Как играть в шахматы

История возникновения

До сих пор не решён спор: шахматы – это искусство или спорт? Казалось бы, сейчас компьютеры решают сложные математические задачи и легко могут стать «шахматистами» высшей категории. Однако мысль человеческая безгранична, и в шахматах она нашла довольно подходящее поле деятельности.

В шахматах, как и в любой игре, бывают случайности, и чаще всего побеждают точный расчёт, ум, воля. Это привело к тому, что шахматы, просуществовав 15 веков, актуальны и сегодня. Родина шахмат – Восток. Среди их предков можно назвать индийскую чатурангу и арабский шатрандж. Позже, в средние века, шахматы распространились в Европе, где умелая игра почиталась как одно из достоинств настоящего рыцаря.

Шахматы – сложная, но увлекательная  игра, которая способствует развитию  выдержки,  смекалки,  мышления. В то же время это очень разнообразная игра. Существует легенда, согласно которой один мудрец, изобретя шахматы, попросил в награду лишь одно пшеничное зерно за первую клетку шахматной доски, за второе – два, за третью – четыре и так далее. Сумма оказалась невероятно большой: 8 624 366 313 386 270 208 зёрен.

Это огромное число служит хорошим доказательством безграничных возможностей шахмат. И всё же некоторые ситуации, складывающиеся на доске, могут повторяться. И шахматисты изучают их, ищут лучшие ходы, которые могут привести к выигрышу. Эти повторяющиеся фрагменты игр имеют даже свои названия.

Например, «дебют» (начало) четырёх коней, назван так потому, что соперники с самого начала вводят в бой всех четырёх коней. Другие названы в честь шахматистов, которые их использовали, или в честь стран и городов, где они разработаны. Например, в названии «защита Каро – Канн»  были запечатлены имена немецких шахматистов Г. Каро и М. Канна, а в память об италийских шахматистах 15 – 16 веков  один из дебютов был назван «италийской партией».

Интересно, что слово «гамбит» (начало игры, в которой одна из сторон жертвует пешкой или даже фигурами для приобретения позиционных преимуществ) тоже пришло к нам из итальянского языка; играть гамбит – значит ставить «подножку» сопернику.

Итак, многие шахматные названия – «испанская», «шотландская» партии и другие – свидетельствуют об огромной популярности шахмат во всем мире и о том, что все народы мира внесли свой вклад в развитие шахмат.

Люди до сих пор ведут спор о том, является ли эта игра видом спорта или искусством. На сегодняшний день компьютерные технологии дошли до того, что любая вычислительная машина может с легкостью решать «шахматные» задачи высшей сложности за считанные секунды, но человеку для этого понадобятся годы практики.

Впервые игра в том виде, в котором сейчас ее привычно видеть, появилась еще 15 столетий назад на Востоке. В основе ее правил легли арабский шатранж и индийская чатуранга. В средние века в Европе был проведен первый турнир по шахматам, в котором приняли участие только рыцари. Это были настоящие игры разума.

Шахматы в те времена считались достоянием знатных людей. Существует одна восточная легенда, согласно которой эта игра сделала из бедняка настоящего богача. Один мудрец, который впервые показал миру, как играть в шахматы, попросил за свое «изобретение» одно зерно пшеницы за одну клетку, за вторую – два, за следующую – четыре и в аналогичной прогрессии дальше до конца доски.

Как показывает легенда, именно столько у шахмат вариаций развития событий, однако есть единичные ситуации, которые чаще остальных складываются на доске, их-то специалисты и изучают. Великие гроссмейстеры на зубок знают десятки выигрышных алгоритмов, которые выискиваются и налаживаются годами в ходе сотен партий.

Сегодня эта игра стала популярной во всем мире. Многие специалисты даже советуют шахматы для детей как инструмент для развития дедуктивного мышления.

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Начальная позиция

Все фигуры могут двигаться только по 64 квадратам доски. Немаловажно и их правильное расположение. Доска должна быть повернута так, чтобы справа от игрока находился белый квадрат. На самой плоскости располагаются 32 фигуры двух цветов (черные и белые). Правила игры в шахматы гласят, что каждая из «армий» оппонентов должна быть зеркальной друг к другу.

В первой шеренге к противнику располагают пешки, а на последнем рубеже доски – все остальные фигуры. По углам ставятся ладьи, затем рядом с ними – кони, за ними располагаются слоны. В центре доски, как и полагается, стоят ферзь и король, причем второй обязательно должен находиться на клетке противоположного цвета.

