Как научиться читать ноты для пианино?

Как читать ноты?

Каждая нота в нотной записи определяется ее длительностью (временем звучания) и высотой. Длительности нот: – целая нота (принимается за единицу времени звучания), – половина от целой (время ее звучания равно половине времени звучание целой ноты), – четверть (четвертая часть времени звучания целой ноты), аналогично, – восьмая, – шестнадцатая, – тридцать вторая. Не важно как долго звучит целая нота, главное, чтобы соблюдались указанные отношения длительностей, то есть записи и т. п. игрались одинаковое количество времени. Высота ноты характеризует ее расположение на нотных линейках – чем выше нота, тем выше ее расположение. Ноты читают слева направо, сверху вниз; стоящие друг под другом ноты играются одновременно.

То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.

Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .

Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.

Точка может стоять и у пауз.

В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.

Предлагаем ознакомиться:  Как включить переадресацию в билайн

В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.

Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,

играется так: Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.

Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.

Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Си – Фа – Pe – Си. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.

Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,

играется Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.

Октавы

Хоть названий нот семь, белых клавиш на пианино намного больше (пятьдесят две). Это потому, что любую ноту можно играть то выше, то ниже. Поэтому, чтобы правильно прочитать ноты для пианино, учитывайте, в какой октаве они записаны.

Октава – кусочек звукового диапазона пианино (и других инструментов) из семи нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. У пианино 9 октав, но две из них представлены не полностью. Чтобы не запутаться, в каком месте клавиатуры играть ту или иную мелодию, в начале нотного стана указан ключ: басовый или скрипичный. В басовом ключе записаны ноты до малой октавы, а в скрипичном — малая октава и выше (см. рисунок).

Если взглянуть на ноты для пианино, видно, что в них одна строка записана в скрипичном ключе, а вторая – в басовом. Так показаны мелодии для двух рук. В басовом ключе играет левая, а в скрипичном – правая. Но внимательно: расположение нот в двух ключах различается (но не порядок). В ключе соль (другое название скрипичного) на первой линейке пишется ми, а в ключе фа (басовый) – соль. Положение остальных нот тоже другое.

Предлагаем ознакомиться:  Как обработать стены от плесени

Обозначения.

В нотной записи также встречаются следующие обозначения, стоящие рядом с конкретной нотой и относящиеся непосредственно к ней.

Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.

Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.

Пальцы правой руки:

  • i – указательный,
  • m – средний,
  • a – безымянный,
  • p – большой.

Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:

  • 1 – указательный,
  • 2 – средний,
  • 3 – безымянный,
  • 4 – мизинец.

Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.

Такты

Половинных нот в такой такт «поместятся» две, восьмых – восемь, и так далее, вплоть до шестидесяти четырёх шестьдесятчетвёртых. Но одну половинную и пять восьмых нот в такой такт уже не впихнёшь – 1/8 длительности будет лишней. Но если задать размер такта в 9/8, всё получится.

Если что-то ещё осталось непонятным, преподаватели на занятиях по фортепиано расскажут подробнее.

Как играть?

Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания.

Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.

Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть.

Предлагаем ознакомиться:  Как найти тему для разговора с парнем

Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.

Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

Загрузка ...
Adblock detector