Электронная коммерция — история развития, определение, плюсы, минусы и перспективы

История развития

Первый коммерческий опыт ведения бизнеса с помощью коммуникационных технологий получен в США в 60-х гг. XX века: American Airlines совместно с IBM начали создавать автоматизированную систему заказа мест на рейсы – Semi-Automatic Business Research Environment. За счет SABRE, самостоятельного дистанционного приобретения билетов, перелеты стали доступнее для пассажиров, а автоматизация резервирования снизила стоимость тарифов.

Изначально ведение организовывалось с использованием собственных протоколов электронного обмена информацией. Для развития и ускорения были созданы Electronic Data Interchange, стандарты передачи электронных сообщений между пользователями. К 70-м годам уже было 4 индустриальных образца информационного обмена при управлении транспортом.

В мире

В 80-х годах началось объединение спецификаций США и Европы. Сформированный на основе GTDI шаблон EDIFACT стал применяться для получения передаточного протокола почты Х400, это вывело на новый уровень электронное предпринимательство. Если в 1996 году продажи через Интернет находились в зачаточном положении, то к 2000 году дистанционная коммерция стала уже значимой частью экономики со стабильно растущим электронным движением капитала. Появились и компании, обучающие дистанционному зарабатыванию денег через Интернет, яркий тому пример – INFINii.

В России

Сетью Internet пользуется половина российского населения, такая разновидность торговли интересна коммерсанту и клиенту. Известный образец востребования услуг в России: e-Commerce Partners Network (ePN). По данным Data Insight Россия занимает 5-е место на мировом рынке по объемам продаж. Однако развитие собственных электронных площадок сдерживает отсутствие правового регулирования в национальном законодательстве. У организаций нет юридической защищенности, что порождает конкурентную недобросовестность.

Е-commerce, привнося в бизнес рост конкуренции и экономию затрат на фоне глобального расширения охвата деловых интересов, обладает большим потенциалом для выгоды потребителя и для развития предпринимательского дела, включая совместное коммерческое управление торговыми партнерами. По прогнозам к концу 2019 г. не менее 60 % продаж станут осуществляться через Интернет.

Чем отличается электронный бизнес от электронной коммерции

Полный цикл любого бизнеса состоит из маркетинговых исследований, производства, сбыта и платежей, а мера задействования в этом процессе информационных услуг и технологий связи определяет уровень классификации предпринимательского дела к электронному типу. Коммерция представляет собой часть е-бизнеса, являясь формой предложения и поставки продукции, где выбор, заказ, оплата товаров происходят через компьютерные сети. Покупателями могут быть частные люди и организации.

E-commerce, или электронная коммерция, — особая сфера экономики, в которой транзакции осуществляются посредством использования компьютерных сетей.

По большей части в данной области экономических отношений стали популярны интернет-магазины, мобильные приложения продавцов, где можно с легкостью приобрести что-либо. Все более часто встречаемыми способами взаимодействия в рамках e-commerce становятся электронные платежи – через приложение или сайт банка (Сбербанк Онлайн, к примеру), или бесконтактные платежи по картам или через телефон (Apple Pay). Помимо этого, в России и по всему миру приобрели популярность заказ и покупка авиа- или железнодорожных билетов.

Предлагаем ознакомиться:  Как выглядят половые органы гермафродита

Широта распространения данной сферы обусловлена тем, что электронные платежи снижают до минимального уровня или исключают полностью необходимость личного присутствия в учреждении, с которым пользователь производит транзакцию, и, следовательно, число таких дистанционных сделок растет. Помимо этого, электронные платежи проходят значительно быстрее, чем платежи наличными, что на сегодняшний день, когда время стало особенно ценным ресурсом, очень важно и играет в пользу e-commerce.

Поскольку осуществление транзакций этим способом все глубже входит в нашу жизнь, логичным будет предположить, что использование e-commerce для компании – верный способ значительно увеличить число потенциальных и реальных покупателей. Вложение средств в развитие данной сферы для каждой компании окупается в относительно более короткие сроки.

