Непослушный ребёнок. Непослушные дети. Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Способы управления ребенком

Непослушание или болезнь? Причины нарушений поведения

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Воспитание детей — процесс, растянутый на долгие годы. За это время нервная система ребенка переживает несколько важных этапов и переломных моментов — кризисов:

  1. 1 год. Научившись ходить, маленький человек получает возможность самостоятельно исследовать окружающий мир. Движимые любопытством, годовалые крохи отчаянно протестуют против любых ограничений. Переживая за безопасность чада, старайтесь свести запреты к минимуму, иначе ребенок станет очень нервным, раздражительным. Отвлеките его яркой игрушкой, новым занятием;Кризис одного года
  2. 3 года. Примерно с 1,5 до 3 лет ребенок научится разделять свое «я» и мир вокруг, осознает себя частью социума. Это время бесконечных «я сам». Чадо становится очень непослушным, стремится поступить по-своему. Лучший выход — предоставить бунтарю выбор без выбора: предложите несколько одинаково устраивающих вас вариантов действий. Обязательно обозначьте границы детской самостоятельности, их отсутствие сейчас чревато подростковым непослушанием потом;
  3. 7 лет. Став школьником, ребенок сталкивается с новыми обязанностями, обретает новые права. Первокласснику важно чувствовать уважение родителей к его мнению. Теперь он не хочет оставаться малышом, а стремится доказать свое равенство. Отсюда непослушание как протест, требование пересмотра семейных отношений. Хороший метод уравнять ребенка в значимости с мамой и папой — доверить ему постоянное выполнение определенных домашних обязанностей: мытье посуды, прогулку с собакой или что-то другое на выбор;
  4. 11-15 лет. Печально известный подростковый возраст, которого со страхом ждут все родители. Активно меняется тело ребенка, бурлят гормоны. Подростку нужно привыкнуть к изменениям — внешним и внутренним, он часто чувствует себя непонятым, одиноким. С физиологией спорить бессмысленно, поэтому просто запаситесь терпением, будьте вдвойне внимательны к сыну или дочери, берегите их самолюбие;
  5. 17 лет. Социальная зрелость приходит к человеку в период с 15 до 18 лет, совпадающий с окончанием школы, определением дальнейшего жизненного пути. Сейчас вашему ребенку как никогда нужна родительская поддержка, даже если он выглядит уверенным в себе. Боязнь перемен может сделать его нервным, вспыльчивым, непослушным в мелочах. Спокойствие гарант сохранения добрых отношений в семье. Последний возрастной кризис просто нужно пережить.Диалог - лучшее решение проблемы

Сложности в отношениях разных поколений были и будут, это нормальное явление, хоть порой ребенок не просто непослушный, а нервный, неуправляемый. Детские психологи в таких случаях сходятся в одном: независимо от возраста дети остро нуждаются во внимании родителей, а убедившись в их любви и понимании, меняются на глазах.

Давайте рассмотрим возможные причины непослушаний, истерик и агрессий у детей и попробуем найти выход из ситуации, которая сводит с ума всю семью.

  • Отсутствие уважения в семье
  • Родители не авторитет для детей
  • Никто не говорит спасибо и никого не хвалит
  • Нет родительской поддержки
  • Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия
  • В доме слишком шумно — все кричат
  • Шантажировать нельзя, поощрять нужно
  • Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра
  • Ребенок не чувствует себя значимым и любимым
  • Нет времени на общение с детьми
  • Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

И так… а теперь давайте по порядку и более подробно разберем все наши родительские недочеты.

Папа не уважает маму, мама не уважает папу и оба они не уважают детей, а дети отвечают им тем же. В чем это проявляется?

Всем наплевать на желания и потребности других. Каждый думает только о собственном комфорте и о собственных достижениях, а всё что делается в доме, воспринимается как должное или что еще хуже — критикуется.

Вот такая например ситуация…

— Да от чего ты устала? Ты же весь день сидишь дома и ничего не делаешь! Подумаешь борщ сварила! И к тому же не вкусный… Лучше я детей в кафе свожу, хоть поедят нормально…

— Это что, будка?? Руки у тебя из одного места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Выбрось этот ящик на помойку… Поехали, детки, в магазин, я нормальный домик куплю для вашей собачки…

Т.е. родители пытаются завоевать уважение детей за счет унижения друг друга. А соответственно и дети будут относиться к ним также…

Что значит — родители не авторитет? А то и значит. Дети никогда не будут воспринимать родителей всерьез, если у них нет общей позиции в воспитании.

Прежде всего маме и папе нужно стать одной командой, а не противоречием друг друга.

