Как повысить стоимость компании

Как повысить стоимость компании перед ее продажей

Можно захватить материальные активы, и все уже знают, как защищаться, а вот с нематериальными активами сложнее. Ноу-хау, клиентские базы, методы работы и многое другое можно потерять, если ключевые сотрудники уйдут к конкурентам.

Что может произойти и к чему надо быть готовым?

  • Потеря контроля над технологией при уходе технолога к конкурентам.
  • Потеря исключительного права компании на технологические решения, изначально права принадлежат сотрудникам-разработчикам.
  • Предъявление авторами к компании несоизмеримого авторского вознаграждения (см. ситуацию с РУСАЛ).
  • Низкая доказательная база в суде из-за отсутствия правовой охраны и финансовой оценки технологий.

Решение: вовремя и правильно оформить права на интеллектуальную собственность, сделать нематериальные активы — имуществом, которое как всякое имущество охраняется законом.

Какие возможности появляются при капитализации нематериальных активов (НМА)?

  1. Улучшение кредитного рейтинга. Затраты на НМА не будут сразу списаны компанией в отчетном периоде, когда они понесены, что обычно происходит на практике, а будут поставлены на баланс компании и амортизироваться в долгосрочном периоде, исходя из своего срока использования. Финансовый результат компании в отчетном периоде будет значительно привлекательнее, следовательно, такие показатели, как EBITDA и чистая прибыль будут значительно выше.
  2. Капитализация НМА дает много плюсов, так как увеличиваются активы и показатель EBITDA, уменьшаются расходы, демонстрируется устойчивое развитие и рост. Для привлечения дополнительных инвестиций и получения кредитов — это один из способов улучшить финансовые показатели, особенно для IT-компаний. Если у промышленно-сырьевого сектора существенную долю долгосрочных активов составляют основные средства, то в IT капитализация НМА — это главный инструмент наращивания активов и отражения реальной стоимости бизнеса. Из минусов хотелось отметить только увеличение налога на прибыль.
  3. Снижение ставок по кредитам. Для начала нужно понимать из чего складывается процентная ставка по кредиту: ставка фондирования банка плата за риск доход банка.

Каждую из составляющей итоговой процентной ставки по кредиту можно уменьшить, приведу пример как.

Ставка фондирования банка уменьшается за счёт:

  • Размера банка (государственный или частный банк) и доступа к финансовым ресурсам;
  • Государственных программ поддержки.

Плата за риск уменьшается за счёт:

  • Обеспечения кредита (залога) и поручительства собственников;
  • Улучшения кредитного рейтинга заемщика за счет капитализации НМА;
  • Положительной кредитной истории;
  • Информационной открытости, создания правильного позитивного новостного фона;
  • Гарантий от Корпорация МСП, Региональных гарантийных организаций.

Доход банка уменьшается за счёт:

  • Использования всех максимально возможных продуктов банка «больше продуктов = максимально низкая % ставка»;
  • Конкуренции: обратиться в 2-3 банка;
  • Регулярного официального и неофициального общения с банками;
  • Улучшения кредитного рейтинга заемщика за счет капитализации НМА.

Стоит отметить, что за счет улучшения кредитного рейтинга можно:

  1. Максимально сократить составляющую итоговой процентной ставки «доход банка»;
  2. Убрать «плату за риск», по причине хорошего финансового состояния компании;
  3. Войти в беззалоговое кредитование.
  4. Увеличение лимитов заемщика. Максимальный кредитный лимит организации равен: среднемесячной выручке компании за последние 12 месяцев умноженной на три или показатель EBITDA умноженный на пять.
  5. Финансирование бизнеса без залога.

В России за год подано чуть больше 40 тыс заявок по оформлению патентных прав на изобретения, в Китае больше 1 миллиона. В Поднебесной получить кредит субъектам малого и среднего предпринимательства без залога объектов интеллектуальной собственности сложно.

Предлагаем ознакомиться:  Как повысить производительность в играх

Чтобы окончательно не отстать от конкурентов, в России необходимо популяризировать и стимулировать реализацию этой практики на рынке банковского кредитования.

Очевидно, что у новых, потенциально успешных инновационных стартап-проектов кроме интеллектуальной собственности ничего нет, и получается с таким залогом банковское кредитование для них закрыто. Банки теряют прибыль. Стартап-проекты уходят в фонды, теряют долю в бизнесе или ищут деньги за рубежом и тогда потери несёт вся отечественная экономика.

Это позволит обойтись без залогового обеспечения при оформлении кредита, что особенно важно в текущих условиях, когда у большинства компаний все имущество заложено, а привлечь новые кредиты без залогов невозможно.

Стоит отметить, что даже наличие твердого залога не может гарантировать получение необходимых средств, так как банки ужесточили требования по оценке объектов недвижимости и применяют значительный дисконт. Поэтому, если перед компанией стоят задачи развития, то работа с интеллектуальной собственностью просто необходима.

