Гравюра это не просто Что такое гравюра и какой она бывает

Тема 8. Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия хх в.

Гравюра и ремесла.
Роль и значение материала. Гравюра как
разновидность прикладного искусства.
Специфические средства гравюры, отличные
от рисунка. Виды гравюры. Особое свойство
гравюры эпохи Возрождения. Ксилография,
резцовая гравюра, офорт [1, тетр. 1, с.12–19;
5–7; 8, с. 9–21].

Контрольные
вопросы

  1. Каким образом и
    какие ремесла средневековой Европы
    способствовали возникновению гравюры
    как вида изобразительного искусства?

  2. Каким особым
    свойством, отличающим ее от других
    видов изобразительного искусства,
    обладает гравюра?

  3. Что является целью
    всего творческого процесса гравёра?

  4. Как вы понимаете
    мысль о том, что гравюра с самого своего
    возникновения «заговорила на особом
    языке»?

  5. Какие специфические
    средства, резко отличающие ее от рисунка,
    применяет гравюра?

  6. Какие черты
    характеризуют демократичность гравюры?

  7. Какие основные
    элементы лежат в основе каждого
    гравюрного листа?

  8. Охарактеризуйте
    основные виды гравюры.

  9. В чем специфика
    и отличие резцовой гравюры и ксилографии?

  10. Какая новая техника
    гравюры появляется в эпоху Возрождения?

Реформы Петра I
в истории отечественного прикладного
искусства. Творчество гравёров братьев
Зубовых. Центры гравирования: петербургская
типография и Академия наук. Новая школа
русских гравёров XVIII
в. Роль Академии художеств. Мастер
бытописания гравёр Иван Соколов.
Творчество Евграфа Чемесова, Семена
Щедрина. Гравёр Н.И. Уткин. Офорты И.И.
Шишкина. Творческое наследие В.В. Матэ.
Гравюра и «Мир искусства». Искусство
гравюры ХХ в. [1, тетр. 12, с. 493–544; 1, тетр.
13, с. 549–587; 15–22].

  1. Благодаря чему
    русская гравюра получила государственное
    значение?

  2. Какое влияние
    оказала Голландия на развитие русской
    гравюры в первой четверти XVIII
    в.?

  3. В чем выражается
    противопоставление петербургской и
    московской гравюры?

  4. Благодаря чему
    художественное изображение братьев
    Зубовых имело характер точного документа?

  5. Что входило в
    обязанности гравёра при Петре I?

  6. Почему гравёра
    Алексея Зубова называют «видописателем
    Петербурга»?

  7. Охарактеризуйте
    творчество гравёра И.А. Соколова.

  8. Как связана гравюра
    с открывшейся Академией художеств?

  9. Чем знаменательно
    творчество Евгарафа Петровича Чемесова?

  10. Дайте характеристику
    деятельности класса ландшафтной
    гравюры.

  11. По какому пути
    пошло развитие русской гравюры с
    организацией Академии художеств?

  12. Что такое очерковая
    гравюра?

  13. Какие новые техники
    гравюры получают развитие в России XIX
    в.?

  14. В каком жанре и
    технике работал гравёр Николай Уткин?

  15. Каково влияние
    событий Отечественной войны 1812 г. на
    развитие литографии?

  16. Охарактеризуйте
    творчество выдающихся русских литографов
    XIX
    в.?

  17. Что характерно
    для творчества Степана Галактионова?

  18. Каков вклад П.П.
    Свиньина в развитие русской гравюры?

  19. Кто из русских
    живописцев пробовал свои силы в
    литографии?

  20. Как проявлялся
    демократический характер русской
    гравюры середины XIX
    в.?

  21. Дайте характеристику
    содержания литографий Игнатия
    Щедровского.

Роль ученых-металлургов
П.П. Аносова и П.М. Обухова в развитии
искусства художественной гравюры на
стали. Сложение первого коллектива
художников-гравёров и формирование
основ Златоустовской школы художественного
металла.Творчество
иконописцев-живописцев старшего
поколения талантливых семейств Бушуевых,
Бояршиновых, Тележниковых. Новаторство
художника-гравёра И.Н. Бушуева [23, с.
75–101, 143–190; 26. с. 72–77, 82–83; 27, с. 26–30,
55–72, 198–202, 237–242; 28– 31].

  1. Раскройте вклад
    выдающегося металлурга, исследователя
    и администратора П.П. Аносова в развитие
    златоустовской гравюры на стали.

  2. Какова роль
    металлурга, исследователя и администратора
    П.М. Обухова в модернизации оружейного
    производства?

  3. Какие обстоятельства
    оказали влияние на развитие художественной
    гравюры на стали?

  4. Раскройте связь
    иконописного искусства с художественной
    обработкой металла на уральской земле.

  5. В силу каких
    обстоятельств имя художника-гравёра
    И.Н. Бушуева вошло в искусство
    художественной гравюры на стали как
    основоположника Златоустовской школы?

Предметы ширпотреба.
Утрата прикладного характера гравюры.
Особенности стиля, декора изделий.
Подарочные изделия. Деятельность
художников-гравёров Златоустовской
оружейной фабрики XIX
– начала ХХ вв. [26, с. 17–20, 31–37, 79–82,
95–98; 27, с. 198–202, 204–212].

  1. Что такое «предметы
    ширпотреба»?

  2. Почему изделия
    златоустовской художественной гравюры
    относились к этой категории продукции?

  3. Какое место в
    ассортименте занимали так называемые
    «пластины»?

  4. Чем объясняется
    утрата прикладного характера гравюры?

  5. Дайте характеристику
    художественно-декоративного решения
    изделий гравюры периода.

  6. Как события рубежа
    веков и начала ХХ в. отразились на
    ассортименте, дизайне и
    декоративно-технологическом убранстве
    изделий Оружейной фабрики Златоустовского
    завода?

  7. Что подразумевалось
    под «подарочными изделиями»?

  8. Назовите имена
    художников-гравёров XIX
    – начала ХХ вв., охарактеризуйте их
    творчество.

