Предложение как основная синтаксическая единица Односоставные предложения и их разновидности

СОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Небо снова покрылось тучами, и
посыпался дождь.

Еще в полях белеет снег, а
воды уж весной шумят.

Солнце зашло за горы, но
было еще светло.

1)          
сложносочиненные предложения с
соединительными союзами (и, да,
ни-ни, тоже, также);

2)          
сложносочиненные предложения с разделительными
союзами (или, либо, то-то, не то – не то);

3)          
сложносочиненные предложения с противительными
союзами (но, а, да, зато, же, однако, а
то, не то.

Выделяется еще 4 группы с присоединительными союзами и с союзами,
употребляемыми в присоединительном значении: да и, а то, не то.

Особое место в классификации
предложений занимают предложения с пояснительными
союзами: то есть, а именно.

Многие пособия относят эти
конструкции к сложносочиненным (Максимов и др.)

Другие относят эти
конструкции  от сочинения к подчинению и
включ. как переходные в сложноподчиненные.

Прозрачный лес один чернеет, и
ель сквозь иней зеленеет, и речка
подо льдом блестит.

Я звал тебя, но ты не
оглянулась.

Различные смысловые
отношения между предложениями при их сочинении могут выражаться не только
союзами, но и соотношением глагольных форм, лексическими средствами,
в частности, местоименными словами, которые включаются во второе предложение.

                                        сов.в.                                                           несов.в.

Солнце только что село, и
алый тонкий свет лежал на зеленых
ветках, на высоких тычинках, на сухой земле.

Союз «и» выражает последовательность явлений; с село в первом
предложении выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении –
глаголом несовершенного вида (лежал). Эти глагольные формы позволяют
указать, что после недлительного действия возникло действие длительное.

Сложносочиненные предложения
с соединительными союзами (и, да, ни-ни,
тоже, также) выражают соединительные отношения.

 Предложения с союзом «и» самый распространенный вид сложносочиненного предложения. Это
предложение открытой или незамкнутой структуры 
(их можно продолжить).

И льдины растают, ‚ивысушит ветер следу пурги, ƒи снова разбудят меня на рассвете весны шаги (сложносочиненное
предложение, состоящее из 3-х связанных соединительным союзом «и»).

Союз «и» неоднозначен: он может указывать на одновременность действий,
на их последовательность, на обусловленность одного действия другим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т.е.
проснулся от крика).

Поэтому в большинстве
сложносочиненных предложений с союзом «и»
выражается временная связь 2-х или нескольких событий. Значение одновременности
и последовательности зависит от видо-временных форм сказуемого.

                          наст.вр.,
нес.в.                                                         нес.в.

Урожайный сгибается колос, и ‚пшеница стеною встает, ƒи подруги

                                                              нес.в.

серебряный
голос нашу звонкую песню поет.

(Это сложносочиненное предложение
состоит из 3-х частей; в сложносочиненном предложении устанавливается
одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной
интонацией, союзом «и» и однотипностью глагольных форм: во всех 3-х частях
сказуемые – глаголы настоящего времени, несовершенного вида).

Одновременность чаще всего
выражается значениями несовершенного вида глагола-сказуемого.
Последовательность – совершенным видом глагола-сказуемого.

                
сов. вид.                         сов. вид.

Ямщик свистнул, и
лошади поскакали.  

(В этом предложении
передается последовательность явлений, последовательность выражается союзом
«и», лексическими значениями глагольной формы; сказуемое выражено глаголом
совершенного вида прошедшего времени).

Сыпались звезды, да иглы
звенели.

Этот союз встречается
преимущественно в художественной речи. Он имеет также добавочный разговорно-бытовой
или фольклорный оттенок.

Ни солнца мне не виден свет, ни
для корней моих простору нет.

Союзы тоже и также.

Эти союзы можно считать
гибридными (имеющими свойства др.ч.речи) Эти слова перешли в союзы из наречий.
Они еще не полностью стали союзами, еще сохраняют крупицу значения наречий.
Находятся не между частями сложносочиненного предложения, а внутри 2-го
предложения, обычно перед сказуемым.

В таких предложениях, как
правило, устанавливается сходство, тождество, напр.:                                                                                                                             и

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.                                                                  и

Люди сильно проголодались, лошади тоже
нуждались в отдыхе (здесь еще и присоединительное отношение).

Тоже в значении и
имеет присоединительное значение.

Своеобразная разновидность
этих конструкций представляет соединительно-результативные или соединение со
значением следствия.

