Средневековая дорожная одежда. Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья

Общие черты

Костюм – один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека к определенному классу и сословию.

Фасоны одежды раннего средневековья не особенно разнообразны. Индустрия моды еще не была развита так, как, например, в эпоху Возрождения. Покрой платьев для крестьян и господ был одинаковым, различие наблюдалось лишь в материалах. В это время разграничение общества не было особенно заметным по внешним признакам.

Одежда средневековья: особенности

Первым и самым ярким отличием можно считать материал, из которого создавались платья. В производстве одежды хлопок применялся наряду со льном, но использовались разные сорта этих тканей. Богатые люди носили костюмы из льна, бедные – чаще из мешковины, шерсти.

Цвет одежды тоже имел большое значение. Например, бедным слоям населения не позволялось носить яркие цвета, такая привилегия была только у представителей знатных родов – они облачались в зеленые, красные и синие одеяния. Для простого народа были доступны серые, черные, коричневые цвета. Лишение права облачаться в одежду, выполненную в оттенках, соответствующих происхождению человека, было одним из самых тяжелых наказаний в обществе.

Для археологов представляет огромный интерес одежда средневековья. Фото, сделанные в ходе раскопок, показывают, что в быту было трудно отличить простого рабочего от рыцаря. Домашняя одежда делалась из одних и тех же материалов и не отличалась оригинальностью.

Осмелилась и я пополнить копилку «матчасти» для авторов фэнтези. Благо за долгие и бесцельно прожитые годы занятия исторической реконструкцией хомяковые запасы скопились значительные. Ну, а начать делиться информацией я решила с того, что интересует всех женщин вне зависимости от века. Тем более что источников для изучения этого вопроса — кот наплакал. Да и те, в основном, иноземные. Так что, надеюсь, пригодится. Итак, о тряпках…

Оглавление статьи:

  1. Шерстяные ткани
  2. Льняные ткани
  3. Шелковые ткани
  4. Нестандартные ткани

Если верить небезызвестной интернет-энциклопедии, из тканей растительного происхождения в средневековой Европе наиболее распространены были лен, пенька, рами и хлопок.

Пеньку получали из волокон стеблей конопли, добывая путём долгого (до нескольких месяцев) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Но ткань из нее выходила грубой, «дерюжной». И шла она только на очень дешевую верхнюю одежду. Иногда ее использовали и для изготовления не менее дешевых доспехов (пеньковая веревка нашивалась на холстинную основу). И выделывать коноплю так, чтобы из нее можно было шить рубашки, научились только в 16-17 вв.

Рами – это ткань, произведенная из растения, называемого «китайская крапива». Оно действительно относится к семейству крапивных. Завезли его в Европу из Азии. Полотно рами очень прочное. Его использовали при изготовлении парусов. Блеск волокна рами напоминает шёлк, оно легко поддаётся окрашиванию без потери шелковистости, поэтому позднее (в начале 20 в.

Хлопок европейцам, несомненно, был известен. Но вот как он изготавливается, они понятия не имели. Из книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля» (около 1360 г.): «Там (в Индии) растёт удивительное дерево, из ветвей которого рождаются маленькие овечки. Эти ветви такие гибкие, что они склоняются вниз, давая возможность овечкам питаться, когда они голодны».

Конечно, сама книга носит развлекательный, а не научный характер. Но это верование закрепилось во многих европейских языках — в слове, обозначающем «хлопок». Например, в немецком «baumwolle», которое дословно переводится как «древесная шерсть».

По дошедшим до нашего времени сведениям, хлопок был доступен в качестве волокна – хлопка-сырца. В основном его применяли для изготовления фитилей в свечах высокого качества и иногда для набивки. Но он практически не использовался для производства одежды, кроме как в смешанных тканях, например, фастиане (см. ниже). Термином «хлопок» обычно обозначали шерстяную ткань с начесанным, но не подрезанным ворсом. К примеру, хлопковый рассет (coton russet).

Предлагаем ознакомиться:  Почему у женщин растут волосы на подбородке и что делать?

Так что, интернет-энциклопедиям верить не стоит.

Основным же материалом для изготовления одежды была шерсть.

Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы:

  1. Сукно (wool) – это тканный материал. Но после изготовления полотна ворс дополнительно сваливали так, что сбитая поверхность полностью закрывала переплетение нитей.
  2. Камвольные ткани (worsted) – тканные материалы.
  3. Фетр (felt) – валянная ткань.

Самым дорогим считалось сукно. Его изготавливали на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию. На производство этого материала шла шерсть тонкорунных овец. Именно поэтому основным импортером такой ткани была (и остается) Англия.

Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым. Сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность. И только потом красили. Именно поэтому стоимость такой ткани была очень высока.

Ворстед (камвольные ткани) производились по более простой технологии. Ткали материал из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали. Но, не смотря на выделку, в нитях часто попадался остевой волос. Такие ткани были достаточно грубыми и ощутимо кололись.