Художники стали применять травление металлической основы и получили технологию офорта, который расцвел в полную силу только в 17 веке. Гениальный портретист Рембрандт тоже занялся гравюрами и достиг значительных успехов на этом поприще. Художник Жан Калло полностью посвятил свою жизнь искусству гравюры и создал целую галерею портретов своих современников. увлекся переводом своих картин в гравюры. А Рубенс организовал специальную мастерскую, в которой воспроизводили его картины.

Кроме
выпуклой гравюры, еще существует и углубленная техника создания подобных
шедевров удивительного искусства. Для этого берется металлическая пластина
. Как правило, это либо медь, либо цинк, либо
железо или латунь. Потом на нее наносятся углубления в виде рисунка с помощью
линий и точек. Краска вбивается в такие углубления, потом доску покрывают влажной
бумагой. После указанных действий данная заготовка прокатывается под давлением
между валиками станка для печати.

Углубленная гравюра имеет свои разновидности. Резцовая техника
появилась еще в начале
XV века. 1446 годом датирована первая найденная гравюра,
исполненная в такой технике.

В
те времена рисунок врезался в металлическую доску резцом из стали. При этом он
имел квадратное сечение и ромбовидный срез. Такая техника позволяет
использовать только чистые линии.

Для
такого вида технологии создания гравюры характерно применение усилия с тем,
чтобы в конечном итоге получить точную, законченную форму изображения.

Эпоха
Возрождения ознаменовалась появлением шедевров данного вида искусства. Стали
известны мастера гравюры, а именно А.Дюрер,
А.Мантенья
и другие.

Еще один вид углубленной гравюры — это офорт
. Такая техника появилась на свет
в начале шестнадцатого столетия. Первая гравюра — офорт датирована 1513 годом.
Металл покрывался специальным лаком, а рисунок процарапывался иглой на лаке.
Затем доску опускали в кислоту, вследствие чего на металле проявлялся рисунок.

Еще
известна и пунктирная техника

создания углубленной гравюры. XVIII век ознаменовался
появлением нового способа создания шедевра такого искусства. Рисунок состоял из
сгущенных, а также разреженных точек. Потом изображение наносилось на
металлическую доску, которая предварительно была покрыта лаком, с помощью
специальных игл и рулеток. Затем доску протравливали. Таким путем рождалась
пунктирная гравюра.

Кроме
указных выше техник, во Франции появилась гравюра, изготовленная для
воспроизведения тонового рисунка с помощью туши. Назвалась такая технология акватинта
. Позже стали применять
сильную кислоту, что послужило появлению нового способа создания гравюры — лавис
. Также в XVII
веке еще и в черной манере стали изготавливать углубленную гравюру.

Разнообразие техники гравюры дополнилось еще
одним видом. Плоская гравюра получила название литографии
. Она появилась в Германии еще в 1796 году. Изобретателем
литографии по праву считают А.Зенфельдера. Оказывается, некоторые породы
известняка не оставляют на своей поверхности краску, если протравить их слабой кислотой.
Именно такая способность камня была взята за основу изготовления литографии

Сначала
все начиналось с того, что пластина из указного выше материала сглаживалась,
потом полировалась. Затем при помощи специального карандаша или кисти на
поверхность этой пластины наносился рисунок литографской тушью.

Смесь гуммиарабика
и кислоты

является той средой, в которой протравливали каменную поверхность с рисунком.
После такого процесса места, на которых нанесено изображение, легко принимали
краску для печати. Чистые поверхности попросту ее отталкивают. Краску наносили
на доску, а потом печатали на бумаге с помощью станка.

Особенность
литографии

заключается в легкости нанесения рисунка на камень. Однако мастерство человека,
который занимается изготовлением плоской гравюры неоспоримо. Ведь только мастер
своего дела может создать подвижную линию, способен равномерно свести тон. И в
результате таких действий появляется шедевр литографии.

Техника гравировки

Гравюра на дереве (Gravure sur bois (xylographie) — самый древний вид эстампа, где дерево использовалось как материал для выпуклой гравюры, в которой рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров.

При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Торцовая, или поперечная ксилография. Доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцевой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.

Чем тверже порода дерева (грушевое дерево или самшит) и однороднее ее структура тем тоньше получается изображение. Выполнение гравюры — занятие очень тонкое и кропотливое: штрихи наносятся с помощью гравировальной иглы затем углубления выдалбливаются долотом и стамеской разных размеров. Прежде художники редко сами исполняли свои гравюры, они делали подготовительный рисунок прямо на доске или снабжали им гравера, который приклеивал его на доску.

В западно-европейском искусстве XIX в. торцовая гравюра в отличие от продольной или обрезной использовалась преимущественно в книжной иллюстрации. Она исполняется штихелем на доске из самшита (или других твердых по род дерева) с перпендикулярными к ее поверхности волокнами (поперечный распил). Долгое время считалось, что техника торцовой гравюры была изобретена англичанином Т.

В словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья». С историей возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, с этого времени встречаются первые упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист «Сирены».

Первые же образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве» появились на рубеже XIV-XV веков и совпадают с первой датой в истории книгопечатания. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи.

Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 гола ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов — гравюры светского содержания. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии
), В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х годов — эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э.

Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в.

Окумура Масанобу ввёл 2 — 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века — Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа.

Возникла на рубеже 19-20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же, как и в обрезной ксилографии. Краска накладывается валиком, печатается как гравюра на дереве.

Гравюра на картоне

Вид высокой печати. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Толщина картона должна быть не менее 2-х миллиметров.

Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Художественные возможности гравюры на картоне ограничены. При удачном выборе это техники (для определенных решений) получают мягкий, живописный оттиск. Штрих в гравюре на картоне рваный, нечеткий и неустойчивый, тираж гравюры не велик.

Монотипия

Техника одного оттиска. Краски наносятся на идеальную гладкую поверхность печатной формы, не пропускающей воду (стекло, пластик и так далее), с последующим печатаньем на станке.

