Предложения со словосочетанием ПТИЦЫ РАСПЕВАЛИ

Соловей

Крошечная невзрачная серая птичка не выделяется на фоне своих собратьев, разглядеть её в кроне деревьев и вовсе невозможно. Но стоит соловью завести свои трели, то можно заслушаться, настолько красиво и благозвучно его пение.

Эти птицы отличаются тем, что совершенно не привязаны своими песнями к какому-то определённому времени суток, они способны порадовать слушателей и днём, и утром, и в сумерки. Однако особо звонко и красиво у них выходит выводить трели на рассвете и после заката.

У соловьёв есть такая особенность: талант певцов у них не врождённый, молодые птенцы издают весьма посредственные звуки. Они начинают развивать свои способности лишь после того, как их научит какая-нибудь взрослая особь.

Даже те, кто никогда не слышали пения соловья, узнают его без труда. И навсегда останутся поклонниками этой сладкоголосой птицы.

Как и зачем поют самки

Не только у воробьинообразных поют самки. Известны случаи их брачной вокализации вплоть до смены половых ролей и у других птиц (плавунчиков, трехперстков, тинаму и др.), когда самки первыми прилетают в район гнездования и громкой песней привлекают самцов [16]. Иногда в брачный период птицы поют дуэтом, причем удивительно согласованно, хотя координируют свои партии по-разному.

У некоторых видов самка и самец издают звуки, точно чередуя их во времени, а кажется, будто звучит голос одной птицы. Такой дуэт называют антифональным. У рыбного филина (Ketupa blakistoni), крупнейшей совы Дальнего Востока, партию начинает самец низким криком, ему вторит самка, затем снова слышится уханье самца, и сразу же протяжно гудит самка.

У воробьинообразных также отмечены случаи дуэтного пения. Впервые оно было описано у нескольких видов африканских сорокопутов (Laniarius). Так, согласованный дуэт исполняют супруги эфиопского певчего сорокопута (L. aethiopicus). Однако самки воробьинообразных поют и соло. Дуэты встречаются только у 52% видов с поющими самками, что составляет 12% от всех проанализированных нами видов отряда.

Самки могут петь не только для поддержания контакта в паре и синхронизации брачной активности [18, 19], но и для привлечения самцов [11, 12, 20, 21], для приглашения их к копуляции [12, 22], а также для защиты территории [22]. Например, у прекрасного расписного малюра (Malurus cyaneus) в ответ на проигрывание видоспецифической песни на их территории самки ведут себя даже агрессивнее самцов [22, наши данные].

По нашим данным, чаще поют самки оседлых видов (83% у певчих птиц, 100% у кричащих), реже — у перелетных (17% у певчих), что неудивительно. Птицы умеренной зоны с приближением холодного времени года улетают на юг, а с наступлением весны возвращаются на места гнездования. У многих воробьинообразных самцы прилетают раньше, занимают территории и охраняют их.

Самки присоединяются к ним чуть позже и выбирают партнера, оценивая не только его «личные качества», но и территорию, которую он сумел занять. Супружеская пара у таких видов каждый год формируется заново. Время на размножение у перелетных видов очень ограничено, за два-три месяца птицы должны успеть выбрать территорию, создать пару, выкормить потомство и перелинять. Видимо, в такой ситуации отбор идет против пения самок.

Пернатые обитатели тропиков, наоборот, могут весь год держаться на одной территории, которую должны постоянно охранять, что проще делать вдвоем, чем в одиночку, и в такой ситуации пение самок становится выгодным. Пример тому — североамериканский домовой крапивник (Troglodytes aedon), самки и самцы которого внешне неразличимы.

На юге ареала (в Центральной Америке) эти птицы, во-первых, оседлы, во-вторых, моногамны. Супруги вместе защищают территорию круглый год, для этой цели им служит отлаженный, скоординированный дуэт. А вот в северных популяциях самцы полигамны, они прилетают на места гнездования, занимают и охраняют каждый год новый участок. В этих популяциях самки крапивника не поют.

