Как снять шатуны с велосипеда без съемника – полезные рекомендации

Что представляют собой шатуны?

Велосипедный шатун — это рычаг из металла, на стержне которого расположены большая и малая головки. Существуют такие виды детали:

  • Однокомпонентные. Это единая конструкция — левая, правая деталь, ось. Однокомпонентные отличаются большой прочностью, простотой в обслуживании, но довольно тяжёлые.
  • Двухкомпонентные. В этой системе ведущая звезда, правый шатун и ось соединены, а левый присоединён с помощью отдельной гайки.
  • Трёхсоставные. Самая распространённая конструкция. Её составляющие: ось, левый элемент и правый, совместно со звёздочкой.

В качестве креплений у этой детали могут быть шлиц или квадрат, который используют в спортивных дорогих байках. Можно встретить также новейшую разработку — роторную систему.

Шатун – деталь, на которую приходятся одни из самых существенных нагрузок во время передвижения. Встречаются блоки передних звезд, что соединены с шатуном неподвижно. В данном случае при возникновении поломок приходится производить замену обоих шатунов. На байках верхней ценовой категории звезды можно менять, отсоединяя от шатуна по мере износа.

Вопросы, касательно того, как снять шатуны с велосипеда без съемника, начинают беспокоить обладателей байков в случае повреждения данных деталей. Демонтировать элемент приходится, чтобы получить свободный доступ к каретке при ее регулировке.

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Вы можете столкнуться с демонтажем либо заменой этой детали, если:

  • Произошло механическое повреждение. Если вам необходимо разобрать, смазать, промыть, отрегулировать кареточный механизм — для доступа к ней нужно открепить шатун.
  • В соединительный механизм попал песок (вы это поймёте по характерному скрипу). Для устранения этой неполадки нужно разобрать и почистить посадочное место.
  • Вы решили заменить неразборный блок звёзд на конструкцию, в которой соединение рычага и звёзд разъёмное. В бюджетных представителях байков встречаются именно неразборные блоки. На практике такие блоки непрактичны и неудобны.

Итак, появилась необходимость демонтажа и первый вопрос который возникает — как снять шатуны с велосипеда? Для этого необходимая определённая сноровка, поэтому рассмотрим для начала способ демонтажа с инструментом.

  1. Откручиваем заглушку. Для этой цели можно использовать обычную отвёртку.
  2. Вывинчиваем болт/гайку, с помощью которой шатун притягивается к каретке, извлекаем шайбу. Делать это можно накидным ключом или шестигранником на 8 (если квадратное соединение), или на 10 (если шлицевое соединение).
  3. С помощью съёмника полностью выворачиваем внутренний винт. Ввинчиваем его в шатун. Полностью до упора закручиваем, чтобы не сорвать и не повредить резьбу.
  4. Закручиваем внутренний винт съёмника гаечным ключом. С помощью него вы закрутите винт по часовой стрелке и заметите, как сместился шатун с точки.
  5. Откручиваем инструмент. Нужно в меру усердствовать, чтоб избежать срыва резьбы, что усложнит демонтаж. В таких случаях смажьте соединение или взбрызните аэрозоль WD-40. Аэрозоль отлично растворяет остатки грязи и облегчает процесс, после которого можно повторить попытку. Вместо WD-40 можете воспользоваться тормозной жидкостью БСК.
Предлагаем ознакомиться:  Чем полезна и чем вредна квашеная капуста?

Снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В случаях, когда у велосипедиста нет доступа к специализированному инструменту, остается сравнительно немного вариантов для реализации задачи. Чтобы снять шатуны с велосипеда без съемника, можно прибегнуть к следующим решениям:

  1. Попытаться демонтировать шатун силовым способом. Само собой, в случае применения кувалды присутствует высокая вероятность нанесения непоправимого ущерба подшипникам и каретке. Хотя идея может принести желаемые плоды, возможно, из-за собственной лени придется прибегнуть к дополнительным расходам на ремонт прочих деталей.
  2. Второй вариант предполагает обильную обработку соединений смазочными материалами с последующим отвинчиванием болтов. С разжатым крепежом достаточно проехать на велосипеде несколько сотен метров, оказывая максимальное давление на шатуны.как снять шатуны велосипеда не используя съемник
  3. Следующее решение, которое позволит разобраться, как снять шатуны с велосипеда без съемника, предполагает применение болгарки. При помощи инструмента выполняется аккуратный надпил на втулке. Далее молотком и пробоем окончательно демонтируется деталь. Главным недостатком способа выступает необходимость последующей замены старого шатуна.

Обычно шатун не нуждается в обслуживании и особом уходе. К замене этой детали можно прибегнуть в трёх случаях:

  1. Поскольку недорогие модели байков оснащаются неразборным блоком из шатуна вместе со звёздочками, заменяется конструкция полностью. Устанавливаются как новые звёздочки, так и два шатуна в целом. Учитывая, что неразборный узел считается весьма неудобным и непрактичным вариантом, желательно его заменить конструкцией с разъёмным соединением шатуна и звёзд.
  2. При условии механического повреждения. Непременность снять шатун обусловлена необходимостью добраться до кареточной детали, которая иногда требует разбора, смазывания, промывания, регулировочных настроек.
  3. При возникновении неприятного скрипа, который обычно появляется после дождливой погоды. В результате попадает песок в соединительный механизм. Тогда шатун подвергают разборке, а посадочное место – чистке.

Чтобы снять шатун с личного велосипеда, необходимо соблюдать приведённую последовательность.