Трафарет как печатная форма первоначально изготовлялся очень просто, на гладкую ткань накладывался вырезанный из бумаги негативный рисунок, и получившийся в результате шаблон заливался сплошной краской, которая в местах не закрытых бумагой, походила сквозь матери и получалось изображение. При этом ткань, представлявшая собой как бы сито, способствовала равномерному распределению краски и получению ровного тона.

Сквозная печать таит в себе неисчерпаемые возможности, позволяя художнику-графику работать над формами не в «зеркальном» изображении, а в прямом: кистью, карандашом, и абсолютно не связывает творческий замысел художника техникой исполнения (заливка, мазок кистью, штрих, точка в любых комбинациях на одной форме).

Оттиск готовых изображений обычно имеет утолщенный слой краски, что дает особый визуальный эффект. Получения оттисков с пастообразным характером возможно только этой техникой, хотя она и требует сравнительно более продолжительной сушки.

В шелкографии печатная форма изготавливается ручным или механическим способами (можно совместить ручной и механический способы). В первом случае те участки изображения, которые должны оставаться белыми, как в старину, заклеиваются фигурными бумажными шаблонами или делают каким-либо иным способом, непроницаемым для краски.

рисунок, вырезанный или вытравленный художником-гравером на гладкой поверхности какого-либо твердого материала (металла, дерева, линолеума и т. д.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое красота – душа или тело

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАВЮРА

(фр. Gravure — вырезать) — вид графи-ки, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования: с одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество разноцветных оттисков (эстампов).

Все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Основные этапы исполнения гравюры включают перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование и печатание. По характеру обработки пе-чатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюру.

Обработка гравюрной доски происходит следующим образом. На хоро-шо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную.

К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). В углубленной гравюре рису-нок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага.

Печатают оттиски на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и воспроизвела рисунок. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, аквантина, лавис, мягкий лак и др. По своему назначению гра-вюра делится на станковую (эстами), то есть рассчи-танную на самостоятельное существование, и книж-ную. Существуют также различные виды прикладной гравюры экслибрис, лубок и др.

Практическое занятие

Цель:сформировать
представление о печатной гравюре как
оригинальном виде изобразительного
искусства; выявить технологические,
эстетические и функциональные особенности
печатной и декоративной гравюры; раскрыть
связь искусства гравюры и технической
революции; показать роль гравёра: автора
и исполнителя.

Вопросы для
обсуждения

1. Гравюра и
техническая революция.

2. Гравюра и научная
революция.

3. Гравёр: автор и
исполнитель.

Вопросы для
самостоятельной подготовки

1. Своеобразие
гравюры в ее технологической составляющей.

2. Ремесла как
основа для формирования видов и техник
гравюры.

3. Специфика
гравюрных техник.

4. Формирование
норм и правил искусства.

5. Демократизм
гравюры.

6. Новое мировоззрение
художников Высокого Возрождения и
развитие искусства гравюры.

7. Переодизация
стилей и техник европейской гравюры.

Вопросы оценки
освоения материала

  1. Природа и
    изобразительное искусство. Существует
    ли между ними связь?

  2. «Художественная
    форма» и «художественный язык» – это
    одно и то же?

  3. Играет ли какую-либо
    роль фон в создании художественного
    образа в графике?

  4. Может ли рисунок
    быть живописным, а живопись графичной?

  5. Можно ли отнести
    цветную книжную иллюстрацию к одному
    из разновидностей живописи?

  6. Можно ли сказать,
    что живопись и графика – это окно во
    внутренний мир художника?

  7. Является ли
    произведение графики и гравюры зеркальным
    отображением человека и мира?

  8. Существовала ли
    графика в Древнем Египте?

  9. Взаимосвязаны ли
    с художественным образом материал,
    техника обработки в гравюре?

  10. Можно ли сказать,
    что истоки гравюры лежат в народном
    творчестве?

  11. Согласны Вы с тем,
    что свою «родословную» графика ведет
    от эпохи палеолита?

  12. Относится ли
    гравюра к группе пластических искусств?

  13. Находили ли
    отражение в гравюре ведущие стилевые
    направления в искусстве?

  14. Могут ли существовать
    графика и гравюра в отрыве от своего
    времени?

  15. Существуют ли
    жанры в графике?

  16. Гравюра и ремесло.
    Существует ли между ними связь?

  17. Является ли офорт
    разновидностью тиражной графики?

  18. Можно ли отнести
    графику к временным видам искусств?

  19. Можно ли линию,
    штрих и тон отнести к выразительным
    средствам при работе над графическим
    пейзажем?

  20. Важны ли инструменты
    в деятельности гравера?

Цель:
составить представление о японской
гравюре как оригинальном искусстве
«читать линию»; раскрыть ее истоки и
периодизацию.

  1. Истоки японской
    гравюры.

  2. Периодизация и
    особенности японской ксилографии.

  3. Искусство «читать
    линию» XVII–XVIII
    вв.

1. Школа укиё-э.

2. Цветная японская
ксилография XVIII
в.

3. Каллиграфия в
японской гравюре.

Темы рефератов
и творческих заданий

  1. Цвет и принципы
    цветового решения в японской гравюре.

  2. Универсализм
    гравюр Хокусая. XIX
    в.

3. «Большие головы»
Утамаро – жанр женского портрета.

Цель:
изучить развитие художественной гравюры
Златоуста от «немецкой фабрикации» до
оружейного производства; раскрыть роль
металла в формировании основ будущего
производства художественной гравюры
на стали.

  1. Роль специалистов
    Западной Европы в формировании основ
    художественной металлообработки на
    Златоустовском заводе.

  2. Условия формирования
    Златоустовской
    школы авторского холодного украшенного
    оружия и стальной миниатюры.

  3. Особенности
    Ижевской школы гравирования.

  4. Тульская школа
    художественного металла.

  1. Русская гравюра
    и оружейное дело: Оружейная палата
    Московского Кремля, Петровские оружейные
    заводы.

  2. Истоки уральской
    гравюры.

  3. Переселение на
    уральский завод мастеров Золингена и
    Клингенталя.

  4. Влияние традиций
    западноевропейского и восточного
    оружейного искусства.

