Как написать изложение кратко и правильно?

Какими они бывают

Изложения бывают разных типов, в зависимости от характера текста.

1. Повествовательное изложение. Это то, в котором присутствует фабула (сюжет).

2. Описательное изложение (либо содержащее элементы описания чего-либо).

3. Изложение в форме рассуждения (или же содержащее его элементы).

Чаще всего тексты для изложений содержат в себе элементы всех типов. Очень важно уметь разделять текст на отрезки определенных видов, так как работать с каждым из них предстоит по-разному.

Как написать изложение сюжетного типа

Самым простым считается сюжетный (повествовательный) тип изложения. Речь в таком, как правило, идет о жизни людей или целых стран, городов, о фактах и событиях. Чаще всего это повествование художественное, но может быть и вполне научным. Главное в нем — информация о событиях, происходящих в определённой последовательности. При этом обычно требуется написать изложение от 3 лица.

Наиболее частая погрешность такого типа работ — перебор однотипной информации и ничем не оправданное повторение синонимов. Хотите избавиться от данного недостатка — вчитайтесь в работы авторов-профессионалов. Хорошо структурированный текст обходится без ненужных повторов и предполагает некие закономерности при использовании форм глаголов.

Написание

Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

  • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
  • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
  • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
  • При повторном чтении составьте подробный план.
  • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
  • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
  • Приступайте к написанию чистового варианта.

На что обратить внимание

1. Содержит ли данный отрывок информацию, без которой нельзя обойтись в дальнейшем повествовании?

2. Какие из деталей необходимы, какие второстепенные? Можно ли без них обойтись и почему?

3. Как можно лаконично сформулировать главную мысль каждого фрагмента?

4. В каких фразах и словах обнаруживается отношение к персонажам автора?

5. Кто в данном случае главное действующее лицо отрывка и как действия героя привязать к основному содержанию текста?

Пример

Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

«В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили».

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно написать заявление на повышение разряда

Правильно: в избу поставили новую дверь.

«Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем».

Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

«Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали».

Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

И так далее.

Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.

Переходим к описанию

Как написать изложение в виде описания? Таковое считается наиболее сложным из всех. Выполняя такую работу, требуется нарисовать статичную картину, несущую в себе изображение во всех подробностях определенного явления, портрета человека или неодушевленного предмета с выявлением всех его характерных признаков.

При написании работы данного вида очень важно не упустить ни одной мелочи. У читателя должен возникнуть эффект переноса в конкретную эпоху и среду, к которой относится тема работы. Умение создать яркое впечатление от собственного «опуса» не относится к простым навыкам, над ним требуется долго и упорно трудиться.

Давайте рассуждать

Как написать изложение третьего вида? Рассуждения тоже доставляют немало трудностей ученикам. Для успеха такой работы важно наличие аналитического мышления и умения понять и передать не только, что происходит, но и почему, а также чего можно ожидать в перспективе.

Работая над данным типом, следует уточнить главную мысль всего высказывания, выделить его отдельные компоненты, построить план собственных рассуждений, снабдив их сложной и продуманной аргументацией. Текст следует воспроизводить от третьего лица, тщательно следя за отбором языковых средств.

О количестве написанного

Насколько подробно следует излагать текст? Как написать изложение по русскому языку, если в нем не слишком силен?

Подробную передачу прочитанного могут позволить себе ученики с хорошей памятью и способностью к логическому анализу, а также развитой письменной речью.

Если же ученик путается в отличиях между главным и второстепенным, не может постичь суть рассказа или обладает неважной памятью, ему приходится писать короче. В случае экзамена текст обязан быть изложен как минимум на 2 или 3 стандартных тетрадных страницах.

«Как написать изложение по русскому?» — головная боль не одного поколения школьников. Что же конкретно тут можно посоветовать?

Помните, что изложение по сути своей является неким «средним арифметическим» между сочинением и диктантом. «Из головы» выдумывать ничего не нужно, но предлагаемый готовый текст, тем не менее, следует понять, творчески осмыслить и грамотно воспроизвести.

Предлагаем ознакомиться:  Что изучает пунктуация в русском языке?

Полезные советы школьнику

Начинаем улучшать речь ребенка до 1 класса: читаем сказки, обязательно обсуждаем их сюжет, поведение и описание главных героев. Пусть дошкольник пробует их пересказать. Для развития памяти заучиваем наизусть стихи, отрывки из прозы. Перед письменным изложением проводим с детьми подготовительную работу. Помогите ребенку, будьте терпеливы.

Сначала поработайте над содержанием текста. Используйте вопросы:

  • какие эмоции вызвал у тебя рассказ (повесть, сказка и т.д.)?
  • о чем он?
  • назови главных героев, какие они?

