Как меняется шаровая опора

Причины и признаки повреждения шаровой опоры

В процессе эксплуатации шаровые опоры испытывают приличные нагрузки, так как они несут на себе значительную долю массы автомобиля и им приходится выдерживать систематические удары во время езды по неровным дорогам. Главная причина нарушения нормального функционирования шаровой опоры – износ трущихся поверхностей, который приводит к увеличению зазора между пальцем и корпусом.

Как результат, палец не только вращается, но и совершает в корпусе поступательные движения. Если шаровая опора изношена слишком сильно, то под воздействием ударных нагрузок палец может быть вырван из корпуса. В итоге теряется соединение между ступицей и рычагом и автомобиль становится неуправляемым, что влечет создание аварийной ситуации во время его движения.

Другой, не менее важной, причиной выхода из строя шаровой опоры является своевременно не обнаруженное повреждение или разрыв пыльника. Через лопнувший пыльник в шаровое соединение попадают вода и грязь, которые, работая как абразивный материал, выбивают полости на поверхности шара и в полимерном наполнителе, вызывают коррозию пальца. Все эти факторы влекут за собой появление в соединении люфта, говорящего о необходимости срочной замены детали.

•    Стук в области колеса во время движения с небольшой скоростью по неровной дороге;•    Увеличенное усилие на рулевое колесо при повороте и скрип в передней части автомобиля;•    Неустойчивое движение автомобиля по прямой, так как виляют передние колеса;•    Неравномерный износ протектора шин.

Перечислим основные причины, из-за которых срок службы шаровых опор существенно сокращается. Вот они:

  • сильнейшие ударные нагрузки. Это главная причина поломки шарнира. И она особенно актуальна, если водитель постоянно ездит по грунтовым дорогам или по дорогам с полуразрушенным асфальтовым покрытием;
  • недостаток смазки. Если водитель не проводит систематическое техническое обслуживание шаровых опор и не смазывает их, то смазка вырабатывает свой ресурс и перестаёт выполнять свои функции. Обычно это происходит в течение полугода. После этого разрушение шарового пальца — лишь вопрос времени;
  • поломка пыльника. О назначении этого устройства говорит его название. Когда пыльник выходит из строя, в шарнирном соединении начинает накапливаться грязь. Со временем она начинает работать как абразивный материал, который постепенно повреждает шаровый палец.
    Сломанный пыльник шаровой опоры

    Пыльник на опоре треснул, внутрь попала грязь, которая начала работать как абразив

Теперь перечислим основные признаки, однозначно указывающие на поломку шаровой опоры:

  • грохот подвески. Особенно отчётливо он слышится, когда водитель переезжает через «лежачего полицейского» на скорости в 20–25 км/ч. Если подвеска загремела, значит, смазку из шаровой опоры выдавило полностью;
  • при езде на большой скорости одно из колёс начинает качаться из стороны в сторону. Это говорит о том, что в шаровой опоре возник большой люфт. Ситуация очень опасна, поскольку раскачивающееся колесо в любой момент может развернуться почти перпендикулярно корпусу машины. Автомобиль после этого гарантированно потеряет управление, что может привести к серьёзному ДТП;
    Разворот колеса из-за поломки шаровой опоры

    Поломка шаровой опоры может стать причиной серьёзного ДТП

  • при повороте руля слышен скрежет. Причина всё та же: смазки в шаровых опорах нет;
  • неравномерный износ передних и задних шин. Это ещё один признак того, что с шаровыми опорами что-то не так. Здесь же следует отметить, что колёса могут неравномерно изнашиваться не только из-за поломки шаровых опор, но и по многим другим причинам (например, у автомобиля может быть не отрегулирован развал-схождение).
Предлагаем ознакомиться:  До какого возраста необходимо детское автокресло

Назначение шаровых опор на ВАЗ 2106

Шаровая опора представляет собой обыкновенное шарнирное соединение, с помощью которого колёсная ступица крепится к подвеске. Основная функция шаровой опоры сводится к следующему: колесо с такой опорой должно свободно двигаться в горизонтальной плоскости, и не двигаться в плоскости вертикальной.

