перерабатывается в височных отделах – слуховая кора. С общей чувствительностью и осязанием связаны теменные отделы коры.
  3. В блоке выделяются корковые поля трех типов:

  • Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы, идущие от периферийных отделов;
  • Вторичные поля занимаются аналитической переработкой информации;
  • Третичные поля осуществляют аналитико-синтетическую обработку информации, идущую от разных анализаторов. Этот уровень обеспечивает самые сложные формы психической деятельности.
  • Блок программирования, регуляции и контроля. Его место в лобных долях мозга, где осуществляется постановка целей, формируется программа собственной активности и идет контроль над протеканием и успешностью выполнения.
  • Таким образом, осуществление любой психической деятельности человека является результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга.
    Несмотря на то, что мозг в целом участвует в осуществлении любой психической деятельности, тем не менее, разные его полушария выполняют различную дифференцированную роль.

    Клинические исследования показали, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Правое полушарие воспринимает предметы и явления целостными, что лежит в основе творческого мышления. Левое полушарие занимается рациональной и последовательной обработкой информации.

    Изучение мозговых механизмов не приводит к однозначному пониманию природы психического.

    Задача раскрытия сущности психического объективными физиологическими методами исследования была поставлена русским физиологом И.П. Павловым. Единицами поведения, считает ученый, являются безусловные рефлексы. Это реакция на строго определенные раздражители из внешней среды. И условные рефлексы как реакции на первоначальный безразличный раздражитель.

    В решение проблем нейрофизиологических механизмов психики большой вклад внесли работы отечественных ученых Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

    Понятие механизма психики

    С.Д. Максименко считает, что механизмы психики есть орудие, приспособление, т.е. совокупность инструментов. Благодаря этому органы и системы человека объединяются в целостность для сбора, обработки информации или выполнения работы.

    Механизм функционирования психики человека включает:

    • Отражение. Психическое отражение – это регулятор деятельности человека, с которым связана сложная обработка информации. Оно не является пассивным копированием мира, а сопряжено с поиском, выбором. Отражение всегда принадлежит субъекту, вне которого не может существовать, и зависит от субъективных особенностей. Это активное отражение мира связано с какой-то необходимостью, потребностью. Отражение имеет активный характер, т.к. предполагает поиск способов действий, адекватных условиям среды. Психическое отражение в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;
    • Проектирование. Основной его функцией является упорядочивание и
      гармонизация содержания отражения в соответствии с целями действий и деятельности человека. Сам процесс проектирования представляет собой совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий. Результатом являются созданные образы, знаковые системы, схемы и др. Благодаря процессу проектирования человек имеет возможность конструировать, создавать предметы и явления из известных и осознаваемых элементов;
    • Опознание (опредмечивание). Оно является элементом сознательной и
      целесообразной деятельности человека, имеющей три основные формы:
    1. Материальная форма. Она выражается в физической работе, труде в процессе
      которого человек воплощается в предметах и явлениях, преобразуя их;
    2. Психическая форма. Конструктивными элементами любого производства являются умственные операции и переживания, подбор ценностей, интерпретация содержания отражения.
    3. Человек творит самого себя – развивает душевные и духовные качества, устраняет имеющиеся формы отчуждения. По-разному реагируя на свои внутренние трудности, люди пытаются защитить свою психику от болезненных напряжений. В этом им помогают защитные механизмы психики.

    Защитные механизмы психики

    Термин был введен в 1894 г. З. Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы». Это система регуляторных механизмов, задача которых свести до минимума или устранить негативные переживания и сохранить стабильность самооценки личности, её образа – «Я» и образа мира. Достичь это можно путем устранения негативного источника из сознания или предупреждением возникновения конфликтной ситуации.