Существовали дорогие и дешевые сорта ворстеда. Перед тем как ткать, пряжу красили. Поэтому полотно могло иметь разноцветные уток и основу (продольные и поперечные нити).

Ткали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходила попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение (twill), при котором 3 вертикальные  нитки, пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.

Финиширование — выделка (чесание, валяние, подстригание) помогало производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение.  Но многие, особенно дешевые, материалы не имели валяной поверхности.

Ассортимент шерстяных полотен был очень широким. Ткани различались плетением, качеством выделки, способом окраски и т.д.

Бродклос (broadcloth) — эта ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее теплой и водонепроницаемой. Обычно этот материал красился после изготовления. Качество и цена сильно различались.

Сорта бродклоса различались по типу, качеству выделки и цвету. В алый окрашивали только ткань лучшей выделки и она была самой дорогой. Такой сорт так и назывался – «алый бродклос». Кроме него существовали еще:

  • планкет – дешевая голубая или серая ткань;
  • мастердевиллес – дешевая серая ткань хорошего или среднего качества;
  • бланкет – дешевая некрашеная ткань.

Ворстед (worsted) — камвольная ткань. Название «ворстед» было общим для саржевых полотен с видимым переплетением. Такие ткани раличались по качеству. Но был и отдельный вид материалов, носящих тоже название. Существуют упоминания, что из легкого ворстеда высокого качества шили дублеты.

Керси (kersey) — грубая шерстяная материя.  Довольно тяжелая ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение. Ее производили на юге Англии – отсюда и название. Часто упоминается, что ее использовали для изготовления шосс (нижних мужских брюк, «колготок»).

Рассет (russet) — грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства. Дешевый материал, обычно серого или коричневого цветов.

Фриз (friese) — грубая ворсистая шерстяная ткань. Полотно имело саржевое плетение. Доступнее всего был материал производства валлийских мануфактур. Нередко фриз продавался неокрашенным. Использовался для подкладок или пошива дешевой одежды.

Кендал (kendal) — грубая ткань обычно зеленого цвета. Производилась на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал. Чаще всего использовалась для изготовления головных уборов и верхней одежды.

Рэй (ray) – полосатая ткань, для изготовления которой брались нити разных цветов. Часто использовалась для пошива ливрей слуг. Рэй утратила популярность в течение всего 1 века, т.к. полосатые ткани в Европе стали «персоной нон грата». Ей на замену пришел бродклос высокого качества.

Предлагаем ознакомиться:  Созвездие Рыбы знак зодиака Мужчина Как завоевать сердце

Льняные ткани были вторым по популярности материалом, из которого шили одежду в средневековье. Эти полотна обычно имели полотняное переплетение, часто отбеливались и качество выделки у них тоже было разным.

В основном такие материалы шли на пошив нижнего белья. Лен нечасто использовался для отделки верхней одежды и редко красился, так как его волокна плохо удерживают натуральные пигменты. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность.

Холст (canvas) — грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.

Бакрам или бакерам (buckram) – жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.

Лен (linen) — общее название для льняного полотна среднего качества.

Полотно (holland) — простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило очень дорого. Из самого названия несложно понять, что основным производителем такой ткани была Голландия.

Парижская ткань и узорчатое полотно (paris and diaper) – великолепный материал c повторяющимся рисунком. Узорчатый диапер называли «льняным дамаском». В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов». Такие вещи передавали по наследству.

Так любимый авторами фэнтези шелк был невероятно дорогим. Его изначально привозили с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Но уже в 15 в. материал начали производить в Лионе (Франция). Причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. И шелк стал более доступным. Например,  люди, принадлежащие к среднему классу, могли использовать его для изготовления пояса к женскому гоуну или для воротника на дублете. В обоих случаях это была маленькая, но наглядная демонстрация богатства.

Одинаковые костюмы

Одежда эпохи средневековья (раннего этапа) обычно характеризуется своей простотой и однообразностью. Она не отличалась разнообразием и не делилась на мужскую и женскую. Вообще, портные не беспокоились о том, чтобы костюм был по фигуре его обладателю, и обычно все вещи были свободными, и даже мешковатыми.

Нельзя не отметить, что именно в этот период закрепился отдельный вид одежды для духовенства. Ранее служители церкви носили такие же платья, как и другие люди. Византийское влияние на форму духовенства взяло верх, и это можно считать этапом зарождения церковной одежды.

Связь с современностью

Одежда в стиле средневековья во многом повлияла на современность. Например, пуговицы, которые присутствуют сегодня почти на каждом предмете гардероба, были изобретены именно в эту эпоху. До 12-го века части одежды скреплялись завязками или застежками, которые были скорее красивыми, чем практичными в использовании.