Ходы делаются по очереди, а первыми партию начинают белые. Зачастую в начале в бой идут пешки.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

________

Предлагаем ознакомиться:  Как ходят фигуры в шахматах правила игры названия и практические советы

Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в шахматы онлайн, также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео. Очень многое зависит от того, в какой форме вы лучше усваиваете информацию – это могут быть письменные инструкции, устные указания, либо партии и ходы, записанные на видео.

Главная рекомендация при обучении игре в шахматы – ни в коем случае не спешить, внимательно и тщательно проходить и изучать каждый урок. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. Самостоятельное обучение шахматам – отличное решение для взрослых и детей, которые хотят сделать эту игру своим хобби и просто получать удовольствие от нее удовольствие, посвящая ей регулярно определенную часть своего свободного времени. Для этих целей может также подойти обучение игре в шахматам по видео либо обучение шахматам онлайн.

Читайте о развитии зрительной памяти.

Также вы можете попросить знакомого, друга или родственника, играющего в шахматы (если такой имеется) разъяснить вам правила и принципы. Здесь есть свои преимущества – многим людям проще воспринимать информацию не посредством чтения, просматривания или прослушивания теории, а сразу через человека с опытом.

После освоения теории можно начать практику – реальные шахматные партии. Для начала могут подойти компьютерные программы, которые можно найти в интернете, но все же лучше, чтобы соперник был реальным и играл лучше вас. Это даст вам возможность стремиться улучшить свои навыки и поднять уровень. Другое преимущество – более опытный игрок всегда может дать полезные рекомендации, указать на ваши неточности и ошибки.

Читайте о том, как научиться концентрироваться.

_______

_______

В шахматной партии есть три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль — и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля. Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень.

Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится. Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки — е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру. Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря — от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.

Возможно, вас заинтересует статья «Развитие памяти мышления«.

В двух словах, основная ваша задача в дебюте — как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр. Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка — надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время). Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой.

В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру — в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге. А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать. Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут.

Другими словами, вначале научитесь играть позиции с малым количеством фигур. Помните о главных задачах дебюта — развить фигуры и захватить центр. Не забывайте о рокировке. Держите свои пешки рядом и разрушайте пешечные ряды соперника.

Вас может заинтересовать статья о развитии разума.

_______

Где же взять информацию для обучения шахматам с нуля? Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в шахматы онлайн, также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео.

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.пешка
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.король
  • Королева (ферзь) — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.ферзь
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой «Г».конь
  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.офицер
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.ладья
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

Игра в шахматы заключается в том, что по 64 квадратам двигаются фигуры.  Для начала надо правильно установить шахматную доску. Доска всегда располагается так, чтобы слева от игрока был  чёрный квадрат.

Так стоят перед битвой армии. Силы белых и чёрных наравне. В первой шеренге – пешки, во второй шеренге стоят фигуры, защищённые ими. По углам стоят ладьи, рядом – кони, рядом с конями  – слоны, а по центру – король и ферзь. Белый ферзь стоит всегда на белом поле, а черный – на черном поле.

В шахматы обычно играют двое. Один ведёт армию белых, второй – армию чёрных. Игру начинают белые, они делают первый ход. За один ход можно передвигать одну фигуру или пешку. Игроки делают ходы  по очереди.

2.2. Ходы

Король — важнейшая фигура. Партия проиграна, если король погиб. Цель игры — поставить мат неприятельскому королю, то есть поставить его в безвыходное положение. Мат — по-арабски «умер». Ходить король может на любое соседнее с ним поле (клетку). Чтобы перейти шахматную доску, королю потребуется семь ходов, если он будет двигаться по прямой.

как играть в шахматы

Ферзь — вторая особа в шахматной стране и сильная фигура. У ферзя большой выбор полей для хода, он может ходить и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали. Ферзь не ограничен одной клеткой, за один ход он может перенестись через всю доску. Однако его можно остановить на любом попутном квадрате.

Предлагаем ознакомиться:  Как играть в just dance now

Ладья — по силе уступает только ферзю. Ладья ходит прямолинейно — вперед и назад, влево или вправо. Ферзя и ладью относят к тяжёлым фигурам. Остальные фигуры — лёгкие.

