Как строят московское метро

Принятие исторического решения

Только за последние семь лет в Москве появились 24 новые станции и почти 50 км линий метро. Однако столичная подземка еще испытывает значительные перегрузки в часы пик. По мнению экспертов, городу не хватает 140-150 км подземных транспортных магистралей, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

В летние августовские дни 1923 г. состоялось заседание президиума Моссовета, на котором было принято решение о возобновлении переговоров с иностранными компаниями по поводу строительства Московского метрополитена. Постановление было озвучено председателем президиума Л. Б. Каменевым. Таким образом, идея, прерванная революцией и войной, получила свое дальнейшее развитие.

https://www.youtube.com/video/peeeVjhpdYc

Уже через месяц после этого исторического заседания по решению Моссовета при отделе городских железных дорог столицы начал работу специальный отдел, который назвали «Метрополитен». В то время его единственным сотрудником был инженер К. С. Мышенков. В его обязанности входил сбор сведений об имеющихся предвоенных проектах.

Если в начале существования молодого советского государства власти больше надеялись на такси и трамваи, то по мере роста столицы перемещаться по городу жителям становилось все труднее. В результате 06.01.1931 г. в Москве случился транспортный коллапс. Движение по всему городу перекрыла гигантская автомобильная пробка. Это и побудило партийное руководство столицы к срочному строительству подземки.

Уже в августе 1931 г. была создана новая организация – Метрострой. Ей было дано право на приоритетное получение материальных ресурсов и оборудования. Начальником Метростроя назначили инженера путей сообщения П. П. Ротерта. Тогда же был сформирован штат новой организации, в который вошли техники и инженеры-практики. Это были иностранные специалисты из Германии, Австрии, Америки и Франции. Курировал новое строительство непосредственно Л. М. Каганович.

Для первого опытного участка нового транспортного сообщения выбрали отрезок, начинающийся с улицы Русакова, д. 13. Как строили метро в этой зоне? Прокладку осуществляли парижским способом, то есть с нахождением тоннеля на небольшой глубине. При этом своды подземки укрепляли бутовым камнем. В начале строительства инженеры не стали применять берлинский способ, по которому необходимо было прежде всего вырыть котлован. В центре города, где находилась плотная застройка и осуществлялось интенсивное движение, он был неприемлем.

Если этот вопрос был решен легко, то долго не утихали споры вокруг проблемы, каким должно быть метро. Какое строить новое транспортное сообщение: с островными платформами или с боковыми? При первой схеме расположения, принятой в Лондоне и Париже, необходимо было более тщательно продумывать архитектурное оформление.

Как строили метро в итоге? Советские инженеры выдвинули идею создания трехсводчатых станций, имеющих два раздвинутых тоннеля. Для каждого направления здесь были предусмотрены боковые платформы.

Технический проект первых линий метрополитена включал в себя более тысячи подробнейших пояснительных записок и чертежей. Его после детального рассмотрения утвердил Московский комитет партии 13.08.1933 г.

Московское метро бьет рекорды

При этом уже сейчас московский метрополитен бьет мировые рекорды, занимая 3-е место в рейтинге лучших транспортных систем мира и лидируя по таким показателям, как скорость движения поездов — 90 км/час и самый короткий интервал движения между составами — 90 секунд.

«Учитывая объем пассажирских перевозок на 1 километр линий, московское метро работает в гораздо более сложных условиях по сравнению с другими мировыми столицами. Я бы поставил наш метрополитен на первое место, потому что таких показателей мы не встретим ни в одном мегаполисе», — рассказывает руководитель НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы Игорь Бахирев.

По данным Института Генплана, среди актуальных проблем столичной подземки — перегруженность практически всех пересадочных узлов на кольцевой линии и внутри «кольца». Также в часы пик работают на пределе пропускной способности «популярные» станции, имеющие только один выход, — например, «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Новокузнецкая», «Семеновская».

Предлагаем ознакомиться:  Как встать на очередь на квартиру в московской области

Чтобы решить эти проблемы, до 2020 года метростроители проложат более 100 км линий и построят еще порядка 50 новых станций.

Для горожан откроется Второе кольцо метро — Третий пересадочный контур, который пересечет все существующие линии. Калининско-Солнцевская ветка  превратится из двух радиальных в диаметральную и дойдет до Новой Москвы.