Электронный бизнес — форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением информационных технологий (локальные и глобальные сети, специализированное программное обеспечение и т.д.).

Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей, поддержку партнерских отношений и др.

2. Электронная коммерция как сфера сетевой экономики

Первоначально электронная коммерция («е-commerce») представляла собой форму организации продаж. Не претендуя на самостоятельность, она лишь воспроизводила методы традиционной коммерции, перенося их в среду Интернет. В последствие, электронную коммерцию стали рассматривать как сферу сетевой (электронной, цифровой, веб и др.) экономики.

Под сетевой экономикой понимается хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Сетевая экономика технологически представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.

«Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций».

Электронная коммерция обеспечивает выполнение ключевых функций сетевой экономики, способствующих проведению сделок с использованием возможностей сети Интернет. В целом эти возможности сводятся к трансформации цепей поставок, информированию покупателей, а также организации приёма заказов и платежей.

Электронная коммерция состоит из шести основных элементов, обеспечивающих проведение бизнес-операций:

  1. Электронный обмен данными(Electronic Data Interchange, EDI) – обмен информацией с использованием цифровых средств коммуникации стандартизированными бизнес-документами (заказы и счета) между покупателями и продавцами. Основу электронного обмена данными составляют стандарты форматирования и передачи информации, разрабатываемые Международной организацией по стандартизации (ISO).

В частности, обмен данными регулируется стандартом EDIFACT (ISO 9735) – «Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте». Кроме этого, существуют региональные стандарты, например: ГОСТ 6.20.1-90 (Россия), ANSI X.12 (США). Электронный обмен данными позволяет унифицировать документооборот между торговыми партнёрами, снизить количество возможных ошибок и автоматизировать потоки информации.

  1. Электронное движение капитала(Electronic Funds Transfer, EFS) –электронный обмен или перевод денег с одного счета на другой. В электронной коммерции EFS связано с проведением электронных денежных трансакций. Механизм EFS предполагает обмен данными между серверами, обрабатывающими денежные трансакции и связанную с ними информацию.
Предлагаем ознакомиться:  Как рассчитать стоимость блюда

В качестве примера такого обмена данными можно привести систему международных межбанковских расчётов SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications). В электронной коммерции такие системы используются для осуществления не только межбанковских, но и любых иных видов платежей. Электронное движение капитала классифицируется по содержанию трансакций (дебетовые, кредитовые), по сфере их применения (например, бизнес-трансакции) или по видам операторов (банки, провайдеры). При этом операторами трансакций могут выступать и «виртуальные организации» (например, сервисы для обмена виртуальных денег).

  1. Электронная торговля(e-trade) – проведение торговых операций и сделок в сети Интернет, посредством которых совершается покупка (продажа) товаров, а также их оплата. Операции в электронной торговле включают в себя выбор товара, подтверждение заказа, приём платежей и обеспечение доставки.

Обычно реализация этих функций обеспечивается не непосредственно продавцами, а оказывающими посреднические услуги провайдерами. Причём оплата и доставка может быть не связана с использованием сети Интернет (например, по почте или транспортной компанией). Хотя тенденция развития электронных продаж свидетельствует о постепенном переходе к использованию возможностей Интернета на всех этап цикла продажи товара.

  1. Электронные деньги (e-cash) – денежные обязательства эмитента перед доверителем в электронном виде. Электронные деньги одновременно являются средством платежа и обязательством эмитента. Их преимущество заключается в скорости безналичных расчётов, а недостаток – в ограниченности сферы применения. Перевести электронные деньги в обычные можно только в рамках взаимоотношений между их владельцем и эмитентом.

Использование электронных денег в платёжных системах подразумевает наличие электронных кошельков, представляющих собой сервис онлайновых трансакций, сохраняющий платёжную информацию пользователей. Разновидностью электронных денег являются предоплаченные пластиковые карты, которые обладают всеми характеристиками пластиковых карт, но не предполагают возможности пополнения.