  5. Открытие
    Златоустовской оружейной фабрики.

  1. Искусство ижевских
    оружейников.

  2. Собрание произведений
    оружейного искусства Тулы в Государственном
    Эрмитаже.

  3. Выполнить серию
    эскизов (по выбору: в стиле И. Бушуева,
    в восточном стиле, в стиле западноевропейских
    мастеров оружейного дела).

Цель:
изучить состояние художественной
гравюры Златоуста в условиях оборонного
предприятия ХХ в.; раскрыть технологические
нововведения; выявить особенности
творческой манеры художников-гравёров
периода

  1. Чем объясняется
    прикладной характер златоустовской
    гравюры на стали в дореволюционный
    период?

  2. Дайте обоснование
    связи творчества художников-передвижников
    и мастеров гравюры на стали Златоуста.

  3. Состояние гравюры
    в послевоенные годы 1945–1955 гг.

  4. Технологические
    нововведения.

  1. Гравюра Златоуста
    рубежа XIX
    – начала XX
    вв.

  2. Художественная
    гравюра 1960–1980-х гг.: мастера, стиль,
    дизайн.

  3. Мастера художественной
    гравюры Златоуста.

  4. Технология
    златоустовской гравюры на металле.

Темы рефератов
и докладов

1. Творческое
наследие Г.М. Берсенева

2. Пейзаж в гравюре
М.С. Антипова

3. Корифеи
златоустовской художественной гравюры
на стали ХХ в. и их талантливые ученики.

Творческое
задание

  1. Составьте «каталог»
    изделий художественной гравюры на
    стали в стиле модерн.

  2. Образы, созданные
    мастерами златоустовской гравюры на
    стали (женские образы, образы флоры и
    фауны, сказочные герои) (презентация).

  3. Разработать серию
    фор-эскизов художественных изделий в
    традиционной технике златоустовской
    гравюры на стали.

Цель:раскрыть
особенности стилистики произведений
и творческой манеры мастеров современной
гравюры Златоуста; изучить процесс
создания гравюрной композиции.

  1. Современные
    мастерские декоративно-прикладного
    искусства Златоуста.

  2. Необходимость на
    предприятии и деятельность главного
    художника.

  3. Художественная
    гравюра на металле: мужское или женское
    дело?

  4. Технологические
    нововведения, их обоснованность и
    необходимость.

  5. Форма и содержание
    современных изделий гравюры.

  1. Деятельность
    мастерских декоративно-прикладного
    искусства г. Златоуста.

  2. Творчество Н.В.
    Лохтачевой заслуженного художника РФ,
    главного художника ООО МДПИ «ЛИК»,
    первой в истории златоустовской гравюры
    женщины художника-гравёра.

  3. Художники-гравёры
    Златоуста – члены творческих Союзов
    художников и дизайнеров.

  4. Понятия «условность»,
    «декоративность», «стилизация», их
    роль и применение в разработке гравюрной
    композиции.

  5. Молодое поколение
    художников-гравёров.

  1. «Лирический»
    талант Нины Лохтачевой.

  2. Скульптура и
    златоустовская гравюра на металле.

  3. Легендарные Щит
    и Меч Победы.

Творческое
задание

Разработать серию
эскизов художественных изделий в
современной технике златоустовской
гравюры на металле.

Металл и дерево

Искусство гравюры заключается не в отпечатке, а в изготовлении оригинала, с которого затем можно сделать любое количество копий. Чем прочнее будет материал, из которого изготовлена «доска», тем больше оттисков можно будет получить. Гравюры бывают двух видов: высокой и глубокой печати. Первый способ заключается в художественной прорезке оригинала в зеркальном отражении, с таким расчетом, чтобы краска перешла на бумагу с внешней поверхности вырезанного рисунка. А второй способ предусматривает, что краска перейдет на бумажный лист из заполненных ею углублений на «доске».

Искусство зародилось в 15 веке, с тех пор неоднократно видоизменялось. Гравировальные доски первоначально изготавливались из листовой меди, как наиболее мягкого металла. Позже появились ксилографические технологии, по которым доска вырезалась из твердых пород дерева. Этот способ был менее трудоемким, к тому же можно было создавать многоцветные отпечатки.

Гравюры старинные

Эстампы получили распространение в 15 веке. Наиболее ценные гравюры были созданы тогда же, в мастерских немецких художников Мартина Шонгауэра и Альбрехта Дюрера. Не отставали от них итальянцы Андреа Мантенья и Антонио Поллайоло.

В 16 веке искусство художественного оттиска получило широкое признание, в Европе гравюра была возведена в ранг высокого искусства, в основном благодаря шедеврам Дюрера, таким как «Четыре всадника Апокалипсиса», «Герб Смерти», «Меланхолия».

Конец 16 века ознаменовался прорывом в деле художественной гравюры, простые рисунки отошли в прошлое, появилась выразительная пластика, технологии прорезки существенно усложнились, параллельная и перекрестная штриховка позволяли добиться фантастических результатов в достижении объемного эффекта и в игре светотени. Рисунок приобрел признаки изысканности, что послужило стимулом для дальнейшего совершенствования методик.

Популярность

17 век стал золотым временем развития нового искусства — гравюры и офорта. Список жанров, в которых работали художники, все расширялся. Это были портреты и пейзажи, пасторали, батальные сцены, натюрморты, животные и Многие художники того времени почитали за честь попробовать свои силы в искусстве гравюры.

Искусство гравюры в Японии

Страна Восходящего Солнца, известная своими художественными традициями, не осталась в стороне. Японская гравюра — это целый пласт культурыстраны, часть ее национального изобразительного искусства. История появления первых оттисков «укиё-э» уходит корнями в 17 век. Тогда японская гравюра печаталась в черно-белом цвете. В начале 18 века художники внедрили цветную печать, и «укиё-э» преобразилась.

Гравюры в Японии стоили недорого и пользовались устойчивым спросом. На них изображались сцены из жизни простого народа. Это в первую очередь прекрасные гейши (это была главная тема), затем шли борцы сумо, и на третьем месте находились известные актеры театра кабуки. Спустя какое-то время вошла в моду пейзажная гравюра.

