Стоит ли посетить Салаир — святой источник

Христианство на Русском Севере

Введено-Оятский монастырь, фото которого открывает статью, расположен примерно в двухстах километрах восточнее Санкт-Петербурга, на берегу реки Ояти, имя которой, как нетрудно догадаться, стало составной частью его названия. Истинная вера пришла в эти края ещё в XI веке, о чём свидетельствуют памятники христианской культуры, обнаруженные во время раскопок многочисленных прибрежных курганов.

В период XII-XIII вв. христианство уже стало основной религией местного населения, состоявшего главным образом из карелов, а ещё через столетие здесь начался бурный рост монастырей. К началу XIX века его результатом стало образование на Русском Севере 105 пригородных и городских обителей, а также не менее 150 лесных, ставших прибежищем многочисленных иноков-пустынножителей.

Святые источники в Дивеево: как доехать

Много благодатных святынь хранится в храмах монастыря, но ещё больше их находится под открытым небом вокруг монастыря. Это и святая канавка, вкопанная по повелению преподобного Серафима вдоль тропы, на которой в ноябре 1825 года явилась ему Пресвятая Богородица, и многочисленные святые источники. В Дивеево их более двадцати, и каждый наполнен чудодейственной силой, способной врачевать недуги и очищать душу от греховной скверны. Но мы остановимся на семи наиболее известных.

Однако следует признать, что самым известным и посещаемым паломниками является источник, носящий имя святого преподобного Серафима Саровского. Находится он не в самом Дивеево, а в 17 километрах от него. История его весьма необычна и является свидетельством того, что даже в наши времена, когда большинство людей ещё отягчены пережитками господствовавшей прежде материалистической идеологии, чудеса не перестают свершаться.

Отзывы тех, кто, побывав в Дивеевском женском монастыре, омылся водами окружающих его святых источников, можно прочитать как в гостевой книге, где собраны многочисленные записи посетителей, так и на различных информационных ресурсах соответствующей тематики. Без преувеличения можно сказать, что подавляющее большинство паломников отмечают нахлынувшее на них в момент посещения источников чувство сопричастности к святыне, ставшей для них не только видимой, но и осязаемой. Это ощущение сродни тому, что испытывают люди, попавшие в Иерусалим или на гору Афон.

В наши дни всё большее количество граждан России обращается к православию, черпая в нём свои духовные силы. Вместе с тем увеличивается с каждым годом и поток паломников в монастырь, расположенный в Дивеево. Адреса источников, являющихся целью поездки, нет смысла указывать каждый в отдельности, поскольку все они, хоть и находятся на определённом расстоянии друг от друга, входят в единый монастырский комплекс, и для их посещения следует прежде всего приехать в саму обитель, откуда сёстры укажут путь к каждому из них.

Адрес монастыря: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево. Доехав на поезде или междугороднем автобусе до Нижнего Новгорода, следует продолжить путь от городского автовокзала рейсовым автобусом, следующим до села Дивеево и отправляющимся через каждые 2-3 часа. Несмотря на то что дорога может показаться утомительной, в конце путешествия паломников ожидают святые источники в Дивеево, фото которых представлены в статье.

Теперь родник и озеро гостеприимно обустроены, чем озаботился весь Салаир. Святой источник привлекает огромное количество паломников со всех краев России и из-за рубежа. Над рудником построен сруб-часовня, поименованная в честь мучеников-святых — Кирика да Иулитты. Предусмотрены и раздевалки — ведь многие желают именно окунуться в благую воду.

Источник возрождённого монастыря

История Введено-Оятского монастыря неразрывно связана с именем прославленного святого Русского Севера — преподобного Александра Свирского. Кстати, и первое упоминание о монастыре встречается именно в житии, составленном вскоре после его блаженного успения, что косвенным образом позволяет судить о времени основания монастыря и сделать вывод, что произошло это событие не позже рубежа XIII и XIV веков. В стенах обители нашли последнее упокоение и родители святого, погребённые в 1475 и 1480 гг.