    Виды защитных механизмов
    • Примитивная изоляция или уход в другое состояние. Люди автоматически изолируют себя от социальных или межличностных ситуаций. Её разновидностью является склонность к использованию химических веществ. Изоляция выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Как защитная стратегия она позволяет психологическое бегство от реальности. Полагающийся на изоляцию человек успокоение находит в удалении от мира;
    • Отрицание. Это попытка человека нежелательные для себя события принимать за реальность. В таких случаях наблюдается попытка как бы «пропустить» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменив их вымыслом. Человек действует так, как будто болезненные для него реальности не существуют. Неприятие и критика игнорируются, а новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. Самооценка у таких людей, обычно, завышена;
    • Контроль. Источником удовольствия для некоторых людей с преобладанием всемогущественного контроля основным занятием будет «перешагивание через других». Такие люди встречаются там, где необходимы хитрость, возбуждение, опасность и готовность подчинить все интересы одной цели – проявить свое влияние;
    • Примитивная идеализация (обесценивание). Люди склонны к идеализации, И имеют остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависимы. Путь идеализации приводит к разочарованию, потому что в жизни человека нет ничего совершенного. Большая идеализация приводит к большим разочарованиям.

    Таким образом, были рассмотрены общие защитные механизмы первой группы. Специалисты же выделяют более 20 видов защитных механизмов, которые подразделяются на примитивные защиты и вторичные защитные механизмы, относящиеся к высшему порядку.

    3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

    Когда напряжение
    достигает своего апогея, эффективным
    приемом является перевод разговора с
    абстрактного уровня на конкретные
    предложения, которые можно обсуждать.
    С этим правилом связано родственное
    ему обращение к фактам в дискуссии.

    «Позиция на
    равных»

    компетентности,
    стажу, опытности, профессионализму и
    так далее. Позиция «над» таит в себе
    очень большую опасность в педагогическом
    общении, поскольку там эта позиция
    неявным образом заложена изначально.
    Основания для этой позиции в педагогическом
    общении связано с функциональным и
    возрастным факторами.

    Существуют так же
    концепции психоаналитической ориентации,
    согласно которым педагогику как профессию
    выбирают люди с высокой личной склонностью
    к позиции «над», проявлению авторитарности,
    С выраженным стремлением к власти.
    Предполагается, что педагогическая
    профессия позволяет таким людям
    реализовать эти тенденции в социально
    приемлемой и одобряемой форме. Э

    Предлагаем ознакомиться:  Как оспорить завещание на квартиру

    Защитные механизмы психики

    С.Д. Максименко считает, что механизмы психики есть орудие, приспособление, т.е. совокупность инструментов. Благодаря этому органы и системы человека объединяются в целостность для сбора, обработки информации или выполнения работы.

    Механизм функционирования психики человека включает:

    • Отражение. Психическое отражение – это регулятор деятельности человека, с которым связана сложная обработка информации. Оно не является пассивным копированием мира, а сопряжено с поиском, выбором. Отражение всегда принадлежит субъекту, вне которого не может существовать, и зависит от субъективных особенностей. Это активное отражение мира связано с какой-то необходимостью, потребностью. Отражение имеет активный характер, т.к. предполагает поиск способов действий, адекватных условиям среды. Психическое отражение в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;
    • Проектирование. Основной его функцией является упорядочивание и
      гармонизация содержания отражения в соответствии с целями действий и деятельности человека. Сам процесс проектирования представляет собой совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий. Результатом являются созданные образы, знаковые системы, схемы и др. Благодаря процессу проектирования человек имеет возможность конструировать, создавать предметы и явления из известных и осознаваемых элементов;
    • Опознание (опредмечивание). Оно является элементом сознательной и
      целесообразной деятельности человека, имеющей три основные формы:
    1. Материальная форма. Она выражается в физической работе, труде в процессе
      которого человек воплощается в предметах и явлениях, преобразуя их;
    2. Психическая форма. Конструктивными элементами любого производства являются умственные операции и переживания, подбор ценностей, интерпретация содержания отражения.
    3. Человек творит самого себя – развивает душевные и духовные качества, устраняет имеющиеся формы отчуждения. По-разному реагируя на свои внутренние трудности, люди пытаются защитить свою психику от болезненных напряжений. В этом им помогают защитные механизмы психики.

    4. Активное слушание.

    Под активным
    слушанием понимается следующее: гораздо
    эффективнее для общения не просто
    пассивно слушать, а вербально проявлять
    свою заинтересованность в разговоре,
    подчеркивать в ходе коммуникации, что
    ваши мысли не витают в облаках. Кроме
    того, функция активного слушания
    показывает партнеру, что собеседник
    понимает его и правильно интерпретирует
    его мысли.