                                                                                                    местоименное наречие

Любимые женщины однажды встречаются, и мы их поэтому терятьне
должны.                                                                                      ↓

                                               Семантический
показатель результативности, следствия

Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и, следовательно, вам в одном доме жить нельзя.                                                              ↓

Указывает на отношение следствия

условие

Сумейте создать соответствующие
условия, и вы удлините жизнь растений (повелительное наклонение, создание условий –
значений 1-й части, 2 ч. – следствие).

Разделительные отношения –
это отношения чередования или взаимоисключения. Союзы или (иль), либо, не то –не то, то ли – то ли, то – то выражают это
взаимоисключение.

Иль чума меня подцепит, иль
мороз окостенит, иль мне в лоб
шлагбаум влепит непроворный инвалид.

Либо уж убьет кого-нибудь, либо
дом сгорит.

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.)

То солнце тусклое блестит,

То туча черная висит.

Не то кому-то подáли лошадей,

Не то кто-то новый приехал.

Не то было ранее утро, не то уже
наступил вечер.

Союзы или, то-то стилистически нейтральны. Союзы иль, не то- не то имеют оттенок разговорности, конструкции с ними
характерны для обиходно-бытового (разговорного) стиля языка.

В сложносочиненных
предложениях с противительными союзами (а,
но, да, же, зато, однако и др.) выражаются сопоставительные и противительные
отношения, т.е. указывается на противопоставление событий, на различие их или
несоответствие.

1)           
сопоставительные;

2)           
противительные.

Глупый обсудит, а умный
рассудит.

Ему давно уже за сорок, а ей
тридцать…

Еще совсем недавно полеты в космос были мечтой, а сегодня они реальность.

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

Такие предложения называются
еще сопоставительно-выделительными.

В противительных
предложениях с союзами но, да, однако,
зато, а и др. выражаются различные виды противительных отношений:
ограничительные, уступительные, возместительные и др. Наиболее употребительным
является союз но, союз да имеет разговорный характер, а союз однако книжный.

Предлагаем ознакомиться:  Как провести пасху с любимыми человеком

Сереже многое еще хотелось узнать, но
он не решался спросить (в 1 части спрашивается о событии; 2 – ограничивает событие).

Томясь скукой, Григорий пошел было в дом, но вдоль улицы показались трое верховых казаков чужой сотни (действие 2-й части мешает
совершению действия 1-й).

Близки к таким конструкциям
предложения, в которых средством связи является союз-частица только:              = но

Я бы мог показать вам Москву, только
сегодня я занят.

                                                         = хотя

В доме у меня была своя комнат, но
я жил на дворе в хибарке.

15. Принципы классификации сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные
предложения
– это предложения, части которых, образуя
единое смысловое и интонационное целое,
соединяются подчинительными союзами,
союзными словами и указательными
словами.

1.
Предложения нерасчленённой структуры,
когда придаточная часть присоединяется
к одному слову главной части.

2.
Придаточные расчленённой структуры,
когда придаточная часть присоединяется
ко всей главной части.

1)
– две группы предложений: а) СПП с
придаточной определительной частью,
которая отвечает на вопрос «какой,
какая, который, чей». «Деревня, где
скучал Евгений, была прелестный уголок».
Б) СПП с придаточной изъяснительной,
отвечает на вопросы косвенных падежей.
«Ни шути над тем, что дорого другому».
(над чем?).

2)
Все обстоятельственные придаточные
являются придаточными расчлененной
структуры, так как поясняют всю главную
часть в целом. К ним относятся: а)
Придаточные времени (когда?). «Прежде
чем войти, подумай о выходе». Б) Придаточное
места «Где пашет сошка, так хлеба крошка»
(где?). в) Придаточное причины.

«Счастлив
медведь, что не попался стрелку, и стрелок
счастлив, что не попался медведю».
(Почему?). г) Придаточное цели «Чтобы
узнать человека, надо пуд соли съесть»
(зачем?). Придаточное антицели «Он поехал
на войну, чтобы быть убитым». Отрицательный
результат. Д) Придаточное условия (при
каком условии?

1)
придаточное относится к одному опорному
слову в главной части и распространяет
его или же замещает какое-либо слово
или сочетание слов;

2)
придаточное присоединяется к главной
части посредством союзных слов и
союзов что,
чтобы, как, будто; 

3)
корреляты – указательные местоимения
и местоименные наречия – или обязательны,
или факультативны; они не сливаются с
простыми по структуре союзами, располагаясь
только в составе главной части: Я
знаю, что он придет; Что он придет, я
знаю.

