Как определить второстепенные члены предложения

Дополнение

Разбирая второстепенные члены предложения, дополнение всегда рассматривают первым, и не напрасно. Данное слово играет очень важную роль. Оно уточняет признак или является непосредственно объектом действия в данном предложении. Если говорить о вопросах, на которые отвечает данный участник высказывания, то это:

  • «кого? что?»;
  • «кому? чему?»;
  • «кем? чем? чего?»;
  • «о ком? о чем?».

При этом употребление может быть как с предлогом, так и без. Дополнение может выражаться с помощью разных частей речи: существительного, наречия, числительного. В зависимости от того, какую роль играет и при каком члене предложения оно стоит. Так, дополнение может стоять в паре с глаголом. В этом случае различают прямое и косвенное дополнение. Прямое отвечает на вопрос «кого? что?» и не имеет никаких предлогов перед собой. А косвенным дополнением считаются все остальные варианты.

  • Дедушка принес щуку. Дополнение «щука» отвечает на вопрос «что?» и является прямым по отношению к глаголу.
  • Я думаю о тебе. Дополнение косвенное, так как вопрос «о ком?».

При разборе дополнение всегда подчеркивают штриховой линией. Если в предложении стоят два дополнения, то они подчеркиваются оба, причем это могут быть как однородные, так и неоднородные слова. Например:

  • Я попросил ее спеть.
  • Мария насыпала сахар и соль.
  • Она посмотрела на мужчину и женщину.

Таким образом, можно сказать, что это самый простой из всех второстепенный член предложения.

Этот второстепенный член предложения обозначает предмет, некое поясняемое слово. Здесь будут работать все вопросы косвенных падежей. Дополнение может быть выражено следующими частями речи:

  • Имя существительное в косвенном падеже с предлогом или без него: «Он смотрит (что?) фильм и мечтает (о чём?) о приключениях».
  • Любая часть речи, которая выполняет функцию имени существительного: «Они внимательно слушали (кого?) выступавшего».
  • Неопределённая форма глагола: «Мы попросили его (о чём?) присоединиться».
  • Устойчивое сочетание: «Он просит тебя (о чём?) не считать ворон по сторонам и быть более внимательным».
  • Числительное: «Разделить (что?) пятнадцать на (что?) три».

Я люблю (что?) мороженое.

(дополнение: мороженое)

Как выражается дополнение

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

Десять делится на два.

как определить второстепенные члены предложения

Старик смотрел на них с улыбкой.

Доктор посоветовал ему много гулять.

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг – синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг. Или: Мы прочитали несколько)

Мы пуд соли вместе съели.

(пуд соли – фразеологизм)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Я мою руки.

второстепенные члены предложения дополнение

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа;
  • при переходном глаголе есть отрицание не: не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания.

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется пунктирная линия.Вопросы косвенных падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить совместимость компьютера с игрой

Цветы были срезаны острым ножом.

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

Примеры:

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое — это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

второстепенный член предложения определение

Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении – Сережа, это и есть подлежащее).

При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.

Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).

При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее – это «Кто?», «Что?». Сказуемое – «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Обстоятельство

Чаще всего встречающиеся обособленные второстепенные члены предложения – это обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, где они стоят.

Данное слово играет роль условия, при котором происходит действие. В зависимости от вопроса, различают разные обстоятельства:

  • времени;
  • места;
  • причины;
  • цели;
  • образа действия;
  • меры и др.

При этом главное — правильно задать вопрос к слову. При разборе предложения обстоятельство подчеркивают штрихпунктирной линией. Лучше всего разницу обстоятельств можно увидеть на примерах:

  • Слева стоял рояль (где? – обстоятельство места).
  • Мы приехали накануне (когда? – время).
  • Он запрыгал от радости (почему? – причина).
  • Она пришла в магазин покупать платье (зачем? – цель).
  • Они ехали медленно и тихо (как? – образ действия, однородные слова).
  • Мы дважды заходили сюда (как много? – мера).

В конце отметим, что вне зависимости от того, с каким предложением вы имеете дело, с простым или сложным, для определения его члена нужно правильно задать вопрос, и трудностей с разбором у вас не возникнет.

Этот второстепенный член выполняет функцию пояснения слов и обозначений условий, при которых совершается само действие. Он может быть выражен:

  • Наречие: «Мы шли спокойно и размеренно».
  • Существительное в косвенном падеже с предлогом: «Они отдыхали по выходным до вечера».
  • Деепричастие: «Улыбнувшись, она налила в чашку чай».
  • Неопределённой формой глагола: «Я позвонила узнать, как дела».

Видов этой категории членов предложения много больше, чем у определения и дополнения. Выделяются обстоятельства времени, образа действия, места, цели, причины, уступки, условия, меры и степени.

Мы упомянули вскользь о подлежащем, сказуемом и подробнее рассмотрели определение, дополнение, обстоятельство, чтобы ответить на вопрос «что такое второстепенные члены предложения?». На этом статья подходит к своему логическому завершению, но не заканчивается сама тема, ибо каждую языковую единицу можно детально разбирать и исследовать. Надеемся, что данный материал оказался полезным.

Предлагаем ознакомиться:  Способы расчета фактора эквивалентности

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значениюВыделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1.  Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2.  Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3.  Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4.  Времени — когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5.  Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше. 
  6.  Причины — почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7.  Цели — зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8.  Уступки — несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело;2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю;3) местоимениями: в нём, над ним, под ним;4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. Главные и второстепенные члены предложения также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

§1.Общие понятия

Мальчик ест.

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Второстепенные члены:

  • дополнение,
  • определение,
  • обстоятельство.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Предлагаем ознакомиться:  Как вправить вывих плеча

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) – это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Что такое приложение и когда оно обособляется

Приложение — это определение, выраженное существительным, обычно согласованным: девушки-красавицы; приложение — красавицы.

Приложения обособляются по тому же самому правилу, что и определения.

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы — мамина книга(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Хочу купить ей подарок подороже. 

 Ср.: подарок подороже — подарок дорогой(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр (центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр — согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами — несогласованное определение, тип связи – управление.)

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса — существительное)

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

У неё было умение слушать.

(слушать — глагол в неопределённой форме)

Он всегда выбирает путь полегче, а она — задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

Её рассказ тронул меня. 

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Он врач высшей категории.

(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)

Приложениe

Я люблю свою сестру — малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов — японцев.

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны — согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» — несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в  разных падежах 

Загрузка ...
Adblock detector