    Существует несколько
    уровней активного слушания.

    «А» уровень –
    вербализация.

    Это самый простой
    уровень слушания, который предполагает,
    что собеседник просто включает в нить
    коммуникации какие-то утвердительные
    междометия. Это показывает, что человек
    следит за развитием мысли партнера. Это
    не означает, что человек соглашается с
    суждением говорящего партнера. Это
    просто подтверждение неослабевающего
    внимания слушателя. Оно означает: «Да,
    я слушаю и пытаюсь разобраться в
    ситуации».

    Чуть более сложный
    прием активного слушания – это
    повтор-проговаривание сказанного
    партнером. Это может быть или слово, или
    фраза. Функция здесь та же: показать,
    что слушающий следит за рассказом, и
    его внимание принадлежит ситуации
    общению.

    «В» уровень –
    резюмирование.

    Это чуть более
    сложный уровень активного слушания,
    суть которого — резюмирование на
    определенном этапе коммуникации. Этот
    прием помогает снять проблемы
    недопонимания, которые могут возникнуть
    в разговоре. Если партнер, после вашего
    резюме подтверждает, что вы правильно
    его поняли, то автоматически коммуникация
    становится доверительнее, улучшается
    контакт. Если же окажется, что он неверно
    донес до вас свои идеи, то его прояснения,
    опять же помогут установить рабочий
    альянс.

    Сюда можно отнести
    и формулирование уточняющих вопросов,
    которые помогают правильно понять
    основную мысль партнера. Это важно еще
    и потому, что мы не всегда способны
    сделать правильные выводы, на основании
    сказанного партнером. В исследованиях
    по психологии установлено, что люди
    чаще не понимают истинных причин
    высказываний друг друга, а приписывают
    партнерам те причины, которые им самим
    кажутся логичными. Данные техники
    позволяют исправить возникшее
    недопонимание до того, как оно приведет
    к осложнениям в общении.

    «С» уровень –
    развитие идей партнера по общению.

    Это творческий
    уровень вербализации, собеседник не
    просто подтверждает и резюмирует идеи
    партнера, но и развивает их дальше.

    6. «Нога в двери».

    Одним из вариантов
    тактики получения утвердительных
    ответов принято считать технику общения
    под названием «нога в двери». Условно
    говоря, чтобы войти в мало открытую
    дверь, человек сначала может просунуть
    в щель ногу, а потом, когда щель станет
    больше, пройти самому. Эта техника может
    быть использована не только в беседе,
    но и как основа стратегии поведения:
    некоторые люди начинают с получения
    маленьких уступок, и тем самым добиваются
    кардинальных достижений.

    7. Техника Франклина.

    Это сложная и
    многоаспектная техника по имени
    американского дипломата. В частности
    он придерживался убеждения, что ответ
    всегда необходимо начинать со слов
    «да». Если мы начинаем свой ответ со
    слов «нет», мы блокируем желание
    собеседника слушать дальше. Второе,
    необходима позитивная оценка идеи
    собеседника.

    Более того, необходимо
    подробно объяснить, чем она хороша,
    выгодна и интересна. Далее, необходимо
    описать условия, в которых предложенное
    решение было бы наилучшим. Потом следует
    плавно переходить к описанию реальных
    условий, для начала безотносительно к
    предложенной идее. И в конце идет
    предложение нового, измененного решения
    в конкретных, только что описанных
    реальных условиях. Новая идея в этом
    варианте предлагается как видоизменение
    предложенной собеседником идеи.

    8. Негативное самооценивание.

    «Почему меня
    всегда не принимают, не любят, не
    понимают?» или «Почему меня считают
    таким злым?» Показательно, что при
    использовании этой техники подобные
    подаются ни как обвинение, а как глубокое
    эмоциональное переживание. Расчет
    манипулятора прост: «негативное
    самооценивание» найдет эмпатийный
    отклик у окружающих. Такие фразы должны
    вызвать желание защитить человека.
    Разумеется, эта техника может быть
    использована и искренне.

