Дорожные происшествия число причины учет участники

Прохождение медосвидетельствования

Дата
прохождения

Медицинское
учреждение

Результат

Примечания

(оборотная
сторона) Дорожно-транспортные
происшествия


п/п

Дата

Вид
ДТП

Последствия
ДТП

Меры,
принятые к водителю


записи в журнале
ДТП

Погибло

Ранено

Матер.
ущерб

Нарушение
Правил дорожного движения


п/п

Дата
нарушения

Вид
нарушения

Место
нарушения

Источник
информации

Принятые
меры

Журнал инструктажей по безопасности движения


п/п

Дата
проведения

Ф.
И.
О.

водителя

Ф.
И.
О.

инструктирующего

Тема
инструктажа

Подписи

водителя

инструктирующего

Содержание вводного
инструктажа по безопасности движения
должно отражать особенности транспортной
деятельности данного предприятия,
основные требования по обеспечению
безопасности движения, требования по
выполнению режима труда и отдыха
водителей, порядок информирования
руководства о ДТП и нарушениях Правил
дорожного движения, приемы оказания
доврачебной медицинской помощи на месте
ДТП.

Предрейсовый
инструктаж направлен на информирование
водителя о конкретных мерах обеспечения
безопасности движения на данном маршруте
перевозки: характеристике дорожных
условий, наличии опасных мест, методах
организации дорожного движения,
особенностях перевозки данного вида
груза, требованиях безопасности движения
при перевозке людей, особенностях
перевозки детей, прогнозе метеоусловий.

Сезонный инструктаж
прежде всего направлен на формирование
у водителей знаний и умения безопасного
управления автомобилем в соответствующих
дорожных и климатических условиях,
ознакомления с типичными причинами ДТП
в данных погодных условиях.

Внеплановые
инструктажи по безопасности движения
проводятся обычно при направлении
водителей в длительный рейс или на
работу в отрыве от головного предприятия,
при совершении ДТП в данном предприятии,
при изменении вида перевозок или типа
транспортного средства.

6. 2. Задачи службы эксплуатации

— разработка
графиков работы водителей на линии,
организация контроля за режимом труда
и отдыха водителей АТП;

— инструктаж
водителей о дорожных условиях и схеме
организации дорожного движения на
маршруте перевозок;

— обследование
соответствия автомобильных дорог,
железнодорожных переездов, автобусных
остановок, погрузочных пунктов на
маршруте перевозок требованиям
безопасности движения;

— составление
паспортов и схем маршрутов;

— нормирование
скоростных режимов на маршрутах, выдача
рекомендаций водителям о рациональных
режимах движения;

— организация
контроля за работой водителей на линии;

— организация
проведения предрейсовых и послерейсовых
медицинских осмотров водителей;

— организация
стажировки и повышения квалификации
водителей.

Именно служба
эксплуатации в основном обеспечивает
выполнение безопасных условий перевозок
пассажиров и грузов при организации
перевозочного процесса. Поэтому
транспортное предприятие должно иметь
полную и достоверную информацию об
условиях движения на маршрутах перевозок.
Это достигается периодическим
обследованием улично-дорожной сети.

Исходными материалами
для обследования дорог являются данные
о геометрических характеристиках
дороги, информация о транспортной
нагрузке, результаты анализа ДТП,
дислокация технических средств
организации дорожного движения, сведения
о месторасположении постов ГАИ, станций
техобслуживания, остановок маршрутного
транспорта.

По результатам обследования
составляется соответствующий акт
обследования. Акты обследования с
перечнем выявленных недостатков,
угрожающих безопасности дорожного
движения, передаются в соответствующие
организации. Результаты обследования
дорог используются службой эксплуатации
при организации перевозочной деятельности.

Служба эксплуатации
должна вести учет обнаруженных водителями
недостатков в состоянии улично-дорожной
сети, железнодорожных переездов,
остановочных пунктов маршрутного
транспорта, неисправностей технических
средств организации движения.

