Введение, Предмет педагогики — Цели и задачи педагогики

Педагогические науки

  • История педагогики. Специализируется на изучении трудов о воспитании и образовании, а также рассматривает опыт в этой сфере предыдущих поколений.
  • Сравнительная педагогика. Ориентирована на изучение и анализ образовательных систем в разных государствах.
  • Специализированная педагогика. Концентрируется на создании методов обучения для личностей с ограниченными возможностями.
  • Лечебная педагогика отличается от предыдущей тем, что направлена не только на предоставление знаний больным ученикам, но и на попытки помочь им выздороветь. Или хотя бы максимально адаптироваться в обществе.
  • Исправительно-трудовая педагогика. Эта система разработана для тех, кто пребывает в заключении. Ее цель не только обучить их, но и перевоспитать, если это возможно.
  • Социальная педагогика. Ориентирована на воспитание вне школы.
  • Возрастная педагогика занимается изучением особенностей психики учеников разного возраста и создает программы, максимально им соответствующие.
  • Профессиональная педагогика ориентирована на практическую деятельность учителей и воспитателей.
  • Общая педагогика рассматривает образовательный процесс в целом.

Краткая историческая справка о развитии педагогики

За столетия существования рассматриваемая наука прошла три этапа развития.

1-й этап

Это зарождение науки о воспитании как одной из отраслей философии.

В Древней Греции и после нее многие известные мыслители посвящали целые труды теме воспитания подрастающего поколения. Среди них Платон, Аристотель, Сенека, Авиценна, Руссо, Мор, Рабле и другие. Однако все их размышления носили, как правило, теоретический характер и были неприменимы на практике.

2-й этап

Это период формирования педагогических теорий на основе произведений педагогов и мыслителей. Попытки организации с их помощью первых полноценных школ.

Начало этого этапа развития ознаменовало произведение Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», в котором он впервые четко описал основные принципы педагогики и способы обустройства образовательного процесса. Стоит отметить, что с его легкой руки эта наука не только сформировалась как отдельное направление, но и стала переходить от теории к практике.

Опыт Коменского наследовали другие педагоги-экспериментаторы будущих веков: Песталоцци, Дистервега и т. п. Несмотря на прогрессивность их идей, эти новаторы все же были более теоретиками, хотя активно стремились стать практиками.

3-й этап

Время появления педагогических концепций, основанных на практическом опыте. Формирование с их помощью образовательной системы.

В ХХ в. правительства большинства развитых стран мира пришли к мнению, что все их граждане должны в обязательном порядке получать хотя бы начальное образование. Борьба с неграмотностью предоставила для педагогов огромный полигон для проведения различных образовательных экспериментов. На основе их результатов стала формироваться привычная всем сегодня педагогика.

Таким образом, на данном этапе рассматриваемая наука основывается уже не на теоретических постулатах, а требует практических доказательств целесообразности применения любых новых идей или методик.

Что является объектом педагогики

Как и любая наука, педагогика имеет свой предмет изучения. Им является непосредственно сам воспитательный и учебный педагогический процесс.

Стоит отметить, что он рассматривается сегодня не как теоретический, а неотрывно связанный с его практическим воплощением в жизнь в разных странах (при помощи общественно-образовательных систем).

Более простыми словами, предмет педагогики — это то, как в обществе поставлено воспитание и обучение молодого поколения.

Если с предметом педагогической науки все более-менее понятно, то по поводу того, что называется ее объектом, долго шли споры.

Отдельные исследователи вплоть до середины ХХ в. настаивали, что объектом педагогики является обучаемый (или воспитываемый) ребенок (или даже целый коллектив).

Предлагаем ознакомиться:  Как почистить утюг в домашних условиях

Однако известный специалист в практической педагогике А. С. Макаренко еще в двадцатых годах ХХ в. писал, что такое трактование неверно. Он считал, что настоящим объектом педагогики является общность всех явлений действительности, которые способствуют развитию личности и ее становлению полноценным членом общества.

Упомянутые выше явления сегодня именуются образованием. Таким образом, можно утверждать, что объектом педагогики является образование. Причем и его теоретическая и практическая сторона.