Сокольническая также протянется вглубь присоединенных территорий. Будет построена новая Кожуховская линия в отдаленный район Некрасовка, чтобы разгрузить Таганско-Краснопресненскую ветку.

Осуществление строительных работ

В 1924 г. Европу посетила делегация Моссовета. Ее основной целью было привлечение иностранных партнеров к проектированию первого в СССР метрополитена. Однако переговоры закончились неудачей. Зарубежные чиновники не смогли добиться банковского кредитования.

Только в 1928 г. Моссовет занялся переговорами о создании акционерной компании, которая и должна была построить столичную подземку. Воплощению в жизнь идеи строительства метро мешали многочисленные споры об экономической целесообразности проекта. Однако они продолжались недолго. В 1930 г. на должность первого секретаря Московского комитета партии был назначен близкий соратник Сталина Л. М. Каганович. Он-то и сдвинул дело с мертвой точки. Недаром открытое в 1935 г. московское метро назвали его именем.

Какие компании строят метро сегодня? Возведение подземных станций осуществляется работниками Московского метростроя, который является преемником организации, созданной для этих целей в 1931 г. В структуру компании входит двадцать строительно-монтажных управлений, пятнадцать из которых имеют общестроительный профиль.

как строят московское метро

Кто строит метро в Москве сегодня? В отличие от тридцатых годов прошлого века, в штате организации состоят квалифицированные специалисты. Это 8,5 тысячи человек, занимающихся строительством тоннелей, монтажом подстанций и кабельных линий, укладкой путей и проведением отделочных работ.

    Планы на будущее

Однако, по мнению эксперта, несмотря на интенсивное строительство и ввод новых линий, развитие московского метрополитена пока отстает от потребностей города.

«Для нас, транспортников, основная задача заключается в обеспечении не годовых, а критических перевозок в часы пик. Сегодня в утренние и вечерние часы пассажиропоток в метро достигает 2 млн человек в час», — отмечает И. Бахирев.

У градостроителей есть норма комфортного передвижения пассажиров в метро: высчитывается количество стоящих людей на 1 кв. метр свободной части пола в вагоне. Этот показатель не должен превышать 4,5 человека на кв. метр. Однако в часы пик на некоторых особо перегруженных линиях московского метро эта цифра вырастает до 6,8 человек на 1 кв. метр.

Именно московская подземка принимает на себя колоссальный поток людей, которые ежедневно едут из подмосковных населенных пунктов в столицу на работу. По оценкам Института Генплана Москвы, сегодня около 1,4 млн человек каждый день въезжает с территорий за пределами МКАД в город по трудовым целям.

Для решения таких масштабных инфраструктурных задач была разработана программа развития Московского транспортного узла, в которой объединяются системы общественного транспорта Москвы и области.

«В программе мы установили три приоритета — пассажирского транспорта перед грузовым, общественного перед личным, рельсового перед автомобильным», — поясняет И. Бахирев.

Но у градостроителей есть и более глобальные планы. Предполагается, что к 2035 году длина линий московской подземки достигнет 670 км. Это обеспечит комфортную доступность метро для большей части города, включая Новую Москву и Подмосковье, и позволит обслуживать 1 млн человек дополнительно.

«Появятся линии, которые будут выходить в Московскую область. Это будет экспресс-метрополитен с более длинными перегонами для обеспечения большего объема пассажирских перевозок. И он будет вписан в ту систему московского метро, которая формируется сейчас», — поделился И. Бахирев.

     Метро притягивает

Метро — не только наиболее эффективная транспортная система Москвы, но и драйвер развития города. В любом районе с появлением метрополитена меняется экологическая, социально-демографическая и экономическая обстановка.

Проведенный Агентством стратегического развития «Центр» геоинформационный анализ показал, что территории в пешей доступности от станций метро более привлекательны для малого бизнеса и являются точками притяжения деловой активности.

«Появление новых станций метро становится драйвером развития периферийных районов и территорий, отрезанных от города естественными и искусственными барьерами — например, лесом, промзонами, рекой. Это особенно важно для современной Москвы, которая стремится перейти от моноцентричной модели городского развития к полицентричной», — отмечает директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

С точки зрения урбанистики метро — это еще и публичное пространство, место деятельности и интересов горожан. Если это пространство сконструировано правильно, человек чувствует себя в нем комфортно и свободно.