Рынок электронной коммерции

Такой вид коммерции отличается разносторонностью. Основные области протекания:

  • маркетинг;
  • продажа-покупка, включая электронные магазины и доски объявлений;
  • разработка и производство продукта одновременно несколькими компаниями, в том числе через поиск сотрудничества через системы «partner»;
  • администрирование (налоги, таможня);
  • транспортное обслуживание;
  • ведение бухучета;
  • платежные системы;
  • разрешение конфликтов, споров.

3. Основные секторы коммерческого взаимодействия (модели взаимодействия)

Традиционно сферы электронной коммерции разделяют на секторы в зависимости от  участников сделок и направления взаимодействия (см.  рисунок 1)

Рисунок 1. 9 секторов коммерческого взаимодействия

Остановимся подробно на четырех основных секторах коммерческого взаимодействия в зависимости от участников:

  1. B2C(Business-to-Consumer) – вид электронной коммерции, подразумевающий осуществление сделок между юридическими и физическими лицами. Чаще всего речь идет о розничной торговле через Интернет. Это могут быть специализированные порталы продавцов, электронные торговые площадки или адресные рассылки. В результате клиенты получают возможность, не выходя из дома, выбирать и оплачивать товары на основе конкурентных предложений продавцов. Продавцы сокращают товарные запасы и ускоряют оборот, уходя от затрат на содержание торговых помещений и персонала, а также напрямую получают информацию о потребительских предпочтениях.
  2. B2B(Business-to-Business) – подразумевает осуществление сделок между предприятиями (юридическими лицами и предпринимателями). Технически такое взаимодействие обычно осуществляется на базе специализированных открытых интернет-платформ со стандартным набором инструментов и правил. Интерактивные базы данных позволяют не только обеспечить большой объём предложения, но и отслеживать процесс исполнения заказа. К сделкам «B2B» часто относят организацию оптовых поставок товара и размещение заказов на производственных предприятиях.
  3. С2С (Consumer-to-Consumer) – вид электронной коммерции, подразумевающий осуществление сделок между физическими лицами. Обычно это связано с торговлей через электронные доски объявлений ( «Avito» и др.) или на электронных торговых площадках («Meshok», «eBay», «Delcampe» и др.).
  4. B2G (Business-to-Government) – подразумевает осуществление сделок между экономическими субъектами (юридическими лицами) с одной стороны и государственными (муниципальными) органами управления
    с другой. В широком смысле данное понятие включает в себя любые платные услуги, оказываемые экономическими субъектами государственным или муниципальным учреждениям с использованием электронного обмена данными. Примером может служить портал госзакупок РФ.
Предлагаем ознакомиться:  Как узнать свою электронную почту (найти, показать мой адрес)

Согласно нормам действующего законодательства сделки B2G осуществляются в форме конкурсов, тендеров или котировок. В качестве преимуществ B2G можно выделить крупные размеры сделок, высокую платёжеспособность покупателя и имиджевость заключаемых контрактов. Для этого вида бизнеса существуют довольно высокие входные барьеры, преодолеть которые под силу только очень крупным компаниям.

Для наглядного представления основных процессов и действий, которые могут выполняться с применением информационных технологий в электронном бизнесе, рассмотрим жизненный цикл изделия и коммерческий цикл.

Жизненный цикл изделия (продукции) — временной интервал и совокупность действий, выполняемых от момента выявления потребностей в определенной продукции или услугах до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта (см. рисунок 2). Жизненный цикл изделия включает множество этапов, отображенные на рисунке 2, включая разработку товара и подготовку производства, освоение производства товара, производство, сбыт (продажи), сервисные услуги (доставка, послепродажное обслуживание, техническая, консультационная и другая поддержка), общефирменные функции (бухгалтерские учет, управление персоналом и др.)

Рисунок 2. Жизненный цикл изделия (продукта)

На рисунке 3 упрощенно представлен коммерческий цикл, включающий процесс коммерческой деятельности (розничная и оптовая торговля) от формирования идеи бизнеса до послепродажного обслуживания и поддержки.

Рисунок 3. Традиционный и «электронный» коммерческий цикл

Загрузка ...
Adblock detector