Психотерапия — это что такое Методы психотерапии

Основные методы психотерапии

Психотерапия имеет следующие определения:

  • направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  • система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  • метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  • развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  • поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  • усиление произвольной регуляции;
  • улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  • стабилизацию личного ;
  • структурирование мышления;
  • активизацию памяти;
  • развитие вещания;
  • регуляцию психомоторных функций и т. п.

Общая цель психотерапии – возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  • распознавать собственный потенциал;
  • использовать его;
  • устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  • информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  • обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  • развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  • содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  • коррекция эмоций и поведения;
  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.

В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком.

  • как обычный человек познает окружающий мир;
  • как личность планирует свои действия;
  • как она реально действует.

Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они – предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации.

Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу.

Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  • общей, возрастной, детской;
  • социальной, клинической и дифференциальной;
  • психологии личности;
  • психодиагностике (в частности, тестологии);
  • консультативной психологии.

Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия – это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида.

Теоретико-методологическая психотерапия – это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  • лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  • родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  • консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  • консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса – психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  • о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  • о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  • о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  • об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  • о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса – медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния – медицинская и психологическая.

Медико-биологическая модель – это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  • центрацию на клиенте;
  • «сосуществование» (когда главное – не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  • «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  • «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).
Предлагаем ознакомиться:  Восковой плющ: посадка и уход. Можно ли держать дома восковой плющ (хойю)? — Superfb

Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия – направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы.

В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций.

Когнитивная психотерапия – направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно.

Психология врачебно-трудовой экспертизы

Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

Клиническая психотерапия – дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний.

Это одна из сложных
сторон медицинской психологии. При
проведении экспертизы трудоспособности
врач оказывается между двумя серьезными
и до известной степени противоположными
требованиями. С одной стороны, он должен
удовлетворить больного, не навредить
ему и одновременно соблюдать общественные
нормы и требования, не делать ничего за
счет общества.

Для
успешного решения конкретной ситуации
врач с первого момента встречи с больным
должен выяснить степень его ответственности
перед обществом, понять, стремится ли
больной к выздоровлению или имеет перед~
собой другие цели и проблемы, которые
он предполагает решить при помощи
болезни или просто «по случаю» болезни.

Например, получить льготы, избежать
конфликта на работе или добиться там
каких-либо изменений в свою пользу,
вызвать сочувствие мужа или жены, или
просто отдохнуть, или наконец, добиться
установления пенсии. Однако имеется
разница между тем, когда больной в
сущности неосознанно реагирует на свою
болезнь (неосознанная целенаправленность)
или когда он с полным сознанием намеренно
использует ее в свою пользу. Это касается
вопросов аггравации
и
симуляции.

1. Заинтересованность
других работников в работе отдельного
лица и в содружестве с ним.

2. Возможность
роста на работе и повышения.

3. Стабильность
положения на работе.

4. Величина
заработной платы.

5. Выгодность
рабочего времени (начало, конец смены),
что особенно важно для женщин.

6. Общественный
престиж работы. Хорошо оплачиваемая
работа может быть и не очень притягательной.
Несмотря на то, что труд врачей в
Чехословакии ни в прошлом, ни в настоящее
время не оплачиваются так, как это должно
было бы соответствовать сложности и
трудности их подготовки и квалификаций,
профессия врача имеет довольно высокий
общественный престиж.

7. Отпуск, его
продолжительность, возможность взять
его по собственному усмотрению в
подходящее время.

Экспертиза
подразумевает исследование, и разрешение
вопросов лицами, которые владеют знаниями
в данной области.

При врачебной
экспертизе происходит освидетельствование
лиц и изучение объектов врачами, которые
имеют специальную медицинскую подготовку.
Перед врачебной экспертизой может
возникнуть вопрос о пригодности
испытуемого к службе в армии, о его
трудоспособности или об ответственности
за совершенные правонарушения и
способности предстать перед судом и
нести наказание.

В некоторых случаях
врач может отказаться от участия в
экспертизе и даже обязан отказаться от
дачи заключения, если он не располагает
достаточными данными для оценки всей
ситуации: медицинскими документами,
материалами обстоятельства дела,
необходимыми для квалификации психического
состояния испытуемого.

Несмотря на различие
задач, стоящих перед экспертами, от
каждого из них требуется объективное
обследование и заключение о состоянии
здоровья в настоящее время или в тот
момент, когда испытуемый совершил
правонарушение. На основании заключения
экспертизы делается вывод комиссией
ВТЭК о трудоспособности больного,
военно-медицинской комиссией – о
пригодности к военной службе,
судебно-психиатрической – о вменяемости
или невменяемости испытуемого.

