Как обвинить в плагиате

Дело о плагиате сайта: мы все — соучастники!

Все мы немного плагиаторы. Даже классики не избежали подозрений и прямых обвинений в том, что мысли не новы, да и слова все те же… Ну да, идеи витают в воздухе, и в чем грех, если они одновременно или последовательно посещают головы разных людей?

Что касается литературы, музыки, науки и ряда других областей деятельности, то там дела о воровстве идей возникают с завидной регулярностью с незапамятных времен. В том числе, и судебные разбирательства.

Юмористы шутят, что уже Адам был продуктом плагиата, ведь его Господь создал по своему образу и подобию. Но современным авторам от этого не легче, им приходится доказывать, что спорные строки пришли к ним в моменты ночных озарений, а не банально скопированы из трудов предшественников или, не дай Бог, современников.

Правда, доказать заимствования бывает крайне сложно. Даже если это незамысловатый, слабо замаскированный пересказ неких фраз. Плагиат — понятие размытое и спорное. Его сложно дистанцировать, например от подражания, проистекающего от искреннего обожания другого автора.

Ну, любит человек Чехова, перечитывает, знает наизусть. Проникается! Вот нечаянно (не специально!) и цитирует, ибо единомышленник.

как обвинить в плагиате

Еще труднее разделить идеи, особенно, если вы удосужились их творчески переработать, красиво упаковать в собственную терминологию. Пойди найди, откуда «ноги растут».

Вот написала сейчас этот шуточный парафраз, секунду погордилась, что нашла неплохой ход. И тут же засомневалась: а вдруг это уже кем-то где-то сказано, я читала несколько лет назад и благополучно забыла. А тут всплыло. А чаще ведь, в жизненной суете, и посомневаться нам некогда.

А может, и не надо?

В крайних случаях, когда доходит до суда, в дело вступают эксперты-лингвисты. Они разложат тексты «на атомы», сличат, сделают профессиональные выводы. Секреты мастерства существуют, их даже иногда приоткрывают.

Например, в книге Татьяны Стексовой «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы» рассказано, по каким особым признакам аналитики делают заключения.

Так, на всякий случай, сразу признаюсь: именно название исследования натолкнуло на мысль выстроить данный текст, подзаголовки с использованием судебно-правовой терминологии.

Особенности квалификации плагиата как уголовного преступления

Основное наказание за плагиат – административный штраф, однако за серьезную кражу интеллектуальной собственности грозит вполне реальная уголовная ответственность за присвоение авторства.

Плагиат – присвоение авторства и незаконное использование объектов авторского и смежного права – является преступлением, наказываемым по части 1 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ.

  1. За присвоение авторства при наличии крупного ущерба по Уголовному Кодексу может грозить:
    1. Штраф размером до 200 тысяч рублей;
    2. Штраф в размере заработной платы осужденного за последние 18 месяцев;
    3. Обязательные работы сроком до 480 часов;
    4. Исправительные работы до 12 месяцев;
    5. Арест до полугода содержания под стражей.
  2. За плагиат и нанесение ущерба за незаконное использование предметов авторского или смежного права в особо крупном размере, а также если осужденный использовал для присвоения свое служебное положение или действовал в сговоре с группой лиц – часть 3 статья 146 Уголовного Кодекса, будет грозить:
    1. Принудительные работы до 5 лет;
    2. Лишение свободы сроком до 6 лет, а также штраф до 500 000 руб.
    3. Штраф 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за предшествующий срок до 3 лет.
Предлагаем ознакомиться:  Точить канты – как правильно и как часто. Инструкция и советы

Кроме того, нельзя не упомянуть о следующих особенностей уголовной ответственности за плагиат, основанной законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ:

  • Если виновное в незаконном использовании объекта авторского права не будет привлечено к уголовной ответственности, то к нему можно применить меры гражданско-правовой ответственности;
  • Если уголовное дело по незаконному использованию интеллектуальной собственности было прекращено по постановлению, то нельзя говорить об отсутствии факта нарушения авторских прав;
  • Состав уголовного преступления незаконного использования авторства отличается от гражданско-правового деликта. Поэтому дела, основанные на статье 146 Уголовного Кодекса, требуют основательной подготовки и участия профессионального адвоката.

Поэтому, не отчаивайтесь, если вам не удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности за плагиат, вы все еще можете дособрать пакет доказательств и обратиться за помощью повторно. Как правило, привлечь виновного к уголовной ответственности сложно, если не был доказан размер ущерба или он менее 100 тысяч рублей, а также если не доказано намерение ответчика извлечь прибыль из использования материала.

