Что делать если подросток стал неуправляемым

Рано или поздно

Взросление ребенка происходит не от нашего желания, такова природа, а с ней не поспоришь. Вчерашний

неожиданно осознал, что он индивидуален, а еще ему непонятно почему у него меняется ход мыслей, иногда не может объяснить даже собственные поступки. Весь мир разделился на черное и белое… Ребенок превратился в неуправляемого  подростка

Ничего страшного рано или поздно начинается подростковый период:  бурная гормональная и физическая перестройка организма. Все родители хотят быть мудрыми, в подростковый период мудрость очень необходима. Ребенок с одной стороны как бы взрослый, а с другой такой еще «маленький». Он также нуждается в любви, хотя не признается в этом, он очень раним и обидчив. В организме ребенка идет перестройка, и мудрые родители должны пересмотреть свое отношение к взрослеющему ребенку.

Детский сад: ребенок не умеет проигрывать

Анамнез, как я и предположила, был. Сразу из роддома — в другую больницу, потом долгое выхаживание, массажи-электрофорезы. Диатез, отдельная диета, о яслях даже не думайте, может быть, детский садик, когда-нибудь потом… Старшая беспроблемная сестра беспроблемно училась в четвертом классе и охотно играла с забавным младшим братиком, вполне снисходительно (он же маленький!) перенося его капризы.

«Внимательно следите за интеллектуальным развитием, чтобы не пропустить чего, — сказали врачи семье, в которой был один профессор и два доцента. — Старайтесь работать на опережение». Работали. В три с половиной года Саша начал читать. В пять — решал несложные уравнения. Очень любил играть на барабанах (вообще оказался очень ритмичным).

С четырех лет ходил на фигурное катание (полезно для здоровья), бросил, когда стало нужно не просто кататься, а напрягаться на результат. Сочинял забавный детский рэп, даже однажды дошкольником выступил с ним в «Гигант-холле». При этом не слышал никого, кроме себя, почти не общался с детьми и совершенно не умел проигрывать в игры с правилами — сразу бросал все и уходил в слезах.

Ходили к психологу. Психолог сказал: нужна социализация. Здоровье сейчас вполне в пределах, так что все в сад. Садик взяли частный (в государственных не было места), пошли в подготовительную группу. На занятиях Саше нравилось поражать всех (и детей, и воспитателей) своими знаниями и умениями, но за пределами занятий отношения с одногруппниками не ладились — Саша предлагал им сложно-сюжетные ролевые игры и требовал, чтобы они ему во всем подчинялись (так играли в семье). Дети, разумеется, отказывались.

«Почему бы тебе не поиграть в их игры?» — спросил отец. «Мне неинтересно», — ответил Саша. Расспросив сына подробнее, отец признал, что предлагаемые одногруппниками игры действительно «какие-то дебильноватые». В саду Саша не был агрессивным, не дрался, общался в основном с выбранной им воспитательницей, которая готова была его благодушно слушать, так что в общем год прошел без особых эксцессов.

У ребенка появились секреты

Родителям хотелось бы быть самым близким человеком для своего чада, так оно и было, пока сынуля или дочура были маленькими, а сейчас что-то разладилось… У ребенок перестал делиться своими мыслями, не просит совета, у него появились секреты и он стал каким-то замкнутым. У него теперь главный авторитет друзья.

Чем больше родители настаивают на откровенности, тем  более сын или дочь отчуждаются. Что делать? Как не потерять доверия подростка? Наказания, крики, требования только больше отдалят. Да и родители рискуют получить противодействие. Не вмешиваться в отношения подростка и показывать холодность? Ни в коем случае!

Школа: не буду я к ним приспосабливаться

По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».

Предлагаем ознакомиться:  Что делают из нефти? Основные нефтепродукты. Что изготавливают из нефти

В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» — никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает и даже не очень старается это скрыть.

В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно всё наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.

В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним, как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.

Сначала родители не решились — до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает, как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!».

«Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…»

Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, то здесь, в гимназии, он оказался в середняках.

«Замечу — прибью»

Родители ужасно боятся, как бы ребенок не попал в дурную компанию, стараются оградить от дурной компании, от друзей, которые по их мнению дурно влияют на их кровиночку. Чего только не предпринимают предки и телефонные разговоры подслушивают, и сообщения читают, и карманы проверяют… Это ни к чему хорошему не приведет, а только подрывает  авторитет и доверие.

Ребенку захочется как можно скорее освободиться от надзора и ему не захочется возвращаться домой и общаться с близкими людьми, которые будут хвататься за голову: «Неуправляемый ребенок»… Без контроля подростка оставлять тоже нельзя. Контролировать можно, но абсолютно незаметно и ненавязчиво. Желательно найти с подростком общий язык и обсудить границы дозволенного, что можно, а что нельзя. Только без крика и истерик.

Очень серьезно надо поговорить с ребенком о наркотиках,

. На жизненных примерах показать последствия: искалеченные  жизни.

Нормальный, просто противный

что делать если подросток стал неуправляемым

Старый заслуженный психиатр из Военно-медицинской академии сказал матери Саши: «Да не волнуйтесь вы, дамочка, никакой психиатрии у вашего сына нет. Нормальный он у вас. Просто противный». Мать разрыдалась в кабинете и потом еще месяц пила новопассит, чтобы успокоиться.