    9. Техника айкидо.

    Эта техника построена
    не на защите от нападения, а на том, чтобы
    позволить партнеру сделать то, что он
    хочет, и усилить его действие. В этом
    варианте нападение работает против
    нападающего. Например, можно позволить
    человеку реализовать его желание
    сконфузить вас, подавить, и даже помочь
    ему в этом.

    Мастерство общения
    создается нюансами. Если возникает
    необходимость негативного оценивания
    в общении, то порицанию
    подлежит только само действие, но ни в
    коем случае не личность человека,
    допустившего
    это действие, или поступок.

    Эмпирические характеристики ощущения.

    Отражение
    движения.

    Соответственно
    различным видам движения материи,
    эволюция выработала специфические
    органы чувств, которые отражают ту или
    иную форму движения.

    По данным онтогенеза
    новорожденный первоначально начинает
    реагировать только на движущиеся
    объекты; по данным филогенеза обнаружены
    организмы, различающие только движущиеся
    объекты. Когда объект неподвижен, то
    совершается движение органов чувств
    по отношению к объекту (неподвижный
    глаз также слеп, как неподвижная рука
    астереогностична). В ощущении фиксируется
    именно изменения местоположения объекта.
    Отражается не внутренняя метрика
    объекта, а его перемещение в пространстве.

    Отражение
    локализации объекта или местоположения
    объекта в пространстве.

    В ощущении не
    отражается ни форма, ни величина объекта,
    сам объект отражается как нечто аморфное.
    Ощущение отражает местоположение
    объекта или само пространство. Если
    пространственно-временная характеристика
    – это отражение движение, то чисто
    пространственная характеристика –
    отражение локализации.

    2) Временные
    характеристики ощущения.
    К ним относятся отражение:

    • последовательности
      воздействий,

    • длительности
      воздействий,

    • одновременности
      воздействий.

    3) Модальностные характеристики.

    Каждый вид ощущения
    имеет свое качественное своеобразие:
    свой анализатор, свой физический
    раздражитель и свои характеристики.

    КЛАССИФИКАЦИЯ
    ОЩУЩЕНИЙ.

    1. по критерию
    строения рецептора.
    Выделяют:

    • кожные
      ощущения (ощущения прикосновения,
      давления)

    • температурные,

    • болевые);

    • вкусовые

    • обонятельные

    • зрительные;

    • слуховые;

    • статические
      (ощущения положения); кинестетические
      (ощущения движения);

    • органические.

    1. 2. по критерию
      расположению рецептора на теле:

    • экстероцептивные
      ощущения – возникающие при воздействии
      внешних раздражителей на рецепторы,
      расположенные на поверхности тела,
      снаружи.

    • проприоцептивные
      ощущения – отражающие движение и
      относительное положение частей тела
      при помощи рецепторов, расположенных
      в мышцах, сухожилиях, суставных сумках.

    • Интерорецептивные
      ощущения – возникающие при отражении
      обменных процессов в организме, с
      помощью специализированных рецепторов.

    Предлагаем ознакомиться:  Почему люди потеют ночью? Причины

    3. По критерию
    характеристик раздражителя выделяется:

    • механическая
      чувствительность

    • акустическая
      чувствительность

    • химическая

    • термическая

    • оптическая.

    4. По генетическому
    критерию:

    • протопатическая
      чувствительность, как

    примитивная,
    аффективная, менее дифференцированная
    и локализованная.

    • эпикритическая
      чувствительность, более поздняя и тонко
      локализованная

    Виды ощущений

    Модальность

    Раздражитель

    Язык

    описаний

    Функции

    использование
    в практической психологии

    2

    3

    4

    5

    6

    Тактильные

    (кожно-мышечный
    анализатор).

    Механические
    свойства твердых тел при условии
    соприкосновения с телом и движения.

    Твердое,

    Шероховатое,

    упругое,

    гладкое,

    мягкое,

    эластичное,

    непроницаемое

    механически
    напряженное

    База всех ощущений,
    информация

    свойствах
    предметов, о пространстве и времени.
    База самоощущения

    построение схемы
    тела. Компенсаторные функции.

    Массаж.