Предлагаем ознакомиться:  Острицы и Аскариды: фото, как выглядят, в чем разница, и чем отличаются, лечение и симптомы

По данным исследователей, анализировавших евразийские виды, пение самок связано с наличием полового диморфизма в окраске, причем только в тех случаях, когда она обусловлена липохромовыми пигментами, которые обеспечивают желтый, красный и рыжий цвета [1]. Формирование такой окраски связано с содержанием каротиноидов в рационе птиц, и ее вариации, возникающие в процессе полового отбора, могут свидетельствовать о средовых влияниях и сигнализировать о физиологическом состоянии особи.

Наличие липохромов в окраске, по мнению авторов статьи, может быть «честным» признаком качества ее носителя. Нам не удалось выявить связь между пением самок и наличием липохромов в окраске, однако обнаружена корреляция между половым диморфизмом и пением самок. Возможно, результаты, полученные нашими зарубежными коллегами, также связаны не с окраской как таковой, а с выраженностью полового диморфизма.

Наши данные не поддерживают гипотезу о том, что пение самок — древний признак для всех воробьинообразных птиц. Видимо, оно возникало независимо в разных семействах, причем для каких-то из них (например, семейства трупиаловых [25, 26]) действительно может быть древним.

Изначально акустические сигналы характерны для обоих полов в классе птиц, во многих отрядах распространены вокальные дуэты. В отряде воробьинообразных пение получило наибольшее распространение и очевидно, что отбор на воспроизведение и восприятие песни шел не только среди самцов, но и среди самок. Известно, что у самок в процессе онтогенеза также развиваются вокальные центры головного мозга, а при стимуляции тестостероном в норме непоющие самки начинают петь [4].

Понятно, что способности к пению должны развиваться у самок и самцов параллельно, а проявление этого признака зависит от конкретной ситуации. Самки кричащих воробьиных после проникновения в Старый Свет практически утрачивают способность к пению (надо заметить, что песни и самцов этих видов крайне примитивны и просты), в то время как в Америке доля поющих самок увеличивается.

Для певчих воробьиных наблюдается сходная картина. Исходя из вышесказанного, гипотеза о древности признака пения самок применительно к отряду воробьинообразных выглядит несколько странно. Видимо, пение самок независимо проявляется в различных семействах птиц этого отряда, как кричащих, так и певчих.

Авторы благодарны сотрудникам Университета Монаш (Австралия) Александре Павловой и Полу Санок и Университета Дикон (Австралия) Кейт Бучанон за предоставленную возможность работать в составе их экспедиции в штате Виктория в Австралии.Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14304300108а).

Подробнее см.: Брагина Е. В., Бёме И. Р. Дуэты у животных — почему птицы поют хором{q} // Природа. 2010. № 6. С. 13–18.

the biology of vocal communication and expression in birds. L.; NY, 1961.6. Бёме И. Р., Горецкая М. Я.Песни птиц: Учебное пособие. М., 2013.7. Дарвин Ч.Происхождение человека и половой отбор. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 199–658.8. Симкин Г. Н.Актуальные проблемы изучения звукового общения птиц // Орнитология. 1982. Вып. 17. С. 111–129.9. Garamszegi L. Z., Pavlova D. Z., Eens M., Møller A. P.

The evolution of song in female birds in Europe // Behav. Ecol. 2007. V. 18. P. 86–96. doi: 10.1093/beheco/arl047.10. Kroodsma D. E., Viellard J. M. E., Stiles F. G.Study of bird song in the Neotropics: urgency and opportunity // Ecology and evolution of acoustic communication in birds / Eds D. E. Kroodsma, E. H. Miller. Ithaca, 1996. P. 269–281.11. Morton E. S.

A comparison of vocal behavior among tropical and temperate passerine birds // Ecology and evolution of acoustic communication in birds / Eds D. E. Kroodsma, E. H. Miller. Ithaca, 1996. P. 258–268.12. Langmore N. E. Functions of duet and solo songs of female birds // Trends Ecol. Evol. 1998. V. 13. P. 136–140. doi: 10.

