Как научить детей питаться самостоятельно

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие — позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма — лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора — вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее — долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесь не упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше — и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне — временные победы.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше — и это абсолютно нормально.

Признаки готовности

Очень важно убедиться в том, что малыш действительно готов переходить от кормления с ложечки к самостоятельному обслуживанию. Родители должны понимать, что все детки индивидуальны. Один малыш может проявить интерес к ложечке ещё в полугодовалом возрасте, тогда, как другой и в два с половиной года будет отказываться брать ложку в свою ручку. Маме нужно будет понаблюдать за ребёнком, выявить признаки готовности:

  • малыш проявляет интерес к еде;
  • начинает кушать ручками;
  • самостоятельно берёт и тянет в ротик кусочки хлеба, фрукт, печенье;
  • пытается вырвать ложечку из маминой руки.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения: 

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания. 
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно, чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки, лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи — проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой. 
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок — маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно, когда он действительно голоден.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, что малыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения. Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.   
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда — не игрушки, а еда — не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды: детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать. Подробнее о том, как выбрать их правильно почитайте в нашей статье http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1714
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники, изготовленные из специального мягкого и гибкого пластика с загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник. 

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи — проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды: детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники, изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикасзагнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

Как научить ребенка есть самостоятельно

При выборе подходящего возраста для начала процесса самостоятельного обслуживания в процессе кормления, необходимо учитывать все особенности развития и личные характеристики вашего карапуза.

как научить детей питаться самостоятельно

Нужно понимать, что в возрасте шести месяцев, даже если малыш проявляет интерес к ложечке и пытается её забрать у мамы, ему ещё рано начинать кушать без сторонней помощи. Ребёнок ещё не сможет координировать свои движения, максимум чего вы добьётесь – еда будет находиться где угодно, но практически не попадёт в ротик к крохе.

Однако, не нужно слишком затягивать с процессом обучения. Некоторые мамочки так привязаны к своим деткам, сильно их опекают и долго не могут свыкнуться с мыслью, что малыш уже достаточно взрослый, не прекращают его кормить до трёх лет, а то и дольше. Помните, что этим вы только вредите развитию карапуза.

Если вы планируете отдавать малыша в детский сад, должны понимать, что там никто не станет кормить вашу кроху с ложечки. Но стоит учитывать, что на процесс обучения вам может потребоваться не один месяц, поэтому начните заранее адаптировать карапуза к самостоятельному обслуживанию во время еды.

Специалисты рекомендуют начинать обучение в годик, так к полуторогодовалому возрасту ребёнок будет уверенно удерживать ложку и сможет самостоятельно кушать.

Многие родители решают начать процесс обучения именно с наступлением двенадцатимесячного возраста. При этом рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Первые блюда должны быть достаточно густой консистенции, чтоб малышу было удобнее захватывать пищу ложечкой.
  2. Поначалу вам придётся вкладывать ложечку в ручку крохе.
  3. Будьте готовы к тому, что еда часто будет пролетать мимо рта. Позаботьтесь о наличии слюнявчика, освободите пол от ковра, если такой имеется, можно застелить клеёнкой место, над которым ест малыш.
  4. Первые приёмы пищи должны наступать при условии хорошего самочувствия ребёнка. Важно, чтоб малыш был голоден на момент кормления.
  5. Очень важно хвалить карапуза за каждое верное попадание ложечки по назначению.

Как выбрать овощное пюре для прикорма? Очень интересная статья!

Бывает и такое. Тогда нужно прибегнуть к следующим советам:

  1. Если ребёнок противится, а время ещё позволяет, отложите процесс обучения на месяц, другой, а потом повторите попытку. Не стоит заставлять малыша кушать насильно.
  2. Сажайте карапуза за обеденный стол, комментируйте, что все члены семьи едят самостоятельно и ему уже пора так кушать.
  3. Ходите в гости к деткам, которые уже умеют кушать сами. Главное, чтоб возраст малышей приблизительно соответствовал годам вашего карапуза.