Конечно, незаконное использование объекта авторского и смежного права с получением выгоды или нанесением ущерба в крупном и особо крупном, установлено в статье 146 Уголовного Кодекса, как преступления. И да, оно действительно актуально сейчас, как никогда, но его вряд ли можно назвать уголовно-правовой нормой.

Аргументы в защиту «обвиняемых»

Давайте предоставим слово «адвокатуре». Наука и литература это все же немного другое, нам-то важнее оправдать использование «творческого цитирования» на интернет пространстве.

Когда мы ищем какую-то информацию в Сети, по запросу получаем кучу текстов. Открываем, листаем, и часто видим: это контентные близнецы, а то и клоны. Где-то причесанные и припудренные, где-то всего лишь сменившие «верхнюю одежду». И тут обвинения в копировании слышны крайне редко.

В чем причины такой лояльности?

Самое простое: существует такая «отмазка» как техническая уникальность. Господин Адвего Плагиатус или его «родня» легко выдадут вам справочку о том, что ваш текст стопроцентно уникален. Хотя вы просто поработали над синонимами, падежами, потасовали предложения и абзацы. Так это и есть нормальный подход к рерайту.

И потом, у литературы, «бумажной» журналистики и виртуального рерайта и копирайтинга все же разные не только условия, но и задачи. Соответственно, плагиат для писателя — это покушение на его годами заработанную репутацию, да и на гонорар тоже. Рерайтер же никак не пострадает, если его статьей кто-то воспользуется в «корыстных» целях.

Собственно, для этого и трудимся, чтобы кому-то это было нужно. Хоть читателям, хоть коллегам.

Сами-то мы, готовя материал на заданную тему, тоже штудируем исходники, делаем, по сути, компиляцию из уже созданного другими. С той или иной степенью творческой переработки. Потом за основу возьмут уже наш контент, и это замечательно. Раз цитируют, используют, значит, не зря корпели, буковки в ряды выстраивали 🙂

В конце концов многие тексты в виртуальном пространстве не просто несут некую информацию, учат и развлекают. Они часто служат определенным маркетинговым целям.

Текст должен приносить пользу, побуждать к действию. Это главное, а его литературные достоинства и уникальность будут уже вторичными и «третичными» факторами успеха.

Предлагаем ознакомиться:  Опасно ли ехать в Египет сейчас?

Главное алиби — свежая идея

О технической уникальности мы уже кратко высказались. Существует ряд инструментов для ее проверки: «Антиплагиат», Etxt, Advego Plagiatus, miratools.ru и другие ресурсы.

Все они функционируют по одному алгоритму. Мы заливаем в подготовленную форму свой текст, система его дробит на шинглы, то есть, частички определенной длины. И делает сравнительный анализ с другими обитателями сетевого пространства. Оценивается и орфография, и порядок расстановки слов, чем мы часто и пользуемся, меняя речевые единицы местами.

В конце концов, есть такой литературный прием: инверсия, когда фраза «выворачивается», дабы придать особый вес, сделать акцент на определенные слова.

Ну вот, подвигали фигурки на «шахматной доске», добились желанной циферки 100%. Но мы-то знаем, как достигли этих высот. Знают и другие. И могут потребовать доказательств фактической уникальности, то есть новизны идей.

Тут сложнее, блеснуть оригинальностью мышления, исключительностью идей — это высший пилотаж копирайтинга. Часто этими возможностями пользуются мастера провокации.

А что, всем нравится фильм «Географ глобус пропил», а мне — нет! И доказательства приведу, и аргументы найду. И с нобелевским комитетом поспорю, а то раздают премии абы кому, а у меня собственные кандидатуры давно имеются. Что, вы это считаете новым словом в модельном бизнесе? Не смешите, я сейчас развенчаю это заблуждение. Ну, это так, несколько идей для примера.

Кстати, выдавая такие «смелые» версии и гипотезы, вы не обязаны напрягаться по поводу технического абсолютизма. Цитируйте, пересказывайте вольно, ведь вы же не заимствуете, а просто спорите с авторитетами. А для этого надо вытащить на свет божий их «банальности».

Как определить объект преступления?

Объектом преступления по нарушению авторских прав является произведение или иной объект смежного права. К сожалению, в российском законодательстве, в частности в постановлении Пленума Верховного Суда РФ (пункт 2) содержится лишь примерный перечень объектов авторского и смежного права, за кражу и присвоение авторства которых следует наказание по статье 146 Уголовного Кодекса РФ.

Вопрос о том, что считать объектом преступления при нарушении авторских прав остается открытым.