Шаровая опора ВАЗ 2106

Современные шаровые опоры на ВАЗ 2106 стали очень компактными

Здесь же следует отметить, что шарниры на ВАЗ 2106 используются не только в подвеске. Их можно обнаружить в рулевых тягах, в рычагах развала и много где ещё.

На заре автомобилестроения в подвесках легковых автомобилей не было никаких шарниров. На их месте были шкворневые соединения, которые были очень тяжёлыми и требовали систематической смазки. Главным недостатком шкворневых соединений было то, что они позволяли колёсам свободно поворачиваться лишь по одной оси, а это, в свою очередь, резко снижало управляемость. В автомобиле ВАЗ 2106 инженеры наконец решили отказаться от шкворневых соединений и использовали шаровые опоры.

Устройство шаровой опоры ВАЗ 2106

Шаровая опора на ВАЗ 2106 представляет собой обычное шарнирное соединение

Устройство первых опор было предельно простым: в неподвижный корпус устанавливался палец с шаром. На палец давила стальная пружина, которая сверху закрывалась крышкой-пыльником. Поскольку при езде на шар в опоре приходилась колоссальная ударная нагрузка, его нужно было периодически смазывать с помощью специального шприца.

Шаровые опоры в силу своей конструкции ремонту не подлежат. Потому что невозможно восстановить в условиях гаража поверхность стёртого шарового пальца. Так что единственный вариант ремонта этой детали — замена. Но перед началом работы подберём необходимый инструментарий. Вот он:

  • домкрат;
  • гаечные рожковые ключи, комплект;
  • молоток;
  • новые шаровые опоры, комплект;
  • отвёртка плоская;
  • инструмент для выпрессовывания шаровых опор;
  • торцовые ключи, комплект.

Перед началом работы колесо, на котором планируется замена шаровой опоры, следует поднять с помощью домкрата, а затем снять, используя торцовый ключ. Эту подготовительную процедуру придётся провести при замене как верхней, так и нижней опоры.

Подвеска ВАЗ 2106

Перед началом работ колесо автомобиля придётся поддомкратить и снять

  1. После снятия колеса открывается доступ к подвеске автомобиля. На верхнем шаровом пальце есть крепёжная гайка. Она откручивается рожковым ключом.
    Откручивание верхней крепёжной гайки

    Для откручивания верхней крепёжной гайки на опоре подойдёт ключ на 22

  2. Специальным инструментом палец выдавливается из кулака на подвеске.
    Выпрессовывание пальца из проушины

    Чтобы пользоваться специальным выпрессовочным инструментом, требуется значительная сила

  3. Если подходящего инструмента под рукой не оказалось, то извлечь палец можно сильно ударив по проушине подвески молотком. Верхнюю часть шаровой опоры при этом необходимо поддеть монтировкой и выдавливать вверх.
    Выбивание шарового пальца молотком

    Удары наносятся по проушине, а палец необходимо тянуть вверх монтировкой

  4. Верхняя шаровая опора крепится к подвеске тремя гайками на 13, которые откручиваются рожковым ключом.
    Откручивание крепежа опоры

    Шаровая опора держится на трёх гайках на 13

  5. Теперь верхнюю шаровую опору можно снять и разобрать. Пластиковый пыльник с опоры снимается вручную.
    Верхняя шаровая опора снята

    Пыльник с изношенной опоры снимается вручную

  6. На пальце нижней шаровой опоры тоже имеется крепёжная гайка. Однако отвернуть её сразу и полностью не выйдет, потому что она через несколько оборотов упрётся в подвеску. Поэтому для начала эту гайку нужно отвернуть на 5–6 оборотов.
  7. После этого специальным инструментом нижняя опора выпрессовывается из проушины в подвеске.
    Выпрессовка нижней опоры

    Перед выпрессовкой опору следует ослабить, выкрутив крепёжную гайку на 5 оборотов

  8. Вышеуказанную крепёжную гайку после этого следует отвернуть полностью.
  9. Рожковым ключом на 13 отворачиваются крепёжные гайки, удерживающие шаровую опору в проушине, после чего нижняя опора извлекается.
    Снятие крепежа с нижней опоры

    Крепёж с нижней опоры удобнее снимать торцовым ключом на 13

  10. Изношенные шаровые опоры заменяются новыми, после чего производится обратная сборка подвески ВАЗ 2106.
Предлагаем ознакомиться:  Как меняются соски при беременности особенности описание и структура

Замена своими руками

В современных иномарках с многорычажной подвеской шаровая опора запрессовывается в корпус рычага и меняется вместе с рычагом. Удовольствие это достаточно дорогое, поэтому многие автосервисы представляют услуги по реставрации, когда опоры переделывают в разборные, полируют пальцы и меняют пластиковые вкладыши или заливают под давлением полимер в корпус.