Главное, не сильно затягивайте с процессом обучения. Лучше успеть научить карапуза до того, как ему исполнится три года или, пока он не отправится в дошкольное учреждение.

В возрасте после года дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супом и размазывает содержимое по лицу… Настоящая катастрофа на кухне! Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания — позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

Чтобы ребенок научился есть самостоятельноМалыш хочет сам держать ложку? Так тому и быть. Однако не помешает приготовить две ложки: одну для ребенка, а вторую для себя. Пусть он начнет трапезу сам, а когда устанет, переймите эстафету.Застелите газетой стол и пол под ним, прежде чем дать малышу возможность самостоятельно себя покормить.

Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой — точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично.

Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже… Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

Как выбрать овощное пюре для прикорма? Очень интересная статья!

Чтобы ограничить отходыПриготовьте блюдо, состоящее из небольших кусочков, которые легко жуются и глотаются — тогда малыш сможет их брать и подносить ко рту. Тут руки могут заменить ложку.Маленькими кусочками можно подавать сырые и вареные овощи и фрукты, злаковые продукты, печень, ветчину, рыбу…Отдавайте предпочтение пище, прилипающей к ложке: пюре, киселям, овсянке, творогу…Жидкий йогурт предложите пить через трубочку или из бутылочки.

Примерно в возрасте 7-9 месяцев, малыш начинает пытаться взять ложку, которой его кормят. Но он еще не способен поднести ложку ко рту и положить ее во внутрь. Это первый шаг как научить ребенка есть самостоятельно. Ближе к 15 месяцев ребенок способен, при ежедневной практике, есть самостоятельно ложкой или вилкой с закругленными краями. В 2 года ребенок может нормально питаться, только если он обучен надлежащим образом.

А теперь предлагаем почитать секреты как научить ребенка есть самостоятельно.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
  2. Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи. Карапузу будет проще учиться на их примере.
  3. Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
  4. Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
  5. Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
  6. Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
  7. Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.
Предлагаем ознакомиться:  Как узнать по руке сколько будет детей

Учим малыша пить

Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.

Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста.

Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.

Как выбрать овощное пюре для прикорма? Очень интересная статья!

Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.

Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.

В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:

  1. Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
  2. Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
  3. Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
  4. Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.

Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:

  1. Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
  2. Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
  3. Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
  4. Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
  5. Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
  6. Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.

Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду. Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.

Возможно, вы пропустили благоприятный период — когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось — не старше полутора-двух лет.

Как научить ребенка есть самому

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер — со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

P. S. Как видите, работы предстоит немало. От вас потребуется колоссальное терпение, последовательность в действиях, выдержка и спокойствие. Однако ваши усилия обязательно увенчаются успехом: малыш сам будет виртуозно пользоваться столовыми приборами, утоляя свой голод.

В следующей статье мы рассмотрим, как научить ребенка самостоятельно пить из чашки, а также пользоваться ложкой, вилкой и ножом Как научить ребенка есть самостоятельно (часть 2).

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось— не старше полутора-двух лет.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки — необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик — и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

— Как должна питаться будущая мама?

Женщина должна думать о своем питании не при наступлении беременности, а задолго до неё. Питание должно быть разнообразным и обязательно 5-6 разовым. Необходимо исключить острое, копчёное, солёное. А под запретом спиртное и никотин. Особое внимание нужно уделить молочным продуктам, но это не обязательно цельное молоко, это могут быть йогурты, кефир, сметана, сыр, творог.

Не забывайте о специализированных продуктах для беременных. Если у женщины гестоз (частые или периодические рвоты), пищу можно принимать следующими способами: 1) не вставая с постели, 2) пить через соломинку, 3) не смешивать твёрдую и жидкую пищу, 4) принимать пищу в охлаждённом виде.

Внимание! Женщина должна питаться разнообразно, чтобы в дальнейшем ребёнок не был избирательным к пище.

— А что самое важное в питании кормящей мамы?