Характерной особенностью раннего периода деятельности Введено-Оятского монастыря являлось одновременное проживание на его территории монахов и монахинь. Этому не следует удивляться, поскольку в эпоху Средневековья подобная практика была отнюдь не редкостью. Тем не менее в 1503 году распоряжением епархиального руководства «невест Христовых» распределили по другим обителям, а монастырь на долгие годы стал мужским.

Свой современный облик Введено-Оятский монастырь принял в первой четверти XIX века, и началом этому послужило строительство на его территории первого каменного сооружения. Им стал Введенский храм, построенный в 1817 году и включавший в себя предел Тихвинской иконы Божьей Матери. В дальнейшем возведение каменных построек продолжалось вплоть до начала XX века и было прервано лишь теми драматическими событиями, которые охватили Россию с приходом к власти большевиков.

Когда в 1991 году монастырь был возрождён после духовного запустения, охватившего страну в период коммунистического правления, рядом с источником была вновь возведена разрушенная прежде церковь с часовней, а в нём самом устроена купальня для паломников, желающих окунуться в благодатные воды.

Дважды в год ─ в праздник Казанской иконы Божьей Матери и на Крещение Господне ─ к источнику направляется крестный ход, и его воды освящаются. Ежегодно сюда съезжаются тысячи паломников не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Это и не удивительно, поскольку имеется много свидетельств чудесных исцелений, ниспосланных людям, омывшимся его святыми водами.

Предлагаем ознакомиться:  Как получить статус труженика тыла

Чудесное явление старца

Среди святых источников Дивеева самый древний освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери и расположен неподалёку от монастыря, в селе Северном, отделённом от посёлка, в котором находится обитель, оврагом, прозванным в народе Голубиным. Рядом с ним стоит деревянная приходская церковь, носящая то же название, что и источник. Когда-то в довоенные годы здесь высился иной храм, но на волне одной из многочисленных антирелигиозных кампаний он был разрушен.

Всё находившееся в нём церковное имущество разграбили, но уцелела одна старинная икона Казанской Божьей Матери. Старожилы рассказывали, что в 1939 году она чудесным образом явилась на берегу источника одному из местных жителей. Благочестивый человек сберёг её, и сегодня эта святыня хранится в Свято-Троицком храме Дивеевского монастыря.

Известно, что в советское время этот родник находился в городе Сарове, и именно туда направлялись многочисленные паломники. Но в конце 50-х годов в городе разместили некий военный объект, и он стал недоступен для приезжих. И вот тут произошло чудо. Однажды в 1961 году солдат, охранявший запретную зону, стал свидетелем того, как неведомо откуда появившийся старичок в ветхой рясе трижды ударил посохом о землю, и из неё тут же забил источник.

Как ни пытались власти его засыпать, ничего не получалось. Стоило бульдозеру подъехать к бьющей из земли прозрачной и чистой струе воды, как двигатель сам собой глох и не хотел заводиться. Наконец, старичок в рясе вновь явился, на этот раз самому бульдозеристу, и повелел ему оставить попытки засыпать источник.

В постперестроечные времена на этом месте ископали озеро, наполненное бьющей из-под земли чистой ключевой водой, и оборудовали купальни. Источник Саровского в Дивеево (так его принято называть не по месту расположения, а по принадлежности монастырю) ежегодно посещается сотнями тысяч паломников. Сёстрами монастыря ведётся особая книга, в которой документально регистрируются случаи чудесных исцелений, ниспосланных страждущим после их омовения в водах чудодейственного источника.

Эти события сильно повлияли на Салаир. Святой источник начался со света, который озарял место смерти священника (или же его вместе с сомученниками). Через какое-то время здесь пробился чистый ключ, который постепенно образовал маленькое озеро. Вода в нем прохладна в жару и не обжигает холодом в морозы, не замерзает даже в жуткие холода и считается целебной и святой.

Гремячий ключ (Сергиев Посад). Общие сведенья

До 1526 года обитель не была общежительной, и каждый инок должен был сам заботиться о своём пропитании. Объединяли же всех лишь совместные богослужения. Но затем всем монастырям Новгородчины был присвоен статус общежительных, и с этих пор иноки стали вести общее хозяйство.