Подводим постепенно ребенка к главной мысли произведения. Вряд ли ученик начальных классов сразу даст ответ. С помощью наводящих вопросов вместе определяем идею. Учим обращать внимание на образы и языковые особенности с помощью вопросов:

  • что хотел автор сказать, употребляя эти слова?
  • как это фраза помогает понять характер, события и т.д.?
  • какие слова помогают понять, что герой нравится/не нравится автору?

Следующий шаг – создание плана. Младшим школьникам под силу будет составить простой план. Берем сначала повествовательный текст и просим определить порядок действий. Пункты плана записываем в тетрадь. Предлагаем ребенка устно пересказать по плану, а потом записать. Дайте возможность ребенку самому исправить ошибки. В конце занятия похвалите ученика за успехи.

Постепенно усложняем работу, предоставляя больше самостоятельности. Когда мы видим, что ученик уверенно справляется с анализом текста, то переходим к написанию на слух. Читайте текст, не торопясь, выделяя смысловые фразы. Памятка поможет школьнику научиться последовательности при работе с произведением.

  1. Когда слушаешь текст, сосредоточься на нем.
  2. После первого прослушивания назови тему и идею.
  3. Назови тип текста.
  4. Запиши главные слова, которые влияют на смысл произведения.
  5. Выдели части в тексте, подбери им названия.
  6. В каких словах ты можешь ошибиться? Почему? Проверь по словарю.
  7. После второго прослушивания проверь записи, продолжи работать над планом.
  8. Напиши черновой вариант.
  9. Проверь соответствие написанного текста плану.
  10. Исправь ошибки и перепиши в чистую тетрадь.

Учитель всегда дает подробные инструкции по технике пересказа, так что в нашей статье мы не будем повторять очевидные вещи. Попробуем «пробежаться» по самым проблемным пунктам.

Перед началом диктовки постарайтесь сосредоточиться, обязательно возьмите в руки карандаш или проверенную, хорошо пишущую авторучку. Пометки по ходу прослушивания делать очень важно, и будет крайне обидно, если процесс будет нарушен из-за внезапно закончившегося в ручке стержня или тому подобного.

Не забывайте о поставленных задачах. Ваша цель — с первых же строк определиться, к какому из перечисленных видов изложений относится данная работа. Не уяснив для себя этого важного вопроса, рассчитывать на успех ученик не может.

Авторские конструкции (например, в виде прямой речи) необходимо сохранить в первозданном виде. Для этого короткие цитаты лучше всего быстро записать на черновик карандашом.

Помните, что гораздо важнее передать идею и раскрыть полностью тему, чем завязнуть в мелких и порой несущественных подробностях.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать письмо о повышении цен

И еще нюансы…

Зачитанную учителем инструкцию игнорировать ни в коем случае не следует, иначе высокой оценки не видать. Постарайтесь удержать смысл текста в голове в виде последовательности образов. Если план продиктованного текста обсуждается коллективно, лучше участвовать в этом наравне со всеми.

Не следует спешить записывать сразу же все во время начального прочтения. То же самое относится к перенесению текста из черновика на чистовик — спешить с этим не следует, лучше дождаться разрешения учителя.

Черновик следует заполнять свободно, оставляя пустые места. В эти «окна» позже можно будет дописать недостающую информацию. Ручку удобнее всего взять капиллярную или гелевую с тонким стержнем.

Экономим время

Записывая пометки, для экономии времени прибегайте к сокращениям. Но постарайтесь не запутаться впоследствии в своих собственных аббревиатурах.

Время, отведенное на изложение, должно быть использовано максимально эффективно. Никогда не следует отвлекаться на что-либо постороннее.

Суть всей работы раскрывается последовательно в абзацах, каждый из которых содержит определенную микротему. Начните с обозначения главной мысли каждого из них, записав в качестве первого предложения основной тезис. Затем можно будет не спеша раскрыть его содержимое.

Маленькие хитрости

Внимательно контролируйте грамотность, чтобы не допустить ошибок. Слова, в написании которых сомневаетесь, лучше подчеркнуть и подумать над ними дополнительно. То же самое относится и к знакам препинания.

Если проблема никак не решается, вот небольшая подсказка, как написать изложение (сочинение). Воспользуйтесь тем, что это не диктант, конструкцию предложения всегда можно поменять, а сомнительное слово заменить синонимом без потери смысла. Из тех же соображений не стоит прибегать к длинным предложениям со множеством запятых и сложных конструкций — в них легко запутаться и допустить ошибку.

Готовая работа должна быть тщательно проверена. Перед тем как написать изложение на чистовик, черновик нужно внимательно прочитать не менее двух раз. При проверке следует обратить особое внимание на логическую взаимосвязь всех частей работы. Особое внимание следует уделить абзацам — их число должно соответствовать пунктам плана или быть чуть большим, но никак не меньшим.

Желаем всем успехов в такой творческой работе, как написание изложения!

Загрузка ...
Adblock detector