Любой бизнес имеет свою цену и нередко основатель создаёт компанию для ее дальнейшей продажи. Вполне логично, что продать вы захотите дорого.

Что вы сможете получить в результате правильной капитализации интеллектуальной собственности?

    1. Улучшить инвестиционные показатели (нивелировать убыток и получить прибыль).
    2. Увеличить EBITDA, обосновать высокую стоимость компании перед покупателем, особенно если сделка заключается с зарубежными компаниями.
    3. В результате ваших действий появляется реальная возможность продать бизнес на 30-40% дороже. По-моему, игра стоит свеч.

Оценка стоимости компании зависит от финансового результата и мультипликатора компании. Мультипликатор – определенный коэффициент, на который умножается финансовый показатель для оценки стоимости конкретного бизнеса. В частности, инвестор отмечает готовность приобрести компанию за 7 годовых размеров чистой прибыли, равной 100 миллионов рублей. Следовательно, компания оценивается в 700 миллионов рублей, а мультипликатор составляет 7.

Необходимость поднимать цены всегда вызывает страхи: «А вдруг клиенты уйдут к конкурентам? А если станут меньше покупать? Надо ли им объяснять причины повышения цен?». Мы подготовили 8 советов, которые не только помогут преодолеть этот этап «без крови», но и, возможно, позволят зарабатывать больше.

и очень непростая задача, которая стоит перед любым руководителем. Если компания стремится увеличить свою стоимость, то начать специальными услугами оценки бизнеса. От выбора поставщика таких услуг зависит очень многое, поскольку неточные показатели могут подпортить

Сегодня, во время выхода компаний на международный фондовый рынок, привлечения крупных иностранных инвестиций, слияний и поглощений проблема управления стоимостью компании ставится на первый план. Ряд компаний приобретается для дальнейшей перепродажи, и акционер ставит менеджменту главную задачу: повышение стоимости компании. Владелец рассматривает покупку компании как среднесрочные или долгосрочные инвестиции.

Инвестиции в бизнес максимально выгодны лишь в случае объективной оценки его стоимости и приложения усилий к ее росту. Эта задача требует использования подходов новой концепции менеджмента — управления стоимостью бизнеса (Value based management, VBM) [7]. Данная концепция появилась в 1980-х гг. в США.

Оценивать стоимость бизнеса желательно даже при малейших изменениях. Например, если речь идет о купле/продаже компании, акционировании организации, поглощении или слиянии, и в ряде других случаев. Рассмотрим ситуации, которые на сегодняшний день встречаются наиболее часто.

Предлагаем ознакомиться:  Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

Управление компанией, ориентированное на повышение ее стоимости, предполага­ет выделение факторов стоимости и соответствующее воздействие на них. Но кро­ме факторов или драйверов стоимости на ее повышение могут работать различные корпоративные события, например подготовка первичного публичного размещения ценных бумаг компании или различные интеграционные мероприятия. Рассмотрим механизмы воздействия на стоимость компании этих корпоративных событий.

Рост числа слияний, поглощений или приобретений крупных долей отечественных предприятий ставит перед менеджером новую задачу – увеличение стоимости компании. Именно ее выполнение позволит собственникам получить большую прибыль в случае продажи своего бизнеса. Стоимость компании – главный критерий, по которому акционеры оценивают эффективность работы своего предприятия, а значит, и эффективность работы его управленца.

Поможем увеличить стоимость за счёт внесения запатентованных технологий на баланс предприятия       50 000 руб                 50 000 руб.              3 000 000 руб.   

Сколько стоит компания

Если брать зарубежные рынки, то стоимость международных компаний в среднем на 43% сформированы из нематериальных активов. Конечно, есть примеры, когда доля таких активов доходит до 80-90%.

Например:Google, Apple, Microsoft и многие другие. В России, даже в инновационных и высокотехнологичных компаниях доля нематериальных активов не превышает 5% от общей суммы активов баланса. Показателен пример, у банкротящейся авиакомпании «Трансаэро» выявлено имущество балансовой стоимостью 65,279 млрд рублей.

На 31 декабря 2016 года товарный знак «Трансаэро» стоил 50,75 млрд рублей, еще 3,35 млрд рублей — товарный знак «электронный билет» (стилизованное изображение буквы «е»), 4,6 млрд рублей — бренд I-Transaero, 2,5 млрд рублей — товарный знак «I-Трансаэро» («Империал»). В 1,1 млрд рублей «Трансаэро» оценивала права на сайт transaero.kz и аранжировку песен для «Небесного экипажа».

Для сравнения: нематериальные активы всей группы «Аэрофлот» оценивались на конец 2016 года в 1,8 млрд рублей, говорится в отчете по МСФО.