Основными источниками их существования в ту пору являлись жалованные местными воеводами земельные наделы, покосы, а также рыбная ловля по Свири и Ояти. Поскольку монастырская братия не была многочисленной, и количество насельников не превышало 25 человек, то обитель не имела самостоятельного статуса, а была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

В целом Гремячим ключом называется небольшой, или, правду сказать, даже весьма скромный по современным меркам водопад, географически расположенный на правобережье речушки Вондиги в Московской области, в Сергиево-Посадском районе.

Важной особенностью является то, что данный водопад сохраняет практически одинаковую температуру воды круглый год. Т. е. 6 градусов Цельсия ожидает туристов вне зависимости от сезона и времени года.

В среднем расход воды в источнике составляет 6 литров за секунду. Чисто внешне Гремячий ключ (Сергиев Посад) состоит из нескольких ключей, которые бьют затейливыми струями из расщелин известняка на довольно крутом склоне.

Годы испытаний

За свою многовековую историю монастырь претерпел немало бедствий. Тяжёлым испытанием для него стало разорение, учинённое шведскими захватчиками и растянувшееся на долгие 35 лет (1582-1617 гг.). Мучительным бременем стали также и годы правления Петра I, издавшего указ о пострижении в монахи лишь вдовых священников и отставных солдат, результатом чего стало опустение многих православных обителей.

Источник матушки Александры

Всеобщим почитанием окружён также ещё один находящийся неподалёку святой источник. В Дивеево, а точнее, в нескольких километрах от села, носящего это название, протекает река Вичкинза, во время весеннего половодья заливающая своими водами окружающие её луга. В её пойме и находится источник, вытекающий, согласно местному поверью, из могилы основательницы и первой настоятельницы монастыря ─ преподобной Александры Дивеевской.

Предлагаем ознакомиться:  Как придумать название для фирмы

Паломничество к этому источнику не прекращалось даже в годы жёсткой антирелигиозной политики, проводимой правительством. Несмотря на многочисленные препоны, творимые властями, верующие люди втайне посещали это место и омывались благодатными водами.

В 2003 году, когда православный мир отмечал 100-летие со дня канонизации преподобного Серафима Саровского, и Дивеево на несколько месяцев превратилось в центр религиозных торжеств, над источником была возведена часовня, а для удобства паломников оборудована купальня. К этому источнику, носящему имя Матушки Александры, по традиции ежегодно совершаются три крестных хода: в день преполовение Пятидесятницы, в праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник», а также на Крещение Господне.

Источник, укрепляющий душу и тело

На протяжении всех лихолетий, обрушившихся на обитель вплоть до большевистского переворота 1917 года, спасала её и помогала выстоять под ударами судьбы главная святыня ─ бивший из земли святой источник. Введено-Оятский монастырь благодаря этой, ниспосланной ему милости Божьей всегда являлся центром паломничества не только жителей близлежащих городов и сёл, но и богомольцев, съезжавшихся со всей России.

Это и не удивительно, ведь, согласно легенде, пережившей многие века, забил он на том самом месте, где некогда явилась смиренным инокам Сама Божья Матерь и, благословив их, укрепила на дальнейшие подвиги благочестия и веры. Съезжавшиеся и сходившиеся со всех концов страны паломники своими скромными, но многочисленными пожертвованиями помогали монастырю выстоять в годину лихих времён.

Земное подобие Небесного Иерусалима

Введено-Оятский монастырь, как и многие подобные ему обители, строился по традиционной схеме. Его территория в плане представляла собой равносторонний четырёхугольник, чем должна была уподобляться Небесному Иерусалиму, описанному в Откровении Иоанна Богослова и имевшему, по его свидетельству, равные длину и ширину.

В центре обители, как недремлющее Небесное око, помещался Введенский храм, в котором совершались все основные богослужения и который являл собой некое жилище Самого Бога. В целом же храм и монастырь, как прообразы вечности, были призваны соединить земное с небесным, указывая путь духовного преображения.