Кроме того, при определении объекта преступления следователи должны:

  1. Провести оценку объективной стороны состава преступления;
  2. Оценить размер ущерба;
  3. Имелись ли в действиях обвиняемого корыстные мотивы.

Ввиду того, что предметов авторского права нередко являются результаты творческого и интеллектуального труда, в расследовании начинают преобладать субъективные, которые сложно проверить или оценить.

Поэтому на практике уголовная ответственность за плагиат наступает при заимствовании значимых элементов результата творческого труда без указания авторства, за которое виновный получает денежные суммы. То есть по факту, он лишает настоящего автора части заработка и присваивает его себе, поэтому журналисты любят формулировку «уголовная ответственность за воровство интеллектуальной собственности.

Как мы видим, из-за множества проблем, возникающих на этапе предварительного следствия, определение размера ущерба от заимствования произведения является чуть ли не основным обстоятельством, по которому будет назначена уголовная ответственность за плагиат и будет ли вообще.

Чаще все-таки определение денежного ущерба от плагиата используется при наказании по части 2 и 3 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ:

  • При выпуске контрафактной продукции;
  • При заимствовании музыкальных произведений;
  • При использовании невыпущенных рукописей талантливых писателей и т.д.
Предлагаем ознакомиться:  Как правильно питаться чтобы похудеть Пять ответов на один вопрос

Поэтому плагиат, то есть незаконное присвоение авторства, нарушает конституционные права владельца (автора). Кроме того, нарушаются и его личные неимущественные права, регулируемые Гражданским Кодексом РФ.

Как вы понимаете, автор испытывает не только денежные «потрясения», но и физические или нравственные. Поэтому он вправе требовать:

  1. Компенсацию морального вреда за незаконное использование результатов его умственного труда.
  2. Возмещение убытков коммерческой деятельности, связанной с использованием этого произведения.
  3. Возмещение ущерба, нанесенного деловой репутации.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

А что к вышесказанному добавит заказчик «преступления»?

Это все хорошо, скажет заказчик. Упражняйтесь сколько угодно в словесных дуэлях или забудьте о них напрочь. Я тут главный! А вы обязаны выполнить поставленную задачу.

И действительно, что это мы про банальности и оригинальности. Если нам надо просто расхвалить, допустим, бананы, чтобы их купили. Или продвинуть любой другой товар, услугу. А их в интернете — как грязи: и таких же точно продуктов, и аналогичных магазинов. Надо завлечь покупателя. А как — это ваша прямая обязанность, креативьте или просто ищите болевые точки потребителя и наступайте, наступайте на мозоли!

Да, возразят многие рерайтеры. Мы-то перешли бы в наступление, но он же, заказчик, требует и товар сбыть, и уникальностью блеснуть. Тяжелый случай, и довольно распространенный, кстати. Так как написать все про ту же тумбочку или сайдинг, чтобы и самому не стыдно, и читателю, и «издателю» угодить?

Есть универсальные рецепты освежения текста. О них чуть подробнее — ниже.

Как избежать обвинений в плагиате при написании диссертации

Любая диссертация основывается не только на личных идеях и результатах собственного исследования.

В обязательном порядке следует применять и опыт исследований своих предшественников, которые интересовались схожими проблемами. И вот здесь таится коварный зверь по кличке «плагиат». Пока будущий ученый старательно штудирует работы и статьи о проблеме, которую решился раскрыть, он не только вырабатывает методику исследования и терминологический словарь, но и впитывает в себя немало чужих идей.

Чем грозит использование материалов чужих исследований в своей диссертации? Вашу работу снимут с рассмотрения, и если вы все-таки намерены защититься, придется писать другую. Каково будет отношение к вам комиссии не стоит объяснять. Мало кто из попавшихся на плагиате в итоге получает диплом кандидата наук.

Самое главное правило: всегда называйте автора цитаты или идеи! В идеале каждая заимствованная цитата должна быть в двойных кавычках. Если вы употребляете обороты речи типа «как утверждает…», «по мнению…» и так далее, то в России это назовут «некорректным цитированием» или «некорректно оформленным заимствованием», а вот на Западе все равно сочтут плагиатом.

Учтите, что российские академики весьма снисходительно относятся к применению чужих идей в своих научных трудах. На Западе и это порицается, поэтому перефразировать и выдать за свое не получится. Ссылку нужно указывать и для того, чтобы применять какие-либо цифры и данные статистики.

Прокуроров и судей хватает. Как добиться оправдательного приговора и остаться на территории авторской свободы? Это я продолжаю «судебную» параллель повествования.

Загрузка ...
Adblock detector