Как проводить индивидуальную консультацию » Mr.How

Начало консультации

Представьтесь Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное Используйте открытые вопросы Используйте активное слушание, повторение и прояснение Отмечайте и суммируйте жалобы клиента Планируйте степень контроля и активности

Способ, каким можно начать первую встречу, завит от обстоятельств и состояния клиента. В любом случае в начале по возможности стоит сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может занять. После этого можно задать первый вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о себе, начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить «да» или «нет», например, «По какой причине вы решили обратиться к психологу?

Хорошим средством установления контакта с клиентом является поощрение. Поощрения — как невербальные (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальные (фразы типа «Да», «Я слушаю», «Расскажите мне больше об этом») могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.

Начальная фаза консультации — это время активного приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно нежелательны, так как могут вызывать тревогу и раздражение. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете о его проблеме, и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обобщить то, что вы уже узнали, это помогает сделать осмысленный следующий шаг.

Внимательное слушание изложения клиентом его проблем и понимание их субъективной картины, то есть того, как клиент воспринимает и объясняет проблему, является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более точнее и полнее их понять.

Повторение сути сказанного клиентов или лишь ключевых слов его высказывания поощряет клиента к раскрытию более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту следует уделить специальное внимание. Готовность рассматривать новую информацию создаёт предпосылку тому, чтобы подлинная причина обращения за помощью — насущные потребности клиента — не будет упущена.

Отмечая, проясняя и связывая между собой жалобы и детали проблемы, клиент и консультант совместно продвигаются к её более обобщённой формулировке, которая вберёт в себя всё, о чём говорилось ранее. Время от времени бывает весьма полезно сверить своё понимание, формулируя сказанное клиентом собственными словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.

В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: «Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?» После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить их, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и его видения сложившейся ситуации.

С техникой суммирования тесно связана проблема записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечёнными в контакт. Однако это удаётся далеко не всем.

Тщательная же запись, которая, безусловно, могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом — основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту.

Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере, в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: «Вы не будет возражать, если я запишу эти детали?

На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения, консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, в частности, относительно степени контроля над процессом беседы.

Так, например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, обогащая её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы
стимулирования и мотивации интереса
к учению

Методы
стимулирования и мотивации долга и
ответственности в учении

Методы
устного контроля и самоконтроля

Методы
письменного контроля и самоконтроля

Методы
лабораторно-практического контроля
и самоконтроля

Ни
одна из рассмотренных классификаций
методов не свободна от недостатков.
Практика богаче и сложнее любых самых
искусных построений и абстрактных схем.
Поэтому поиски более совершенных
классификаций, которые внесли бы ясность
в противоречивую теорию методов и
помогали бы педагогам совершенствовать
практику, продолжается.

Предлагаем ознакомиться:  Простые узоры спицами для начинающих

Середина консультации

Используйте прямое проявление контроля Представляйте каждую новую тему Начинайте каждую тему с открытых вопросов Используйте закрытые вопросы в конце темы Суммируйте, если потеряно направление Обращайте внимание на новую информацию

Основная задача этой стадии — формулирование гипотез о природе проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных пробных вмешательств. Если вы получаете необходимую информацию, сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то имеет смысл занять более активную позицию.

Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагирует, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые для клиента переживания, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы — это проявление ответственности консультанта. Только слушания, даже самого чуткого, в большинстве случаев недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удерживание фокуса на определённых жалобах, темах, конкретных жизненных ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно природы проблем клиента, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и, прежде чем перейти к ней, убедитесь, что вы закончили текущую тему. Перейти к новой теме можно при помощи следующей конструкции: «Когда вы говорили о …. Вы упомянули о …., не могли бы вы больше рассказать об этом».

Пример

Консультант: Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу, вы упомянули о смерти вашего отца. И это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом.

Перед тем как углубиться в изучение новой темы, важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречающейся ошибкой, которая порой приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиента к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: «Я понял, что это важно для вас, но не могли бы вы вернуться к тому, что сказали ранее о ваших проблемах на работе, и рассказать о них?»

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа.

Пример

Консультант: Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно, мы бы могли начать с вашей матери — не могли бы вы больше рассказать мне о ней?

Изучайте вместе с клиентом каждую новую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени его готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант.

Как точно замечают Р. Шерман и Н. Фредман, «каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест» (цит. по: Навайтис, 1999). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида психологической помощи.

Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и, которые могут иметь один смысл для вас, и совершенно другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические «ярлыки». Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: «Вы сказали, что были в депрессии. Не могли бы вы более подробно описать, что именно вы чувствовали?»