Т.е. если мама, например, говорит что кексы можно будет кушать после супа, а папа игнорирует это правило и дает малышу сладкое, то авторитет мамы в глазах ребенка теряется.

Значит в следующий раз малыш не будет её слушаться. А зачем? Папа же разрешает…

Или наоборот… папа категорически против гаджетов за ужином, а мама подаёт их вместе с пирогом, лишь бы все сидели за столом спокойно. Вот вам пожалуйста — прощай авторитет отца!

И это, друзья мои, огромная проблема, с которой многим родителям очень сложно справиться.

Научитесь действовать сообща, решайте вместе что лучше для ваших детей!

Всё что делается другими — никак не ценится, никто не говорит «спасибо» и никто никого не хвалит.

Ну и пусть борщ был не таким вкусным как хотелось бы, а будка для Тузика не похожа на коттедж из журнала. Скажите друг другу «Спасибо!» и похвалите!! Тоже самое касается и отношения к детям.

— Что-то не похоже это на цветок, мазьня какая-то…

Представляете что чувствует малыш слыша такие слова? И не удивляйтесь потом если он назовет ваши пирожные какашками и выкинет их в мусорное ведро.

Всегда хвалите ребенка, даже если у него не очень получается что-то делать. И всегда говорите «спасибо».

Нарисовал рисунок? Скажите что вам очень нравится и повесьте произведение на самое видное место! Скажите что вам очень приятна такая забота малыша, ведь он хотел вас порадовать.

Убрал за собой игрушки? Скажите ребенку какой он молодец что сам всё сложил, что он очень помог вам этим и тд.

Важно поддерживать своих малышей всегда и во всём. Нравится ребенку рисовать? Поддержите его в этом, предложите обучение в художественной школе, скажите что у него всё получится!

Или просто разделите с ним это увлечение и рисуйте вместе с ним.

Видите что у сына или дочки плохое настроение? Поинтересуйтесь что с ним, что его тревожит, почему ему грустно. Спросите чем вы можете ему помочь.

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;
  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.
Предлагаем ознакомиться:  Воняют ноги и обувь: что делать в домашних условиях?

Что с моим ребенком: я в синяках и брат покусан

Часто мамочки откровенно сходят с ума от собственных детей. Постоянная усталость, не полноценный сон, быт, а ко всему еще и детские истерики, которые напрочь лишают сил.

Конечно в таком состоянии бывает сложно даже попытаться понять что с ребенком, почему он кричит и плачет. Точнее сказать, в таком состоянии вообще сложно что-либо понимать.

Представьте такую ситуацию: вечер, ребенку пора спать, у вас еще масса дел, а неугомонный малыш всё никак не засыпает… дерется, «грызет» братика или сестру, нервничает, психует, бросает игрушки на пол, короче полных хаос……

— Мама, я не хочу спать!! Нет! Не буду! Отстань! Я тебя ненавижу!!

Что часто отвечают родители на это?

— А ну марш в постель!! А то я тебе……

Во-первых! Совершенно не допустимо так разговаривать с ребенком! Об этом чуть позже.

Во-вторых…

Как вы думаете, чего так бурно добивается малыш? Почему он кричит, плачет или даже дерется?

Да, можно конечно сказать что, например:

  1. Малыш устал
  2. Может кушать хочет
  3. Или у него болит что-то
  4. и тд…

Но причины, по которым ребенок ведет себя «не адекватно» намного глубже. Главный двигатель агрессии в детях — это сами родители!

Ребенок впадает в детство

В еще более ранее детство 🙂 Он начинает разговаривать коверкая слова и заменяя их слогами, вместо красивых рисунков изображает каляки-маляки, а сам процесс «творчества» сопровождает кривляньями.

И это не говоря про игры, которые становятся ну просто дурацкими. Ваши попытки вразумить «младенца» ни к чему не приводят, и все сводится к вопросу – почему ребенок ведет себя неадекватно?

В случае если в семье есть еще один малыш, тогда объяснение найти можно – старший, ревнуя к брату или сестричке, пытается тоже выглядеть маленьким. А если младших детей в семье нет?

Оказывается, эти «возвраты в прошлое» свидетельствуют о более осознанном поведении, ребенок экспериментирует, пробует все модели уже освоенного им поведения выбирая лучшие.