Проект-замысел
в виде прообраза объекта.Объекты
пед проектирования:1.пед
система 2.образовательная среда 3.пед
процесс
4.пед
деятельность.цель
пед проектирования
-разработка
новых или совершенных пед объектов.Принципы
пед проектирования1.научности
и практичной ориент-ти 2.принцип
актуальности предполагает решение
актуальной
проблемы современным способом
3.

системности
требует, чтобы все элементы
были тщательно проработны
4.непрерывности
любой проект стр-ся в общую систему
5.конкретности- учет условий 6.оптимальности-
проект должен приводить к цели более
коротким путем.
7.динамичности.
Формы
пед проектов:
модели ,документы (устав) ,разработка
(конспект урока) Уровни
проектирования:1.

Концептуальный.
Виды
проектных продуктов:
концепция ,модель 2.Содержательный.
(госты ,программы
воспит, учебные ,устав) 3.Технологичный.
( продуктов: учебный план ,методика,
технология род собрания) 4.Процессуальный.
(конспект урока ,сценарий дела
,дедактические средства)Этапы
проектирования:1.

пед
моделирование 2.пед проектирование
3.пед
конструирование (создание конструктора).
Этапы
разработки проекта:1.порядок
действий по созданию проекта 2.подготовка
работы
3.анализ
состояния объекта
4.выбор формы проектирования 5.определение
субъекта проектирования 6.разработка
проекта
7.проектные
задачи
8.написание
документа
9.проверка качества проекта 10.экспертная
оценка
11.принятие
решений об использовании.

Основные педагогические категории

Рассматриваемая наука, как и любая другая, имеет ряд категорий. Некоторые отождествляют их с видами деятельности, на которых специализируется педагогика (обучение, воспитание). На самом деле категорий такого рода гораздо больше.

  • Развитие – внутренне качественное и количественное изменение человека, осознание им своих сил и возможностей.
  • Воспитание – целенаправленное формирование личности.
  • Образование – физическое и духовное формирование индивидуальности ученика, его социализация.
  • Обучение – взаимодействие учителя и ученика, в результате которого последний приобретает новые знания и умения.
  • Самообразование – способность личности становиться самому для себя педагогическим субъектом.
  • Педагогический процесс – организованное взаимодействие ученика и педагога с целью приобретения новых знаний, умений и передачи социального опыта и системы общественных ценностей.
  • Педагогическая система – взаимосвязанность структурных компонентов педагогического процесса.
  • Педагогическая деятельность – действия, направленные на достижение образовательных целей.
  • Педагогическая технология – система последовательных действий педагога, которая направлена на достижение образовательных целей.
  • Педагогическое взаимодействие – контакты между учеником и учителем, в результате которых не только приобретаются новые знания и умения, но и формируется система ценностей первого.

Педагогические методы

Педагогическая
диагностика
– это особый вид деятельности,
представляющий собой установление и
изучение признаков, характеризующих
состояние и результаты процесса
обучения, и позволяющий на этой основе
прогнозировать возможные отклонения,
определять пути их предупреждения, а
также корректировать процесс обучения
в целях повышения качества подготовки
специалистов.

Сущность
педагогической диагностики
— изучение результативности
учебно-воспитательного процесса в
школе на основе изменений в уровне
воспитанности учащихся и росте
педагогического мастерства
учителей.Функции:информационная
(сбор сведений личности, коллективе в
целом)

-оценочная
(установление уровня образования,
развития, уровня развития отдельного
качества личности),корректирующая (
внесение частичных изменений в ход
педагогического процесса)

Виды
педагогической диагностики:
начальная педагогическая диагностика
(диагностика при постановке конкретных
задач, в начале какого-либо вида
деятельности),текущая педагогическая
диагностика (отслеживание хода
педагогического процесса на разных
этапах),обобщающая педагогическая
диагностика (диагностика при подведении
итогов определенного периода
жизнедеятельности коллектива или
линчности, при анализе реализации
конкретной задачи).

Методы
диагностики:
методы сбора диагностической информации
— наблюдение, опрос, эксперимент, анализ
результатов деятельности. 2. методы
оценивания диагностической информации:
методы шкалирования, методы статистики,
методы рейтингового оценивания, методы
обработки диагностической информации
и т.д.; 3.