Предлагаем ознакомиться:  Какими семенами питаются птицы

1016/S0169-5347(97)01241-X.13. Slater P. J. B., Mann N. I.Why do the females of many bird species sing in the tropics{q} // J. Avian Biol. 2004. V. 35. P. 289–294. doi: 10.1111/j.0908-8857.2004.03392.x.14. Odom К. J., Hall M. L., Riebel K. et al. Female song is widespread and ancestral in songbirds // Nature Communications. 2014. V. 5. № 3379. doi: 10.

1038/ncomms4379.15. HandBook of the Birds of the World / Eds J. del Hoyo, A. Elliott, D. Christie. Barcelona, 2004–2011. V. 8–12, 16.16. Ильичев В. Д., Карташев Н. Н., Шилов И. А. Общая орнитология. М., 1982.17. Пукинский Ю. Б. Жизнь сов. Л., 1977.18. Ratcliffe L., Otter K. Sex differences in song recognition.

Vocal recognition of neighbors by territorial passerines // Ecology and Evolution of Acoustic Communication in Birds / Eds D. E. Kroodsma, E. H. Miller. NY, 1996. P. 339–355.19. Silva H. G. de, Marantz C. A., Perez-Villafana M. Song in female Hylorchilus wrens // Wilson Bull. 2004. V. 116. P. 186–188.20. Levin R. N.

Song behaviour and reproductive strategies in a duetting wren, Thryothorus nigricapillus: II. Playback experiments // Anim. Behav. 1996. V. 52. P. 1107–1117.21. Eens M., Pinxten R. Female song for mate attraction: an overlooked phenomenon{q} // Trends Ecol. Evol. 1998. V. 13. P. 322–323.22. Cooney R., Cockburn A.

Territorial defence is the major function of female song in the superb fairy-wren (Malurus cyaneus) // Anim. Behav. 1995. V. 49. P. 1635–1647.23. Ericson P. G. P., Christidis L., Cooper A. et al. A Gondwanan origin of passerine birds supported by DNA sequencies of the endemic New Zealand wrens // Proc. R. Soc. Lond. B. 2002. V. 269. P. 235–241. doi: 10.1098/rspb.2001.1877.24. Бёме И. Р., Горецкая М. Я.

Пение самок воробьинообразных птиц: анцестральность или эпифеномен пения самцов{q} // Журн. общей биологии [в печати].25. Price J. J. Evolution and life-history correlates of female song in the New World blackbirds // Behav. Ecol. 2009. V. 20. P. 967–977.26. Price J. J., Lanyon S. M., Omland K. E. Losses of female song with changes from tropical to temperate breeding in the New World blackbirds // Proc. R. Soc. Lond. B.Biol. Sci. 2009. V. 276. P. 1971–1980.

Иволга

Эта птица отличается невероятной красотой. Её жёлтое оперение с чёрными вкраплениями, яркое и контрастное, производит незабываемое впечатление.

Единственный минус — увидеть иволгу в дикой природе практически невозможно, она отменно прячется и маскируется в листве деревьев или траве. Однако тот, кому повезёт разглядеть её, будет самым настоящим счастливчиком.

Пение иволги — это нечто необыкновенное. Она выводит трели, которые напоминают звуки флейты, причём сравнить её пение можно с игрой самого великого виртуоза в мире.

Но внезапно прекрасные звуки сменяет ужасный вой, похожий на вопли мартовских котов — это вовсе не значит, что иволга поперхнулась или нынче не в голосе. Так она предупреждает своих сородичей о том, что опасность рядом.

Распространенность

Даже в тропических широтах есть семейства птиц, в которых поют самки всех видов, и такие, в которых это бывает довольно редко (5–25% видов). В южных широтах обоих полушарий рекордсмены по пению — самки семейств африканских кустарниковых сорокопутов (73% видов), американских трупиалов (57%) и кардиналов (42%).

