Отклоняющееся поведение его формы и возможные причины

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся. К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
  • 1.Безработица
  • 2.Конфликты в обществе (8 класс)
  • 3.Виды юридической ответственности (таблица)
  • 4.Словарь невербальных средств общения

Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную компанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Варианты отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни.

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

  • Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
  • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
  • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
  • Возможно просто случайное отклонение.

Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Нарушение менструационного цикла Причины сбоев

Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

Понятие «общество»
многогранно, многомерно, многоуровнево.
Оно тесно переплетено с несколькими
близкими понятиями: «социальная
общность», «государство», «человечество»,
«типы обществ».

В повседневной
жизни мы часто употребляем понятие
«общество» для обозначения отдельных
социальных общностей или групп. Мы
говорим: «светское общество», «городское
общество» и т. д. В социологической науке
термин «общество» означает совокупность
всех форм коллективной жизни, предельно
широкое объединение людей на данной
территории, включающее все другие
объединения.

Очень долго в
обществознании данное понятие
отождествлялось с понятием «государство».
Их разделение было связано с развитием
в XVII-XIX вв представлений о гражданском
обществе – совокупности всех не
политических отношений – как фундаменте
государства. Сегодня понятие «общество»
включает в себя и гражданское общество,
и политическую систему, ядром которой
выступает государство.

Причины девиантного поведения

Среди основных причин девиантного поведения выделяют:

  • биологические факторы;
  • психологические факторы.

Биологические факторы делятся на:

  • генетические,
  • психофизиологические,
  • физиологические.

Генетические факторы наследственны. Они включают в себя нарушения умственного развития, дефекты органов чувств, нарушения нервной системы и органов тела.

Психофизиологические факторы включают в себя стресс конфликтные ситуации и влияние окружающей среды.

Физиологические факторы включают в себя нарушения речи, недостатки внешности, которые в большинстве случаев рождают негативные отношения окружающих людей.

Психологические факторы включают в себя психопатию и акцентуацию определенных свойств характера.

Однако, биологические и психофизиологические факторы не являются исчерпывающей теорий объяснения девиантного поведения.

В современном научном дискурсе доминирующее влияние оказывают социологические теории, объясняющие причины девиантного поведения.

Согласно теории дезорганизации Эмиля Дюркгейма, девиантное поведение является результатом социальных кризисов и застоев, в условиях которых происходит конфликт норм и опыта людей. Аномия, согласно Эмилю Дюркгейму представляет собой отсутствие социальных норм в обещстве.

Согласно теории стигматизации, также называемой «навешиванием ярлыков», люди склонны к девиантному поведению в условиях, где их считают потенциальными девиантами. Другими словами, отклоняются от социальных норм те, на кого «навесили ярлык».

Согласно теории аномии Роберта Мертона, развивавшего теорию аномии Эмиля Дюркгейма, причиной девиантного поведения является не отсутствие социальных норм в обществе, а невозможность следования им в ее условиях. Аномия представляет собой конфликт предписаний культуры по достижению социальных целей условиями, в которых находится общество, с возможностью использования социально одобряемых средств по достижению целей.

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало.

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Среди основных форм девиантного поведения выделяют:

  • инновацию;
  • ритуализм,
  • ретретизм;
  • бунт.

Инновация представляет собой форму девиантного поведения, при которой с одной стороны, происходит принятие общей цели с обществом, но, с другой стороны, порождается отрицание общепринятых средств по ее достижению.

Человека, внедряющего новое средство называют «инноватором». «Инноваторами» являются проститутки, авторы «финансовых пирамид» и другие.

Ритуализм представляет собой форму девиантного поведения, при которой происходит отрицание общепринятой цели, а также гипертрофирование средств ее достижения.

Например, бюрократ требует безукоризненного выполнения формальных процедур, но излишнее внимание к формализму лишает его главного – достижения поставленной цели.

Ретретизм представляет собой форму девиантного поведения, при которой человек бежит от действительности, используя асоциальные средства, такие как алкоголь, наркотики, бродячий образ жизни и так далее.

Бунт представляет собой форму девиантного поведения, при которой человек отрицает и общепринятую цель, и общепринятые средства ее достижения.

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.

Поведение детей и подростков

Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.

В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Теории

Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Предлагаем ознакомиться:  Фруктовые нарезки или как красиво нарезать и уложить фрукты. Как красиво нарезать и подать фрукты.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях.

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

Понятие общества. Общество как система

Общество – это
социокультурная система. Культура –
то, что выделяет человечество из природы,
отличает человека от животного. Культура
– сложнейшее явление. Это одновременно:
а) совокупность материальных и духовных
достижений, результатов деятельности
человека; б) совокупность норм, ценностей,
правил, регулирующих деятельность и
поведение людей во всех областях жизни;

в) специфически человеческий способ
передачи опыта (человеческая сущность
передается не генетически, а формируется
уже после рождения, в процессе общения
человека с другими людьми, с миром
культуры) – социальная память человека.
П. Сорокин определял общество как
«совокупность взаимодействующих
индивидов с его социокультурными
отношениями и процессами».

2. Общество –
система, локализованная в определенных
пространственно–временных параметрах.
Социальное пространство и время
отличаются от физических, биологических
пространства и времени, имеют ряд
особенностей. Они определяются
человеческой деятельностью, ее масштабами,
результатами, насыщенностью.

Социальное
пространство невозможно измерить
метрами и километрами, что, например,
проявляется в таком социологическом
феномене, как «социальная дистанция»
(понятие введено Д. М. Морено), означающем
близость или удаленность социальных
групп друг от друга, плотность их
контактов, степень психологического
понимания друг друга.

Аристократические
кварталы и кварталы бедных могут быть
расположены географически близко, в
социальном же пространстве между ними
– «дистанция огромного размера».
Социальное время в отличие от физического,
течет неравномерно. В истории действует
закон ускорения, поскольку каждая
последующая эпоха занимает более
короткий исторический период, чем
предыдущая. Время резко ускоряется в
переломные эпохи, когда три года несут
в себе столько же перемен, что тридцать
лет в период стагнации.

3. Общество –
устойчивая, целостная, надиндивидуальная
система. Оно не ситуативно, формируется
в течение длительного исторического
периода. При этом у каждого этноса
складывается свой архетип, закрепленный
в подсознании, в духовном складе, в
культуре. Н. Смелзер отмечает, что
«общество – это объединение людей,
имеющее определенные географические
границы, общую законодательную систему,
определенную социокультурную
идентичность».

4. Общество –
саморегулируемая система, в нем всегда
есть центр власти, обеспечивающий
управление.

5. Общество –
самодостаточная система; оно само
создает ресурсы для своего воспроизводства
и нормального развития, как подчеркивал
Т. Парсонс: «Общество – тип социальной
системы, достигшей высшего уровня
самодостаточности».

6. Общество –
динамическая, бурно развивающаяся
система.

7. Общество –
многоуровневая система, состоящая из
множества элементов, вступающих в
сложные взаимодействия.

27 социальные
статусы и роли .

Люди
обладают множеством статусов и принадлежат
ко множеству социальных групп, престиж
которых в обществе неодинаков. Человек
смотрит на мир и относится к другим
людям в соответствии со своим статусом.
Чем больше социальных ролей способен
воспроизвести индивид, тем более
приспособленным к жизни он является.
Таким образом, процесс развития личности
часто выступает как динамика освоения
социальных ролей.

Загрузка ...
Adblock detector