Предлагаем ознакомиться:  Чем является конденсатор пусковой

экспертный метод, анализ
результатов деятельности, контрольные
мероприятия.Принципы
педагогической диагностики:1.
Принцип систематичности, регулярному
диагностированию подвергаются все
обучающиеся класса, группы, творческого
объединения на протяжении всего срока
обучения по программе;

диагностирование
проводится на всех этапах педагогического
процесса – от начального восприятия
знаний до их практического
применения.2.Принцип объективности:
Объективность заключается в научно
обоснованном содержании диагностического
инструментария.3. Принцип наглядности.
4. Принцип оптимальности (в выборе
метода, объема и тд) 5.

Принцип системности,
комплексности методик –диагностируя
наблюдательность можно говорить о
памяти, внимании, гибкости мышления,
особенностях восприятия6. Принцип учета
и преемственности между возрастами.
Мониторинг-
постоянное наблюдение за каким-либо
процессом с целью выявления его
соответствия желаемому результату или
первоначальным предположениям.

1)
непрерывность (сбор данных происходит
постоянно);2) диагностичность
(подразумевается наличие модели или
критериев)3) обратной связью, которая
позволяет вносить коррективы в
отслеживаемый процесс); 5) научностью
(способствует применению обоснованных
моделей и отслеживанию параметров).

Как и любая наука, рассматриваемая имеет собственные методы, которые способствуют реализации поставленных задач. Хотя их немало, все они делятся на четыре категории.

  • Методы воспитания.
  • Методы обучения.
  • Методы целостного педагогического процесса.
  • Методы научно-педагогических исследований.

Как понятно из названий категорий, методы первых трех используются для достижения практических результатов.

Относящиеся к четвертой категории применяются в рамках теоретической педагогики. Методы научно-педагогических исследований делятся на две подкатегории: теоретические и эмпирические.

Педагогические задачи

Несмотря на большое количество и различия между собою, все перечисленные выше методы применяются для реализации задач педагогики. Каковы же они?

  • Изучение накопленного за тысячелетия практического опыта педагогической деятельности у разных народов и культур, а также анализ и систематизация этих данных.
  • Поиск закономерностей в процессах образования, обучения и воспитания.
  • Поиск новых педагогических методов и систем обучения и воспитания.
  • Разработка новых образовательных программ и стандартов, а также учебных пособий и методических материалов.
  • Повсеместное внедрение результатов педагогических исследований на практике.
  • Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

Все перечисленные выше задачи педагогики можно объединить в одну – это оптимизация эффективности образовательного процесса всеми доступными средствами и методами.

Гуманистическое
воспитание имеет своей целью гармоничное
развитие личности
и предполагает гуманный характер
отношений между участниками педагогического
процесса. Общепринятой целью в мировой
теории и практике гуманистического
воспитания был и остается идущий из
глубины веков идеал личности, всесторонне
и гармонично развитой.

Цель гуманистического воспитания
позволяет поставить адекватные ей
задачи: философско-мировоззренческая
ориентация личности в понимании смысла
жизни, своего места в мире, своей
уникальности и ценности; приобщение
личности к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой
и национальной культуры, и выработка
своего отношения к ним;

раскрытие
общечеловеческих норм гуманистической
морали (доброты, взаимопонимания,
милосердия, сочувствия и др.) и
культивирование интеллигентности как
значимого личностного параметра;
развитие интеллектуально нравственной
свободы личности, способности к
адекватным самооценкам и оценкам,
саморегуляции поведения и деятельности,
мировоззренческой рефлексии;

возрождение
традиций российской ментальности,
чувства патриотизма в единстве этнических
и общечеловеческих ценностей, воспитание
уважения к законам страны и гражданским
правам личности, стремления к сохранению
и развитию престижа, славы и богатства
отечества; формирование отношения к
труду как к социально и личностно
значимой потребности и фактору,
создающему материальные фонды страны
и ее духовный потенциал, которые, в свою
очередь, обеспечивают возможности
личностного роста;

развитие представлений
о здоровом образе жизни. Направления
воспитания,
выделяемые по критерию аспекта его
содержания. Умственное
воспитание
— предполагает руководство развитием
познавательных интересов, широких
духовных запросов воспитанников.
Нравственное
воспитание, Эстетическое воспитание,
Эстетическое воспитание, Экологическое
воспитание, Трудовое.