В Австралии, где на первый взгляд поют самки практически всех видов, их недостаточная изученность не позволяет провести точную оценку встречаемости поющих самок. Это в том числе может быть связано с отсутствием полового диморфизма у многих видов. Если не брать во внимание малоизученные виды, наиболее часто (67% видов) поют самки австралийских славок (Maluridae) и у всех птиц-лир (Menuridae).

В целом, по нашей оценке, доля видов в отряде воробьинообразных, у которых отмечены поющие самки, не превышает 30%. Однако несомненно, что этого вполне достаточно, чтобы разрушить устоявшиеся представления о пении как о прерогативе самцов.

Предлагаем ознакомиться:  Птица как большой воробей с хохолком

Мировое распространение поющих самок позволяет выдвинуть гипотезу об эволюции их пения у воробьинообразных птиц. По мнению наших зарубежных коллег, становление и распространение кричащих и певчих птиц отряда воробьинообразных шло после распада Гондваны в разное время и разными путями [23]. Кричащие птицы вначале заселили Африку и Азию и лишь затем Южную и Северную Америку.

В Евразии мы нашли 11% таксонов с поющими самками, в то время как в Америке — 14%. Разные ветви певчих птиц сначала освоили Австралию, потом Евразию, затем Африку и наконец Северную и Южную Америки [24]. Наш анализ показал, что в Австралии доля самок-певуний составляет 28%, менее всего в Евразии (10%), а максимальное количество в Африке (33%) и Америке (37%). Таким образом, самки-вокалисты чаще встречаются в более молодых группах как кричащих, так и певчих птиц.

Жаворонок

Эти птицы также не отличаются особой красотой, на сидящего на ветке жаворонка можно попросту не обратить внимания. Кстати, особенность их в том, что сидя в кроне деревьев или в траве, на камушке или на заборе, они не издают ни звука.

Но стоит жаворонку взлететь, как окрестности оглашаются невероятной красоты пением. При этом чем выше взмывает птица, тем заливистее и красивее трели.

Стоит жаворонку снизить высоту, как звуки становятся боле глухими, прерываются на полутоне, теряют привлекательность. Уже в 20 метрах от земли пение полностью прекращается.

Но стоит вновь устремиться ввысь, как трели опять становятся прекрасны. Кстати, поют исключительно самцы и только в первой половине дня. Представительницы женского пола не обладают талантом, предпочитают, сидя на земле, наслаждаться звуками, издаваемыми партнёром.

Скворец

Удивительная птица. Для начала она поражает своим оперением — ярко-чёрным со светлыми подпалинами. В лесах и садах не скрывается, с удовольствием селясь в подготовленных для неё домиках — скворечниках.

Уникальность скворца в том, что он, помимо исполнения собственных песен, отлично пародирует голоса других птиц, напоминая таким поведением пересмешника. Он способен подражать не только трелям, но и звукам других животных, например, кошек или собак.

Когда скворцы прилетают из тёплых стран, они могут порадовать людей тем, что продемонстрируют пение тропических птиц. А ещё способны удивить, пародируя звон разбитого стекла, стук клавиш компьютера или клаксон машины. Потрясающий талант!

Но, несмотря на способность к пародированию, обладают и собственным уникальным голосом, завораживающим и заставляющим заслушаться.

Дрозд

Любят леса, смешанные и лиственные, но с удовольствием селятся и в садах, и в городских парках, радуя местных жителей своими удивительными трелями. Внешний вид птиц непримечательный, летают они стремительно и быстро.

Поют чаще всего, сидя на верхушках высоких деревьях. Их трели мелодичны, иногда перемежаются звуками, характерными для других птиц. Если дрозду нравится что-то из своего репертуара, то он может повторять полюбившуюся песню с определённой периодичностью.

Напуганная птица издаёт шероховатые звуки, чем-то напоминающие скрежет. Удивительный певец, сладкоголосый и обворожительный.

https://www.youtube.com/watch{q}v=nIMFF5B6KTM

Потрясающие исполнители, каждый звук, издаваемый которыми, подобно мёду в уши, заставляет остановиться и как можно дольше наслаждаться великолепными трелями певчих птиц.

Загрузка ...
Adblock detector