  1. Фразу «Ты такой большой» произносите только в положительном ключе – в виде похвалы или удивленного восхищения. Если ребенок будет слышать про возраст в негативном контексте: «Ты большой, убери сам», «Ты большой, перестань капризничать» то неудивительно если ему захочется «опять» стать маленьким.
  2. Ненавязчиво дайте понять, что быть взрослым это очень привлекательно, расскажите какие перспективы открываются для «взрослых»: «Эта игрушка для детей постарше», «Когда ты подрастешь, мы тебе купим такой же велосипед».
  3. Как и при всех остальных капризах и чудачествах ребенка стоит сохранять спокойствие. Не надо ни раздражаться, ни ругать ребенка, но умиляться и позволять делать все, что пожелает «малыш» тоже не нужно, чтобы такое поведение не укрепилось и не стало впоследствии чертой характера.
  4. Даже если ребенку на время понравится находиться в роли маленького, со временем он все равно убедится, что взрослеть все же интереснее.

Ребенок провоцирует скандалы

Причем на ровном месте. Вы говорите, что сегодня купите ему долгожданную машинку, только прежде зайдете в магазин за продуктами, но ребенок не соглашается — сначала машинка. И как бы вы ни старались объяснить, что продуктовый магазин скоро закроется, малыш продолжает настаивать на своем, а конфликт постепенно обрастает слезами, криками или истерикой.

Неужели он не понимает, что иногда надо уступить? Понимает, но согласиться не может.

Психологи утверждают – в этих случаях у детей чувство собственной значимости и взрослости может лишить их здравого смысла, борьба за свои права становится главной.

Если бы он мог, то обосновал свою позицию приблизительно так: «Я тоже хорошо знаю, что лучше, я самостоятельный и взрослым это придется учесть». Но обосновать не получится потому, что такое поведение обычно свойственно детям трех-четырех лет, которые не обладают достаточным словарным запасом для выражения своих мыслей и вместо этого ребенок плачет и кричит.

Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

Даже когда, на первый взгляд, в семье всё хорошо, все друг друга уважают и мама с папой действуют как единая команда, оберегают детей и заботятся «как надо», ребятишки всё равно кричат, истерят и плачут.

«Почему?» спрашивают себя родители.

Мама и папа не дают и шагу ступить без их контроля, не позволяя малышу развиваться как самостоятельному человеку. К чему это приводит?

Ребенок начинает бояться делать самостоятельные шаги, а истериками он пытается добиться того, чтоб за него решили все проблемы, даже такие, как например — поднять с полу упавший кубик или взять со стола стакан воды.

Позволяйте своим деткам самостоятельно решать свои «глобальные» проблемы. Более того, с самого раннего возраста необходимо приучать малышей к тому, что у них кроме потребностей, есть еще и обязанности.

Таким образом они не будут требовать от вас бегать перед ними «на задних лапках». Об избалованных детках мы более подробно поговорим в отдельной статье.

Ребенок играет с одной и той же игрушкой

Так бывает очень часто, у всех в детстве были любимые потрепанные зайцы и сломанные куклы, но иногда привязанность переходит все разумные пределы. Ребенок с ней ест, спит и купается, не расставаясь ни на минуту. Роль «фетиша» может выполнять и другой предмет, книжка, например.

У моих знакомых дочка была привязана к небольшой подушечке, только на ней она могла заснуть, а если в какую-либо из поездок подушку забывали взять, то проведенное в поездке время приравнивалось к катастрофе.

Скорее всего, что с этими «драгоценными» предметами у ребенка связаны какие-то приятные успокаивающие эмоции, которые бережно хранит их память. А, возможно, глаза игрушечного медведя очень похожи на глаза любимого папы 😉 и ребенок бессознательно ассоциирует игрушку с ним.

Итог всего сказанного

Любите детей, хвалите почаще, поддерживайте их, уделяйте внимание и никогда не показывайте плохих примеров!

На этом, друзья, буду заканчивать. Не маленькая такая статья получилась, но уверенна что я еще не всё сказала, тч если есть вопросы или какие-то мысли на эту тему, то жду ваших комментариев.

Кстати! Есть очень хорошая книга автора Элизабет Пэнтли: «Дисциплина без наказаний и крика!» — как привить своим детям послушание без нервотрепки, скандалов и плача! Рекомендую!

И буду вам благодарна, если поделитесь статьей в соц. сетях. Спасибо!

Всегда с вами, Саша Богданова

Ребенок придумывает невероятные истории

Моя младшая дочка практически каждый день приходила из садика с рассказом о мальчике Васе, который был сверхнепослушным ребенком. Что только не приходилось терпеть от него бедным воспитателям…

На истории о том как четырехлетний Вася вдребезги сломал унитаз в детском саду, мое любопытство перешло все границы и я подошла к воспитательнице с вопросом каким образом им удается укрощать этого буйного Василия.