Предлагаем ознакомиться:  Информатика это наука Что изучает информатика

35.
Гражданско-патриотическое воспитание:
задачи, содержание, методы, формы. ФГОСы
общего образования о формировании
гражданско-патриотических качеств
личности выпускника и гражданской
идентификации.

Задача:формировании
у школьника ценностного отношения к
явлениям общественной жизни. Основная
цель:
формирование гражданственности
(внутренняя свобода и уважение к
государственной власти, любовь к Родине
и стремление к миру, чувство собственного
достоинства и дисциплинированность,
гармоническое проявление патриотических
чувств и культуры межнационального
общения).

Содержание
гражданского воспитания
в школе и семье составляет работа
учителей, воспитателей и родителей по
патриотическому воспитанию, по
формированию культуры межнационального
общения, правовой культуры, воспитанию
в духе мира и ненасилия. Патриотическое
воспитание
осуществляется в процессе включения
учащихся в активный созидательный труд
на благо Родины, привития бережного
отношения к истории отечества, к его
культурному наследию, к обычаям и
традициям народа;

воспитание готовности
к защите Родины; изучения обычаев и
культуры разных этносов. Формы
и методы: изучение
государственных символов Российской
Федерации: герба, флага, гимна, символики
других стран. Изучение природы родного
края, его исторического прошлого
эмоционально переживается ребенком,
укрепляет и развивает чувство любви к
Родине.

Формированию культуры
межнационального общения способствует
изучение иностранных языков, раскрывающих
историю, культуру стран изучаемого
языка, традиции и обычаи народов этих
стран. Гражданское воспитание предполагает
формирование у учащихся знаний и
представлений о достижениях нашей
страны в области науки, техники, культуры.
ФГОС:
формирование
активной гражданской позиции молодых
граждан, гражданского самосознания;

повышение интереса
к решению актуальных проблем российского
общества; формирование политической
культуры, гражданской зрелости,
осмысления политических ценностей,
создание эффективности влияния масс
на политическую жизнь страны; вовлечение
молодежи в демократический процесс
преобразования жизни, осознание своей
причастности к этим изменениям;

Педагогические функции

Рассматриваемая наука выполняет два основных типа функций.

  • Теоретические функции педагогики. Реализуются через изучение опыта предыдущих поколений и проведения различных исследований. Все действия, связанные с ними, осуществляются на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом.
  • Технологические функции педагогики также реализуются с помощью трехуровневой системы: проектный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный.

Педагогические принципы

Чтобы достичь поставленных воспитательно-образовательных целей, каждому учителю необходимо придерживаться восьми принципов педагогики.

  • Природосообразность. Старейший из принципов. Следуя ему, нужно учитывать возраст обучаемого и его индивидуальные особенности, разбираться в психологии личности. Также важно ориентировать учеников на саморазвитие и самообразование в будущем (научить учиться).
  • Гуманизация. К ученику нужно относиться с уважением, как к отдельной личности, невзирая на его возраст.
  • Демократизация. Предоставлять ученику право на обладание собственным мнением, даже если оно ошибочно.
  • Упорядоченность. Все применяемые педагогические методы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели.
  • Единство. Преподаваемое в школе не должно идти вразрез с образом жизни учащегося, а, наоборот, дополнять его.
  • Культуросообразность. Педагогический процесс должен максимально опираться на культурную среду той страны, где находится учебное заведение.
  • Профессиональная целесообразность. Подбирать те методы и приемы, которые будут помогать ученику в овладении будущей профессией.
  • Политехнизм. Предоставление учащимся базовых знаний в разных сферах жизни.

Среди закономерностей
функционирования и развития воспитания
в целостном педагогическом процессе
необходимо выделить главную — ориентацию
на развитие личности. Принцип
непрерывного общего и профессионального
развития личности. Природосообразность
воспитания: воспитание
должно основываться на научном понимании
естественных и социальных процессов,
согласовываться с общими законами
развития природы и человека.

Загрузка ...
Adblock detector