Бывает так, что у
врача при проведении экспертизы может
возникнуть внутренний конфликт между
желанием пощадить больного и необходимостью
сказать полную правду о его здоровье.
Врачу необходимо сделать все от него
зависящее и избегать в своем заключении
всякой жестокости выражений, щадить
чувства больного, но это не значит, что
эксперт должен делать ложное заключение.
Если же врач уверен, что его заключение
станет известно больному, то оно должно
быть написано в деликатных тонах и
выражениях.

При
любой экспертизе могут возникнуть
психологически сложные ситуации как
для врача, так и для испытуемого. Каждый
эксперт не лишен человеческих чувств:
сочувствия, жалости, сострадания и др.
Эмоциональные реакции могут оказывать
влияние на экспертное решение, влиять
на оценку выявляемых факторов и симптомов
болезни.

А, скажем, сам испытуемый своим
поведением, высказываниями, личными
качествами, манерой поведения может
вызвать у экспертов расположение или
нерасположение. Испытуемый

человек,
который подвергается обследованию для
проведения экспертизы (судебной,
трудоспособности, военной). Испытуемый
в зависимости от характера экспертизы
может излагать события определенным
образом и утяжелять или ослаблять
болезненные симптомы.

Предлагаем ознакомиться:  Постоянный и переменный ток для чайников

В тех случаях,
когда больной скрывает болезненное
состояние, принято говорить о диссимуляции.
Диссимуляция
может наблюдаться при проведении всех
вариантов экспертизы, но наиболее четко
выступает при военной и трудовой
экспертизе. Например, больной человек
с тяжелым соматическим заболеванием,
несмотря на то, что на словах как будто
бы реально оценивает свое состояние,
всеми силами стремится избежать
инвалидности и смягчает проявления
болезни или умышленно их скрывает.

Отметим, что при
судебно-психиатрической экспертизе
диссимуляции встречаются редко, но если
испытуемый по мотивам болезненного
характера считает, что он должен нести
наказание, то может наблюдаться
диссимуляция психических расстройств.
Это происходит например, при бреде
самообвинения, который имеет место при
депрессивных состояниях.

Вообще,
появление диссимуляции
у
психически больных, несмотря на опасность
нераспознания ее и преждевременной
выписки больного, указывает на появившуюся
частичную критику к состоянию. Опасность
же заключается в том, что больной, скажем,
с бредом ревности, может скрыть бред,
настоять на выписке и стать социально
опасным. А депрессивный больной, скрывая
суицидальные тенденции, после
преждевременной выписки может совершить
самоубийство.

Надо сказать, что
при некоторых органических заболеваниях
в поведении отчетливо выступают
истерические формы поведения и
реагирования на трудные ситуации. Такие
больные могут производить впечатление
психопатических личностей, «ушедших в
болезнь» и стремящихся получить
инвалидность. Это может наблюдаться
при производственном травматизме. В
таких случаях необходим детальный
анализ состояния с привлечением
параклинических методов исследования.

Бывает, что у
эксперта возникает отрицательная
эмоциональная реакция, если он видит у
испытуемого демонстративные истерические
реакции и установочное поведение.
Истерические реакции могут иметь место
на начальных этапах органического
заболевания и как бы маскировать
проявления такой тяжелой болезни, как
опухоль головного мозга.

Эксперту необходимо
помнить, что никакое его собственное
эмоциональное отношение не должно
влиять на оценку состояния больного.

Аггравация

сознательное утяжеление имеющихся
болезненных симптомов. Она отличается
от истерической симптоматики, в которой
не всегда наблюдается умышленное
сознательное утяжеление симптомов, а
возникновение вегетативных сенсомоторных
расстройств, имеет свои характерные
механизмы.

В некоторых
экспертных случаях имеет место и то, и
другое состояние, что, несомненно,
вызывает диагностические и экспертные
затруднения. Значение имеет доброжелательное
сочувственное отношение к испытуемому,
умение понять его ситуацию и состояние,
умение разъяснить ему цели и задачи
экспертизы.

Симуляция
в медицине –
притворная,
несуществующая болезнь.

Эксперту необходимо
знать, что воспроизведение полной
картины заболевания, как правило,
невозможно, могут воспроизводиться
только отдельные симптомы болезни.
Истинная симуляция психических
заболеваний (здоровыми людьми) встречается
сравнительно редко, чаще наблюдается
частичная симуляция, которая появляется
на патологической основе. Больной либо
утяжеляет имеющиеся расстройства
(аггравация), либо стремится к умышленному
продлению имевшихся ранее симптомов
(мета-симуляция).

Метасимуляция
(продление заболевания) –
сознательное
целевое изображение симптомов уже
закончившегося психического заболевания.

При
проведении экспертизы, в частности
военной и судебно-психиатрической,
необходимо учитывать и психологию
родственников испытуемых, их аффективную
настроенность к сложившейся ситуации.
Например, родители трудного в поведении
подростка, а затем юноши, считающие, что
пребывание в армии окажет благотворное
влияние на его поведение, давая врачу
сведения, могут стремиться смягчить
особенности его поведения и тем самым
затруднить оценку эксперта состояния
испытуемого.

