Страхи детские в чем причина и как их преодолеть

Причины детских страхов

Всегда ли взрослые понимают причины детских страхов? Страх ребенка вызывает у них удивление.

В детстве я очень боялась темноты. Однажды утром перед новым годом мама уехала в город за новогодними игрушками, а папа ушел в свой гараж, который находился в нашем дворе. Он объяснил мне и моей маленькой сестре, что скоро вернется. В тот момент меня охватил страх, что за окном темнеет, а рядом нет родителей.

Многие детские страхи можно заранее предотвратить, если знать их психологические особенности.

По мнению доктора психологических наук А. И. Захарова,

Поведение людей, испытывающих страх, может быть самым разным. Одни теряют чувствительность, ощущают дрожь, заторможенность оцепенение. У них может отмечаться угнетение психики и безучастность к ситуации. Такое поведение носит пассивно-оборонительный характер.

У других наблюдается двигательная активность, возбуждение, говорливость, готовность к бегству, отсутствие внимания и сосредоточения… Эту реакцию называют активно-оборонительной формой страха.

Психологи не приходят к общему мнению даже по поводу причин страха.

Американский психолог К. Э. Изард предлагает различать внешние (вызванные окружающими событиями) и внутренние (вызванные сформированными образами об опасности) причины страха.

Согласно мнению английского ученого Дж. Боулби, существуют две группы причин страха: природные стимулы (боль, высота, одиночество, внезапное приближение) и их производные (темнота, боязнь животных, незнакомых людей…).

А. С. Зобов разделяет опасности, порожденные страхом на 3 группы:

  1. Реальные (угрожающие здоровью и благополучию человека)
  2. Мнимые (несуществующие в реальности, но воспринимаемые как угроза успеху и стабильности)
  3. Престижные (связанные с утратой социальной роли в коллективе)

Различают острый (возникает в определенной ситуации) и хронический (определяется свойствами личности) страх.

Особое внимание заслуживают внушаемые страхи, источником которых являются люди. Очень важно знать круг общения ребенка.

Психолог А. И. Захаров доказывает, что некоторые страхи (ситуативный и личностный) могут проявляться вместе, дополнять и усиливать друг друга. По его мнению, ситуативный страх (вызванный конфликтом, тревожным состоянием, неудачей…) передается как эпидемия от паники группы людей (семьи, коллектива, общества). Личностный страх, обусловленный характером, повышенной мнительностью человека, связан с новой обстановкой и незнакомыми людьми.

Конструктивные страхи имеют защитное значение, помогая избежать взаимодействия с опасным объектом, приспособиться к экстремальной ситуации.

Обычный (естественный) страх кратковременен и с возрастом исчезает. Он не оказывает влияния на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, не воздействует на ценностные ориентации.

Невротический страх, как результат неразрешимых переживаний, отличается длительным течением, постоянством, напряженностью, неблагоприятным влиянием на формирование личности. Такое состояние присуще чувствительным людям, страдающим эмоциональными затруднениями в отношениях с родителями, коллегами, детьми.

Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три группы страхов.

  • Природные страхи, угрожающие жизни человека. К ним относятся солнечные затмения, гроза, появление комет, землетрясения, извержения вулкана, животные.
  • Социальные страхи, вызываемые изменением социального статуса. Их формы проявления зависят от возраста, профессии, особенностей исторической эпохи. Они возникают в определенных обстоятельствах и могут быть связаны с возможностью войны, неблагополучием и болезнями близких, бедностью, сменой руководства, ростом преступности, падением рубля, изменениями в личной жизни, выступлением перед публикой…
  • Внутренние страхи, вызванные фантазией и не имеющие никаких оснований для беспокойства. Это могут быть страхи собственных мыслей и желаний, идущие вразрез с принятыми в обществе моральными установками.

Проявление страхов у детей зависит от возраста и уровня развития. У новорожденных малышей возникают природные страхи (разлука с матерью, незнакомые звуки, неизвестная обстановка…), в основе которых лежит инстинкт самосохранения. С восьмимесячного возраста дети боятся посторонних людей. Страх темноты и животных появляется у ребенка в трехлетнем возрасте и достигает максимума к 4 годам.