Кормящая женщина должна знать, что состав грудного молока крайне сложен и имеет только 1 постоянную величину — это белок, а содержание всех остальных единиц – жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов – нестабильно. Питание женщины может влиять на состав молока, как в хорошем, так и в плохом смысле.

Поэтому она должна рационально питаться и обязательно использовать в своём питании специализированные продукты для беременных и кормящих, витаминные комплексы и йодсодержащие препараты. А насчет непосредственно аллергенных продуктов, то надо смотреть индивидуально, что именно мама ест, сколько, как реагирует малыш – коликами, стулом, кожными высыпаниями и, исходя из этого, решать проблему. Обязательно нужно исключить все аллергенные продукты, острое, солёное, копчёное и конечно же алкоголь.

Необходимые приспособления

Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:

  1. Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
  2. Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.

Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.

  1. Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление. Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
  2. Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
  3. Слюнявчик. Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
  4. Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй — самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками, за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками — для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой — для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком — для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуютмодели:

  • с двумя-тремя секциями — для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру — с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно — чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны — дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Как научить ребенка есть самому

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип — чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Полная чайная ложка помешается в рот малыша уже в возрасте 2 лет. Но намного эффективнее будет обучить малыша кушать самостоятельно, если у него есть своя «детская посуда». Ведь сейчас можно купить красивые яркие тарелки и ложки, из качественного материала, а главное не бьющегося. Причем картинка на дне тарелки будет мотивировать скушать до конца.

Хитрость заключается в том, чтобы каждый раз класть в тарелку немного детской еды. Если ребенок все еще голоден, то можно добавить еще немного еды, и так до тех пор, пока малыш не будет сыт. В общем, детская посуда с любимыми героями мотивирует на быстрое самостоятельное обучение кушать в одиночестве. Стоит поощрять ребенка есть самостоятельно, и просто наблюдать за ним.

Вилка

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» — примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки. Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток — и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом, да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайкас чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку. Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока». Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то — к 1,5 годам, но иногда — несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.
Предлагаем ознакомиться:  Как питаться во время лактации

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия — и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма — примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку — и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное — чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель— ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища — каши или пюре. Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко — и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время — и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

https://www.youtube.com/watch?v=94icjAPA0PM

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда — и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать кегоприобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет, а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное — запомните, что всё сугубо индивидуально.

Ребенку стоит дать вилку после того, как он усовершенствовал свою технику еды ложкой. Обычно дети могут использовать вилку в возрасте 15-18 месяцев. Начать стоит с сыра или нарезанных кусочков курицы или фруктов. Сначала будет трудно поймать пищу вилкой, поэтому стоит немного помогать, но не навязчиво, чтобы не отбить охоту от данного занятия, все таки малыш сам должен проявлять интерес к процессу самостоятельного поедания пищи. С течением времени помощи потребуется меньше и малыш привыкнет к вилке.

Нарушения сна

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.

* Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему.

Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей.

* Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями).

Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.

* Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями».

Соблюсти интересы ребёнка

С самого детства нужно приучать малыша к соблюдению элементарных правил этикета. Неудивительно, что при приёме пищи также необходимы эти знания:

  1. Приучайте кроху мыть ручки перед едой.
  2. Никогда не сопровождайте приём пищи просмотром телевизора, не обкладывайте карапуза целой горой игрушек. Процесс кормления должен проходить исключительно на кухне.
  3. Разрешается играть с ложечкой только на начальном этапе знакомства. Потом игры с едой и посудой недопустимы.
  4. Соблюдайте режим. Пусть карапуз кушает строго по часам. Это приучит его к порядку, да и для процесса пищеварения это большая польза.
  5. Учите малыша, если он испачкался, вытираться салфеточкой. Объясните, если ложечка упала на пол, она уже грязная и её нельзя использовать, пока не помоете.