Восстановление сгоревшей обители

Вплоть до начала XIX века все монастырские постройки были деревянными, и не раз становились жертвами пожаров. Наиболее сильный из них произошёл в Смутное время, когда обитель была разграблена и сожжена польскими интервентами. С воцарением государя Михаила Фёдоровича началось её восстановление.

В эти годы насельники монастыря возвели два храма, один из которых ─ Введенский ─ был холодным, а другой ─ Богоявленский ─ отапливаемым, что давало возможность проводить в нём богослужения в течение круглого года. Тогда же построили и колокольню, на которой размещалось 6 колоколов, а также монастырскую ограду и Святые врата с установленным на них Нерукотворным образом Христа. В последующие годы на территории обители был возведёт целый ряд иных храмов.

Были восстановлены сгоревшие в огне пожара братские кельи, а также многочисленные хозяйственные постройки. Заново устроили коровий и конный двор, мельницу, ригу, гумно и кузницу. И во всём этом неоценимую помощь оказал насельникам мужского, как и впоследствии женского Введено-Оятского монастыря, святой источник, изливавший Божью Благодать на паломников и весьма способствовавший пополнению казны.

Возрождение монастыря на берегу Ояти произошло лишь благодаря наступившей в стране перестройке. Введено-Оятский монастырь, адрес которого приведён в начале статьи, был вновь открыт в конце декабря 1993 года, но на этот раз как женская обитель. Чуть позже на Выборгской стороне Санкт-Петербурга учредили его подворье, осуществляющее ныне связь горожан с монастырём.

История источника Божьей Матери

Как и у многих других источников, история возникновения этого тоже имеет свою легенду, которая гласит, что данный родник возник здесь благодаря Сергию Радонежскому. Очень давно, приблизительно шестьсот лет назад, игумен со своим учеником Романом преодолевал путь из Троицы в Киржач, а вот для стоянки они остановились именно в этом месте.

Каждый день в своих молитвах Преподобный молил Бога о даровании русскому народу силы обрести волю и разум. Господь внял молитвам игумена и проявил благодать, которая снизошла на русскую землю в виде нескольких целебных источников. С тех самых пор священный водопад Гремячий ключ (Сергиев Посад), отзывы о котором, как правило, самые восторженные, напитывает землю, как бы убеждая весь русский народ в истине, духе, воле и разуме.

Дивеево славится также бьющим из земли ключом, история которого восходит ко второй половине XVII века, когда на Руси полыхало восстание под предводительством Степана Разина. Легенда гласит, что 9 октября 1670 года, в канун решающей битвы между царскими войсками и отрядами бунтовщиков, вода в источнике, истекавшем из земли в 12 километрах от Дивеева, вдруг стала кроваво красной, и в ней явно обозначился лик Божьей Матери, проливавшей слёзы о тех, кому предстояло погибнуть в предстоящем сражении. С этого времени источник стал пользоваться всенародным почитанием и именоваться «Явленным».

Предлагаем ознакомиться:  Как не есть после 18.00? Полезные и эффективные советы

Однако на этом связанные с ним чудеса отнюдь не закончились. Уже в XIX веке преподобный Серафим Саровский, исполняя духовное окормление сестёр монастыря, сообщил им, что был свидетелем того, как Пресвятая Богородица омывала в источнике Свой пречистый лик, прежде чем пройти по тропе, вдоль которой позже была ископана знаменитая Святая Канавка, оградившая обитель непреступным заслоном от нечистой силы.

Следует заметить также, что среди прочих источников в Дивеево он входит в число не только старейших, но и наиболее почитаемых. Известно, что в 1903 году его посетил государь Николай II, прибывший на торжества, посвящённые канонизации преподобного Серафима Саровского. В память о его приезде в монастыре долгие годы хранилась подаренная им серебряная икона новопрославленного святого. Ныне источник оборудован купальней, а рядом с ним возведена часовня.