    Прикосновение

    Ласка.

    Телесноориенти-
    рованные технологии.

    Температурные

    Кинетическая

    энергия молекул.

    Теплое,

    горячее,

    холодное.

    Регуляция

    теплообмена.

    Мотивационный
    компонент.

    Диагностика
    стрессовых состояний.

    Болевые

    Интенсивные

    стимулы любой

    модальности.

    Длительные
    стимулы, стимулы,

    действующие

    на
    болевые точки.

    Боль давящая,

    ломящая,

    сверлящая,

    колющая,

    стреляющая,

    грызущая.

    распирающая,

    рвущая, жгучая,
    острая

    И по типу щипка.

    Сигнал

    опасности.

    Мотиватор
    избегания.

    Использование
    в качестве отрица-

    тельного
    подкрепления.

    2

    3

    4

    5

    6

    Вкусовые

    Растворимые

    вещества с

    низким

    молекулярным

    весом

    Сладкое,

    соленое,

    кислое,

    горькое

    Стабилизатор

    гомеостаза

    Способ получения

    удовольствия

    Обонятельные

    Летучие хими-

    ческие

    соединения

    Благоухающий,

    эфирный,

    смолистый,

    пряный,
    гнилой, горелый

    Ориентация в
    пространстве

    Индикатор био-

    логической

    полезности.

    Аромотерапия

    Вибрационные

    Колебания

    упругой

    среды

    Описание
    вибрации

    Контактный

    слух,
    компенсация.

    Музыкотерапия

    Слуховые

    Частота

    амплитуда

    форма

    звуковой

    волны.

    Высота

    громкость

    тембр

    Отражение

    Пространства.

    Речь,

    музыка,

    шум

    Музыкотерапия

    Зрительные

    Частота

    интенсивность

    световой
    волны

    Цвет

    яркость

    Отражение

    объектов

    Цветовая
    диагностика

    Статико-

    динамические

    Угловые и

    линейные

    ускорения

    Изменения
    положения тела

    Внутренняя
    система отсчета.

    Отражение
    состояния организма

    Кинестетические

    Изменение

    положения

    частей

    тела относительно

    друг
    друга

    Характеристики

    движения

    частей
    тела

    Информация о

    соотношении

    организма и

    среды

    Органические

    Изменения
    температуры,

    Химические

    Раздражители

    Давление

    Диффузные,

    плохо локализованные

    Внутреннее

    состояние

    организма

    Постановка
    организмических «якорей»

    Психические свойства

    Восприятие —
    психический процесс, отражающий предметы
    или явления при их непосредственном
    воздействии на органы чувств, в ходе
    которого формируется целостный образ.
    Если в результате ощущения человек
    получает знания об отдельных свойствах,
    качествах предметов (что-то горячее
    обожгло, что-то яркое блеснуло впереди,
    и т.д.), то восприятие дает целостный
    образ предмета или явления.

    Перцептивный
    образ, не есть что-то статичное или
    завершенное, он формируется и существует
    только в процессе отражения. Сам процесс
    развивается от глобального, общего к
    детализированному образу.

    1. отражение движения
      и положения предмета в пространстве

    2. мерцание формы,

    3. различение резких
      перепадов, кривизны;

    4. глобальное
      адекватное восприятие;

    5. адекватное
      отражение формы в полноте ее деталей.

    Существенным для
    восприятия являются моторные процессы
    — движения рук, глаз, гортани.

    Выделяют два вида
    моторных процессов:

    • Поисковые процессы,
      установочные, коррекционные, направленные
      на отражение и удержание объекта.

    • гностические,
      участвующие в построении образа.

    Сенсорно-перцептивные
    процессы включают в себя элементы
    антиципации (предвосхищения), особенно
    при движении объекта.

    Выделяется
    четыре операции, или четыре уровня,
    перцептивного действия: обнаружение,
    различение, идентификация и опознание.
    Первые два относятся к перцептивным
    действиям. Последние операции – к
    опознавательным действиям.

    Обнаружение
    – исходная фаза развития любого
    сенсорного процесса. На этой стадии
    субъект может ответить лишь на простой
    вопрос, есть ли стимул.