Для младших школьников  характерны мнимые (страх животных, недовольства взрослых, темноты) и престижные (страх получить плохую отметку, выступать перед аудиторией) страхи. В этом возрасте происходит формирование чувства ответственности. И многое зависит от установок родителей. Нельзя связывать школьника бесконечными условностями и запретами, ругать за любое нарушение дисциплины или получение плохой оценки.

У младших школьников, страдающих под гиперопекой  родителей, страх ухода в школу может выражаться в болезненном состоянии. Бывают случаи, когда сами родители непроизвольно внушают свой страх детям. Переживая за ребенка, они контролируют каждый его шаг, делают за него домашние задания, формируя в нем неуверенность в знаниях.

Любимые, любознательные, активные и уверенные в себе дети не чувствуют страх перед школой и стремятся самостоятельно справиться с новыми трудностями и отношениями со сверстниками.

Трудности адаптации в классе и школе, страх перед учителем, боязнь не оправдать надежды родителей, быть отверженным  ощущает ребенок и с завышенной самооценкой, так как он еще не умеет выстраивать отношения с незнакомыми людьми.

До 9 лет школьник может бояться физического наказания в семье, собственных неудач в учебе или спортивной игре, собственных неблаговидных поступков, замеченных кем-либо, ссоры с родителями, высоты, аттракционов, болезней…

Предлагаем ознакомиться:  Причины мешков под глазами Мешки под глазами у ребенка

В подростковом возрасте появляется страх показаться некрасивым, неумным, неудачным.

Любые возрастные страхи поддаются коррекции и проходят бесследно. Патологические страхи (эмоциональный шок) тормозят развитие ребенка и формируют такие качества личности, как некоммуникабельность, замкнутость, безынициативность, безволие.

Специалисты утверждают, что непреодоленные в детстве страхи мешают человеку во взрослой жизни и передаются его детям.

При конфликтных семейных отношениях или неправильном поведении родителей страхи сопровождают детей длительное время и проявляются в затянувшихся психических расстройствах.

Диагностировать страх в дошкольном возрасте достаточно трудно, так как дошкольники не любят говорить об этом. Наличие страхов можно заметить по поведению (капризам, беспокойству во сне..) и привычкам детей (накручивать волосы на палец, грызть ногти, кусать губы…)

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай, напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение, благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Наиболее распространённые детские страхи

Для каждого возраста малыша характерны свои виды страхов:

  • От рождения до полугода — боязнь шума, падения, боязнь другого человека и так далее.
  • От семи месяцев до года — боязнь громких звуков, одевания или раздевания, незнакомых людей и даже душ.
  • От года до двух лет дети бояться незнакомых людей, сна (кошмаров), травм, засыпания.
  • От двух до трех лет — страх смены обстановки, отвержения со стороны матери и отца, резкого изменения жизненных обстоятельств, крупных механизмов (машин и кранов).
  • От трех до четырех лет — боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества.
  • От шести до семи лет — боязнь смерти.
  • Дети 7–8 лет больше всего боятся не угодить родителям — они опасаются разочарования с их стороны.
  • С 8 лет детей больше всего пугает возможная смерть родителей.

Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.
Предлагаем ознакомиться:  Заложенность носа – как снять, лечить, избавиться, убрать, вылечить сильную заложенность носа, причины возникновения

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Детские страхи нужно диагностировать как можно раньше. Проблема определяется по нескольким основным признакам — наличие раздражительности, нарушении сна, перенапряжении лицевых и шейных мышц, трудностей с концентрацией внимания, постоянному беспокойству. Если прослеживается хотя бы два из перечисленных выше признака, необходимо сходить к специалисту.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

В сложные периоды родители должны проявлять особую мудрость:

  • нельзя вышибать «клин клином» — это не выход. Если малыш боится темноты, то ни в коем случае нельзя заводить его в темную комнату. Лучшая стратегия «лечения» — ставить в пример себя. Покажите малышу, что заходить в темноту совсем не страшно;
  • нельзя придумывать несуществующих существ, которые в случае непослушания придут и заберут малыша. Фантазия ребенка отлично работает, поэтому для него такой персонаж будет существовать и в реальности;
  • не стоит постоянно напоминать ребенку о его страхах и уж тем более упрекать за это. Такой подход только закрепляет проблему, и с ней потом сложнее бороться;
  • при появлении страхов будьте готовы выслушать ребенка. Не относитесь к проблеме пренебрежительно (даже если причина страха малыша совсем нелепа);
  • старайтесь отвлечь малыша в момент, когда его что-то сильно пугает.
  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

«Как ты мне надоел!» И еще шесть фраз, которые не нужно говорить ребенку
  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает».

Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка «по теме» на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Предлагаем ознакомиться:  В животе как будто что-то шевелится Описание состояния возможные причины

Статья предоставлена центром развития и образования «Элитора»

Виды страхов у ребенка

Некоторые малыши более склонны к появлению фобий, чем другие. Одни мгновенно забывают свои фантазии, другие долго культивируют их в голове.

Все зависит от индивидуальных черт: излишняя мнительность, нервозность, неуверенность в себе, замкнутость – дополнительные поводы забеспокоиться.

Негативная атмосфера в семье, конфликты с одноклассниками или преподавателем, авторитарные методы воздействия, недовольство и паникерство родителей, недостаток внимания, излишняя опека, одиночество малыша тоже добавляют масла в огонь детских страхов.

1) Навязчивые. Возникают только в неких обстоятельствах, при конкретных условиях. Пример: боязнь высоты.

2) Бредовые. Довольно странные фобии, вызванные неизвестно чем. Например, ребенок может бояться апельсинов – только потому, что когда-то его в момент поедания сочного фрукта ужалила пчела.

Или приходит в ужас от новой папиной куртки, потому что в ней родитель напоминает обидчика из детского сада.

3) Сверхценные. Самые распространенные фобии, вызванные искренней верой детворы в существование чудовищ и сказочных существ. К этим же популярным проблемам относится боязнь темноты и страх оставаться одному.

4) Ночные кошмары. Одни из самых неприятных, потому что во сне ребенок не может успокоиться, взять в себя в руки или найти утешение в маминых объятьях.

Кошмар часто сопровождается криком, а после пробуждения малыш не может вспомнить, чего боялся.

Многие страхи являются нормой в том или ином возрасте, и спустя время они сами проходят. Так, почти все дошколята боятся идти в первый класс и опасаются сказочных монстров.

Ребенок в пять лет может остерегаться змей или пауков, а двухлетний карапуз приходит в ужас от разлуки с родителями. Младшие школьники боятся плохих оценок, собственных опозданий и ругани преподавателей.

Старшие дети опасаются быть непринятыми сверстниками и потерпеть неудачу в соревнованиях, конкурсах и экзаменах.

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть. Игры-драматизации и инсценировки отлично помогают избавиться от фобии, а также преодолеть неуверенность, стеснительность и замкнутость.

  1. Изотерапия

Это своего рода продолжение диагностического этапа. Малыш рисует свой страх, затем проводится анализ изображения. По завершении беседы листок можно сжечь, предварительно объяснив, что тем самым вы уничтожаете детские страхи. Еще одно замечательное окончание данного метода коррекции – сделать нарисованное чудовище смешным. К примеру, Кощею нарисовать чудаковатый колпак, а Бабайке – мягкие тапочки.

  1. Песочная терапия

Рисование песком во многих случаях предпочтительнее обычного рисования. Во-первых, оно подходит даже маленьким детям. Во-вторых, ребенок лучше раскрывается и прорабатывает свои эмоции, в том числе и страхи. В-третьих, игры в песочнице улучшают память, мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение.

  1. Музыкальная терапия

Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для малышей. Психологи советуют включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Включайте произведения Чайковского, вальсы Штрауса, симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

Страхи имеют большое значение в детской жизни: с одной стороны они уберегают от необдуманных поступков, а с другой – препятствуют нормальному развитию личности. Чтобы ребенок не стал заложником собственных фобий, выделяйте больше времени на совместные игры, творчество и прогулки. Не следует пугать малыша чужим дядей, серым волчком и Бабой-Ягой. Помните, что страхи появляются очень быстро, а избавление потребует много времени, а также усилий всех членов семьи.

Игры и упражнения

Бороться с детскими страхами можно через игры. К примеру, дайте задание ребенку слепить или нарисовать свой страх. После этого изображенное страшилище нужно порвать или сжечь. 

Внушите ребенку, что оно его больше не потревожит. Можно поиграть в хорошо известные пятнашки, прятки или жмурки. Дайте заданию ребенку придумать сказку со своими переживаниями.

Помните, что страхи для ребенка — это нормально. Ваша задача контролировать процесс их появления и при необходимости корректировать.

Загрузка ...
Adblock detector