Детали готических костюмов

Одежда эпохи средневековья стала обогащаться деталями. Больше внимания начали уделять декорированию одежды (вышивке), особенно на вороте платья. Его кроили так, чтобы виднелся орнамент на нижней рубахе. Пояс тоже стал немаловажной частью гардероба: его завязывали впереди, и длинные концы его спадали к ногам.

С обращения к деталям начался новый этап в развитии моды. Платья перекраивали, выбрасывая лишние куски; одежду шили, учитывая особенности тела каждого человека. Теперь костюмы тесно прилегали к фигуре, подчеркивая все её преимущества. Можно утверждать, что именно на этом этапе одежда средневековья приобретает светский характер.

Готический стиль в платьях женщин проявился в вытянутых силуэтах, высоких воротниках, тугих шнуровках на талии. Одежды подхватывались под грудью, и это создавало особый акцент, намек на красоту женственности и материнства. Для мужчин готический стиль проявился в приталенных костюмах, либо длинных, либо укороченных. Как правило, последний вариант выбирали молодые люди.

В это время в создании костюмов комбинировалось несколько материалов сразу: шелк, полотно, шерсть и кожа находили свое применение в гардеробе горожан. Благодаря таким сочетаниям, появился первый фасон платья с разграничением корсета и юбки, причем последняя начиналась от талии. Новые виды материи, например сукно, мягко облегали фигуру.

Распространялись и новые цветовые решения: костюм для мужчины, к примеру, состоял из двух половин разных цветов, обычно контрастных по своим оттенкам.

Цвет имел огромное символическое значение. Например, тот, кто служил любимой даме, обязательно носил одежду ее любимого колера. То же самое касалось и слуг, которые облачались в одежды, соответствующие по оттенкам гербам своих господ.

Предлагаем ознакомиться:  Как повлиять на свое настроение 4 способа

Самым популярным цветом в средневековье был жёлтый, однако не каждый мог позволить себе такое платье.

Новые изобретения

В конце 13-го века люди отказались от плиссировки, однако в костюмах появились кружева. Платья украшали меховой опушкой, к обязательным аксессуарам добавились шали или накидки. Плащ тоже носили довольно часто, обычно его украшали мехом и разнообразными застежками. Было принято натягивать плащ на голову.

Одежда средневековья становилась с течением времени более практичной: теперь в ней можно было носить монеты, больше внимание уделялось удобству передвижения.

Изменения коснулись и рукавов: часто они достигали пола или были собраны. Особенно широкие части рукавов и юбок были плиссированными.

Головной убор и аксессуары

Немаловажную роль играла прическа. Мужчины и женщины одинаково следили за своим головным убором и даже завивали локоны с помощью специальных горячих щипцов (это что-то вроде современных плоек). И хотя церковь запрещала делать что-либо со своими волосами, жители городов редко прислушивались к ней в погоне за модой.

Были популярны длинные ухоженные волосы. Женщины собирали их в разнообразные прически, которые были очень высокими. Их украшали ветками цветов и драгоценными камнями. Часто для удобства использовали специальные цилиндры – геннины. Этот предмет поддерживал волосы и мог быть как прозрачным, так и украшенным ниспадающей вуалью.

Влияние средневековья на историю моды

Считается, что готическая одежда средневековья больше всего была распространена в Чехии. Чешские портные стали изобретателями юбок и разнообразных приспособлений, фасонов одежды.

Появление пуговиц, новых видов укладки волос и способов декорирования одежды внесло огромный вклад в моду. Средневековье можно считать трудным временем для развития культуры: чума, постоянные войны и неразвитая медицина – все эти факторы были помехами для мирной жизни людей. Однако именно это время обозначается скачком общества к прекрасному, который продолжится в эпоху Возрождения.

Одежду же в средние века начали создавать не только с практической целью, но и для красоты. Не только костюмы декорировались и преображались, перемены происходили с архитектурой, живописью, литературой и музыкой. Чем культурнее становилось общество, тем больше внимания люди уделяли тонкостям, а во всех вещах можно было найти особую эстетику.

Одежда средневековья появилась в один из самых красивых и интересных этапов развития моды. От простых платьев, похожих на монашеские рясы, люди пришли к богато украшенным костюмам с огромными рукавами и декоративными вышивками, интересным юбкам и высоким прическам. Мешковина и шерсть стали заменяться льном и шелком.

источник

Мужчины в чулках, беременные нимфы, принцип капусты и прочие странности средневековой моды.  Факт 1: Мужчины в чулках.

Существовали также кубки, которые с течением времени утратили свой первоначальный символический


Кубок не просто посуда для воды или вина — это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю.

Ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши — венец, а завершает кубок крышка, как крыша

дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот

важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла. Кубок

пришел на Русь во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них

могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок перестает применяться по прямому

назначению. Кубки и медали подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет

интерьера.

Загрузка ...
Adblock detector