    Различение,
    или собственно восприятие. Конечный
    результат этой операции – формирование
    перцептивного образа эталона. При этом
    развитие перцептивного действия идет
    по линии выделения специфического
    сенсорного содержания в соответствии
    с особенностями предъявляемого материала
    и стоящей перед субъектом задачи.

    Опознание.
    Когда перцептивный образ сформирован,
    возможно, осуществление опознавательного
    действия. Для опознания необходимо
    произвести сличение и идентификацию.
    Опознание включает также категоризацию
    (отнесение объекта к определенному
    классу объектов, воспринимавшихся
    ранее) и извлечение соответствующего
    эталона из памяти.

    Идентификация
    есть отождествление непосредственно
    воспринимаемого объекта с образом,
    хранящимся в памяти, или отождествление
    двух одновременно воспринимаемых
    объектов.

    Таким
    образом, восприятие представляет собой
    систему перцептивных действий, овладение
    ими требует специального обучения и
    практики.

    Эмпирические
    характеристики образа восприятия.

    Первичные
    характеристики.

    Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

    Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

    Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

    Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные.

    Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга.

    Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

    И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

    Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е.

    Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов).

    «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

    Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

    Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

    Предлагаем ознакомиться:  Как распознать, серебро или нет

    Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

    Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов.

    Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

    Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

    Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой.

    Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

    3. Модальность и интенсивность.

    Вторичные эмпирические
    характеристики.

    1. Константность
    — это
    независимость образа от внешних и
    внутренних условий восприятия,
    проявляющаяся в его неизменности (форма,
    цвет, размер).Благодаря константности
    мир воспринимается как постоянный.

    2. Предметность
    восприятия.
    Выделяется фигура и фон. Фигура —
    конкретно, четко очерченная, расположенная
    на переднем плане. Фон — более аморфное
    , неопределенное, располагается позади
    предмета. Границу между фигурой и фоном
    относят к фигуре. Пороги восприятия
    более низки для фона и более высоки для
    фигуры. Для отражения фигуры требуется
    больше энергетических затрат.

    3. Целостность,
    характеристика, связанная с отражением
    связей и отношений между элементами
    целого и целым.

    Проявляется
    в доминировании целого над элементами.

    1. Один и тот же
    элемент в структуре целого может
    восприниматься по-разному (старушка —
    девушка, ваза — профиль).

    2.Любая фигура
    может быть составлена из разных элементов.

    3. По отдельным
    частям можно воспроизвести все целое
    (если половина текста стерта — можно
    прочесть весь текст).

    Целостность также
    проявляется в группировании элементов
    в целое.

    • фактор близости
      — элементы, которые разделены наименьшим
      расстоянием, стремятся объединиться
      в целостную структуру.

    • фактор замкнутости
      — замкнутыми линиями элементы объединяются
      в целостную структуру.

    • фактор хорошей
      формы: элементы, обладающие симметрией,
      периодичностью, ритмом, объединяются
      в целостную структуру.

    • фактор коллективного
      движения. Элементы, имеющие одно
      направление и одну скорость движения,
      объединяются в целостную фигуру.

    • фактор однородности.
      Элементы однородные по какому-либо
      признаку объединяются в целостную
      структуру.

    Обобщенность –
    это отнесение актуального образа к
    другим хранящимся в памяти и представляющих
    класс объектов.

    Виды
    восприятия.

    Выделяют:
    восприятие предметов, времени, восприятие
    отношений, движений, пространства,
    восприятие человека.

    Восприятие
    пространства и времени.

    Все
    предметы находятся в пространстве, и
    всякое явление существует во времени.

    К пространственным
    свойствам предмета относятся: величина,
    форма, положение в пространстве. В
    восприятии величины предмета существенную
    роль играет величина его изображения
    на сетчатке. Константность восприятия
    — свойство воспринимать объект и видеть
    их относительно постоянными по величине,
    форме и цвету в изменяющихся физических
    условиях восприятия.

    Другой особенностью
    восприятия предмета в пространстве
    является контраст предметов. Например,
    человек среднего роста в окружении
    высоких людей кажется значительно
    меньше своего роста.

