Учет и распределение общепроизводственных затрат

Понятия общехозяйственных и общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы – целевые траты, направленные на содержание, организацию и контроль производств (вспомогательных, главных, обслуживающих).

Учет и распределение общепроизводственных затрат включает:

  • Цену на материалы, детали, необходимые для обслуживания и починки техники производственного назначения;
  • Оплату труда работников предприятия, задача которых – обслуживание производства (начальник производства/цеха, мастер, технолог, сотрудник, отвечающий за технический ремонт и осмотр производственного оборудования) с учетом социальных взносов;
  • Амортизационные выплаты и расходы, идущие на ремонт единиц основного средства и прочей собственности, эксплуатируемой для производства;
  • Траты на утилизацию/демонтаж технических единиц, расходы на материалы, детали, закупаемые полуфабрикаты, необходимые для наладки и ремонта оборудования;
  • Оплату за аренду помещения, транспорта, техники и другого рода основных средств, требуемых для производства продукта;
  • Траты, направленные на процесс использования единиц основных средств, непосредственно принимающих участие в производстве (топливо, электричество и др.);
  • Амортизация активов нематериального характера, используемых для производства;
  • Общий размер убытков и недостач от простоя, поломки ценностей в процессе производства или при хранении на складах.

Если расходы общепроизводственного плана не могут быть сразу отнесены к основному или дополнительному производству, вся сумма должна быть расписана по соответствующим счетам.

Также не исключается ведение расчета общепроизводственных убытков на отдельных подсчетах, открытых для дополнительных подразделений или по типам производимого товара. Если подобного разделения не предусмотрено, то оговоренные расходы при списании разносятся по видам выпускаемого продукта.

Бывают разные варианты распределения  — пропорционально заработку рабочих, трудящихся на производственной службе, пропорционально объему прямых трат, пропорционально количеству произведенного товара (в натуральном или ценовом эквиваленте), пропорционально доходу от продажи продукта и так далее. В итоге, от выбранного метода распределения конкретных расходов зависят суммы трат на разные типы продукции.

Из всех упомянутых самых востребованным является способ распределения расходов пропорционально заработной платы сотрудников производства.

Пример

На мебельной фабрике производится два типа продукта. Суммарный объем трат общепроизводственного плана, которые должны быть списаны на счет главного производства, равен 300 тысячам рублей.

Для того, чтобы распределить общехозяйственные расходы, нужно составить отдельную ведомость. Стоит отметить, что большинство компаний проводит распределение общехозяйственных расходов между всеми объектами калькуляции в соответствии с суммой основной зарплаты среди производственных сотрудников.

В процессе списания любых таких затрат по любым направлениям, в первую очередь, проводится их распределение между готовой продукцией и незаконченным производством, а отдельная часть переносится на себестоимость услуг и работ вспомогательных цехов.

Распределение в соответствии с основной зарплатой сотрудников Самый оптимальный метод для тех компаний, для которых характерен разный уровень автоматизации и механизации, так как с его помощью можно обеспечить полноценный учет степень этих факторов, а также трудоемкость производства различных видов товарной продукции.
В соответствии с затратами по переделу Оптимальное решение для нефтеперерабатывающей и химической промышленностей.
В соответствии с объемом произведенной или добытой продукции Чаще всего применяется в сфере металлургии, изготовления строительных материалов и горнодобывающей промышленности.
Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для продажи нежилого помещения

Алгоритм же распределения в любом случае следующий:

  1. Из учетных регистров узнается сумма общехозяйственных расходов, выделенных компанией за указанный отчетный период.
  2. В соответствии с базой распределения таких затрат в учетной политике проводится суммирование всех элементов, которые включены в нее в рублевом исчислении.
  3. Определяется коэффициент распределения посредством деления результатов, полученных в пункте «1», на те, которые получились в пункте «2».
  4. Рассчитывается общая сумма расходов, которые приходятся на отдельные элементы базы посредством умножения каждого из них на получившийся коэффициент.