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. Например, «По-видимому, тогда это вас очень расстроило» или «Это решение, похоже, было очень трудным для вас». Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах.

Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. «Я вижу, как вам трудно говорить об этом» — это эмпатия. А «О, боже, как же вам не повезло» или «Не знаю, как бы я сам справился в этой ситуации» — это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента.

Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости, следует исследовать, не перешли ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия — это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления.

Если же говорить на языке терапевтических вмешательств, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники, как отражение чувств («В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы, и вдруг появляется чувство вины и замешательства»), обратная связь («У вас на глазах появились слёзы») и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?»).

Сущность и содержание методов обучения.

Словесные
методы.Словесные
методы занимают ведущее место в системе
методов обучения. Были периоды, когда
они являлись почти единственным способом
передачи знаний. Прогрессивные педагоги
-Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.
-выступали против абсолютизации их
значения, доказывали необходимость
дополнения их наглядными и практическими
методами.

В настоящее время нередко
называют их устаревшими, “неактивными”.
К оценке этой группы методов надо
подходить объективно. Словесные методы
позволяют в кратчайший срок передать
большую по объему информацию, поставить
перед обучаемыми проблемы и указать
пути их решения. С помощью слова учитель
может вызвать в сознании детей яркие
картины прошлого, настоящего и будущего
человечества. Слово активизирует
воображение, память, чувства учащихся.

Предлагаем ознакомиться:  Как лечить потницу у новорожденных


Словесные
методы подразделяются на следующие
виды: рассказ, объяснение, беседа,
дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ.Метод
рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала. Этот метод применяется
на всех этапах школьного обучения.
Меняется лишь характер рассказа, его
объем, продолжительность.

По
целям выделяется несколько видов
рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Цель первого — подготовка учащихся к
восприятию нового учебного материала,
которое может быть проведено другими
методами, например, беседой. Этот вид
рассказа характеризуется относительной
краткостью, яркостью, эмоциональностью
изложения, позволяющий вызвать интерес
к новой теме, возбудить потребность в
ее активном усвоении. Во время такого
рассказа в доступной форме сообщаются
задачи деятельности учеников.

Во
время рассказа-изложения преподаватель
раскрывает содержание новой темы,
осуществляет изложение по определенному
логически развивающему плану, в четкой
последовательности, с вычленением
главного, существенного, с применением
иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение
обычно проводится в конце занятия.
Преподаватель в нем резюмирует главные
мысли, делает выводы и обобщения, дает
задания для дальнейшей самостоятельной
работы по этой теме..


В
ходе применения метода рассказа
используются такие методические приемы,
как: изложение информации, активизация
внимания, приемы ускорения запоминания
(мнемонические, ассоциативные), логические
приемы сравнения, сопоставления,
выделения главного, резюмирования.


рассказ должен обеспечивать
идейно-нравственную направленность
преподавания;


содержать только достоверные и научно
проверенные факты;


включать достаточное количество ярких
и убедительных примеров, фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых
положений;


иметь четкую логику изложения;



быть эмоциональным;


излагаться простым и доступным языком;


отражать элементы личной оценки и
отношения учителя к излагаемым фактам,
событиям.

 Объяснение.Под
объяснением следует понимать словесное
истолкование закономерностей, существенных
свойств изучаемого объекта, отдельных
понятий, явлений.

Объяснение
-это монологическая форма изложения. К
объяснению чаще всего прибегают при
изучении теоретического материала
различных наук, решении химических,
физических, математических задач,
теорем; при раскрытии коренных причин
и следствий в явлениях природы и
общественной жизни.


точного и четкого формулирования задачи,
сути проблемы, вопроса;



последовательного раскрытия
причинно-следственных свя­зей,
аргументации и доказательств;


использования сравнения, сопоставления,
аналогии;


привлечения ярких примеров;


безукоризненной логики изложения.

Объяснение
как метод обучения широко используется
в работе с детьми разных возрастных
групп. Однако в среднем и старшем школьном
возрасте, в связи с усложнением учебного
материала и возрастающими интеллектуальными
возможностями учащихся, использование
этого метода становится более необходимым,
чем в работе с младшими школьниками.


Беседа.Беседа
-диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.

Беседа
относится к наиболее старым методам
дидактической работы. Ее мастерски
использовал Сократ, от имени которого
и произошло понятие “сократическая
беседа”.

В
зависимости от конкретных задач,
содержание учебного материала, уровня
творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом
процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое
распространение имеет эвристическая
беседа(от
слова “эврика” -нахожу, открываю). В
ходе эвристической беседы учитель,
опираясь на имеющиеся у учащихся знания
и практический опыт, подводит их к
пониманию и усвоению новых знаний,
формулированию правил и выводов.