Охрана особо ценных экземпляров

Наиболее известные офорты, как старинные, так и сделанные в недавнем времени, систематизированы. Гравюра, фото которой доступно всеобщему обозрению, имеет свой регистрационный номер и, как правило, находится на учете. Это нужно для того, чтобы ее художественная ценность оставалась неприкосновенной. Раритетные экземпляры, такие как шедевры Альбрехта Дюрера, находятся под охраной ЮНЕСКО.

Современность

В начале 20 века развитие гравюры как вида искусства продолжалось. При советской власти появилось целое поколение талантливых художников, которые успешно творили на поприще офортов и эстампов. В этот период гравюра пережила свой очередной взлет, рисунок еще более усложнился, его выразительность подошла к своей кульминации.

В 30-х годах сформировалась русская, а затем и советская школа гравюры, представленная талантливыми художниками, а также их учениками. Перспектива дальнейшего развития искусства офорта вырисовывалась радужная. Затем, уже в предвоенные годы, гравюра стала плакатной, и ее популярность заметно снизилась.

После Великой Отечественной войны в течение почти 20-ти лет эстампы выпускались только как средство недорогой, но эффективной советской пропаганды. В настоящее время искусство гравюры находится в состоянии некоторого застоя, новых энтузиастов нет, а художники постарше заняты коммерческими проектами.

Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр.

graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати.

Штихели — инструменты для торцовой гравюры

Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок.

Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа, но не гравюры.

Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

ГРАВЮРА (французский gravure, от graver — вырезать), вид печатной графики, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которую нанесён рисунок посредством гравирования. Специфика гравюры — в её тиражности (т. е. возможности получать множество идентичных оттисков) и особой стилистике, обусловленной техникой обработки печатной формы.

По назначению гравюра делится на станковую (эстамп), книжную и прикладную (экслибрис и др.). Различают гравюру авторскую и репродукционную (воспроизводящую произведения живописи или рисунки). Гравюра бывает цветная и чёрно-белая (тоновая), последняя иногда раскрашивается вручную акварелью. гравюры могут объединяться в папки, альбомы, иногда переплетаться (увраж).

Способы обработки печатной формы (клише), с которой производится оттиск, могут быть: механическими — с применением стальных инструментов (гладилка, гранильник, гратуар, гравировальная игла, качалка, матуар, пуансон, рулетка, стипль, шабер, штихель и др.) — резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла; химическими — с применением азотной кислоты — акватинта, лавис, литография, мягкий лак, резерваж.

Механические и химические способы подготовки доски нередко сочетаются (офорт, карандашная манера, травленый штрих, пунктирная манера). По материалу печатной доски различаются: гравюры на металле (меди, цинке, стали, олове); гравюры на дереве (ксилография) — обрезная, или продольная (для неё применяются мягкие породы, например липа, груша), и торцовая (твёрдые сорта: берёза, бук, самшит, пальма); гравюры на линолеуме (линогравюра). С 20 века используются также картон, пластмасса, оргстекло.

При исполнении гравюры сначала грунтуется доска, на которую осуществляется перевод подготовительного рисунка с бумаги, затем происходит гравирование (посредством инструментов или травления) и, наконец, печатание. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской для печати, различают выпуклую (высокую), углублённую (глубокую) и плоскую гравюры.

При изготовлении выпуклой гравюры краска на клише накатывается валиком, после чего к нему прессом (иногда валиком, косточкой) равномерно прижимается бумага, воспринимающая краску. В углублённой гравюре краска набивается тампонами в углубления, и доска с наложенной влажной бумагой прокатывается между валами офортного станка.

Исторический очерк
. Гравюра впервые появилась в Китае в 6 веке нашей эры, её происхождение было вызвано потребностью в дешёвом тиражировании текстов и изображений. Развитие техники гравюры связано с художественными ремёслами (резьба по дереву, набойка, ювелирное, оружейное дело и тому подобное). История европейской гравюры тесно связана с историей книгопечатания, её распространению способствовало появление дешёвой бумаги в 14 веке.

А. Дюрер. «Жена, облачённая в солнце». Ксилография из серии «Апокалипсис». 1498.

Художественные возможности ксилографии (выразительность линий и контурного рисунка) с наибольшей полнотой раскрыли мастера немецкого Возрождения: А. Дюрер и М. Вольгемут. К концу 15 века развилась книжная гравюра в Италии (основной центр — Венеция).

Цветная ксилография (кьяроскуро) впервые выполнена Л. Кранахом Старшим в Германии, но широкое распространение получила в Италии, где её в 1516 году запатентовал У. да Карпи. Итальянская кьяроскуро варьирует не разные цвета, а градации одного и того же тона, её выразительность основана не на линии, а на пятне и контрастах света и тени.

Предлагаем ознакомиться:  Требования к оформлению диссертации ВАК 2017, ГОСТ

Резцовая гравюра на металле возникла в 1440-х годах в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»); генетически она связана с ювелирным искусством. От ксилографии её отличают более тонкая линия, разнообразная штриховка, дающая возможность детальной моделировки. Выдающимся мастером этой техники в 15 веке был М. Шонгауэр. В Италии А.

дель Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь впечатления рельефности и монументальности форм. А. Дюрер сочетал характерную для немецкой гравюры ювелирную точность штриха с итальянской пластичностью образов; тонкостью резьбы отличается серия ксилографий по рисункам Х.

Хольбейна Младшего «Пляска смерти» (1538), гравированных Х. Лютцельбургером. Во Франции книги иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. В начале 16 века М. Раймонди (Италия) применил гравюру резцом для репродуцирования живописи; оригинальные резцовые гравюры создавали Лука Лейденский (Нидерланды) и Ж. Дюве (Франция).

В 17-18 веках значительно расширилась сфера применения гравюры: иллюстрировались географические, анатомические и ботанические атласы, книги; наряду с картиной гравюра становится средством украшения интерьера; дешевизна сделала её наиболее подходящей техникой для художественной публицистики (лубок времён Великой французской революции, сатирические серии У.