«Метрополитен — это не только общественный транспорт, им интересуются, его любят и ругают. Метро является сферой народного творчества и местом для самых разных форм самовыражения», — подчеркивает эксперт.

Предлагаем ознакомиться:  Стадион Фишт в Сочи к ЧМ 2018. Схема стадиона Фишт и расположение мест

Метро российской столицы — одно из самых красивых в мире, и мы будем держать эту марку, говорит заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. 

Глава Стройкомплекса поддерживает проведение архитектурных конкурсов на дизайн станций метро. Такие соревнования позволяют привлечь новые интересные идеи в оформлении московского метрополитена.

Впервые конкурс на лучшее оформление станций столичной подземки прошел в 2014 году, когда был разработан дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии.

Позднее были проведены конкурсы на разработку архитектурно-художественной концепции станций «Нижние Мневники» и «Терехово». Сейчас идут соревнования среди архитекторов за право реализовать свой дизайн на станциях Второго кольца «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская».

Ожидаемый эффект от масштабной программы развития Московского метрополитена в ближайшие четыре года позволит увеличить длину линий до 450 км и 256 станций.

«По завершению намеченных планов по строительству станций и линий, 93% жителей получат метро в шаговой доступности. Сейчас этот показатель составляет 81%», — отмечает Марат Хуснуллин.

Дальность подвоза пассажиров на наземном транспорте к метро сократится с 7-10 км до 2,5 км. А значит, 2,3 млн человек, проживающих в периферийных районах, получат станцию подземки в шаговой доступности от дома.

Экстремальные условия

Принимая решение о сооружении московской подземки, власти и не предполагали, что строителям придется преодолевать многочисленные трудности. Дело в том, что условия для возведения тоннелей были крайне неблагоприятные. Как строили метро в Москве? Прокладка тоннелей была намечена по линии пересечения русла Ольховки, Неглинки, Рыбинки и большого количества других небольших речушек.

Отрезок первой очереди, проходящий от «Сокольников» до «Комсомольской», а также от «Библиотеки им. Ленина» до «Парка культуры», метростроевцы возводили открытым способом. При этом до начала работ им приходилось перекладывать имеющиеся на данных участках коммуникации, переносить трамвайные пути и устанавливать на специальные опоры стоящие неподалеку здания.

Как строили метро в таких условиях? Для того чтобы качественно и в срок выполнить весь объем намеченных работ, приходилось идти на различные ухищрения. Так, для борьбы с плывунами мостостроевцы применяли технологию замораживания грунта. Для этого приходилось бурить отдельные скважины, по которым пускался холодный раствор соли хлористого кальция.

Кадровые проблемы

Экстремальные условия, в которых приходилось вести строительство, требовали подбора высококвалифицированного штата. Однако основной состав техников и инженеров был представлен путейцами и горняками. Это были люди, которые прежде никогда не участвовали в строительстве метро. К тому же 80 % рабочих спускались в шахту впервые в жизни.

В связи с недостатком строительных кадров в рядах метростроевцев было много колхозников и служащих. Брали в штат и обычных рабочих с фабрик и заводов. Все эти люди приезжали в Москву из разных концов страны, осваивая новые для них профессии уже на месте. Бывшие обувщики, портные и кондитеры проходили семинары, прослушивали организованные для них лекции и становились арматурщиками и бетонщиками.

Торжественное открытие

Первый пробный поезд прошел по рельсам Московского метрополитена 05.02.1935 г. А уже 15 мая состоялось торжественное открытие столичной подземки. В те годы она представляла собой трассу в 11,2 км, на которой находилось тринадцать станций. Подвижной состав метрополитена состоял из двенадцати двухсекционных составов. Это было 48 вагонов типа «А».

Первая очередь – это путь от «Сокольников» до станции «Парк культуры», имеющий ответвление на «Смоленскую». До начала войны с фашистской Германией успели открыть еще две линии – Арбатскую и Замоскворецкую.

Предлагаем ознакомиться:  Как строить презентацию

Столичная подземка сегодня

Сколько метро строят? Работы продолжаются все время его существования. Причем современные станции сохраняют идею музейного восприятия интерьера. Именно поэтому подземка Москвы считается самой красивой в мире.