Журнал
учета замечаний по состоянию дорожной
сети на маршрутах перевозок


п/п

Дата

Характер
замечания

От
кого получена информация

Кому
направлена

Отметка
об устранении недостатков

При обследовании
дорог, по которым проходят маршруты
пассажирских перевозок, необходимо
предварительно проанализировать
результаты устранения недостатков по
актам предыдущих обследований маршрута,
произвести опрос водителей, работающих
на этих маршрутах, изучить статистику
аварийности, выявить места концентрации
ДТП и потенциально опасные участки.

Классификация таких участков основана
на коэффициентах аварийности или
безопасности (опасные участки при
коэффициенте аварийности более 40 или
коэффициенте безопасности менее 0,
6). Потенциально
опасными считаются также участки,
состояние которых не отвечает требованиям
безопасности движения.

Обследование
автобусного маршрута производится в
процессе проезда по нему автобуса с
комиссией. При этом обращается внимание
на состояние проезжей части, наличие
ограждающих устройств на искусственных
сооружениях и высоких насыпях, условия
видимости, состояние и оборудование
железнодорожных переездов, дислокацию
дорожных знаков, регламентацию скоростного
режима.

На городских и пригородных
маршрутах необходимо также проверить
состояние и информационное оборудование
остановочных пунктов, наличие и
оборудование пешеходных переходов,
искусственное освещение, состояние
пересечений с трамвайными путями. По
результатам обследования составляется
акт с перечнем выявленных недостатков
и выводами о возможности выполнения
перевозок на существующих маршрутах
или об открытии нового.

Для адаптации
водителей к условиям работы на данном
предприятии или на маршруте, отработки
навыков безопасного управления
транспортными средствами предусмотрена
система стажировки. Обязательная
стажировка проводится для водителей,
поступающих на работу после получения
удостоверения на право управления
автомобилем. Допуск водителя к работе
на транспортном средстве любой модели
без предварительной стажировки запрещен.

Водители грузовых
автомобилей, впервые назначаемые на
работу, проходят стажировку сроком до
одного месяца. Водитель-наставник должен
иметь стаж работы на грузовом автомобиле
не менее трех лет при отсутствии ДТП и
нарушений Правил дорожного движения.
Водитель-наставник должен иметь
свидетельство, удостоверяющее его
специальную подготовку.

Для водителей
автобусов предусмотрены предмаршрутная
и маршрутная стажировки. Предмаршрутная
стажировка направлена на формирование
навыков и умения безопасного, экономичного
и комфортного управления автобусом.
Программа предмаршрутной стажировки
включает теоретические занятия,
практические занятия на тренажере и
учебной площадке.

Предлагаем ознакомиться:  Гипервентиляционный синдром причины симптомы и лечение

Маршрутная
стажировка проходит под контролем
водителя-наставника на том маршруте,
где стажер будет в дальнейшем работать.
Стажер самостоятельно управляет
автобусом без пассажиров, соблюдая при
этом расписание движения.

Водитель-наставник
должен иметь стаж работы на автобусах
не менее пяти лет, работать последние
три года без ДТП и нарушений Правил
дорожного движения.

Продолжительность
стажировки различных категорий водителей
автобусов приведена в табл. 6.1.

Таблица
6.1

Категория
водителя

Продолжительность
стажировки часов,

предмаршрутной

маршрутной

итого

I.
Лица, не работавшие водителями и
получившие удостоверение на право
управления автобусом

61

163

224

II.
Водители, прошедшие переподготовку
с категорий транспортных средств В и
С на Д

30

72

102

III.
Водители I и II класса, ранее не работавшие
на автобусе

18

32

50

IV.
Водители, имеющие право на управление
автобусами, но не управлявшие ими
более полугода

8

24

32

V.
Водители, имеющие право на управление
автобусами, но не управлявшие ими
более трех месяцев

8

16

24

VI.
Водители, переведенные с одной марки
автобуса на другую

32

32

VII.
Водители, переведенные с одной категории
маршрута на другую

от
4 часов до1 рейса

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.