Хогарта в Англии). Возросла потребность в репродукционной графике. Наряду с резцовой гравюрой (П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус во Фландрии; К. Меллан, Р. Нантёй во Франции) развиваются техники, упрощающие процесс гравирования: меццотинто и пунктир (Дж. Р. Смит и Ф. Бартолоцци в Англии); акватинта, лавис и карандашная манера (Ж. Б. Лепренс, Ж. Ш. Франсуа и Ж.

Демарто во Франции). Оперирующие пятном и тональными отношениями, эти техники обладали высокими декоративными качествами и были хорошо приспособлены для воспроизведения живописи и рисунка. Резцовая гравюра и офорт выступают часто в сочетании (жанровые сцены Д. Ходовецкого — в Германии). Около 1780-х годов Т.

Бьюиком путём усовершенствования ксилографии была создана торцовая гравюра, расширившая возможности гравюры на дереве благодаря введению тональных переходов. В 19 веке торцовая гравюра стала широко применяться для книжной иллюстрации (гравюры Доре во Франции, А. фон Менцель в Германии). В конце 18 века А.

В противоположность репродукционным техникам развивается офорт — одна из наиболее гибких техник гравюры, позволяющая фиксировать непосредственные впечатления и добиваться живописных эффектов. Впервые выполненный Д. Хопфером (Германия) в начале 16 века офорт быстро распространился (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии; У.

Граф в Швейцарии; Ф. Пармиджанино в Италии). Гравюра занимала важное место в творчестве многих выдающихся живописцев и рисовальщиков 17-18 века, которые преодолевали механическую природу гравюры, придавая ей импровизационность и индивидуальность, сближая гравюру с рисунком. Ж. Калло обогатил офорт повторным травлением, благодаря которому усиливались разнообразие и мягкость переходов, соответствовавшие гротескному трагизму его жанровых сцен. Х.

Сегерс, стремясь расширить цветовой диапазон офорта, экспериментировал с цветной печатью. Искусство офорта достигло вершины в творчестве Рембрандта, который динамикой штриха, светотеневой полифонией придаёт графике живописный характер. К офорту в 17 веке обращались К. Лоррен (Франция) («идеальные» пейзажи, напоённые светом и воздухом), фламандский живописец А.

ван Дейк (психологические портреты аристократов), чешский художник В. Голлар («космически» беспредельные архитектурные пейзажи) и др. Высокого развития офорт достиг в Голландии (анималистические офорты П. Поттера, жанровые — А. ван Остаде, пейзажные — Х. Сегерса и Я. ван Рёйсдала). В 18 веке к офорту обращались живописцы (Ж. А. Ватто и Ж. О.

Фрагонар во Франции). В этой технике А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези (Италия) создавали ведуты и каприччио (архитектурные фантазии). В циклах Ф. Гойи сочетание офорта с акватинтой создало новый уровень выразительных возможностей. Романтичная фантазия У. Блейка (Англия) нашла воплощение в выпуклой гравюре на меди, средневековые мотивы «плясок смерти» — в ксилографиях А.

Ретеля (Германия). Художественные возможности литографии были осознаны и реализованы в творчестве французских романтиков Т. Жерико, Э. Делакруа и особенно О. Домье, выполнившего около 4 тысяч произведений в этой технике. Оригинальный офорт возродили живописцы, устремлениям к пленэру которых соответствовали возможности этой техники: Э. Дега, К. Коро, Ф. Милле (Франция); Я. Йонгкинд (Нидерланды). К нему обращались также Дж. Уистлер (США), Л. Коринт, М. Либерман (Германия), А. Цорн (Швеция).

Историческое развитие углубленной гравюры

Литография

Л
итография
(Lifhographie от лито… и…графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.

В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн» или «корешок»).

На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые же поверхности камня ее отталкивают.

Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские.

Среди первых литографов, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Крупнейшим мастером литографии стал французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века в технике литографии работало несколько крупных карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Воклевский, Николай Степанов.

автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и другие. В 30-е года 20 века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Офорт

В начале XVI века возникает вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников — офорт. Основное достоинство офорта для художника в его живописности и художественной выразительности.

Техника выполнения офорта отличается от гравюры на металле: металлическая доска (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее — цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом или лаком, устойчивыми к воздействию кислоты, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла.

Существуют разные офортные техники, помогающие художнику достигать разнообразных художественных задач.

Во Франции офортом занимался великолепный мастер первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста — Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия.

Первенствующим мастером офорта является Рембрандт, который достиг удивительных художественных высот, в совершенстве постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

В конце XIX столетии новый расцвет офорта. Искусство офорта формируется в целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане).

Гравюра сухой иглой

Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах «барбах».

Акватинта

Изобретена во Франции в середине 18 века. Подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и к друг другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

В этой технике гравюра была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом – «качалкой» — на доску наносится многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются светлыми.

Техники печатной графики

Первые гравюры появились на Востоке. Примерно в VI веке н. э. китайские мастера использовали технику гравирования для создания печатей, клейм и оттисков. Такой вид гравюры был лишен изящества и мало напоминал произведения искусства, создавались гравюры с чисто практическими целями. Оттиски делались на мягких породах деревьев. Гравирование на дереве получило название ксилографии.

Европейцам искусство гравировки стало известно лишь в конце XIV — начале XV века. Новая техника использовалась для изготовления игральных и географических карт, книг и документов. К примеру, в Германии распространились гравированные листки с оттисками Священного Писания и картинками, изображающими библейские сюжеты.

В России техника гравировки распространилась лишь во второй половине XV века. Тогда же появились первые граверы.

XIX – начала ххi вв.

Первые отечественные
мануфактурные выставки и участие в них
изделий Златоустовской оружейной
фабрики. Значение первого на Урале музея
оружия, организованного П.П. Аносовым.
Первые Всемирные промышленные выставки
XIX
в. и международное признание искусства
уральских оружейников. Участие в
выставочной деятельности гравёров
Златоуста в ХХ в.