Исчерпывающий перечень объектов, подлежащих охране, содержится в ст. 1225 ГК РФ. Есть объекты, подлежащие обязательной государственной регистрации и те, которые регистрируются по желанию автора и правообладателя.

В середине 2015 года вступил в силу федеральный стандарт оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО №11) — и профессиональные оценщики получили инструментарий для работы. Сейчас официально этим могут заниматься только лицензированные специалисты, но компания может ориентировочно определить стоимость своей интеллектуальной собственности самостоятельно.

Чтобы поставить НМА на баланс, их необходимо оценить. Кем осуществляется эта процедура, было написано выше.

  • Затратный метод: за основу берутся затраты компании на разработку технологических решений, процессов, методов. Основная ошибка российского бизнеса – неучтённые затраты при создании объектов интеллектуальной собственности.

Например, компания потратила на разработку объекта интеллектуальной собственности 30 млн рублей, а на балансе отразила только затраты в качестве госпошлины за патент в размере 10 тыс руб. Собственники бизнеса не знают, что затраты на разработку тоже необходимо включить в конечную стоимость актива. В итоге компания занизила стоимость своих активов и потенциально уменьшила прибыль, а, следовательно, налогооблагаемую базу и рыночную стоимость самой компании.

  • Доходный метод: используют, когда нужно оценить объект интеллектуальной собственности в коммерческих целях, то есть. размером дохода, который компания получает от использования данных результатов интеллектуальной деятельности.

Например, технология выпуска уникального шоколада заинтересовала иностранную компанию, которая хочет приобрести данную технологию, оценщик будет руководствоваться доходом, который получит компания от использования этого объекта ИС.

  • Сравнительный метод: объекты ИС сравниваются с аналогами на рынке, подход используют редко, так как в основном продукт уникален и не похож на другие.
Предлагаем ознакомиться:  Сколько дней можно пить кагоцел

Вот некоторые из них:

  • Выявление НМА в результате инвентаризации, в результате чего происходит доначисление налога на прибыль, штраф и пени;
  • На балансе отражены НМА, исключительные права на которые компании не принадлежат, в результате чего финансовая отчетность является недостоверной;
  • Не внесены изменения в учетную политику компании;
  • Не введен режим коммерческой тайны;
  • Неверно применен подход к оценке.
  1. Залог прав на объекты ИС при кредитовании в ближайшем будущем станет реальностью, для этого есть все предпосылки, основная из которых это сокращение существенного отставания в развитии высоких технологий от зарубежных рынков.
  2. Создание единой блокчейн платформы управления интеллектуальной собственностью в России. В качестве инициаторов проекта выступают авторские общества, фонд Сколково и ряд университетов.
  3. Одна из главных задач РВК на ближайшее время: популяризация и стимулирование расширения практики предоставления прав на объекты интеллектуальной собственности в качестве залогового обеспечения с целью получения банковского финансирования. 

То, что ещё совсем недавно казалось для российского бизнеса фантастикой, в скором времени начнёт активно работать. Тот, кто подготовится заранее, сможет выиграть в конкурентной борьбе у своих менее расторопных коллег.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl Enter

Член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России В частных беседах порой сталкиваешься с крайней невнимательностью собственников бизнеса к интеллектуальной собственности, как к одному из главных активов любой успешной компании.

Увеличение стоимости своей компании – это вполне естественное стремление каждого предпринимателя, который планирует в будущем продать бизнес. Но эта задача непроста, она требует выработки определенной стратегии. Ведь на стоимость компании влияют множество факторов. В нашей статье мы постараемся в полной мере раскрыть данную тему и ответить на вопрос, как увеличить стоимость компании.

В настоящее время увеличение стоимости компании основывается на оценке пакетов акций, которая является одной из самых сложных и спорных тем в оценке. Однако, за рубежом оценка акций является достаточно изученной, что определяется существованием множества теорий и взглядов. Российская же история оценки в своей основе представляет всего лишь перенятую зарубежную теорию. Правда, несмотря на длительную зарубежную практику, существуют и там недостатки, ставящие под сомнение результаты самой оценки.

Совет 1: Как повысить стоимость компании

Каждому предпринимателю независимо от того, каким бизнесом он владеет, приходится время от времени повышать цены на реализуемый им товар или услуги. И дело здесь вовсе не в пресловутой жадности — зачастую увеличение стоимости продукта просто необходимо для нормального функционирования бизнеса и получения достойной прибыли.

В процессе покупки-продажи готового бизнеса самое главное – определение его стоимости. Окончательная сумма – вопрос переговоров и экспертизы, но существуют общие критерии, которые влияют на рыночные цены. Реанонс статьи Алексея Москвича об адекватной оценке. —

Загрузка ...
Adblock detector