Аналитический и синтетический учеты

Для контроля расходов, направленных на нужды руководства предприятием, и не связанных напрямую с процессом производства, используется счет 26 «Общехозяйственные расходы». На нем прописываются:

  • Расходы административно-управленческого характера;
  • Траты на содержания персонала для общехозяйственных работ, не привязанных к процессу производства;
  • Амортизационные списания и траты на ремонт единиц ОС, используемых для процессов управления и общехозяйственного порядка;
  • Арендные выплаты на строение общехозяйственного применения;
  • Растраты на оплату консультаций, информационных, аудиторских и прочих услуг подобного плана;
  • Альтернативные, схожие по назначению траты на управление предприятием.

Схемой счетов и руководством по ее применению, основанным на Приказе №94, регламентирована всего 2 варианта списания расходов на общехозяйственные нужды.

Первый вариант

Все взятые расходы списываются на счета учета трат на производство и берутся в расчет при создании производственной или полной себестоимости товара.

Второй вариант

Если компания придерживается плана учета расходов в себестоимость проданного продукта, то весь объем общехозяйственных трат уходит в дебет счета 90 «Продажи» в подсчет «Себестоимость продаж».

В такой ситуации создается неполная себестоимость продукта, а себестоимость проданного товара увеличивается.

Ведение аналитического учета может осуществляться через счет 26 по нескольким пунктам:

  • управленческие;
  • хозяйственные;
  • остальные затраты, которые требуются для покупки канцелярских товаров, а также обеспечения компании энергией, водой и канализацией.

В данном случае затраты для каждой конкретной компании устанавливаются в соответствии с особенностями ее работы.

Синтетический учет – это тот, ведение которого осуществляется на счетах первого порядка и включает в себя данные о любых хозяйственных ресурсах компании, включая источники их формирования в денежном виде.

Дт 26, Кт 02,05 Расчет точной суммы износа, установленной по отношению ко всем объектам основных средств и нематериальных активов, которые применялись в целях обеспечения общехозяйственных нужд.
Дт 26, Кт 70 Начисление зарплаты для сотрудников руководящего состава.
Дт 26, Кт 69 Расчет страховых взносов на зарплату сотрудников непроизводственных отделов.
Дт 26, Кт 71 Списание расходов на командировки, основываясь на авансовых отчетах.
Дт 26, Кт 20, 23 и 29 Распределение сумм на счета учета производственных затрат.
Предлагаем ознакомиться:  Украшения к черному платью: выбираем правильно

Основные правила

Для того, чтобы начать правильно работать с общехозяйственными расходами, нужно понять, что они собой представляют и какие категории затрат включены в эту группу.

Общехозяйственные затраты включают в себя все расходы, которые необходимы для обеспечения производства и реализации продукции. При этом стоит отметить тот факт, что сами по себе они относятся к одной из двух категорий – прямые и косвенные.

Косвенные затраты включают в себя комплекс издержек, которые имеют непосредственное отношение к производственным процессам, но при этом не могут быть отнесены к каким-либо конкретным видам изделий. Сами по себе они распределяются на две группы – общепроизводственные и общехозяйственные, то есть те, которые проводятся в целях управления производством.

Тип затрат Что в него входит
Общепроизводственные
  • текущий ремонт и обеспечение работы оборудования;
  • энергетические затраты;
  • амортизация оборудования и используемых транспортных средств;
  • услуги вспомогательного производства;
  • зарплата и всевозможные социальные отчисления;
  • обеспечение внутризаводских перевозок;
  • любые другие расходы, связанные с эксплуатацией оборудования или организацией производства.
Общехозяйственные
  • затраты на техническое управление;
  • затраты на производственное управление;
  • затраты, необходимые для управления снабженческо-заготовительной и финансово-сбытовой деятельностью;
  • расходы на обеспечение рабочей силы, включая ее подготовку, набор, обучение и другие необходимые процедуры;
  • оплата услуг сторонних организаций;
  • содержание и ремонт недвижимости компании;
  • обязательные сборы, платежи, налоги и отчисления, предусмотренные действующим законодательством.