1)
придаточная часть сочетается со всей
главной частью, как бы примыкая к ней и
не имеет в ее составе опорного слова;

2)
союз служит для характеристики
определенного типа отношений: Я
вернулся в родной город, так что снова
смогу увидеть дорогие с детства
места(следственные
отношения); Я
вернулся в родной город, потому что меня
ждали (причинные
отношения) – поэтому придаточная часть
присоединяется к главной преимущественно
союзами пока,
хотя, потому что, ибо, так что и
др.;

Среди
СПП нерасчлененной структуры выделяются
предложения с изъяснительными, с
определительными придаточными
частями.Среди
СПП расчлененной структуры выделяются
предложения с придаточными частями
следствия, условными, уступительными,
присоединительными, причины, цели,
сравнительными, места, времени.16.
Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзные
сложные предложения
– это предложения, предикативные части
которых, объединяясь в единое смысловое
и интонационное целое, соединяются
интонацией.

1)бессоюзные
сложные предложения со значением
перечисления, в которых сообщается о
явлениях, происходящих одновременно
или последовательно. «Уж тает снег,
бегут ручьи, говно горит на солнце».

2)БСП
со значением сопоставления» «Ты богат,
я очень беден».

3)БСП
со значением пояснения: «Я тебе определенно
скажу: у тебя есть талант».

4)БСП
со значением причины: «Я доверяю любящим:
они великодушны».

5)БСП
со значением обусловленности. Первая
часть таких предложений называет время
действия второй части или условия
осуществления действия. «Хочешь есть
калачи, не сиди на печи».

В
русском языке существуют многочленные
сложные предложения с разнотипной
связью (союзной или бессоюзной). «Бойся
равнодушных: они не убивают и не придают,
но только с их молчаливого согласия
существуют на земле предательства и
убийства».

ЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненные
предложения могут иметь несколько придаточных частей.

В сложноподчиненных
предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между
объединенными частями.

1. Все придаточные относятся
непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей
главной части в целом.

В зависимости от значения
придаточных и их отношения к главной части, они могут быть однородными
подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся
к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в
целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются
придаточными соподчиненными.

В предложении Она пошла вместе с ним, довольная, что
угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего
Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части, соединенные
сочинительным союзом и, относятся к
одному слову главной части довольная.
Соподчиненных придаточных может быть несколько.

Однородные придаточные могут
иметь разные союзы или союзные слова, например: Все красноармейцы вернулись уже неделю тому назад, а Сережка не
вернулся и ни с кем не передал, что с ним и где он… (Фад.).

Неоднородными являются придаточные разноименные; т.е. разные по семантике, а также
придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.

В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как
называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С.Бар.) две придаточные
части. Они имеют одно значение – изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию
– конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям
главной части.

В предложении По тому, как побагровев, засветились
курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и
что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным (Б. Пол.) к
главной части По тому угадывалось
относятся три придаточные, среди них две однородные изъяснительные – что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным,
морозным, ядреным, относящиеся к глаголу угадывалось, и одна неоднородная,
хотя тоже изъяснительная, – как,
побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей,
раскрывающая содержание местоимения по
тому, т.е. связанная с глаголом не непосредственно.

Предлагаем ознакомиться:  Как восстановить трудовую книжку если она утеряна

В предложении В городе был большой бульвар с двумя
цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми
ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и йогурт (Фед.) две
придаточные определительные части, но они не однородны, так как от носятся к
разным словам главной части предложения.

2. Придаточные части
образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья
ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а
придаточные – соответственно придаточными первой степени, придаточными второй
степени и т.д.

Каждая из придаточных при
последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к
следующей придаточной.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и
увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его
дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части,
в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.

В предложении Люди, которые только что высадились на эту
неустроенную землю и после далекого морского пути еще не знали, где проведут
предстоящую ночь, слушали концерт затаив дыхание (Чак.) придаточные,
соединенные по способу последовательного подчинения, включаются в середину
главной части.

Придаточные части в
сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением могут
располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается
непосредственно после союза (союзного слова) первой придаточной: Я подумал, что если в сию решительную минуту
не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его
опеки (П.).

Сложноподчиненные
предложения могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и
соподчинение. Например: Она не понимала,
когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать (Фад.).

…Леля спала так спокойно и на ее ресницах, казалось, роились такие
хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.), так
и к двум главным в целом, например: Когда
Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). В первом
случае придаточная часть, так же как и в присловных структурах, прикрепляясь к
отдельным словам главных (одновременно к двум), конкретизирует их значение, во
втором — при отношении к главным частям в целом, как и в неприсловных
структурах, указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается
то, что обозначено в главных частях.