— После выхода статьи, где я написала, что после полугода питательная ценность молока снижается, читатели упрекали меня в пропаганде отказ от грудного вскармливания в пользу прикормов…

— Думаю, что всё дело в неправильно расставленных акцентах в Вашей статье. Вообще о грудном молоке можно спеть отдельную песню. Всемирная организация здравоохранения на основании данных исследований учёных всего мира рекомендует ребёночка до шести месяцев не трогать вообще, ничего в рацион ему не вводить и давать только материнское молоко.

Потому что, даже как бы ни была истощена мама, её молоко значительно лучше, чем искусственно приготовленная, пусть даже самая качественная детская молочная смесь. До сих пор учёные не могут объяснить механизм выработки молока в женской груди: каким образом материнский организм «распознаёт» потребности ребёнка в конкретный момент.

Многочисленные опыты показывают: материнское молоко действительно может приспосабливаться под нужды ребёнка, оно меняется по составу не только на протяжении периода вскармливания, но и даже в течение суток. Если ребёнку хочется пить – молоко будет жидким, если ему необходимо больше сахара – молоко будет сладким, если он нуждается в калориях – оно вырабатывается более жирным и густым, «сытным».

Малыш всегда получит то молоко, которое ему нужно. Но – я снова возвращаюсь к этой мысли! — после полугода в силу того, что потребности ребёнка меняются, даже самое лучшее на свете материнское молоко не может полностью удовлетворить его потребности в питательных веществах – ему нужно уже значительно больше для роста и развития, чем в первые месяцы жизни.

— И всё-таки, в чём питательная ценность молока после года? Получается, что если все прикормы введены вовремя, питается ребёнок полноценно – то для чего молоко?

— Это и ферменты, помогающие пищеварению, и средства иммунной защиты, и гормоны, и другие биологически активные вещества… Кроме того, бывают действительно тяжёлые ситуации, когда ребёнка можно спасти, временно переведя исключительно на грудное вскармливание. Это и мой собственный опыт: когда мой ребенок тяжело заболел в год (а я в то время уже почти не кормила), из-за приступообразного кашля он не мог ничего есть.

— А как же болезненная психоэмоциональная привязанность? Она не развилась после этого случая?

— Нет, после болезни ребёнок быстро повеселел, переключился на другие, не менее интересные предметы, и постепенно мы снова свели на «нет» грудные кормления. Я привела этот пример, чтобы подчеркнуть важность грудного вскармливания и уникального материнского молока. Это – Природа, и никто лучше неё эту систему «мать-дитя» не отладит.

И поэтому я рекомендую начинать прикормы не в три месяца (как допустим, всё ещё рекомендует Институт питания РАМН), а в полгода. И то, лишь из тех соображений, чтобы не заменить полностью мамино молоко – пусть оно будет! – но чтобы напитать ребёночка дополнительно теми веществами, которых ему уже недостаточно поступает с молоком.

Молоко же остаётся в рационе ребёнка с его ценными компонентами – ферменты, микроорганизмы… И конечно же психоэмоциональная составляющая очень важна, и хотя бы по этой причине грудное вскармливание желательно продолжать минимум до 9-ти месяцев. А там уже дальше – после года, когда у ребёнка не только все продукты присутствуют в рационе, но и собственная пищеварительная система ребёнка достаточно сформирована, грудное вскармливание можно потихоньку сворачивать. И тут как раз на первый план выходит психоэмоциональная привязанность.

— Вы хотите сказать, что он уже понимает, что к чему, и вполне способен отличить титю от каши?

— Если ребёнок кормится грудью очень долго, то в возрасте года-полутора может наступить кризис: ребёнок отказывается есть, он ничего не хочет из продуктов, капризничает и требует только грудь. И это понятно – момент для постепенного, своевременного введения продуктов в его рацион упущен, грудь даётся по требованию, в любой момент – нет ни режима питания, ничего.