Почему строят метро до сих пор? Объясняется это тем, что столица испытывает большие транспортные проблемы в своей наземной части. Это во многом поднимает роль метрополитена, который является беспроигрышным вариантом даже в самые загруженные часы-пик.

Правительством Москвы была принята специальная программа по развитию Московского метрополитена. Она охватывает период с 2012 по 2020 г. Причем под эти масштабные проекты планируется выделение 1,24 триллиона рублей из городского бюджета. Определенное участие в данных мероприятиях примут и частные инвесторы. Они выделяют 42 млн руб.

Где строят метро в Москве сегодня? По планам на 2016 год ведутся работы по возведению Калининско-Солнцевской линии. Это юго-западная часть метро, которая является самой перспективной в развитии системы столичной подземки.

Какие станции метро строят на данной линии? Это «Минская» и «Ломоносовский проспект», «Раменок» и «Мичуринский проспект», а также «Солнцево», «Говорово» и «Очаково». Данными станциями воспользуются граждане, живущие в Раменском районе. Где планируется строить метро дальше? Калининско-Солнцевская линия протянется до Новомосковской Рассказовки, Переделкина и Солнцева.

Среди работ, запланированных на 2016 г., находится и введение в эксплуатацию сразу пяти станций, находящихся в пределах 3-го пересадочного контура. Это позволит связать в единую сеть отдельные районы столицы. Какие станции метро строят в рамках данных работ? Это «Ходынское поле» и «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Шепелиха» и «Хорошевская». Ввод данных станций в эксплуатацию позволит примерно на четверть разгрузить центральную часть столичной подземки.

Где строят метро еще? По планам метростроевцев предполагается продление Люблинско-Дмитровской линии. Она станет длиннее на пять километров, что позволит открыть на ней три новые станции – «Верхние Лихоборы», «Окружную» и «Селигерскую». На каждой из них предусмотрено два выхода. А «Окружную» оборудуют и переходами на другие станции.

Несомненно, там, где строят метро, ситуация с транспортным сообщением заметно улучшается. Быстрее добраться до места назначения в скором времени смогут жители таких столичных районов, как Ховрино и Левобережный. Ситуацию значительно улучшит ввод в эксплуатацию станции «Ховрино».

Помимо нового строительства ведутся и большие ремонтные работы. Так, на 2016 год запланирован монтаж нового эскалатора на станции «Фрунзенская». Это обусловлено низкой пропускной способностью имеющегося оборудования.

Метро «Выхино»

Эта станция — одна из старейших в столице. Являясь важной составляющей Таганско-Краснопресненской линии, она принимает пассажиров с 1966 г. В отличие от большинства станций, «Выхино» является надземной. Это один из первых пунктов столичной подземки подобного типа.

Станция «Выхино» (ранее «Ждановская») — очень перегруженное место. В часы пик многие пассажиры просто не могут войти в подошедший к платформе вагон. Именно поэтому руководством метрополитена принято решение о пуске по данной ветке увеличенных составов. Однако и это не смогло устранить проблему. На сегодняшний день станция является промежуточным звеном.

Она соединяет отдельные районы Москвы с ее центром. Именно через «Выхино» люди из новых жилых комплексов, строительство которых на окраинах ведется ударными темпами, добираются до места своего назначения. За сутки станция принимает порядка пятисот тысяч человек. Наполненность данного маршрута просто рекордная!

Именно поэтому столь популярному в народе направлению правительство Москвы уделяет особое внимание. Власти города приняли решение благоустроить расположенную вокруг станции территорию. Сегодня многие жители района и гости столицы задаются следующим вопросом: что строят на «Выхино» около метро? Это будет специальный пересадочный узел, представляющий собой довольно крупное сооружение.

Под одной крышей он объединит подходы ко всем имеющимся путям сообщения. Кроме того, в составе комплекса, который займет территорию более двадцати гектаров, будут находиться не только посадочные платформы, но и разнообразные торговые точки, а также рынки. Руководство столицы полагает, что такой центр не только облегчит транспортную ситуацию в данном районе, но и позволит создать благоприятные условия проживания для населения.

Загрузка ...
Adblock detector