Семейный совет наконец-то взглянул правде в глаза и признал правоту психиатра: с умным, развитым Сашей действительно неприятно общаться. «Он все время, каждым словом как будто ущипнуть тебя хочет», — сказала сестра. «Я почему-то с ним все время чувствую себя старой дурой», — заметила бабушка (доктор исторических наук). «Он со мной явно конкурирует, хочет уесть, но я думал, это нормально, по Фрейду», — пожал плечами отец.

— Саша, а ты сам-то понимаешь, что это с тобой, а не с миром что-то не так? — подступили к подростку родственники.

— Ну что ж, — пожал плечами Саша. — Значит, вы меня как-то не так с самого начала воспитывали. Вот теперь и расхлебывайте…

Предлагаем ознакомиться:  Чай из ромашки: как заварить ребенку? Видео

— Мы в тупике, — признала мать. — С ним говорила я, говорил отец, говорил директор школы и классный руководитель. Он то ли не хочет, то ли не может понять. Поведения своего не меняет. Ну вот, из гимназии нас выгонят — и что? Куда он пойдет? Получается, что права та первая учительница… все проблемы он унесет с собой. И разложит на новом месте.

— Конечно, — кивнула я. — Спасибо вам за рассказ. Следующий раз вы мне не нужны. Я буду говорить с Сашей.

Мягко и деликатно

Детям часто кажется, что родители его не понимают. А почему? Просто занятые своими мыслями и делами мама или папа считают переживания подростка пустяками. Для родителей, возможно, это и пустяк, а для подростка очень серьезно. Особенно это касается первой любви. И мамам, и папам, и бабушкам, и дедушкам лучше бы поднапрячься и вспомнить себя в юности, свою

, волнения…  и постараться вникнуть в проблему юного отпрыска. Мягко и деликатно намекнуть, как понятны его проблемы, и постараться снизить накал эмоций у ребенка. Только ни в коем случае нельзя высмеивать предмет обожания подростка.

Все мы доски в этом гребаном заборе…

— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.

Школа: не буду я к ним приспосабливаться

— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.

— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?

— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.

— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.

— А вы мешали?

— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты, — у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла… Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.

Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее. Чего она хочет?

— Ну… Не знаю. А чего?

— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно… И есть два чисто геометрических способа решения этой ее задачи — стать выше тех, кто рядом. Предлагай.

— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.

— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?

— Ну, разбогатела, например?

— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?

— Может быть, выучила испанский язык?

— Отлично! Ты поймал! Еще?

— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот…

— Замечательно. В общем, досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.

Все мы доски в этом гребаном заборе...

— Вот так, что ли?

— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор… Но что в этом случае первым попадется на глаза?

— Другие доски вдалеке, того же размера… — вздохнул Саша.

— Верно. Решение?

— Добраться до них и их притопить тоже.

— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный — это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник и так далее. А виртуальный — это когда ты…

— …Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.

Предлагаем ознакомиться:  Когда заготавливают березовые веники для бани и как их делают

— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!

— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели…

— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.

— Получается, так… А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?

— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов… А энергию понятно, откуда взять?

— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом…

В реале я его больше не видела. Но этим летом мать Саши постучалась в мою дверь, дала мне диск и сказала, что Саша благополучно закончил гимназию и по конкурсу поступил в институт культуры. Диск я посмотрела дома. Там Саша сначала играл в ансамбле ударником (музыка мне не понравилось, слишком громко и невнятно, но юноша стучал очень вдохновенно), а потом он уже в одиночку читал рэп.

Не пренебрегать собой

Довольно часто родители в глазах подростка теряют авторитет, становятся неинтересными для него как личности. Почему это происходит? Может быть, родители не достаточно любят свое чадо? Или ведут непорядочный образ жизни? Нет, нет, и еще раз нет! «

», — как сказал Козьма Прутков. Просто родители растворились в любви к своему чаду! О себе просто забыли, и минуты для себя нет – все только ради детей. Дети привыкают к такому положению вещей и все принимают как должное, а родители теряют в его глазах уважение, они неинтересны как личности. Родители, забыв о себе, посвятили детям полностью свою жизнь, а повзрослевшие дети перестали их уважать, и родители как личности не вызывают интереса.

Не нужно пренебрегать собой, а жить полной жизни и получать от нее удовольствия. Поверти, это нужно не только вам, но и вашим детям. Современные, увлеченные, эрудированные родители – это же такой повод для гордости! Да и родителям самим добавится сил для воспитания подростка. Тогда и не будет ребенок сводить с ума, и никто не назовет его неуправляемым.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых. Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Поделитесь с друзьями:

Подростковый период – это лишь период, шаг во взрослую жизнь и он пройдет. У мудрых родителей подросток не будет неуправляемым. А мудрость, как говорят психологи, и показывает жизнь, заключается в том, что не надо смотреть на подростка как на маленького ребенка и:

  • Научиться уважать мнение ребенка и прислушиваться к нему
  • Перестать делать выговоры и унижать друзей

Родители должны стать талантливыми  дипломатами, способными договориться с кем угодно о чем угодно.

Загрузка ...
Adblock detector