Для
сообщения новых знаний используются
сообщающие
беседы.
Если беседа предшествует изучению
нового материала, ее называют вводнойили
вступительной.
Цель такой беседы состоит в том, чтобы
вызвать у учащихся состояние готовности
к познанию нового. Закрепляющие
беседыприменяются
после изучения нового материала.

В
ходе беседы вопросы могут быть адресованы
одному ученику (индивидуальная
беседа)
или учащимися всего класса (фронтальная
беседа).

Одной
из разновидностей беседы является
собеседование.
Оно может проводиться как с классом в
целом, так и с отдельными группами
учеников. Особенно полезно организовывать
собеседование в старших классах, когда
ученики проявляют больше самостоятельности
в суждениях, могут ставить проблемные
вопросы, высказывать свое мнение по тем
или иным темам, поставленным учителем
на обсуждение.

Успех
проведения бесед во многом зависит от
правильности постановки вопросов.
Вопросы задаются учителем всему классу,
чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы
должны быть краткими, четкими,
содержательными, сформулированными
так, чтобы будили мысль ученика. Не
следует ставить двойных, подсказывающих
вопросов или наталкивающих на угадывание
ответа. Не следует формулировать
альтернативных вопросов, требующих
однозначных ответов типа “да” или
“нет”.



активизирует учащихся;


развивает их память и речь;


делает открытыми знания учащихся;


имеет большую воспитательную силу;


является хорошим диагностическим
средством.


требует много времени;



содержит элемент риска (школьник может
дать неправильный ответ, который
воспринимается другими учащимися и
фиксируется в их памяти);


необходим запас знаний.

Дискуссия.
Дискуссия как метод обучения основан
на обмене взглядами по определенной
проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или
опираются на мнения других лиц. Этот
метод целесообразно использовать в том
случае, когда учащиеся обладают
значительной степенью зрелости и
самостоятельности мышления, умеют
аргументировать, доказывать и обосновывать
свою точку зрения.

Лекция.
Лекция -монологический способ изложения
объемного материала. Используется, как
правило, в старших классах и занимает
весь или почти весь урок. Преимущество
лекции заключается в возможности
обеспечить законченность и целостность
восприятия школьниками учебного
материала в его логических опосредованиях
и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная
лекция может применяться также при
повторении пройденного материала. Такие
лекции называются обзорными.
Проводятся они по одной или нескольким
темам для обобщения и систематизации
изученного материала.

Предлагаем ознакомиться:  Как научиться делать колесо. Как делать упражнение колесо пошагово. Статья и полезные советы для тех, кто хочет научиться делать колесо в домашних условиях.

Применение
лекции как метода обучения в условиях
современной школы позволяет значительно
активизировать познавательную
деятельность учащихся, вовлекать их в
самостоятельные поиски дополнительной
научной информации для решения проблемных
учебно-познавательных задач, выполнения
тематических заданий, проведения
самостоятельных опытов и экспериментов,
граничащих с исследовательской
деятельностью. Именно этим объясняется
тот факт, что в старших классах удельный
вес лекции в последнее время стал
возрастать.



Конспектирование
-краткое
изложение, краткая запись содержания
прочитанного. Конспектирование ведется
от первого (от себя) или от третьего
лица. Конспектирование от первого лица
лучше развивает самостоятельность
мышления.


Составление плана текста.
План может быть простой и сложный. Для
составления плана необходимо после
прочтения текста разбить его на части
и озаглавить каждую часть.


Тезирование-краткое
изложение основных мыслей прочтенного.


Цитирование-дословная
выдержка из текста. Обязательно
указываются выходные данные (автор,
название работы, место издания,
издательство, год издания, страница).


Аннотирование-краткое
свернутое изложение содержания
прочитанного без потери существенного
смысла.


Рецензирование-написание
краткого отзыва с выражением своего
отношения о прочитанном.


Составление справки-сведений
о чем-нибудь, полученных после поисков.
Справки бывают статические, биографические,
терминологические, географические и
т.д.


Составление формально-логической
модели-словесно-схематического
изображения прочитанного.

Завершение консультации

Суммируйте содержание беседы Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности Спросите о соответствии происшедшего ожиданиям клиента Дайте информацию или профессиональную рекомендацию Обсудите следующий шаг

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации — сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?» Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. «Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? … В чем именно?

» — вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий — это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы — это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта.

Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту — это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна.

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Загрузка ...
Adblock detector