Между тем, он уже в состоянии (и ему необходимо!) получать кроме груди и другую пищу. И в этот момент он начинает вредничать. Его неравная система подобна оголённым проводам. И это тоже связано с питанием – находясь на груди постоянно, он не получает необходимых ему питательных элементов, и нервная система ребёнка перевозбуждена.

— И кстати, около года они как раз совершают первые шаги и становятся чуть более независимыми, как минимум, по части перемещений в пространстве …

— Да, есть такой момент. До этого, когда он или ползал или перемещался у мамы на ручках, он не очень беспокоился. А в год-полтора ребёнок начинает отделяться от мамы, и идёт обратная реакция: с одной стороны, он уже не так зависит от неё ни в передвижении, ни в питании, но с другой стороны, он боится маму потерять.

И каждый раз, возвращаясь к груди, он как бы проверяет: здесь ли мама? Происходит своего рода откат – психологи отмечают его в период с 7 до 11 месяцев. И очень много проблем мы как раз имеем с теми детишками, которых мама долго кормила грудью, и в более старшем возрасте грудное кормление было уже не радостью, а только нервировало и маму, и малыша.

И когда с такими детками в возрасте, скажем, двух лет родители приходят ко мне как к диетологу с вопросом «что делать он ничего не ест», то моя работа тут минимальна – я отправляю к психологу. Потому что прежде чем кормить его нужной едой (то есть соответствующей его возрасту), нужно сначала интерес к этой еде в нём пробудить.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое радуга? (описание, фото и видео)

— Когда?!

— Месяцев в 5-6 – это идеальное время для введения первых прикормов даже с психологической точки зрения. Ребёночек пока ещё ничего не боится, он уверен в том, что мама его не бросит, а главное – у него присутствует здоровый интерес к взрослой пище. На фоне этого интереса самое время предлагать ему новую пищу первое время пока только попробовать – в полгода ребёнок эту новую пищу с удовольствием проглотит во всех смыслах этого слова.

— Хорошо: своевременно начали с новой пищей знакомить, к году – как Вы уже сказали – все соответствующие возрасту продукты присутствуют в рационе… Получается, когда же давать грудь? На грудь места в таком режиме питания уже не остаётся!

— Поначалу грудь даётся сразу после прикорма: съел две-три ложки овощного пюре или кашки, «запил» маминым молочком. Позднее одно из грудных кормлений заменяется прикормом полностью, затем два кормления в день, три и так далее. К году грудь ребёнок получает уже эпизодически, в перерывах между основными приёмами пищи. Это и есть схема естественного вскармливания годовалого ребёнка – когда мы грудь оставляем, но к году уже все продукты вводим…

— Особые мучения мамочкам доставляют ночные кормления. Частая картина: ребёнок днём почти не прикладывается, про грудь забывает, но засыпать ложится только с титей, и кроме того, всю ночь титю использует по полной программе…

— Если женщина очень хочет сохранить лактацию, то она должна смириться с тем, что ей придётся кормить ребёнка и ночью – ведь именно ночью вырабатывается пролактин, и импульсация от ночного вскармливания распространяется и на дневное время.

— И, выходит, что если мама настроилась грудное вскармливание прекратить, первым делом она прекращает ночные кормления?

— Да, если настроилась, — то нужно начинать отказ от груди именно с ночных кормлений. Успокаивать ребёночка, баюкать, носить на ручках. Давать ему спящему кефир, воду, компот из сухофруктов…

— На форуме был вопрос про «скачки глюкозы»: по одной из теорий, ребёнок просит по ночам грудь, потому что испытывает потребность в сладком, то есть в глюкозе, которой богато грудное молоко…

— Да, это действительно существует: есть так называемый «феномен утренний зари», когда наступают моменты истощения глюкозы в крови, а к глюкозе чувствительны именно клетки мозга, и потребность в ночном кормлении у ребёнка есть – это да. Но после трёх месяцев мы также оцениваем и продолжительность ночного сна, потому что привычка питаться ночью для более старшего возраста – это плохая привычка.

— И как в таком случае его лучше кормить на ночь?