Иверский источник

Продолжая рассказ о святых источниках в Дивеево, нельзя не упомянуть ещё об одном из них, связанном с именем основательницы монастыря, преподобной матушки Александры, о которой уже говорилось в одном из предыдущих разделов статьи. Он находится неподалёку от источника, носящего её имя.

Предание гласит, что когда в 1774 году рабочие трудились, добывая известковый камень для строительства на территории монастыря Казанского храма, матушка своими руками ископала в земле родник, из которого они утоляли жажду. Позднее из него стали брать воду паломники, съезжавшиеся в обитель, среди которых было много женщин с малолетними детьми. И вот, было замечено, что стоило омыть ребёнка водой из источника, как его болезни и немощи тут же отступали.

Благодаря столь чудодейственному свойству к источнику стали съезжаться верующие со всей России, привозя с собой больных детей. Со временем поблизости была возведена часовня, освящённая в честь Иверской иконы Божьей Матери, перед которой издревле было принято возносить молитвы о здравии недугующих отроков и отроковиц. В наши дни для удобства паломников источник оборудован купальней.

Рачительные хозяйственники в рясах

В начале XX века монастырь имел прекрасно налаженное хозяйство. При сравнительно небольшой численности насельников, в его собственности находилось 500 гектаров земли, обрабатывавшихся наёмными работниками и приносивших весьма ощутимый доход. Это позволило в 1910 году построить ещё один великолепный каменный собор, освящённый в честь Богоявления Господня. Он был возведён на том месте, где пятьсот лет назад были погребены родители святого преподобного Александра Свирского.

Кроме традиционного в таких случаях выращивания зерновых и огородных культур, насельники монастыря уделяли много времени рыбным промыслам. Сохранившиеся до наших дней книги учёта свидетельствуют о том, что их ежегодный улов составлял в среднем 500 пудов. Часть рыбы шла к братскому столу, а излишки продавались, что также всемерно содействовало поддержанию материального благополучия.

Источник целителя Пантелеймона

Неподалёку от Казанского источника, упоминавшегося ранее в статье, находится ещё один, носящий имя великого врачевателя IV века, великомученика и целителя Пантелеймона. Рассказ о нём завершает наш краткий обзор наиболее известных святых источников в Дивеево. Чудодейственным он был признан отнюдь не случайно и освящён в честь великого врача-бессеребренника тоже неспроста.

Причина кроется в целебных свойствах его воды, ставших известными благодаря опыту и наблюдениям всё тех же паломников. Ещё в советские времена из уст в уста передавались рассказы посетивших Дивеево и получивших от его вод исцеление. Доподлинно известно, что имели место случаи выздоровления даже тех больных, от которых была вынуждена отказаться официальная медицина.

Година бед и лишений

Наступивший вскоре коренной перелом в ходе российской истории стал началом ломки всех сложившихся прежде традиций и основ духовной жизни. Обитель на берегу Ояти постигла та же печальная участь, что и тысячи монастырей, разбросанных по всей стране. Так же как и им, ей довелось пережить захват монастырских земель и всего нажитого за долгие годы имущества.

Разгон братии сопровождался закрытием, а впоследствии и разрушением храмов. В 1918 году на территории монастыря была учреждена трудовая коммуна «Пролетариат», которую через несколько лет сменила агробаза «Ильич». Тогда же по указанию местных властей был засыпан святой источник Введено-Оятского монастыря.

Монастырский подвижник отец Николай

Настоящим христианским мучеником, духовно возросшим в монастырских стенах, стал в те годы иеромонах Николай (Сергиевский). Когда обитель была упразднена, и всю братию из неё изгнали, он один отказался покинуть святые места, и для того чтобы остаться, вступил в трудовую коммуну, объявив, что желает вместе со всеми строить новую жизнь.

Истинной же причиной подобного шага явилось стремление в одиночку, тайно от властей, продолжать совершать богослужениях в разоренном, но ещё не разрушенном храме. Такой необычный иноческий подвиг ему удавалось вершить в течение нескольких лет. Но в итоге отец Николай был арестован за неповиновение властям и отправлен в один из сибирских лагерей, откуда не вернулся.

Загрузка ...
Adblock detector