Удивлению не было предела, когда я узнала, что мальчика с таким именем в группе нет и не было, а унитазы в саду все как один целые))

Но эта история вызывает улыбку, а представьте что испытывают родители, когда ребенок рассказывает в саду про то какие драки происходят между мамой и папой и как приехавшую милицию папа не пускает в дом, пугая пистолетом…

Выглядят такие истории устрашающе. Понятно, когда у девочки Саши из нашей группы «дома жила фея»)) А «драка, милиция, пистолет…»?

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

Женщина, носящая под сердцем свое счастье, часто задумывается о том, каким будет ее будущий малыш. Перед ней встают картинки, где красивый кроха тихонько играет в игрушки, все кушает и сладко засыпает от ее поцелуя. Но в большинстве случаев все происходит наоборот. Непослушные дети – как это исправить?

Переживаем возрастные кризисы

Основные проблемы непослушания в этом возрасте кроются в следующем:

  1. Малыш не зная как привлечь к себе внимание родителей, добивается своего криком. Обеспокоенная мама бежит на помощь, и они продолжают играть вместе.
  2. Слишком сильная опека со стороны родителей. Они всюду контролируют, и дитя не может сделать, что-то самостоятельно.
  3. Непроизвольное желание наказать родителей за не купленную в магазине игрушку.
  4. Кроха разочаровался в своих силах. Он очень хотел залезть на спинку дивана, но у него не получилось. И слезы отчаяния текут сами по себе.
  1. В четырех летнем возрасте малыши в качестве способа удовлетворения собственных желаний, закатывают истерики «на публике» подсознательно зная, что родители пойдут на все, чтобы их успокоить.
  2. Дети с 5 лет уже начинают выстраивать для себя определенные жизненные правила и жить по ним. Любое отклонение от этих правил настраивает ребенка негативно в отношении взрослых. Это приближает их к так называемому кризису 7 летнего возраста.
  1. Дети активно подражают взрослым. Серьезный, маленький птенчик выглядит очень забавно.
  2. Совершают глупые и плохие поступки умышленно, тем самым пытаясь обратить на себя внимание.
  3. Кривляются.
  4. Проявляется неусидчивость и манерность поведения.
  1. Фрустрация.

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград. Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство.

Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивен 

Предлагаем ознакомиться:  К чему снятся фекалии? Сонник подскажет правильный ответ на этот вопрос

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?». Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку.

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

  1. Агрессия взрослых.

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же. Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду.

Читать по теме: Почему ребёнок дерётся и обзывается 

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность. Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор.

И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку. Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

  1. Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Читать по теме: Правила поведения на детской игровой площадке 

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

  1. Сила как способ повышения статуса.

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия. В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Читать по теме: Старший ребёнок обижает младшего — что делать 

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

  1. ТВ и гаджеты как источники агрессии.

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий.

Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг.

Как приучить детей к чему-то стремиться и быть послушным?

Что делать для того, чтобы малыши слушались родителей и с удовольствием занимались тем, что от них требуют. Врач высшей категории, педиатр Комаровский Евгений Олегович имеет свое мнение по данному вопросу:

  1. Необходимо заинтересовать ребенка.

Не стоит насильно заставлять его делать то, к чему он не готов. Например, для того, чтобы малыш научился хорошо рисовать, не стоит тащить его в школу рисования. Для начала в его комнате разложите много красочных карандашей и бумагу. И понаблюдайте, проявит ли он интерес. А может его, привлечет песня, которою он услышит с экрана телевизора и заслушается ей. Подумайте, может быть ходить в детский хор для него будет намного приятнее и веселее.

  1. Метод похвалы и порицания.

Любые неприятные ощущения всегда складываются из того, что человек испытывает в процессе выполнения того или иного задания. Дети тоже не исключение. Если ребенку говорить, что он плохо читает, врет слова и торопится, то книга для него станет злейшим врагом.

  1. Частый контакт между родителями и детьми поможет выявить те или иные предпочтения у ребенка. Развивающие игры помогут понять, в чем ребенок преуспевает, а что дается ему с трудом.
  2. Не отказывайте ребенку в просьбе прочитать еще несколько раз стих или рассказ. Скорее всего, эти произведения очень понравились ему, и именно они дают его мозгу то воображение, которое он постигает, узнавая мир.
  3. Приучайте ребенка смотреть познавательные телепередачи и видеофильмы. Добрый и позитивный фильм поможет успокоить его и многому научит.
  4. Обязательно читайте детям сказки. Сказка поможет крохе познавать человеческие отношения и окружающую среду в целом.
  5. Старый, советский мультик научит малыша дружбе, уважению и взаимопониманию.