Аналогичное определение приведено в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090. В приведённом значении понятие применяется в других нормативных актах, договорах (КАСКО, ОСАГО, аренды/лизинга транспортных средств и др.) и при разрешении судебных споров.

Признаки ДТП

Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия. Проезд на запрещающий сигнал светофора (действие) или неприменение экстренного торможения (бездействие) происходят по воле и при участии водителя, а последствия (механические повреждения ТС и других объектов, ранение или гибель людей) наступают в результате законов физики и изменений в организме пострадавшего.
    Провалившийся под асфальт автомобиль

    Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя

  2. ДТП происходит в процессе движения транспортного средства. Хотя бы одно ТС должно перемещаться. Повреждение стоящего автомобиля отлетевшим от проезжающего мимо транспорта предметом будет являться ДТП, даже если в повреждённом транспорте никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль рассматривается как причинение ущерба жилищно-коммунальными службами, собственниками зданий и пр.
  3. Происшествие случается в процессе дорожного движения. ПДД определяют дорожное движение как взаимоотношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорогой, в свою очередь, является поверхность, специально предназначенная для передвижения транспорта, к которым также относят обочины, трамвайные пути, разделительные полосы и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные дворовые дороги, автостоянки, площадки на АЗС, жилые зоны и другие аналогичные поверхности, не предназначенные изначально для сквозного проезда) не является дорогами, но движение по таким участкам должно осуществляться с соблюдением ПДД. Соответственно, произошедшие на них события рассматриваются в качестве ДТП. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки ДТП не являются. Виновник в причинении ущерба будет устанавливаться исходя из фактических обстоятельств на основании гражданско-правовых норм.
    Провалившийся под лёд автомобиль

    Происшествия с автомобилями вне дорог не могут считаться ДТП

  4. В событии задействовано как минимум одно транспортное средство — техустройство, конструктивно разработанные как устройство для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. ТС может быть оборудовано двигателем (механическое ТС) или приводиться в движение другими способами (мускульной силой, животными). Помимо собственно автомобиля (трактора, иной самодвижущейся машины), ПДД относят к транспортным средствам велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к транспортным средствам (п.1.2 ПДД). Мотоблок со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по изначальному конструкторскому замыслу не предназначен для движения по дорогам, хотя технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осёл и прочие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в связи с тем, что не могут рассматриваться в качестве технического устройства, но телега, карета и другие подобные объекты, которые иногда встречаются на дорогах, признакам ТС соответствуют полностью. Происшествия с подобными экзотическими средствами будут рассматриваться в качестве ДТП.
    Разбившийся на дороге мотоблок с прицепом

    Авария мотоблока не является ДТП

  5. Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде ранения или гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза, любого иного материального вреда. Повреждение декоративной ограды, например, будет являться ДТП, даже если на автомобиле не осталось ни царапины. Если автомобиль сбил с ног пешехода, но он при этом не пострадал, то событие нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушение водителем ПДД. В то же время если пешеход в результате наезда разбил телефон или порвал брюки, то событие отвечает признакам ДТП, т. к. материальные последствия присутствуют. Для отнесения события к ДТП недостаточно любого повреждения организма. Правилами учёта ДТП, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647, и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015, утверждённым Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р, применительно к ДТП считаются:
    • раненным — человек, получивший телесные повреждения, в результате которых он на срок не менее 1 суток помещался в больницу либо нуждался в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ);
    • погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п.3.1.9 ОДМ).
Предлагаем ознакомиться:  Как организовать группу продленного дня

Основные причины ДТП

проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог.

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения.

Мужчина сидит на земле после ДТП

Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.
    Девушки за рулём

    Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП

  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины — 60 см;
    • длина отдельной выбоины — 15 см;
    • глубина отдельной выбоины — 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.
    Пьяные уснули в машине

    Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП.

Предлагаем ознакомиться:  Сифилис на губах - причины, симптомы, лечение

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Девушка устанавливает знак аварийной остановки

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.
Пост ДПС

При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий — неправильный выбор скоростного режима.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Загрузка ...
Adblock detector