    Иллюзии
    — феномен восприятия, искажающий
    пространственные свойства объекта.
    Кроме того, на восприятие величины
    предмета влияет его цвет.

    Столь же сложным,
    как восприятие величины, является
    восприятие формы предмета. При восприятии
    формы свойство константности сохраняется.
    Так же на восприятие формы влияет его
    удаленность.

    Очень сложен процесс
    восприятия объемной формы. Мы воспринимаем
    объем формы потому, что человеческие
    глаза обладают способностью бинокулярного
    зрения. Бинокулярный эффект обусловлен
    тем, что человек смотрит двумя глазами.
    Кроме этого в восприятии трехмерного
    пространства задействован вестибулярный
    аппарат. Существенную роль в восприятии
    удаления предметов, или пространственной
    глубины, играет конвергенция, дивергенция
    глаз и аккомодация.

    Центральную
    регуляцию пространственного восприятия
    осуществляют третичные зоны коры
    головного мозга, которые объединяют
    работу зрительного, тактильно-кинестетического
    и вестибулярного анализаторов.

    Восприятие времени,
    несмотря на важность данной проблемы,
    изучено гораздо меньше, чем вопрос о
    восприятии пространства. Сложность
    изучения данного вопроса заключается
    в том, что время не воспринимается нами
    как явление материального мира.

    Наиболее элементарными
    формами являются процессы восприятия
    длительности и последовательности, в
    основе которых лежат элементарные
    ритмические явления, известные под
    названием «биологических часов».
    С другой стороны, мы воспринимаем время
    при выполнении какой-либо работы, т.е.
    когда происходят определенные нервные
    процессы, обеспечивающие нашу работу.

    Оценка длительности
    временного отрезка во многом зависит
    от того, какими событиями он был заполнен.
    Если событий было много и они были
    интересны для нас, то время шло быстро.
    И наоборот, если событий было мало или
    они были не интересны для нас, то время
    тянулось медленно. Однако если приходится
    оценивать прошедшие события, то оценка
    длительности носит обратный характер.

    Время, заполненное разнообразными
    событиями, мы переоцениваем, временной
    отрезок кажется нам более продолжительным.
    И наоборот, не интересное для нас время
    мы недооцениваем, временной отрезок
    кажется нам незначительным. Характерной
    особенностью времени является его
    необратимости. Мы пользуемся временной
    локализацией, для чего человечеством
    были выработаны общепризнанные интервалы:
    год, месяц, неделя, день и т.д.

    В восприятии времени
    человеком необходимо выделить два
    аспекта: субъективный и объективно-условный.

    В
    зависимости оттого, в какой степени
    целенаправленна будет деятельность
    личности, восприятие разделяют на
    непреднамеренное (непроизвольное) и
    преднамеренное (произвольное).

    Непреднамеренное
    восприятие
    может быть вызвано как особенностями
    окружающих предметов (их яркостью,
    необычностью), так и соответствием этих
    предметов интересам личности. В
    непреднамеренном восприятии нет заранее
    поставленной цели. Отсутствует в нем и
    волевая активность, почему оно и
    называется непроизвольным

    Преднамеренное
    восприятие
    с самого начала регулируется задачей
    – воспринимать тот или иной предмет
    или явление, ознакомиться с ним. Оно
    может быть включено в какую-либо
    деятельность (в трудовую операцию, в
    выполнение учебного задания и т. п.), но
    может выступать как самостоятельная
    деятельность – наблюдение.

    Наблюдение
    – это произвольное планомерное
    восприятие, которое осуществляется с
    определенной, ясно осознанной целью с
    помощью произвольного внимания.
    Важнейшими требованиями, которым должно
    удовлетворять наблюдение, являются
    ясность задачи наблюдателя и планомерность
    и систематичность ведения.

    Существенную
    роль играет дробление задачи, постановка
    частных, более конкретных задач. Если
    человек систематически упражняется в
    наблюдении, совершенствует культуру
    наблюдения, то у него развивается такое
    свойство личности, как наблюдательность.
    Наблюдательность
    заключается в умении подмечать
    характерные, но малозаметные особенности
    предметов и явлений.

    Загрузка ...
    Adblock detector