Дети вырастают, и их истерики родители начинают вспоминать с умилением и огромной любовью. Но стоит помнить, что помогая и поддерживая ребенка в столь маленьком возрасте, вы готовите его к вступлению на новый самостоятельный этап своей жизни. Если все пройдет удачно, то школа для малыша будет только в радость.

Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Полезные советы:

  • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
  • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
  • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
  • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
  • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
  • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.
  • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
  • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
  • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
  • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.
Предлагаем ознакомиться:  Бизнес на сахарной вате: выгодно ли

Возьмите на заметку:

  • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
  • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
  • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
  • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
  • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

Учтите темперамент сына или дочки:

  • флегматик.
    Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
  • холерик.
    Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
  • меланхолик.
    Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
  • сангвиник.
    Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

Сложно сохранять спокойствие, когда внутри всё бурлит от негодования, но ради хороших отношений придётся постараться. Воспитание детей – не только радость и приятные эмоции, но и ежедневный труд. С этим утверждением сложно спорить. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, подумайте, что можно сделать, если ребёнок непослушный и нервный. Поможет ваше терпение, доброжелательное отношение, любовь к сыну и дочке.

Я работаю классным руководителем. Недавно ко мне в отчаянии обратилась мама одной ученицы пятого класса. Она жаловалась, что дочь дома не слушает её, грубит, а в школе ведёт себя иначе, как примерная девочка. По её словам, она старается всё дать свои троим ребятишкам, оградить их от бытовых проблем, а в ответ получает лишь пренебрежительное отношение.

Непослушание детей – частая проблема, но как её решить? Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.

  1. Пытается привлечь внимание. Такое часто бывает, когда родители работают и нет времени на элементарную задушевную беседу с ребенком. Мама прибегает уставшая с работы, забирает чадо со школы или детского сада. Ребенок хочет поделиться впечатлениями за день, но мама отмахивается, говорит, что нужно приготовить ужин до прихода папы и прибраться. Малыш ждет папу, но и тот устал и хочет полежать перед телевизором. Ребенок понимает, что для привлечения внимания необходимо сделать что-то неординарное и зачастую это проявляется непослушанием.
  2. Проверяет, кто тут главный. Ребенок психологически пытается прощупать границы дозволенного. Такое зачастую бывает после долгого пребывания у бабушки с дедушкой, где все разрешено. После подобного отношения ребенок думает, что его родители будут принимать его также, но, к сожалению, этого не происходит. И нередко конфликт перерастает в непослушание. Конечно, приказной тон – не лучший выбор для воспитания ребенка, но малыш всегда должен знать и понимать, что вы – взрослые люди, к мнению которых нужно прислушиваться.
  3. Низкая самооценка. Иногда ребенка воспитывают в атмосфере унижения и запретов. Когда малыша постоянно с кем-то сравнивают, говорят, что у него ничего не получится и вообще, он слабый и некрасивый, ребенок строит вокруг себя защитную стену, он не слушается и огрызается.
  4. Ревность. Иногда дети 4-7 лет начинают вести себя плохо, если в семье появляется маленький братик или сестренка. Ребенок может начать писаться в штаны, как грудничок, перестает убирать за собой, ведет себя неопрятно, просит переодеть и покормить с ложечки. Появление младенца в доме – большой стресс для старшего ребенка, вы должны пережить ситуацию вместе.
  5. Ответная реакция. Иногда дети начинают нервничать и вести себя плохо в ответ на поведение взрослых. Если вы не выполнили данного обещания, обманули ребенка или предали его чувства, малыш не может сформировать претензию, он проявляет обиду именно так.
  6. Частые запреты. Ребенок просто протестует из-за постоянных родительских запретов и зачастую вполне обоснованно. Регулярные запреты теряют ценность слова «Нельзя». Оставьте запрет только на опасные моменты, которые угрожают жизни и здоровью ребенка. Нельзя брать нож, трогать горячий чайник, лезть в розетку. А вот поковыряться в песке можно, и по лужам бегать можно, лучше лишний раз постирать и просушить одежду, чем выстраивать перед ребенком стену недоверия и запретов.
  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Недостаток внимания

Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему?

Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап.

  • В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом.
  • Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку.
  • Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное

Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

Как быть? Постоянно объясняйте, чем полезны ваши требования
. Например, ребёнок вряд ли отреагирует правильно, если сказать ему, что уже поздно и пора ложиться спать. Но в большинстве случаев он пойдёт в постель, если объяснить: «Тебе нужно набраться сил для завтрашних игр, поэтому лучше лечь спать прямо сейчас».

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Загрузка ...
Adblock detector