  1. Вытаскивание либо же откручивание заглушки-пыльника. Определённая часть заглушек легко поддевается обычной отвёрткой, а есть такие, которые требуют выкручивания.
  2. Вывинчивание болта/гайки, притягивающей шатун прямо к каретке, с последующим извлечением шайбы, если таковая имеется. Процедура проводится накидным ключом преимущественно на 14. В качестве альтернативы можно воспользоваться шестигранником на 8 при условии квадратного соединения, а на 10 подойдёт при шлицевом соединении.
  3. Использование съёмника шатунов для полного выворачивания внутреннего винта.
Внимание! Поскольку квадратное соединение предполагает более узкий внутренний винт, удаляется накладка-переходник на плоскости ключа. Шлицевое соединение характерно более широким скрытым винтом, поэтому накладка-переходник надевается. Проявите бдительность, т. к. известны моменты, когда наладчик оставлял накладку, что чревато её упором в шатун вместо предполагаемой кареточной оси. По итогу резьба на шатуне подвергалась срыву.
  1. Ввинчивание съёмника в шатун. Производится полное закручивание съёмника. Если закрутить не до упора, высока вероятность срыва и повреждения резьбы.
  2. Закручивание внутреннего винта съёмника. Потребуется гаечный ключ, с помощью которого винт закручивается по часовой стрелке. Будет заметно смещение шатуна с точки.
  3. Как только удалось снять шатун, производится откручивание съёмника. При возникновении трудностей со съёмом шатуна, нет необходимости чересчур усердствовать, поскольку резьба сорвётся и демонтаж лишь усложнится. В этом случае целесообразно замаслить соединение или забрызгать его аэрозолю WD-40, после чего повторить попытку.
Предлагаем ознакомиться:  Как снять отки после операции

Если возникает надобность в съёме педалей, сначала откручивают именно их, а затем шатун.

  • Прежде чем устанавливать шатуны, предварительно очищаются от грязных примесей соединительные участки шатуна с кареткой. После этого промасливается внутренняя сторона шатуна.
  • Когда устанавливается правый шатун, следует надеть цепь непосредственно на кареточный узел. Затем внедряется шатун прямо на ось с последующим закручиванием стягивающего винта.
  • Что касается левого шатуна, важно сохранить правильность его положения и ничего не перепутать. Болты затягиваются строго до упора. Недостаточная затяжка зачастую вызывает люфт при езде.
    Процесс завершается надеванием заглушек-пыльников и велоцепи непосредственно на звезду.
  • Установка завершена.

Съёмник — это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.

Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала — он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник.

Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой.

Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него — вопрос ситуации и вашего выбора. Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда — как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.

Современные производители предпочитают использовать для изготовления различных конструкций шатунов алюминиевые, титановые, стальные или карбоновые сплавы.

Но даже обладая повышенной прочностью, они подлежат демонтажу в различных ситуациях:

  • в результате нечастых поломок;
  • если велосипед комплектуется неразборной конструкцией шатун – звезда. Данный вариант является наименее практичным, так как при замене звезды придется также снять и заменить оба кривошипа;
  • при демонтаже и ремонте каретки;
  • в случае попадания в место соединения шатуна с валом песка. Специалисты рекомендуют полностью очистить велосипед от загрязнений, для чего необходимо полностью снять кривошипы, тщательно их очистить и смазать.

В прошлом для крепления рычагов активно использовались клиновидные конструкции. Однако произвести снятие кривошипа, не повредив детали, было очень сложно. На смену им пришли каретки с квадратным валом, активно использующиеся и сегодня, и позволяющие демонтировать любую конструкцию шатуна с минимальными усилиями.

Однако если потребность починить велосипед возникла внезапно, например, в результате поломки кривошипа, а взять инструмент чтобы снять деталь негде, демонтировать кривошипы без специальных съемников поможет проверенный способ:

  • в первую очередь необходимо снять заглушки, если велосипед обладает данной опцией;
  • выкрутить шестигранные болты, используемые в большинстве современных кареток. Для этого вполне подойдет обычный ключ на 13;
  • чтобы избежать повреждения шатуна, перед тем как снять, его необходимо плотно обмотать несколькими слоями ткани, а затем скотчем;
  • затем нужно перевернуть велосипед и надежно зафиксировать его на руле и седле, прочно придерживая байк рукой;
  • при помощи молотка или кувалды следует начать стучать по внутренней стороне шатуна, стараясь наносить удары как можно ближе к оси. При этом необходимо пытаться расшевелить рычаг.
Предлагаем ознакомиться:  Почему может не работать духовка

В случае прочной спрессовки конструкции и невозможности снять отдельные компоненты, допускается нанесение точечных ударов стамеской или другим инструментом, приставленным к головке шатуна. Необходимо учитывать, что использование данного метода демонтажа может значительно повредить велосипед. Чаще всего страдают рамы и кареточные узлы. А один неудачный удар по звезде может полностью деформировать деталь и исключить ее дальнейшее использование.

Существуют и более простые способы:

  • нанесение на велосипед специального состава, например, WD-40. Необходимо распылить жидкость в месте соединения вала и шатуна, дать проникнуть составу внутрь узла. Затем расшатывая и постукивая по рычагам, попытаться снять их;
  • открутить соединительные болты, обильно смазать составом WD-40 место соединения. Не закручивая гайки проехать несколько километров. В трети всех случаев снятие кривошипа произойдет без приложения дополнительных усилий;
  • если железный конь эксплуатируется в течение длительного периода, существует большая вероятность того, что детали прикипели друг другу чрезвычайно прочно. Технический фенВ этом случае для демонтажа могут пригодиться законы физики. Следует максимально нагреть место соединения вала с рычагом, а затем резко охладить, приложив предварительно подготовленный лед. Деталь в этом случае можно демонтировать без особых проблем.

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

Загрузка ...
Adblock detector