Общие детали

Общехозяйственные расходы включают в себя любые затраты, связанные с управлением работой компании. В частности, это касается содержания и выплаты зарплат для руководящего состава и работников отделов управления, включая всевозможные отчисления, которые требуются для медицинского и социального страхования сотрудников, отправки их в командировки, а также перемещения сотрудников на различные задания.

Варианты организации учета, а также обобщения имеющейся информации о сумме таких затрат непосредственно зависят от того, какая в организации используется схема их планирования и нормирования.

Распределение таких расходов осуществляется изначально между услугами, работами и продукцией для собственного хозяйства, выделенных на отдельный самостоятельный баланс, а также для оплаты услуг других компаний и какой-либо продукции, которая будет реализовываться в дальнейшем. Только потом уже расходы распределяются по видам изделий в той части, которая приходится уже на готовую продукцию.

Категория общехозяйственных услуг включает в себя несколько основных видов затрат:

  • любые отчисления, которые отправляются в фонд социальной защиты населения;
  • расходы, выделяемые для оплаты труда администрации и управленческого звена;
  • расходы, необходимые для проведения телеграфных и почтовых переводов;
  • затраты на разъезды или командировки для выполнения каких-либо служебных задач;
  • расходы на покупку канцелярских принадлежностей;
  • услуги типографии;
  • отчисления, необходимые для восстановления основных средств, включенных в категорию общехозяйственных;
  • затраты, которые требуются для проведения всевозможных мероприятий по охране труда, а также обеспечения полного соблюдения установленной техники безопасности;
  • оплата консультационных и информационных услуг;
  • расходы, которые требуются для оплаты отпусков, предусмотренных для молодых специалистов перед тем, как они начнут свою трудовую деятельность;
  • расходы на проведение всевозможных аудиторских проверок;
  • обязательные сборы и налоги, установленные действующим законодательством;
  • непроизводственные затраты;
  • расходы, предусмотренные в случае сокращения общего числа работников компании.
Предлагаем ознакомиться:  Как оформить стенгазету

Метод процедуры

Общехозяйственные расходы, которые списываются на готовую продукцию, должны быть распределены по способы списания или же пропорционально в зависимости от того, относятся они к текущим расходам или же вносятся в качестве отдельного элемента затрат на готовую продукцию. Используемый метод списания затрат нужно в обязательном порядке указать в учетной политике компании.

Первый метод Дт 20, Кт 26. Списание доли суммы, собранной по ведомости 15, часть расходов относится к готовой продукции в Дт 43, вся оставшаяся доля относится к реализованной продукции в Дт 90-2.
Второй метод Дт 90.2, Кт 26. Списание полной суммы, которая образовалась на этом счете.

Преимущественное большинство предприятий пользуется именно вторым способом при оформлении учетной политики компании, так как он позволяет сократить и существенно упростить процедуру списания общехозяйственных расходов. Использование данного метода предусматривается в том случае, если вся реализованная продукция, к которой имеют отношение затраты, прописанные на счете 26, будет полностью реализована или же если сумма общехозяйственных расходов по отношению к полной себестоимости является незначительной.

Принцип списания

Есть несколько вариантов того, как можно списать общехозяйственные расходы.

Также можно списать их на счет 90 и субсчет 2. Если компания занимается деятельностью, которая в принципе не имеет отношения к процедуре производства продукции, расходы могут списываться ей на субсчет 2 счета 90 или же какой-либо другой субсчет в соответствии с рабочим планом счетов.

Помимо всего прочего, в последнее время широкое распространение получило списание с применением способа под названием «директ-кост», при котором на себестоимость товарной продукции приходятся все виды расходов, за исключением общехозяйственных.

Главным достоинством этого способа бухгалтерского учета является то, что в процессе составления отчетности можно определить прямую закономерность, присутствующую между объемами производства и суммами расходов, которые потребовались для его обеспечения. По такому методу списание расходов осуществляется на счет 90 с применением субсчета 8.

Загрузка ...
Adblock detector