Слон — Ходит только по диагоналям, вперёд и назад. У каждой из сторон армии по два слона, один ходит только по белым диагоналям, второй — по чёрным. И столкнуться они никогда не могут.

Конь — это фигура особенная. Все остальные фигуры движутся только по прямой, а конь — два поля (две клетки) вперёд, одно поле в сторону или два поля в сторону, одно вперёд. Не ходит, а скорее скачет. Есть даже выражение — «ход конём». Конь при ходьбе меняет цвет поля: с чёрного он попадает на белое, и, наоборот — с белого он скачет на чёрное.

Пешка — слабая фигура шахматной армии. Она ходит только вперёд на один шаг. Назад пешке хода нет. Только в начале игры по желанию игрока пешкой можно сделать двойной ход. Путь пешки вперед очень тяжёлый. Путь ей пересекают фигуры и пешки противника. Но если ей удастся дойти до восьмой горизонтали, её ждёт высокая награда.

Зная, как правильно делает ходы та или иная фигура, следует помнить: если на пути стоит  фигура противника, её можно брать. Это происходит за один ход: снимается с доски чужая фигура, а на её место ставится фигура, которая бьёт. Однако брать не обязательно: шахматы – не шашки, здесь другие правила. Если путь преграждает своя фигура, значит, путь закрыт, надо искать другой ход.

Если предстоит сделать ход, нужно рассмотреть все варианты и, решив брать фигуру противника, случайно не подставить под удар своего короля. Ведь назначение всех фигур в шахматной армии – не только нападать, а и защищать короля.

Пешка бьёт не так, как движется: ходит вперёд прямо, а бить может вправо, влево и наискось и тоже только впереди себя. Конь имеет удивительное свойство  перепрыгивать и через свои,  и через чужие фигуры. Нужно лишь, чтобы было свободное от своих фигур поле, на которое собирается стать конь. Ход невозможен, если стоит своя фигура.  Если фигура противника  – ее можно брать.

Как научиться играть в шахматы с нуля

Для записи движений фигур на доске во время игры используют специальный язык шахматных фигур. Называется этот язык  нотацией. Знание его необходимо для чтения любой шахматной партии. Если посмотреть на шахматную доску, увидим, что сбоку по вертикали стоят латинские буквы. Их восемь – a, b, c, d, e, f, g, h.

По горизонтали стоят цифровые обозначения – их тоже восемь – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Счёт ведётся от левого углового поля в лагере белых. Каждое из 64 полей шахматной доски имеет своё «имя» и «фамилию» – обозначается буквой и цифрой. Например:  а1, е2, d4, f5, h3. Фигуры двигаются с одного поля на другое.

При записи ходов полной нотацией обозначается первое поле, на котором фигура находилась в начале хода, и поле, на котором она оказалась в результате хода. Удобнее в записях использовать способ, который называется сокращённой нотацией. Его преимущество – в краткости. Существуют обозначения фигур. Они либо пишутся буквами, либо изображаются специальными знаками:

  • Король – Кр
  • Ферзь – Ф
  • Ладья  – Л
  • Слон – С
  • Конь – К

Пешки – вообще не обозначаются.

Шахматные фигуры во время игры двигаются на доске,  друг на друга нападают, снимаются с неё. Но есть фигура, которую невозможно снять с доски  – король. Он  не может занимать атакованное вражеской фигурой поле. Нападая на короля, говорят  «шах королю», предупреждая его – берегись. Но этого не делают на турнирах. Лишь при записи поединка нападение на короля – шах – используют специальный знак « ».

Если короля атакуют, нужно немедленно его обезопасить. Есть три способа защиты от шаха.

  1. Уйти от опасности (король уходит с атакованного поля);
  2. Закрыться от удара (другая фигура прикрывает короля);
  3. Убрать  нападающего (король или другая фигура бьют обидчика).

Если королю  уйти от шаха некуда, нечем закрыться от удара и некому убрать обидчика, то это означает, что король получил мат. Мат – это шах, защиты от которого нет. Если объявили мат вражескому королю – партия окончена. Мат объявить  может  любая  фигура и пешка, но король королю не объявит мата никогда. Король способен только забирать поля своего противника, а стоять рядом с ним он не может, поскольку сам первым же и будет под ударом.

Король  не может напасть на ферзя соперника, так как тот атакует все поля вокруг себя. С другими фигурами король может вступать в рукопашный бой.