Златоустовские
изделия в зарубежных музеях и коллекциях
[26, с. 14–17, 26–30, 77–79; 27, с. 23–26, 202–204;
35–37].

  1. В каком году и где
    впервые была представлена продукция
    Златоустовской оружейной фабрики?

  2. Какие последствия
    имела первая презентация?

  3. Где и в каком году
    состоялась первая Всемирная промышленная
    выставка?

  4. Каков был характер
    продукции Златоуста?

  5. Когда иностранцы
    получили возможность увидеть первую
    русскую стальную пушку?

  6. Чем знаменит
    уральский чугунный павильон?

  7. Кто из
    художников-гравёров в советский период
    лично участвовал в зарубежных выставках?

  8. Что изменилось в
    выставочной деятельности гравёров
    Златоуста в
    2000-е гг.?

  9. Какие отечественные
    музеи и выставочные зала украшают
    произведения мастеров Златоуста?

  10. В каких музейных
    коллекциях Европы присутствуют предметы
    златоустовского оружейного искусства
    и художественной гравюры на стали?

Разновидности гравюры

В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства.

Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:

  1. Рельефная гравюра. Позволяла сделать всего оттиск.
  2. Торцовая ксилография. Позволяла сделать до 1500 оттисков.
  3. Линография. Можно было изготовить до 500 оттисков.

Углубленные. Вид гравюры, получающийся механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.

В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Разновидностью углубленных гравюр являются:

  • резцовая гравюра;
  • офорт;
  • гравюра сухой иглой;
  • мягкий лак;
  • пунктирная гравюра;
  • акватинта;
  • меццо-тинто;
  • лавис.

Плоские. Вид гравюры, получающийся при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.

На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.

Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.

Цветные. Техника получения цветных гравюр описана выше. На сегодняшний день цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.

Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.

Гравюра (франц. gravure
, от graver — вырезать; нем. graben
— копать) -1) всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;2) вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски); 3) печатный оттиск () на бумаге (или каком-нибудь
сходном материале) с пластины, на которой вырезан рисунок.

По сложившейся традиции, гравюрой называют также , в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую
( , ), углубленную
(гравюры на металле) и плоскую
(литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы ( , «сухая игла», меццо-тинто
) и химические — травлением изображения кислотой ( , «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности — возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.

Гравюра известна очень давно. Самые простые оттиски и сейчас делают дети, отпечатывая выпуклые рисунки или подкрашивая монеты и надавливая ими на бумагу. По своей природе, все техники гравирования пришли из ремесел: из резных набоек, которыми рисунок наносился на ткань, из ювелирного дела, которое использует резьбу по металлу и травление, из техник украшения оружия.

Не случайно гравирование перешло из ремесел на бумагу — человеку всегда хотелось повторить рисунок, картинку, орнамент, знак без изменений, сохранив их точность и красоту. Потому сначала в Китае, а затем и в Европе стали гравировать то, что хотели растиражировать — изображения святых, популярные листки, игральные карты и книги. И сейчас гравюра есть в каждом доме — это и марки, и бумажные деньги, и иллюстрации в некоторых старых книгах, и сами книги.

Предлагаем ознакомиться:  Как плести венки

Самые древние гравюры — гравюры на дереве () — появились в VI–VII
веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории.

Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г.

Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро
», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 — ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко — ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.

Итак, ксилография
позволяет сделать много оттисков — пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией — в конце XV в.

— появилась резцовая гравюра на металле
(медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник — фактически делать рисунок любой сложности.

Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой
), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство — похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой.

Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего
, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего
, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.

К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску — с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники — офорта, расцвет которого приходится на XVII век.

Это было время лучших мастеров-граверов
, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов;

Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.

В это время в офорте были представлены самые разные жанры — портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте — А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар — во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф.

Гварди — в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания.

А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века.

Так появились разновидности офорта — пунктир
(когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями — пунсонами — точек), акватинта
(т. е.
окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис
(когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера
(воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII — начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто

.

ГРАВЮРА

Рождение цветной гравюры

Как
и все предыдущие способы изготовления гравюры, цветная
имеет свою историю и технологию. Она может изготавливаться двумя
способами. В одном случае на доску накладывают разноцветную краску, после чего
доска печатается. Каждый оттиск не похож друг на друга. А вот при другом
способе для каждого цвета используется отдельная доска, которая проходит
обработку в нужных местах. После того, как на все доски нанесены все цвета, они
печатаются друг за другом на бумаге.

Разновидностей цветной гравюры достаточно много. И одна из
них — это кьяроскуро
, которая
получила свое развитие в XVI веке. Ксилография является основой
производства таких гравюр.

Для указанной техники было характерно нанесение красок на отдельные
доски. Кроме того, даже рисунки делились на части, которые и наносились на
отдельную поверхность. Мастером-первопроходцем в такой технике можно считать Уго ди Карпи
, который проживал в то
время в Италии. Он печатал свои шедевры с трех досок, используя при этом разные
цвета.

Уже
в XVII веке цветная
гравюра
появляется на Дальнем Востоке. Япония

стала именно той страной, где подобное искусство получило свое развитие.
Признанными мастерами стали Харунобу, Хокусай, Сяраку
и другие. Японская гравюра оказало непосредственное воздействие и на
искусство западных мастеров. Граверы всего мира признали творчество японских
профессионалов в области создания цветной гравюры.

ВНИМАНИЕ!
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

ГРАВЮРА

В конце 19 века техники репродукционной гравюры всё больше приближаются к фотомеханической репродукции и постепенно вытесняются ею. С 1890-х годов, утратив прикладное значение, возрождалась оригинальная (в том числе обрезная) ксилография, которая развивалась в рамках стиля модерн: станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У.

Моррис в Англии). На рубеже 19-20 века к гравюре обращаются как символисты (Дж. Энсор в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и реалисты (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Англии). Ксилография сыграла важную роль в сложении стилистики экспрессионизма (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде в Германии). Публицистическая страстность характерна для К.

