Основные разделы языкознания — Студопедия

4) Единицы и уровни языковой системы.

Система-это
сложный, состоящий из элементов объект.
Языковая система-это набор единиц и
категорий языка, связанных между собой.
Отношения между элементами системы
наз структурой. Единицы языка:
фонема(звуки), морфема , лексема(слово),
предложение(фраза). Фонема не явл знаком.
Морфема, лексема и предложение яв
знаком.

6) Фонетика и фонология. Понятие фонемы

Фонетика
(от др.-греч. phone
‘звук, голос’) — наука о «зву­ковом
материале» языка, об использовании
этого материала в значащих единицах
языка и речи, об исторических изменениях
в этом материале и в приемах его
использования. Звуки и другие звуковые
единицы (например, слоги), а также такие
звуковые явления, как ударение и
интонация, изучаются фонетикой с
нескольких разных точек зрения: 1) с
точки зрения их физических (акустических)
признаков;

2) с точки зрения работы,
производимой человеком при их произнесении
и слу­ховом восприятии, т. е. в
биологическом аспекте; 3) и самое главное
— с точки зрения их использования в
языке, их роли в обеспечении
функ­ционирования языка как средства
общения. Последний, третий аспект
исследования звуковой материи языка,
который можно назвать функциональным,
выделился в современном языковедении
в особую область — фонологию.

Фонетика имеет большое практическое
значение. Без нее были бы невозможны
правильная методика обучения письму
и чтению, поста­новка произношения
при изучении неродного языка, создание
рацио­нальной системы письма для
бесписьменных языков и усовершенство­вание
существующих систем письма, успешное
лечение дефектов речи и т. д.

Единицей
языка явл фонема, а единицей речи явл
звук. Фонема-это
минимальная ед языка, кот служит для
различения морфем и слов. У фонемы нет
значения. Не каждый звук явл фонемой.
Возможно фонема может состоять из двух
звуков(детский). Возможно фонема
реализуется в нулевом значении(солнце).

Все
гласные являются сонорными и щелевыми,
поэтому работа голосовых связок и
способ артикуляции не могут быть
основанием деления гласных. Основанием
классификации служат ряд и подъем
языка, работа губ, носовая окраска,
краткостьдолгота.

Предлагаем ознакомиться:  Как пользоваться лягушкой для зарядки батареи

Разделы языкознания. Какие основные разделы в науке о русском языке?

Ряд
определяется по части зыка, которая
приподнимается при образовании данного
гласного. Различают 3 ряда гл. —
пер,зад,ср. Подъем определ степенью
приподнятости языка при образовании
гл. Различ. 3 подъема-верх,ср,нижн. Гл.
верхн. подъема-узкие,среднего-средн,
нижнего-широкие. По участию губ — лабиализ
и нелабиализ.


Вакализм
русс. яз.,состоящий из 6 фонем, очень
прост и противостоит, например, вокализму
французского и англ. языков, в которых
имеются напряженные и губные передние
гласные, долгие гласные и дифтонги.

Гласные
делятся на носовые и чистые. В современном
русс. яз. Носовых гласных нет. Носовые
отличаются от неносовых тем, что при
их произношении поток воздуха, идущий
из гортани, попадает в полость носа где
и создаются дополнительные колебания,
придающие звуку «носовое» звучание.
Артикулирование носовых гласных
происходит при поднятой небной зановеске
и опущенной спинке языка, так что
воздушная струя одновременно поподает
в полость рта и носа.

В некоторых языках
гласные делятся в зависимости от
длительности их звучания. Долгие и
краткие гласные встречаются в русской
речи в разных фонетических условиях.
Система гласных многих языков различает
долготу гласного, образуя пары гласных
по длительности. Кроме того в языках
мира существуют дифтонги— гласные со
сложной артикуляцией, произносимые в
один слог и выступающие как одна фонема.
Дифтонги делятся на нисходящие и
восходящие.

8) Устройство речевого аппарата. Артикуляция. Артикуляционные базы языков.

Строение
речевого аппарата

Речевой
аппарат-это
органы чел организма ,приспособ для
образования и восприятия звуков. Реч
аппарат понимается в широком и узком
смысле. В широкий включ органы речи,
слуха и центральной нервной системы.
В узком смысле это только органы
речи,т.е. это дыхательные органы, гортань,
надгортанные полости –ротовая и
носовая.

Дых
органы:легкие,
бронхи,трахеи. Назначение: образование
воздушной струи. Гортань:
мускулы, связки, хрящи. Служит для
образования голоса и различных гортанных
шумов. Надгортанные полости служат в
качестве резонаторов, в них образ
различные обертоны, важные для создания
тембра. Ротовую и носовую полости
разделяет небо.

Предлагаем ознакомиться:  Какие мышцы качаются на велосипеде

Передняя часть твердая, а задняя ч неба
-мягкая, заканчивается небо язычком,
кот называется увула.
Роль мягкого неба в образовании
звуков:если оно поднято, то оно закрывает
вход в носовую полость. Воздушная струя
проходит в ротовую полость -образуются
ротовые звуки. Если оно опущено-воздушная
струя проходит в носовую полость и
образ носовые звуки.

Так же к органам
речи относятся верхняя челюсть и зубы,
нижняя челюсть и зубы, губы, язык, задняя
стенка зева. Самый подвижный это язык.
Органы речи дел-ся на 2 группы: активные
и пассивные. Активные
могут
двигаться: язык, голосовые связки,
нижняя челюсть, губы, мягкое небо,
маленький язычо, задняя стенка зева.
Пассивные:
зубы, верхняя челюсть, твердое небо и
альвеолы.

Артукуляция-это
работа органов речи по образованию
звуков. Она делится на три фазы:
1)экскурсия(органы
речи принимают положение необходимое
для произнесения данного звука)
2)выдержка(это
положение сох-ся и происходит образование
звука) 3)рекурсия(органы
речи переходят в спокойное состояние
или готовятся к произнесению след
звука).

Загрузка ...
Adblock detector