Пешка стоит дешевле всех фигур, она слабая. Если удаётся пешкой «съесть» вражескую фигуру, это, как правило, большой успех, даже если пешка сама погибнет. Пешка способна сделать «вилку» – одновременно атаковать две фигуры. Вилка – опасное оружие пешки. Сдвинув пешку вперёд на одно поле и  сделав вилку, можно напасть одновременно на короля и ферзя. Пешки могут с успехом теснить фигуры противника, двигаясь цепью.

Слон стоит около трёх пешек. Слон – это дальнобойная фигура.  Слон  может находиться в другом конце поля и не пускать пешку вперед. Количество полей, которые попадают под обстрел слона, изменяется в зависимости от его расположения. Если он находится посередине доски, он обстреливает 13 полей, а из углов – только семь. Ценное качество слона – способность связывать вражеские фигуры по диагонали. Недостаток этой фигуры – половина полей на доске ей недоступна.

Конь приблизительно равен  по силе слону, хотя наделен совсем другими свойствами. Конь не может с дальнего расстояния задержать пешку, для этого ему нужно находиться вблизи от неё. Если попытаться перевести коня на любое из соседних полей, это удастся сделать лишь за три хода. Король сделает это за один ход.

Предлагаем ознакомиться:  Как научиться нырять в воду, техника ныряния

Конь  не очень поворотливый. Если конь расположен в центре доски – у него под контролем  восемь полей, а если в углу – то лишь два. Коней выгоднее держать в центре доски. Начинающему игроку следует обращать особое внимание на коней.  Вилка пешки опасна, но она сразу заметна. Вилка коня намного коварнее, её трудно заметить.

Ладья очень сильная  боевая фигура. Она сильнее и за коня,  и за слона. Её стоимость – приблизительно пять пешек.  Эта боевая единица быстроходная и дальнобойная. Ладья  двигается с одного края доски в другой и способна наносить удары издалека. В каком бы месте доски ладья ни стояла, она всё равно  обстреливает 14 полей. Ладья  связывает пешки и  фигуры  по вертикали и по горизонтали.

Ферзь сильнее всех  фигур. Вся армия пешек чуть равна его стоимости. Ферзь легко подбирает к любой фигуре ключи и может использовать её слабость: слона ферзь связывает по вертикали, а ладью – по диагонали. Чаще других фигур ферзь может наносить двойные удары. Особенно «свирепствует» ферзь, когда силы противника рассеяны по доске.

Не всегда шахматная партия заканчивается победой одного из игроков. Бывают ситуации, при которых как ни старайся, мата не поставишь. Самый простой пример – на игровом поле остались одни короли. Мата не получится. В этом случае игра считается закончившейся вничью.

Удивительный случай ничьей – пат. Представим такую ситуацию на доске. У белых огромное материальное преимущество. До мата остаётся один шаг. Но этот шаг сделать так и не пришлось. Ход чёрных, а ходить им нечем и некуда. Под удар короля ставить нельзя, коню закрывают путь собственные же пешки. Они, в свою очередь, преграждены белыми пешками. Одна пешка могла бы двинуться вперёд или даже взять ладью, но она связана слоном белых.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

как научиться играть в шахматы

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Запись игры

Стандартная шахматная доска представляет собой квадрат и состоит из 64 полей. По вертикали всегда ставятся латинские буквы от «a» до «h», а по горизонтали – цифры от 1 до 8. Именно эти обозначения приняты в записи ходов.

Таким образом, каждая клетка имеет свое название, к примеру, d5, e1, f8 и т.д. В записи хода фигуры записывается два поля (начальное и конечное) через дефис. Например: a2 — a4.

Кроме того, свои краткие обозначения есть и у фигур – это первые буквы их названий (Ф, Л, С, К). Исключением является только король. Его сокращение в записи – Кр. Пешка не обозначается никак.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Исходы партий

Правила игры в шахматы описывают всего два возможных развития финала и один промежуточный. Атака на короля называется шахом. Обозначается в записи это действие знаком « ». Среди шахматистов его принято называть промежуточным исходом, когда есть вероятность мата. В случае шаха существует несколько способов защиты: уйти королем в сторону, закрыть его другой фигурой или взять нападающего.

Если у короля нет возможности уйти от атаки, значит сопернику был поставлен мат. В этом случае партия считается выигранной. Обозначается знаком «x».

https://www.youtube.com/watch?v=q7bvUHGFtCw

Загрузка ...
Adblock detector