В этих случаях важным
является решение вопроса, являются ли
нарушения поведения испытуемого
результатом болезненного процесса,
задержки психического развития или
дефектов воспитания. В других случаях
родители испытывают страх перед разлукой
с сыном, поскольку привыкли его чрезмерно
опекать и, сообщая сведения о развитии
сына, о его поведении, утяжеляют симптомы
болезни и преподносят факты в определенном
плане.

Самовнушение

Этот метод психотерапии можно назвать основой лечения. Практически ни один случай не обходится без использования внушения. При использовании суггестии врач должен учитывать множество различных индивидуальных особенностей пациента. Так как внушение может очень интенсивно работать в одних случаях и быть совершенно не эффективным в других.

Этот метод психотерапии родственен медитативным техникам и многим религиозным обрядам. Перед тем, как пациент начнет практиковать самовнушение, с ним работает врач, используя технику суггестии.

Психологические модели

Возникновение
комплексных экспертиз – закономерный
результат научно-технического прогресса.
В ходе развития научных знаний
дифференциация и интеграция научно и
диалектически взаимосвязаны. Первый
процесс непрерывно приводит к все более
узкой специализации научных знаний.
Второй вызывает постоянное взаимодействие
различных областей, определяет взаимное
проникновение и синтез наук.

Возникающие на
стыках наук новые отрасли знания,
различаясь своими предметами и методами,
средствами познания, как правило,
остаются связанными с базовыми науками
направленностью на общий объект, который
в результате исследуется все глубже и
разностороннее. Известно, что такое
изучение одного и того же объекта
методами различных наук представляет
собой комплексный метод исследования,
комплексный подход к изучаемому объекту.

Одну из самых
сложных и ответственных комплексных
проблем современной науки составляет
проблема человека. Особое значение она
имеет для юриспруденции, использующей
при разработке своих научных положений
достижения различных уровней знания о
природе человека: от молекулярно-биологического
до социально-психологического.

Динамика экспертных
наук отражает общие тенденции развития
соответствующих областей «материнских»
знаний. Их дифференциация, появление
новых методов исследования сопровождаются
и расширением числа судебных экспертиз.
Противоположная тенденция, выражающаяся
в интеграции экспертных наук, привела
к новой методологической разновидности
и процессуальной форме применения
экспертных знаний – к комплексным
судебным экспертизам.

В целом ряду наук
о человеке большое место занимают
психология и медицина. Особенно следует
отметить такие конкретные науки, как
психиатрия и медицинская психология.
Общим объектом их научного изучения
является психика человека, причем одна
из ветвей медицинской психологии –
патопсихология, как и психиатрия,
исследуют в основном психическую
патологию.

10.
Психологическая характеристика
личности 71

10.1.
Общие представления о личности 71

Предлагаем ознакомиться:  Хроматин - это... Что такое Хроматин? || Что такое хроматин Функции хроматина

10.2.
Темперамент 73

10.3.
Характер и его акцентуации 78

10.4.
Отклоняющееся поведение личности 82

11.
Эмоции и воля в норме и патологии 85

11.1.
Стенические и астенические эмоции 85

11.2.
Патология эмоций и чувств 93

11.3.
Волевые процессы и их патология 94

12.
Стресс и фрустрация 98

12.1.
Стресс: его природа и стадии 98

12.2.
Понятие фрустрации 102

13.
Патопсихология личности 103

13.1.
Понятие патопсихологии 103

13.2.
Нарушения личности 105

13.3.
Патопсихологические состояния 107

В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  1. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  2. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

Особенности биоэнергетики

В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений.

Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

Десенсибилизация

Этот метод психотерапии основан на том, что заученные манипуляции заменяются иными. Для начала пациент осваивает технику расслабления. Затем пациент вызывает в уме картину, которая его пугает. После этого, также в уме вызывается картина успокоения. Таким образом проходит около тридцати минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с десятилетнего возраста.

При психотерапевтическом воздействии важно уметь расслабить пациента и снять внутреннее напряжение. Для этого в некоторых случаях используются курсы легких успокоительных БАД (биологически активных добавок).

Основные методы психотерапии

  1. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  2. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  3. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  4. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  5. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  6. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  7. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  8. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  9. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия — это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия — это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.

Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

  • рациональная терапия;
  • поведенческая терапия;
  • классический транзактный анализ.

Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

  • семейная психотерапия;
  • интегративный транзактный анализ.

Классификация психотерапевтических техник:

  • интегративный транзактный анализ;
  • приемы классического гипноза;
  • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
  • рациональная психотерапия;
  • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
  • использование сократической техники диалога;
  • гештальт-терапия;
  • дыхательные техники медитативного направления.

Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

  • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
  • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
  • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

Когнитивный — опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта — изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

Загрузка ...
Adblock detector