Е СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

О существовании более
крупных, чем предложение, синтаксических единиц говорили еще М.В. Ломоносов,
А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев,        В.В.
Виноградов и др.

Наиболее определенное мнение
по этому вопросу было высказано в конце 40-х годов ХХ века Н.С. Поспеловым. Он
полагал, что существует особая, отличающаяся от предложения синтаксическая
единица, которая предназначены для выражения сложно, относительно независимой в
составе контекста, законченной мысли. Он дал ряд характеристик этой единице и
назвал ее сложной синтаксической конструкцией (ССЦ).

ССЦ представляет собой
сгруппированные определенным образом предложения, образующие блоки, или
комплексы, которые являются более или менее цельными по содержанию фрагментами
данного текста.

Радио на ту пору в деревне не имелось. Правда, уже по теплу перед маем
начали было расставлять столбы, накопали по улицам ямок, но районные монтеры
что-то закапризничали, в чем-то не сошлись с Прошкой и больше не появлялись в
Усвятах. Теперь в самый раз сгодилось бы послушать, ни за какой ценой не
постояли бы, да кто же знал, что так оно обернется, думалось ли кому о войне? –
микротема ССЦ –«Радио».

Понятие ССЦ, введенное в
научный обиход Н.С. Поспеловым, еще не получило общего признания. В науке еще
нет единого термина для этой синтаксической единицы. Используются термины
«сложное синтаксическое единство», «связный текст», «целый текст», «сверфразовое
единство», «строфа» и др.

Но очевидно, что изучение
такой синтаксической единицы – одна из актуальных задач лингвометодики.

ССЦ – это наиболее крупная
структурно-семантическая единица, на которую членится текст (устное
высказывание).

1)          
начало ССЦ, представляющее собой начало мысли и называемое зачином;

2)          
среднюю часть, представляющую собой развитие мысли — микротемы;

3)          
концовку – подведение итога в развитии микротемы, обобщение.

Таким образом, ССЦ – это небольшие
произведения, из которых складывается сообщение в целом.

Все смешалось в доме Облонских (Т.)

Служил на Кавказе офицером один барин (Т.)

Они похожи на заголовки,
когда выступают в виде номинативных предложений.

Середина ССЦ – это как бы само
произведение.

Концовка – завершение, показывающее,
что далее может быть «произведение» на другую микротему или рассматриваться
другой аспект той же микротемы.

ССЦ состоит из нескольких
предложений (простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных
при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем
текста (устного высказывания).

ССЦ отличается от сложного
предложения тем, что входящие в его состав предложения, являются самостоятельными
и связи между ними – менее тесными.

Различные по своей структуре
самостоятельные предложения в составе ССЦ свободно присоединяются друг к другу,
связываясь по смыслу. Содержание 2-го продолжает и развивает содержание 1-го,
пока не раскроется микротема текста.

4)           
единство видо-временных форм глаголов-сказуемых отдельных предложений;

5)           
употребление местоимений 3-го лица и указательных тот, этот, которые во втором и третьем предложении указывают на
ранее обозначенные лица, предметы, их качества; лексические повторы;

6)           
подчинительные и сочинительные союзы в начале самостоятельных предложений,
имеющие в этом случае обычно присоединительное значение;

Предлагаем ознакомиться:  Как получить статический адрес

7)           
употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени);

8)           
одинаковый порядок слов, параллелизм в строении самостоятельных предложений.

Эти способы организации
связи между предложениями не являются обязательными для каждого ССЦ. В одних
ССЦ употребляются одни средства связи, в других – другие.

Организация ССЦ не является
стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

1)          
ССЦ статистические, описательного характера;

2)          
динамические, повествовательного характера;

3)          
смешанные; употребляются и при описании, и при повествовании, и при рассуждении.

Например: Волосыпрямые, в скобку. Лицонебольшое, незначительное, старинно-русское, суздальское.
Глаза под большими сонными веками — ястребиные. – ССЦ статистическое,
характерно употребление составных именных сказуемых. Связь между предложениями
осуществляется при помощи параллелизма синтаксических конструкций (параллельная
связь).

     сов.вид.                            сов.вид.         сов.вид.                        
сов.вид.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к
ним. Они спросили меня,

                   сов.вид.          сов.вид.                                             сов.вид.

откуда я, помолчали,
посторонились. Мы немного поговорили. – Динамическое ССЦ. Характерно
употребление глагольных сказуемых в форме совершенного вида со значением сменяющих
друг друга действий. Связь между предложениями осуществляется при помощи
анафорических местоимений (ценная связь), синонимических замен, повторов.