Кольвиц (Германия) и Ф. Мазереля (Бельгия), использование традиций народной гравюры — для Х. Г. Посада и художников «Мастерской народной графики» в Мексике. Выразительные возможности линии, штриха и силуэта в гравюры привлекали к ней П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Руо (Франция), Дж. Моранди (Италия), Р. Кента (США).

В России гравюра на дереве распространилась с 16 века благодаря издательской деятельности И. Фёдорова, П. Мстиславца и др. С 17 века мастера Оружейной палаты создают гравюры на металле (С. Ф. Ушаков, А. Трухменский, Л. К. Бунин); параллельно развиваются лубок, конклюзия, печатаются «разрешительные грамоты».

В 1-й половине 18 века мастера Гравировальной палаты Академии наук резцом гравируют аллегории, ведуты, баталии, портреты (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев, Г. Ф. Шмидт). Во 2-й половине 18 — начале 19 века преподаватели, выпускники гравировального класса петербургской Академии Художеств и её члены создают шедевры портретной (Е. П. Чемесов, Н. И.

Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, И. В. и К. В. Ческие), резцовой и пунктирной гравюры (Г. И. Скородумов), применяют меццо-тинто (И. А. Селиванов) и лавис (Н. А. Львов, А. Н. Оленин). К офорту обращались архитекторы, скульпторы, живописцы (А. Г. Венецианов, О.А. Кипренский);

в офорте создаются карикатуры (И. А. Иванов, И. И. Теребенёв). Гравюру очерком (линеарную) использовал Ф. П. Толстой. Архитектурные пейзажи литографировали А. Е. Мартынов, П. С. Иванов. В 19 веке преобладала репродукционная гравюра: торцовая на дереве с 1825 года (Е. Е. Бернардский, К. К. Клодт, Л. А.

Серяков), резцовая на металле (Ф.И. Иордан, И. П. Пожалостин), офорт (И. С. Мосолов, В. В. Матэ). Оригинальный офорт возродили живописцы (И. Е. Репин, В. А. Серов, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкин), по инициативе гравёра Л. М. Жемчужникова и искусствоведа А. И. Сомова было учреждено Общество русских аквафортистов (1871-74).

На рубеже 20 века начинается расцвет авторской ксилографии (В. Д. Фалилеев, А. П. Остроумова-Лебедева) и линогравюры (В. И. Козлинский, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова). Возрождается гравюра резцом (Д. И. Митрохин), традиции реалистической гравюры на дереве продолжает И. Н. Павлов, классицистической — П. А.

Шиллинговский. В торцовой гравюре в 1910-1920-х годах работали Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и художники его школы — А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. И. Пиков и др., во 2-й половине 20 века — Д. С. Бисти, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров. Офорт 20 века представлен работами Е. С.

Кругликовой, И. И. Нивинского, С. М. Никиреева, Б. Ф. Французова. Значительного развития достигла литография (Г. С. Верейский, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин). С середины 20 века распространилась серийная линогравюра, тяготеющая к экспрессивной обобщённости формы, — тоновая (А. А. Ушин) и цветная (В. Е. Попков, В. Г. Старов). Утратив к 20 веку репродукционное значение, гравюра сохраняет художественное благодаря богатству и разнообразию выразительных средств.

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895-1899. Т. 1-2; Delteil L. Le peintre graveur illustré. Р., 1906-1930. Vol. 1-30; Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; П., 1923; Кристеллер П. История европейской гравюры. М.; Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры. М., 1941;

Русская гравюра XVI-XIX вв. Л.; М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.; Л., 1951; Hillier J. Japanese masters of the colour print. L., 1954; Laran J. L’estampe. Р., 1959. Vol. 1-2; Ковтун Е. Ф. Что такое эстамп. Л., 1963; Японская гравюра. М., 1963; Bersier J. Е. La gravure. Р., 1963; Hind А. М.

An introduction to а history of woodcut. Boston; L., 1963. Vol. 1-2; idem. А history of engraving and etching… N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914. Р., 1966; Adhemar J. La gravure originale au XX siècle. Р., 1967; Журов А. П., Третьякова Е. М. Гравюра на дереве. М., 1977;

Гравировальная палата Академии наук XVIII в. Сб. документов. Л., 1985; Турова В. В. Что такое гравюра. 3-е изд. М., 1986; Очерки по истории и теории гравюры: [В 14 кн.]. М., 1987; Флекелъ М. И. От М. Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX вв. М., 1987; Фаворский В. А.

Как выглядит рисунок-известно всем. А вот что такое гравюра — знает далеко не каждый. Между тем, и рисунок, и гравюра относятся к одному и тому же разделу изобразительного искусства, носящему название графики. Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком.

В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. На нее свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полету мысли художника. Недаром в графике так час го говорят об индивидуальном «почерке», о неповторимом своеобразии манеры выражения.

Гравюра имеет много общего с рисунком. Она также оперирует штрихом и линией, цвет почти всегда играет в ней лишь вспомогательную роль. Однако основное различие между гравюрой и рисунком заключается в том, что гравер не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность, а потом уже с этой поверхности переносит изображение на бумагу.

Гравюрой и называют отпечаток на бумаге, полученный с особым образом обработанной печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка, и гладкий камень и др. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает.

В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литографию, ксилографию и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге — оттиск, или, как его иногда называют, эстамп. Правда, эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.

Но в чем же смысл гравюры? Почему художник-гравер выполняет сложную и трудоемкую работу по дереву, металлу, камню, а не рисует сразу на бумаге?

Рисунок, как и картину, можно сделать только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить его нельзя, потому что каждая копия и репродукция всегда бывает хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. Главным ее качеством является тиражность — возможность сделать с одной печатной доски много оттисков.

Обычай вешать на стену репродукции основан именно на дороговизне произведений живописи. Дешевую репродукцию всегда можно убрать и заменить другой. Однако фотомеханическая репродукция — не искусство. И не только потому, что в репродукции, как правило, искажается цвет, меняется размер и теряются все тонкости оригинала.

Загрузка ...
Adblock detector