1.    Вывешивают автомобиль на подъемнике;2.    Снимают колеса и, если есть, защиту картера;3.    Отворачивают гайку ступицы, гайку пальца шаровой опоры и болты крепления опоры к рычагу или кулаку;4.    С помощью съемника выпрессовывают шлицевой наконечник наружного ШРУСа и закрепляют привод, чтобы не мешал и не выпал из коробки переключения передач;5.

Выпрессовывают шаровую опору специальным съемником из рычага или проушины поворотного кулака;6.    Устанавливают новую шаровую опору, закручивают гайку пальца опоры;7.    Устанавливают на место привод колеса и затягивают гайку ступицы;8.    Затягивают болты крепления шаровой опоры к рычагу или поворотному кулаку, не допуская повреждений пыльника шарового шарнира;9.    Устанавливают колеса.

Чтобы шаровые опоры служили долго, а затраты на их ремонт и замену были минимальными, владельцам иномарок достаточно выполнять два несложных правила: своевременно менять поврежденные пыльники и максимально аккуратно водить автомобиль по неровным дорогам.

Последовательность необходимых для замены своими руками работ:

  1. установите противооткатные упоры;
  2. поддомкратьте автомобиль, зафиксировав его страховочными подпорами;
  3. открутите колесо;
  4. снимите фиксирующую скобу верхней точки крепления, если таковая предусмотрена;
  5. используя ключ на 17, отверните гайку верхнего крепления шарнира к поворотному кулаку;
  6. зафиксируйте болт, использующийся для крепления опоры к рычагу, с помощью ключа на 17. Затем головкой на 17 либо ключом аналогичного размера отверните болты, расположенные снизу рычага. Таким способом открутите все 3 точки крепления;
  7. выдерните ступичный узел и шаровую опору с посадочного места в рычаге. Теперь вы сможете повернуть «кулак» для более удобной  работы со съемником;
  8. установите съемник, дабы вытащить палец шаровой из посадочного конуса в поворотном кулаке.
Предлагаем ознакомиться:  Болгарская палочка и термофильный стрептококк для производства йогурта Польза йогурта Как делать йогурт

О выборе шаровых опор

Как уже говорилось выше, важнейшей деталью опоры является шаровый палец. Именно от его долговечности зависит надёжность подвески в целом. Поэтому требования к качественным пальцам весьма серьёзные:

  • хороший шаровый палец должен быть сделан из высоколегированной стали;
  • поверхность пальца (но не шара) в обязательном порядке должна быть закалена;
  • палец и остальные детали опоры должны быть изготовлены по методу холодной высадки и только после этого подвергнуты термической обработке.

Перечисленные выше нюансы технологического процесса весьма затратны, поэтому используют их только крупные производители шаровых опор, коих на отечественном рынке не так много. Перечислим их:

  • «Белмаг»;
    Опоры «Белмаг»

    Шаровые опоры «Белмаг» имеют самую демократичную стоимость

  • «Трек»;
    Опоры «Трек»

    Особенностью этих опор являются прозрачные пыльники, что очень удобно при осмотре

  • «Кедр»;
    Опоры «Кедр»

    Опоры «Кедр» когда-то были очень популярны. Сейчас найти их на рынке не так-то просто

  • «Lemforder».
    Опоры «Lemforder»

    Продукция французской фирмы Lemforder всегда славилась отменным качеством и высокой ценой

Продукция этих четырёх фирм пользуется у владельцев ВАЗ 2106 неизменно высоким спросом. Здесь же следует отметить, что в настоящее время рынок буквально завален поддельными шаровыми опорами для вазовской классики. К счастью, узнать подделку довольно просто: она стоит в два раза дешевле того же «Трека» или «Кедра». Но экономить на такой важнейшей детали категорически не рекомендуется.

Загрузка ...
Adblock detector