Для смешанных ССЦ характерно объединение указанных
форм строения.

1 – отступ в начале строки,
красная строка;

2 – отрезок текста между 2
такими отступами.

Роль абзаца в 1 значении
различная. В одних случаях он служит средством отграничения авторской речи от
речи персонажей, в других – средством отграничения речи одного персонажа от
речи другого, в третьих – средством членения монологической речи на отдельные
отрезки.

Таким образом, как прием
изображения используется способ организации предложений в тексте – абзац.

Абзац – это часть текста между двумя красными строками.

В отличие от ССЦ абзац не
является синтаксической единицей. Это просто средство членения речи, текста,
средство композиционно-стилистическое: в диалоге абзац отделят реплики
говорящих, а в монологе абзац отделяет наиболее значащие части. При помощи абзаца
выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений, отдельные
предложения.

1)          
абзац и ССЦ могут полностью совпадать. Такие абзацы стилистически нейтральны;

2)          
в абзац может быть вынесена только часть синтаксического целого,
синтаксическое целое может разрываться абзацем;

3)          
в абзац может входить несколько ССЦ.

Членение текста на абзацы
является важным стилеобразующим фактором.

В языке художественно
литературы и в публицистическом стиле литературного языка распространена особая
форма организации сложных и, реже, простых распространенных предложений,
которая называется периодом (от
греческого слова periodos – «круг»).

Вся речь в целом называется периодической,
если многочленное предложение построено по типу последовательного перечисления
с выводом на конце.

Когда б мне было об этом известно, когда б в этом состоял мой долг,
когда б в этом заключалась настоящая необходимость, я б приложил все силы и
добился успеха.

1)     в аргументации;

2)     в детализации;

3)     в ритмичности;

4)     в плавности;

5)     в музыкальности.

Эти достоинства не только
объясняют распространенность периода, но и включаются их как необходимость.

Особая организация
заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем
группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное
сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

Интонационное стремление
периода определено и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем
пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основных
части, которые называются повышением и понижением.

В больших по объему периодах
повышение и понижение может быть в свою очередь подразделяться на части
посредством пауз меньшей длительности, это члены периода. Части периода
построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяется и порядок слов и
видо-временные формы глаголов.

Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир,
волшебным словом завороженный, замолчит… (Л.)

Однако придаточные могут и
закрывать период, т.е. помещаться во второй части.

Смысловые отношения между
частями периода (& и () те де, что и между частями
сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные).

Построение сложного
предложения в виде периода – явление не только структурно-синтаксическое, но и
стилистическое.

Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака, –

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!

                                      (С. Островой)

2. Связность.

1) локальная
(выявляемой, например, в пределах абзаца);

2) глобальная
(определяемой в рамках целого текста);

3) контактная
(связанные компоненты текста находятся
рядом друг с другом, в непосредственной
близости);

4) дистантная
(связанные компоненты отдалены друг от
друга, между ними находятся отрезки
текста определенного объема).

3. Смысловая
целостность (цельность). Смысловая
целостность текста обеспечивается
единством его темы и единством основной
мысли.

4. Завершенность. Текст
можно считать завершенным, когда читатель
осознал замысел автора и сделал вывод
о том, что получил всю необходимую
информацию о предмете речи.

5. Членимость. Текст
всегда делится на более мелкие
составляющие: тома, части, главы,
параграфы, абзацы, предложения … Кроме
всего прочего, это продиктовано удобством
восприятия информации.

6. Ситуативность. Это
соотнесенность с реальной или вымышленной
ситуацией, на основе которой строится
текст. Читатель понимает текст, когда
он осознает ситуацию, о которой идет
речь. Поэтому некоторые детали, необходимые
для адекватного восприятия текста, но
не описанные в нем, извлекаются именно
из определенной ситуации.

· предметная
связь (отдельные
части текста объединяются именами
людей, названиями описываемых предметов);

· временная
связь (наличие
в тексте единого временного пространства).
Временное единство выражается
грамматически и лексически: в
1961 году, сначала–потом; утром–вечером и
т.д. Обратите особое внимание на
грамматическое единство времени. Смена
времени всегда должна быть оправданной!
Одной из самых частых ошибок в школьных
сочинениях является немотивированный
переход от настоящего времени к
прошедшему, и наоборот: Вчера
по первому каналу показывали мой любимый
фильм «Крепкий орешек». Я смотрю этот
фильм уже седьмой раз;

· пространственная
связь (в
нашем городе, там, здесь и
т.д.);

· порядок
слов.

Загрузка ...
Adblock detector