— Хорошо полноценно кормим тем, что он любит и хорошо переносит. Лучше, если это будут каши и овощные блюда, богатые углеводами. Мясо – по минимуму, оно переваривается долго и сложно. А вот в кашах и овощах глюкоза содержится в таком виде, что она высвобождается постепенно и медленно напитывает ребёнка ночью.

— Знаете, если говорить о том, что в раннем детстве мы формируем пищевые привычки, то уж привычка полноценно наедаться на ночь уж точно не может считаться хорошей!

— А я разве говорю о том, чтобы питаться на ночь? Имеется в виду вечернийприём пищи. Ужин. Мы ведь с Вами и сами ужинаем не позднее, чем за три часа до сна.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит.

Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы.

Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

* Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания.

Как это выглядит на практике?

Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания.

В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.

К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка.

Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными».

Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача.

Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

* К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство.

Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.

Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях.

Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом.

Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания.

— Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две).

— Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей.

— Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

— Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая, таким образом, протестное поведение.

Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

* К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить.Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь!

Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра.

Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут).

Игрушки

В этом возрасте – один из востребованных подарков. Помните главное – он должен развивать у ребенка какой-то навык, а не просто пылиться на полке.

Вообще, у годовастиков, как правило, вызывает неописуемый восторг все, что катается. А если к этой машине можно привязать веревочку и посадить любимого мишку или даже покататься самому – это двойной восторг!

Велосипед с ручкой

(ручка предназначена для родителей

Эдакий аналог коляски «для продвинутых». У ребенка будет ощущение, что он сам управляет, что в этом возрасте важно. Но учтите один момент – такой велосипед наиболее пригодится на улице в сухое время года, либо дома только в том случае, если квартира именинника достаточно просторная для подобного рода перевозок.

За сравнительно небольшую цену вы подарите ребенку собственный потайной уголок. Возможно, не все дети сразу поймут всю прелесть подарка, но рано или поздно они его оценят. Вспомните себя в детстве, когда мы сооружали «шалаши» под столом и покрывалами.

Качели

Редкий ребенок не любит качаться. Сегодня можно выбрать детские качели и для дома, и для улицы.

Игрушка-качалка

Тоже вариант качелей, но напольный и более безопасный. Есть надувные качалки, есть деревянные и есть плюшевые (по результатам опроса наиболее любимые у деток).

Как правило, пользуется большим успехом у деток, особенно если сразу показать ему, как можно пользоваться бассейном. Кроме того, ребенок найдет применение мячикам и вне бассейна. Но будьте готовы (или подготовьте родителей именинника), что эти самые мячики равномерно распределятся по квартире. Многие врачи считают, что подобная игрушка очень хорошо влияет на физическое развитие малыша.

Девочке уже можно подарить куклу. Желательно, чтобы у нее снималась одежда, тогда малышку можно будет учить одевать и раздевать куколку. Впрочем, этот навык будет полезен и мальчику, но мы, конечно же, понимаем, что вы не можете прийти на день рождения к мальчику с куклой. Кроме всего прочего, в комплекте с куклой можно подарить кукольную посудку без мелких деталей, а также игрушечные кроватку и коляску.

Советы

  1. Предупредите всех членов семьи, чтоб они не кормили ребёнка.
  2. Не заставляйте карапуза самостоятельно кушать в первый раз, если у него плохое настроение или он заболел.
  3. Хорошо, если процесс обучения приходится на летний период. Так гораздо проще помыть малыша.
  4. Не ругайте карапуза, если первые попытки самостоятельного приёма пищи он будет совершать ручками, а не ложечкой.

Приучайте ребёнка кушать самостоятельно только, если он уже психологически и физиологически к этому готов. Не нужно процесс обучения начинать, когда малыш болен. Не принуждайте карапуза и не ругайте его, запаситесь терпением, может понадобиться даже полгода, пока ребёнок уверено научится орудовать ложкой. Сил вам и терпения, а также родительской мудрости и заботы!

Загрузка ...
Adblock detector